Формы речи виды: Виды и формы речи.

Виды и формы речи.

Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы.

В психологии различают два вида речи:

— внешняя;

— внутренняя.

1. Внешняя речь включает устную и письменную речь.

Одной из первых у человека появилась восклицательная речь. Её основная задача сообщить всем ос воём состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет принято только в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической – это речь поддерживаемая собеседником, в ходе которой собеседник может помочь закончить мысль (беседа), в процессе разговора участвуют двое. Эта речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником.

Выделяют три основных типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин — основная часть — концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Для диалога характерны:

персональность адресации, т. е. индивидуальное обращение друг к другу;

спонтанность и непринуждённость – собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, возвращаясь к уже сказанному;

ситуативность речевого поведения — непосредственный контакт говорящих;

эмоциональность — ситуативность, спонтанность и непринуждённость речи в непосредственном общении усиливают её эмоциональную окраску.

Другая форма устной речи называется монологической, или монологом – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли и он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три типа:

информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи — лекции, отчёты, сообщения, доклады.

убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога:

  1. монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

  2. монолог — это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не разщитан на ответную реакцию собеседника.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог — это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.

Характеризуя эти два вида устной речи надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. Они могут быть похожи друг на друга, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалог, т.е. говорящий может обращаться или ко всем слушателям, или к воображаемому аппоненту.

Диалогическая и монологическая речь могут быть

активной или пассивной. Активная форма речи – это речь говорящего человека, а пассивная – это речь слушающего человека. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребёнок, прежде всего, учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной или пассивной форм речи. Очень часто бывает, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передаёт свои собственные мысли. И, наоборот, хорошо говорит, но не умеет слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь. Она появилась намного позднее устной. Благодаря письменной речи, люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям.

Письменная речь отличается от устной речи тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Она представляет собой разновидность монологической речи, более развёрнута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Письменную речь можно строить произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине её легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково (не редко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим – устно).

2. Внутренняя речьэто особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому, для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Она формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развёртывания структуры внутренней речи, построения её в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Внутренняя речь, прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления.

Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности её автора к сообщению.

Понятность речи зависит:

— от её смыслового содержания;

— от её языковых особенностей;

— от соотношения между её сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой стороны.

Выразительность речи предполагает учёт обстановки выступления, ясность и отчётливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

53. Виды речи. Шпаргалка по общей психологии

53. Виды речи. Шпаргалка по общей психологии

ВикиЧтение

Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич

Содержание

53. Виды речи

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. В ходе совместного труда и жизни люди испытывали и испытывают потребность согласовать совместные действия, обменяться мнениями друг с другом по поводу происходящих событий.

Диалог – речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность выразить свою мысль, высказать свое отношение и быть понятым собеседником.

Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом.

Диалог ситуативен. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается, изменяет свою направленность и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической. Увеличение количества материала, сообщаемого одним говорящим в диалогической речи, постепенно приводит к новому качественному образованию – монологической речи.

Монологическая речь протекает также в ситуации общения, но характер общения изменяется: монолог непрерывен, поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим. По реакции слушателей он судит лишь о том, насколько понятна им речь и какое воздействие она оказывает.

Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.

Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Чувства и эмоции автора должны быть переданы умелым подбором слов и поняты читателем из контекста. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения.

Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь.

Темп речи

Темп речи Первое, на что мы обращаем внимание – темп речи.Каждому человеку присущ свой собственный темп речи. Он может изменяться в зависимости от обстоятельств, эмоционального состояния, но в среднем он один и тот же.Не нужно общаться с человеком достаточно долго, чтобы

Интонация речи

Интонация речи Самый легкий признак, по которому мы моментально распознаем изменение голоса – тон. Тон – это основа голосовой интонации. Тон бывает низким, высоким и средним.Когда люди выясняют отношения, они говорят «на повышенных тонах». Сообщая что-то тайное или

Прощальные речи

Прощальные речи В жизни, как и в книге, самое важное – это финал. От того, как пройдет ваш последний разговор, зависит то, чем окончится ваш роман. Как же пройти это испытание достойно, оставаясь максимально дипломатичной и корректной?Коварный этический вопрос № 1, который

§50. Культура речи

§50. Культура речи Мы знаем уже, что наша мысль достигает полной чёткости и ясности только тогда, когда она получает выражение во внешней речи. Мы знаем, что невозможность сделать свою мысль понятной для другого свидетельствует о том, что она не до конца уяснилась и для нас

Различные виды речи

Различные виды речи Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой по преимуществу речи современного человека жест играет

