Виды и формы речи.
Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы.
В психологии различают два вида речи:
— внешняя;
— внутренняя.
1. Внешняя речь включает устную и письменную речь.
Одной из первых у человека появилась восклицательная речь. Её основная задача сообщить всем ос воём состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет принято только в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее.
Основным исходным
видом устной
речи является
речь, протекающая в форме разговора.
Такую речь называют разговорной,
или диалогической – это речь поддерживаемая собеседником,
в ходе которой собеседник может помочь
закончить мысль (беседа), в процессе
разговора участвуют двое. Эта речь в
психологическом плане является наиболее
простой формой речи. Она не требует
развёрнутого выражения речи, поскольку
собеседник в процессе разговора хорошо
понимает то, о чём идёт речь, и может
мысленно достроить фразу, произнесённую
другим собеседником.
Любой диалог имеет свою структуру: зачин — основная часть — концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.
В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
Для диалога характерны:
— персональность адресации, т. е. индивидуальное обращение друг к другу;
— спонтанность и непринуждённость – собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, возвращаясь к уже сказанному;
— ситуативность речевого поведения — непосредственный контакт говорящих;
— эмоциональность — ситуативность, спонтанность и
непринуждённость речи в непосредственном
общении усиливают её эмоциональную
окраску.
Другая форма устной речи называется монологической, или монологом – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли и он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три типа:
— информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи — лекции, отчёты, сообщения, доклады.
— убеждающая
речь обращена
к эмоциям слушателей, в этом случае
говорящий должен учитывать его
восприимчивость. Разновидности убеждающей
речи: поздравительная, торжественная,
напутственная.
— побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога:
монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
монолог — это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не разщитан на ответную реакцию собеседника.
Монологическую
речь различают по степени подготовленности
и официальности. Ораторская речь всегда
представляет собой заранее подготовленный
монолог, произносимый в официальной
обстановке. Однако в определённой
степени монолог — это искусственная
форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.
Характеризуя эти два вида устной речи надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. Они могут быть похожи друг на друга, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалог, т.е. говорящий может обращаться или ко всем слушателям, или к воображаемому аппоненту.
Диалогическая и монологическая речь могут быть
Другим видом речи
является письменная
речь.
Она
появилась намного позднее устной.
Благодаря письменной речи, люди получили
возможность хранить накопленные
человечеством знания и передавать их
новым поколениям.
Письменная речь отличается от устной речи тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Она представляет собой разновидность монологической речи, более развёрнута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Письменную речь
можно строить произвольно, так как
написанное всегда перед нашими глазами.
По той же причине её легче понимать. С
другой стороны, письменная речь является
более сложной формой речи. Она требует
более продуманного построения фраз,
более точного изложения мыслей. Кроме
того, процесс формирования и выражения
мысли протекает в устной и письменной
речи неодинаково (не редко одним людям
легче выразить свою мысль письменно, а
другим – устно).
2. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому, для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Она формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развёртывания структуры внутренней речи, построения её в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Внутренняя речь, прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления.
Информативность
речи зависит,
прежде всего, от ценности сообщаемых в
ней фактов и от способности её автора
к сообщению.
Понятность речи зависит:
— от её смыслового содержания;
— от её языковых особенностей;
— от соотношения между её сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой стороны.
Выразительность речи предполагает учёт обстановки выступления, ясность и отчётливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
53. Виды речи. Шпаргалка по общей психологии
53. Виды речи. Шпаргалка по общей психологииВикиЧтение
Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич
Содержание
53. Виды речи
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. 
Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. В ходе совместного труда и жизни люди испытывали и испытывают потребность согласовать совместные действия, обменяться мнениями друг с другом по поводу происходящих событий.
Диалог – речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность выразить свою мысль, высказать свое отношение и быть понятым собеседником.
Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом.
Диалог ситуативен. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается, изменяет свою направленность и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической. Увеличение количества материала, сообщаемого одним говорящим в диалогической речи, постепенно приводит к новому качественному образованию – монологической речи.
Монологическая речь протекает также в ситуации общения, но характер общения изменяется: монолог непрерывен, поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим. По реакции слушателей он судит лишь о том, насколько понятна им речь и какое воздействие она оказывает.
Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.
Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Чувства и эмоции автора должны быть переданы умелым подбором слов и поняты читателем из контекста.
Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения.
Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь.
Темп речи
Темп речи Первое, на что мы обращаем внимание – темп речи.Каждому человеку присущ свой собственный темп речи. Он может изменяться в зависимости от обстоятельств, эмоционального состояния, но в среднем он один и тот же.Не нужно общаться с человеком достаточно долго, чтобы
Интонация речи
Интонация речи
Самый легкий признак, по которому мы моментально распознаем изменение голоса – тон.
Тон – это основа голосовой интонации. Тон бывает низким, высоким и средним.Когда люди выясняют отношения, они говорят «на повышенных тонах». Сообщая что-то тайное или
Прощальные речи
Прощальные речи В жизни, как и в книге, самое важное – это финал. От того, как пройдет ваш последний разговор, зависит то, чем окончится ваш роман. Как же пройти это испытание достойно, оставаясь максимально дипломатичной и корректной?Коварный этический вопрос № 1, который
§50. Культура речи
§50. Культура речи Мы знаем уже, что наша мысль достигает полной чёткости и ясности только тогда, когда она получает выражение во внешней речи. Мы знаем, что невозможность сделать свою мысль понятной для другого свидетельствует о том, что она не до конца уяснилась и для нас
Различные виды речи
Различные виды речи
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.
Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой по преимуществу речи современного человека жест играет
Волшебство речи
Волшебство речи Связывайте себя с самыми лучшими проявлениями этого мира и отстраняйтесь от неугодных вам. В этом вам поможет великий, могучий, правдивый и свободный — родной язык. Когда вы произносите: «Я счастлив! Мне улыбнулась удача! У меня отличное настроение!» — я
Развитие речи
Развитие речи Речь — главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т. е. с которыми достижимо реальное
41. Виды речи
41. Виды речи
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя.
Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь
Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи
Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной
Развитие речи
Развитие речи Заканчивая главу о лингвистических методах воздействия, я хочу дать вам самый важный совет.Развивайте собственную речь!Ваша речь должна быть грамотной, литературно правильной, но в то же время яркой, разнообразной и оригинальной. Людям нравится, когда
Темпоритм речи
Темпоритм речи
Каждый человек говорит в определенном ритме.
Если вы прислушаетесь к своему собеседнику, вы без труда уловите его ритм. Ритм определяется скоростью произнесения слов, паузами между отдельными словами и фразами. Один человек «тараторит» без перерыва,
частей речи | Грамматика
Что такое часть речи?
Мы можем разделить английские слова на 9 основных типов называемых «частями речи» или «классами слов». Очень важно распознавать части речи. Это поможет вам анализировать предложения и понимать их. Это также поможет вам строить хорошие предложения.
- Таблица частей речи
- Примеры частей речи
- Тест по частям речи
Части речи Таблица
Это краткое изложение 9 частей речи*. Вы можете найти более подробную информацию, если вы нажмете на каждую часть речи.
| часть речи | функция или «задание» | пример слов | примеры предложений |
|---|---|---|---|
| Глагол | действие или состояние | (чтобы) быть, иметь, делать, как, работать, петь, может, должен | EnglishClub — это веб-сайт. Мне нравится EnglishClub. |
| Существительное | вещь или человек | ручка, собака, работа, музыка, город, Лондон, учитель, Джон | Это моя собака . Он живет в моем доме . Мы живем в Лондоне . |
| Прилагательное | описывает существительное | хороший, большой, красный, ну и интересный | Мои собаки большие . Мне нравятся больших собак. |
| Определитель | ограничивает или «определяет» существительное | a/an, the, 2, some, many | У меня есть две собак и кроликов. |
| Наречие | описывает глагол, прилагательное или наречие | быстро, молча, ну плохо, очень, очень | Моя собака быстро ест . Когда он очень голоден, он действительно ест быстро. |
| Местоимение | заменяет существительное | я, ты, он, она, кто-то | Тара — индианка. Она красивая. |
| Предлог | связывает существительное с другим словом | до, в, после, но | Мы пошли в школу в понедельник . |
| Соединение | объединяет пункты, предложения или слова | и, но, когда | Я люблю собак и Я люблю кошек. Мне нравятся кошки и собаки . Мне нравятся собаки , но я не люблю кошек. |
| Междометие | короткое восклицание, иногда вставляемое в предложение | о!, ой!, привет!, хорошо | Ой ! Это больно! Привет ! Как дела? Ну , не знаю.![]() |
* Некоторые источники по грамматике традиционно делят английский язык на 8 частей речи. Другие говорят 10 . В EnglishClub мы используем более новую классификацию 9 частей речи. Примеры других категорий:
- Глаголы можно рассматривать как две разные части речи:
- лексические глаголы ( работать, нравится, бегать )
- вспомогательные глаголы ( быть , иметь , должен )
- Определители могут рассматриваться как прилагательные, а не как отдельная часть речи.
Примеры частей речи
Вот несколько примеров предложений с разными английскими частями речи:
| глагол |
|---|
| Стоп! |
| сущ. | глагол |
|---|---|
| Джон | работает.![]() |
| сущ. | глагол | глагол |
|---|---|---|
| Джон | это | рабочий. |
| местоимение | глагол | существительное |
|---|---|---|
| Она | любит | животных. |
| сущ. | глагол | существительное | наречие |
|---|---|---|---|
| Тара | говорит | Английский | ж. |
| сущ. | глагол | прилагательное | существительное |
|---|---|---|---|
| Тара | говорит | хорошо | английский. |
| местоимение | глагол | предлог | определитель | существительное | наречие |
|---|---|---|---|---|---|
| Она | побежал | отдо | станция | быстро.![]() |
| прон. | глагол | прил. | существительное | соединение | прон. | глагол | прон. |
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Она | лайков | большой | змей | но | я | ненавижу | им. |
Вот предложение, в котором есть все части речи:
| междометие | прон. | соединение. | дет. | прил. | существительное | глагол | преп. | существительное | наречие |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Колодец, | она | и | мой | молодой | Джон | прогулка | отдо | школа | медленно. |
слов с более чем одним заданием
Многие слова в английском языке могут иметь несколько назначений или быть более чем одной частью речи.
Например, «работа» может быть глаголом и существительным; «но» может быть союзом и предлогом; «Хорошо» может быть прилагательным, наречием и междометием. Кроме того, многие существительные могут выступать в роли прилагательных.
Чтобы проанализировать часть речи, спросите себя: «Какую работу выполняет это слово в этом предложении?»
В таблице ниже вы можете увидеть несколько примеров. Конечно, их больше, даже для некоторых слов в таблице. На самом деле, если вы заглянете в хороший словарь, то увидите, что слово «, но » выполняет шесть операций:
.- глагол, существительное, наречие, местоимение, предлог и союз!
| слово | часть речи | пример |
|---|---|---|
| работа | существительное | Моя работа проста. |
| глагол | Я работаю в Лондоне. | |
| но | соединение | Джон пришел но Мэри не пришла.![]() |
| предлог | Все пришли но Мария. | |
| скважина | прилагательное | Тебе ну ? |
| наречие | Она хорошо говорит . | |
| междометие | Ну ! Это дорого! | |
| днем | существительное | Мы ели днем . |
| существительное, действующее как прилагательное | У нас был послеобеденный чай. |
Основные части речи — грамматика
Существительное
Название чего-либо, например человека, животного, места, предмета или понятия. Существительные обычно используются как подлежащие, дополнения, объекты предлогов и модификаторы других существительных.
- Я закончил исследование.
- I = предмет
- Мэгги написала диссертацию .

- диссертация = объект
- Автор представил результаты в главе 4 .
- в главе 4 = объект предлога
- Его исследования выводы могут способствовать социальным изменениям.
- исследование = модификатор
Глагол
Выражает, что делает человек, животное, место, вещь или понятие. В английском языке глаголы следуют за существительным.
- Чтобы получить докторскую степень, требуется много усилий.
- Она училась жесткий для теста.
- Написать диссертацию сложно. (Глагол «быть» также иногда называют связкой или глаголом-связкой. Он связывает подлежащее, в данном случае «написание диссертации», с дополнением или сказуемым предложения, в данном случае «трудно».
«)
Прилагательное
Описывает существительное или местоимение. Прилагательные обычно стоят перед существительным или после глагола состояния, например, глагол «быть».
- прилежная ученица досрочно выполнила задание.
- Прилежный описывает студента и стоит перед существительным студент .
- трудно совмещать время на учебу и работу.
- Трудно ставится после глагола to be и описывает, что значит балансировать время.
Помните, что прилагательные в английском языке не имеют формы множественного числа. Одна и та же форма прилагательного используется как для единственного, так и для множественного числа существительных.
- А разные идея
- Некоторые разные идеи
- НЕПРАВИЛЬНО: некоторые
отличийидей
Наречие
Это дает больше информации о глаголе и о том, как было выполнено действие.
Наречия сообщают, как, где, когда, почему и т. д. В зависимости от контекста наречие может стоять до или после глагола, в начале или в конце предложения.
- Прошел курс с энтузиазмом .
- С энтузиазмом описывает, как он прошел курс, и отвечает на вопрос как .
- Стивен недавно записался на программу Graduate Certificate in Communication в Walden.
- Недавно изменяет глагол enroll и отвечает на вопрос when .
- Затем, Я убедился, что большинство моих источников прошли рецензирование.
- Затем описывает и изменяет все предложение. См. эту ссылку на переходы для получения дополнительных примеров конъюнктивных наречий (наречия, которые соединяют одну идею с другой, чтобы улучшить связность письма).
Местоимение
Это слово заменяет существительное или именную группу (например, оно, она, он, они, тот, те,…).
- Смит (2014) провел собеседование с заявителями, когда они прибыли.
- они = заявители
- Он интересовался идеями которые ранее никогда не записывались, а не теми которые уже были опубликованы.
- He = Смит; , что = идеи; эти = эти идеи
Определитель
Это слово делает ссылку существительного более конкретной (например, его, ее, мой, их, тот, а, этот, эти, … ).
- Джонс опубликовала свою книгу в 2015 году.
- Книга была очень популярна.
Предлог
Этот предлог стоит перед существительным или именным словосочетанием и связывает его с другими частями предложения. Обычно это отдельные слова (например, on, at, by ,… ), но может содержать до четырех слов (например, насколько, в дополнение к, в результате, …).
- Я выбрал для интервью учителей в ближайшем ко мне округе.
- Регистратор был помещен рядом с интервьюируемым.
- Я остановил запись в середине интервью из-за низкого заряда батареи.
Союз
Слово, соединяющее два предложения. Это может быть координация (простой способ запомнить это — запомнить ФАНБОЙЦЫ = для, и, ни, но, или, тем не менее, так) или подчиненный (например, потому что, хотя, когда, …).
- Результаты были незначительными, поэтому была принята альтернативная гипотеза.
- Хотя результаты кажутся многообещающими, в этой области необходимо провести дополнительные исследования.
Вспомогательные глаголы
Вспомогательные глаголы. Они используются для образования полных глаголов.
- Первичные вспомогательные глаголы (be, have, do) показывают времена прогрессивного, пассивного, совершенного и отрицательного глаголов.

Мне нравится EnglishClub.
Когда он очень голоден, он действительно ест быстро.




«)