Волшебство речи

Волшебство речи Связывайте себя с самыми лучшими проявлениями этого мира и отстраняйтесь от неугодных вам. В этом вам поможет великий, могучий, правдивый и свободный — родной язык. Когда вы произносите: «Я счастлив! Мне улыбнулась удача! У меня отличное настроение!» — я

Развитие речи

Развитие речи Речь — главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т. е. с которыми достижимо реальное

41. Виды речи

41. Виды речи Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной

Развитие речи

Развитие речи Заканчивая главу о лингвистических методах воздействия, я хочу дать вам самый важный совет.Развивайте собственную речь!Ваша речь должна быть грамотной, литературно правильной, но в то же время яркой, разнообразной и оригинальной. Людям нравится, когда

Темпоритм речи

Темпоритм речи Каждый человек говорит в определенном ритме. Если вы прислушаетесь к своему собеседнику, вы без труда уловите его ритм. Ритм определяется скоростью произнесения слов, паузами между отдельными словами и фразами. Один человек «тараторит» без перерыва,

частей речи | Грамматика

Что такое часть речи?

Мы можем разделить английские слова на 9 основных типов называемых «частями речи» или «классами слов». Очень важно распознавать части речи. Это поможет вам анализировать предложения и понимать их. Это также поможет вам строить хорошие предложения.

  • Таблица частей речи
  • Примеры частей речи
  • Тест по частям речи

Части речи Таблица

Это краткое изложение 9 частей речи*. Вы можете найти более подробную информацию, если вы нажмете на каждую часть речи.

часть речи функция или «задание» пример слов примеры предложений
Глагол действие или состояние (чтобы) быть, иметь, делать, как, работать, петь, может, должен EnglishClub — это веб-сайт. Мне нравится EnglishClub.
Существительное вещь или человек ручка, собака, работа, музыка, город, Лондон, учитель, Джон Это моя собака . Он живет в моем доме . Мы живем в Лондоне .
Прилагательное описывает существительное хороший, большой, красный, ну и интересный Мои собаки большие . Мне нравятся больших собак.
Определитель ограничивает или «определяет» существительное a/an, the, 2, some, many У меня есть две собак и кроликов.
Наречие описывает глагол, прилагательное или наречие быстро, молча, ну плохо, очень, очень Моя собака быстро ест . Когда он очень голоден, он действительно ест быстро.
Местоимение заменяет существительное я, ты, он, она, кто-то Тара — индианка. Она красивая.
Предлог связывает существительное с другим словом до, в, после, но Мы пошли в школу в понедельник .
Соединение объединяет пункты, предложения или слова и, но, когда Я люблю собак и Я люблю кошек. Мне нравятся кошки и собаки . Мне нравятся собаки , но я не люблю кошек.
Междометие короткое восклицание, иногда вставляемое в предложение о!, ой!, привет!, хорошо Ой ! Это больно! Привет ! Как дела? Ну , не знаю.

* Некоторые источники по грамматике традиционно делят английский язык на 8 частей речи. Другие говорят 10 . В EnglishClub мы используем более новую классификацию 9 частей речи. Примеры других категорий:

  • Глаголы можно рассматривать как две разные части речи:
    • лексические глаголы ( работать, нравится, бегать )
    • вспомогательные глаголы ( быть , иметь , должен )
  • Определители могут рассматриваться как прилагательные, а не как отдельная часть речи.

Примеры частей речи

Вот несколько примеров предложений с разными английскими частями речи:

глагол
Стоп!
сущ. глагол
Джон работает.
сущ. глагол глагол
Джон это рабочий.
местоимение глагол существительное
Она любит животных.
сущ. глагол существительное наречие
Тара говорит Английский ж.
сущ. глагол прилагательное существительное
Тара говорит хорошо английский.

от
местоимение глагол предлог определитель существительное наречие
Она побежал до станция быстро.

прон. глагол прил. существительное соединение прон. глагол прон.
Она лайков большой змей но я ненавижу им.

Вот предложение, в котором есть все части речи:

от
междометие прон. соединение. дет. прил. существительное глагол преп. существительное наречие
Колодец, она и мой молодой Джон прогулка до школа медленно.

слов с более чем одним заданием

Многие слова в английском языке могут иметь несколько назначений или быть более чем одной частью речи. Например, «работа» может быть глаголом и существительным; «но» может быть союзом и предлогом; «Хорошо» может быть прилагательным, наречием и междометием. Кроме того, многие существительные могут выступать в роли прилагательных.

Чтобы проанализировать часть речи, спросите себя: «Какую работу выполняет это слово в этом предложении?»

В таблице ниже вы можете увидеть несколько примеров. Конечно, их больше, даже для некоторых слов в таблице. На самом деле, если вы заглянете в хороший словарь, то увидите, что слово «, но » выполняет шесть операций:

.
  • глагол, существительное, наречие, местоимение, предлог и союз!
слово часть речи пример
работа существительное Моя работа проста.
глагол Я работаю в Лондоне.
но соединение Джон пришел но Мэри не пришла.
предлог Все пришли но Мария.
скважина прилагательное Тебе ну ?
наречие Она хорошо говорит .
междометие Ну ! Это дорого!
днем ​​ существительное Мы ели днем ​​ .
существительное, действующее как прилагательное У нас был послеобеденный чай.

Основные части речи — грамматика

Существительное

Название чего-либо, например человека, животного, места, предмета или понятия. Существительные обычно используются как подлежащие, дополнения, объекты предлогов и модификаторы других существительных.

  • Я закончил исследование.
    • I = предмет
  • Мэгги написала диссертацию .
    • диссертация = объект
  • Автор представил результаты в главе 4 .
    • в главе 4 = объект предлога
  • Его исследования выводы могут способствовать социальным изменениям.
    • исследование = модификатор

Глагол

Выражает, что делает человек, животное, место, вещь или понятие. В английском языке глаголы следуют за существительным.

  • Чтобы получить докторскую степень, требуется много усилий.
  • Она училась жесткий для теста.
  • Написать диссертацию сложно. (Глагол «быть» также иногда называют связкой или глаголом-связкой. Он связывает подлежащее, в данном случае «написание диссертации», с дополнением или сказуемым предложения, в данном случае «трудно». «)

Прилагательное

Описывает существительное или местоимение. Прилагательные обычно стоят перед существительным или после глагола состояния, например, глагол «быть».

  • прилежная ученица досрочно выполнила задание.
    • Прилежный описывает студента и стоит перед существительным студент .
  • трудно совмещать время на учебу и работу.
    • Трудно ставится после глагола to be и описывает, что значит балансировать время.

Помните, что прилагательные в английском языке не имеют формы множественного числа. Одна и та же форма прилагательного используется как для единственного, так и для множественного числа существительных.

  • А разные идея
  • Некоторые разные идеи
  • НЕПРАВИЛЬНО: некоторые отличий идей

Наречие

Это дает больше информации о глаголе и о том, как было выполнено действие. Наречия сообщают, как, где, когда, почему и т. д. В зависимости от контекста наречие может стоять до или после глагола, в начале или в конце предложения.

  • Прошел курс с энтузиазмом .
    • С энтузиазмом описывает, как он прошел курс, и отвечает на вопрос как .
  • Стивен недавно записался на программу Graduate Certificate in Communication в Walden.
    • Недавно изменяет глагол enroll и отвечает на вопрос when .
  • Затем, Я убедился, что большинство моих источников прошли рецензирование.
    • Затем описывает и изменяет все предложение. См. эту ссылку на переходы для получения дополнительных примеров конъюнктивных наречий (наречия, которые соединяют одну идею с другой, чтобы улучшить связность письма).

Местоимение

Это слово заменяет существительное или именную группу (например, оно, она, он, они, тот, те,…).

  • Смит (2014) провел собеседование с заявителями, когда они прибыли.
    • они = заявители
  • Он интересовался идеями которые ранее никогда не записывались, а не теми которые уже были опубликованы.
    • He = Смит; , что = идеи; эти = эти идеи

Определитель

Это слово делает ссылку существительного более конкретной (например, его, ее, мой, их, тот, а, этот, эти, ).

  • Джонс опубликовала свою книгу в 2015 году.
  • Книга была очень популярна.

Предлог

Этот предлог стоит перед существительным или именным словосочетанием и связывает его с другими частями предложения. Обычно это отдельные слова (например, on, at, by ,… ), но может содержать до четырех слов (например, насколько, в дополнение к, в результате, …).

  • Я выбрал для интервью учителей в ближайшем ко мне округе.
  • Регистратор был помещен рядом с интервьюируемым.
  • Я остановил запись в середине интервью из-за низкого заряда батареи.

Союз

Слово, соединяющее два предложения. Это может быть координация (простой способ запомнить это — запомнить ФАНБОЙЦЫ = для, и, ни, но, или, тем не менее, так) или подчиненный (например, потому что, хотя, когда, …).

  • Результаты были незначительными, поэтому была принята альтернативная гипотеза.
  • Хотя результаты кажутся многообещающими, в этой области необходимо провести дополнительные исследования.

Вспомогательные глаголы

Вспомогательные глаголы. Они используются для образования полных глаголов.

  • Первичные вспомогательные глаголы (be, have, do) показывают времена прогрессивного, пассивного, совершенного и отрицательного глаголов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *