Формирование и развитие личности: Развитие личности. Формирование личности

Содержание

Формирование и развитие личности

В психологии существуют разные подходы к пониманию законов формирования и развития личности. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развитие, значения общества для развития личности, закономерностей и этапов развития, роли в этом процессе кризисов развития и других вопросов.

Каждый тип теорий личности имеет свое представление о формировании и развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Согласно теории черт, все черты личности формируются прижизненно, процесс их преобразования подчиняется небиологическим законам. Теория социального научения представляет формирование и развитие личности, как выработку определенных способов межличностного взаимодействия. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют формирование и развитие личности как процесс становления «Я».

Интегративная концепция формирования и развитие личности

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Интегративная концепция развития принимает во внимание системное формирование и взаимозвисимое преобразование всех тех сторон личности. Одной из таких концепций стала теория американского психолога Э. Эриксона.

В своих взглядах на развитие Э. Эриксон придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца жизни. Становление личности Эриксон понимал как смену этапов, на каждом из которых происходит изменение внутреннего мира человека и его отношений с окружающими людьми. На каждом этапе личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся в виде заметных следов в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, могут возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

В ходе формирования и развития личности, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя все возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

  1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).
  2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).
  3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
  4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
  5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
  6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
  7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
  8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Стадии развития

Эриксон выделил восемь стадий развития личности, совпадающие с возрастными кризисами.

На первой стадии (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В случае любви, привязанности родителей к ребенку, заботе и удовлетворении его требований у ребенка формируется доверие к людям. Недоверие к людям, как личностная черта, может быть результатом плохого обращения матери с ребенком, игнорирования его запросов, пренебрежение им, лишение любви, слишком раннее отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Т.о., уже на первой стадии развития могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия ( от 1 года до 3 лет) определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Становление этих качеств, по Эриксону, также зависит от характера обращения взрослых с ребенком. Если ребенку дают понять, что он помеха жизни взрослым, то в личности ребенка закладывается неуверенность в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Третья и четвертая стадии (3-5 лет, 6-11 лет), закладывают в личности такие черты, как любознательность и активность, заинтересованное изучение окружающего мира, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков. В случае аномальной линии развития формируется пассивность и безразличие к людям, инфантильное чувство зависти к другим детям, конформность, подавленность, чувство собственной неполноценности, обреченность оставаться посредственностью.

Названные стадии в концепции Эриксона в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. Эриксон, как и Эльконин, подчеркивает значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов Эриксона от позиций, на которых стоят наши ученые, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не познавательных умений и навыков (как принято в отечественной психологии), а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии развития личности в теориях отечественных психологов не представлены.

На пятой стадии (11-20 лет) происходит жизненное самоопределение личности и четкая половая поляризация. В случае патологического развития на этой стадии наблюдается (и закладывается на будущее) путаница социальных и половых ролей, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром).

Шестая стадия (20-45 лет) посвящена рождению и воспитанию детей. На этой стадии наступает удовлетворенность личной жизнью. В случае аномальной линии развития наблюдается изоляция от людей, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение.

Седьмая стадия (45-60 лет) предполагает зрелую, полноценную, творческую жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. В случае аномальной линии развития наблюдается эгоизм, непродуктивность в работе, застой, болезни.

Восьмая стадия (свыше 60 лет) — завершение жизни, взвешенная оценка прожитого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, удовлетворенность прошедшей жизнью, способность примирится со смертью. В случае аномальной линии развития этот период характеризуется отчаянием, осознанием бессмысленности своей жизни, страхом смерти.

Положительную оценку вызывает позиция Эриксона, что приобретение человеком новых социальных ролей составляет основной момент личностного развития в старшем возрасте. Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

Формирование и развитие личности | Диплом по психологии

Перейти к содержимому

Развитие личности – одна из главных категорий в психологии, педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств (новообразований).

Роль биологических и социальных факторов формирования и развития личности

Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. Однако роль их различна и к настоящему времени полностью не изучена. Существует несколько теорий о роли биологических и социальных факторов в развитии личности:

  1. Теории доминирования социальных факторов. Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление – социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Джон Локк. Он считал, что душа новорожденного подобна «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно написать все что захочется. Любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Ученые выделяют некоторые группы средовых факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы — отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы — семья, сверстники.
  2. Теории доминирования биологических факторов. Противоположной точки зрения придерживались французские философы Рене Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «биологизаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему. Развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Определяющим фактором развития являются задатки и анатомо-физиологические особенности организма, наследуемые от предков.
  3. Теории конвергенции биологических и социальных факторов. Автор – В.Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Штерн писал: «Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: “Происходит ли оно извне или изнутри?”… так как и то, и другое принимает участие в его осуществлении». Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием X-элементов наследственности и Y-элементов среды. Элементам среды придается большее значение. Это самая распространенная концепция современной, прежде всего западной, психологии. Ограниченность теории конвергенции проявляется в том, что механистическое сложение биологических и социальных факторов не позволяет понять сущности развития человека в природе и обществе.
  4. Теории конфронтации (противоборства) биологических и социальных факторов. Истоки — психоанализ Фрейда и неофрейдистские теории. Развитие рассматривается как результат конфронтации биологического и социального факторов. З. Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением биологически заданных, врожденных и естественных влечений, однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Таким образом, конфронтация двух факторов предстает как конфликт между обществом и влечениями личности.
  5. Концепция взаимодействия биологических и социальных факторов. Отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Лев Семенович Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития. Одна из главных идей Л.С. Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию). Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом, счетными системами и др. Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, – этот процесс называется «интериоризация». Последователи Выготского отмечали, что Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта – это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, – факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.

Главные факторы развития личности

  1. Воспитание. Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются по воздействием среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие. Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации. Главный закон развития личности, сформулированный Л.С.Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализациии трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.
  2. Активность субъекта. Гуманистическая психология (А.Маслоу и др.) утверждает, что становление личности не в меньшей мере зависит от активности самого человека. Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки окружающей среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность. А.Маслоу, К.Роджерс и др. считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему присущи. В более традиционных для отечественной науки терминах такая позиция означает, что активность самого ученика, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутреним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее структуры, формируются под воздействием воспитания в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим объясняется отчасти, что под влиянием одних и тех же воспитательных и средовых условий ученики вырастают разными. Это ставит вопрос о важности самовоспитания и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше.

Движущие силы развития личности

Движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности личности. К таким противоречиям относятся:

  • противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения;
  • противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
  • противоречия между растущими потребностями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате личность переходит на более высокую ступень развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлениям к ним.

Формирование личности — 2226 слов

Введение

Процесс развития личности интересовал как психологов, так и социологов. Было предложено множество теорий о процессе и способе приобретения личности. Традиционные теоретики утверждают, что люди рождаются с определенными личностными чертами. Таким образом, личность является неотъемлемой. Это означает, что люди рождаются с определенными личностными чертами, которые остаются неизменными до самой смерти.

Традиционный подход предполагает, что внешнее влияние на формирование личности очень незначительно. Таким образом, другие факторы, такие как социальная среда, люди, а также религиозные и духовные влияния, не имеют никакого значения в определении того, кто мы есть и как мы воспринимаем себя. Однако заметный недостаток этого подхода привел к развитию других теорий, таких как теория социального строительства.

Социальный конструкционизм выступает против традиционного взгляда на развитие личности и утверждает, что личность социально приобретена. Люди развиваются как личности в зависимости от того, насколько хорошо они способны взаимодействовать и формировать социальные отношения. Таким образом, другие становятся агентами изменения личности.

Критики теории социального строительства поднимают ряд важных вопросов. Поскольку личность не статична, концепция столкновения личностей имеет жизненно важное значение. Однако социальные конструкционисты объясняют, что множественность «я», явление, при котором человек имеет разные, но многие истинные «я», допускает личностные столкновения.

Это еще больше усугубляется борьбой за власть и динамизмом изменения личности в социальных группах. Таким образом, теория социального конструирования предлагает практические причины, по которым люди ведут себя по-разному.

Традиционная философия формирования личности

Традиционная школа развития и обретения личности подверглась резкой критике. Некоторые из новых философий, разработанных на основе этой критики, включают социальный конструктивизм. Социальные конструкционисты пытаются объяснить приобретение личности, а также другие явления повседневной жизни (Hibberd 2005).

Традиционный взгляд на личность гласит, что люди обладают статичными личностями и что эти личности остаются таковыми на протяжении всей жизни человека. Это означает, что личность рассматривается как присущая человеку. Таким образом, каждый человек рождается со своими уникальными личностными чертами (Кукла, 2000). Это означает, что люди обладают уникальными комбинациями личностных черт, которые не могут быть изменены внешними факторами.

Таким образом, личность остается стабильной и меняется только в результате серьезных жизненных событий, таких как смерть близкого родственника или психиатрическое вмешательство. С этой точки зрения традиционная школа мысли ошибочно определяет личность как индивидуальную стабильность и заметные различия между людьми (Burr 1995; Schmidt 2007).

Сторонники традиционной школы мысли считают, что личность можно наблюдать через поведение. Это означает, что поведение влияет на то, как люди воспринимают других. В связи с этим традиционалисты считают, что существует связь между личностью и поведением. Есть несколько способов, которыми традиционные психологи выражают личность.

Сюда входит выбор слов, чтобы выразить не только статичность личности, но и различия между типами личности. Такие слова, как дружелюбный, злой, добрый, заботливый, жесткий и другие, существуют и используются для описания различных черт личности. Долгое время психологи полагались на эту школу мысли для описания личности.

Таким образом, они разработали различные теории и модели, основанные на концепции статической личности. К ним относятся модель EPI, которая объясняет, что существует 16 основных типов личности, которые далее делятся на два; интроверты и экстраверты (Burr 2003).

Как объяснялось выше, традиционное представление о личности часто подвергается критике за явные недостатки. Существуют определенные проблемы с традиционным подходом к определению личности. Традиционалисты утверждают, что каждый человек уникален (Gergen 2009). Однако не существует достаточных доказательств осязаемости уникальной личности в каждом человеке.

Кроме того, эта точка зрения предполагает, что поведение — лучший способ описать личность (Burr 1995). В связи с этим люди клеймят других в зависимости от демонстрируемого поведения. Например, человека, участвующего в драке, скорее всего, заклеймят как жестокого.

При этом игнорируются другие факторы, такие как окружающая среда или причина такого поведения. Более того, исследования показывают, что существуют и другие силы, особенно связанные с духовным миром, которые сильно влияют на личность (Burr 1995).

Взгляд социального конструктивизма на развитие личности и идентичности

Традиционный взгляд на развитие личности вызывает ряд вопросов. Традиционный теоретик не может ответить на следующие вопросы. Я тот же человек, которым был вчера? Буду ли я завтра тем же человеком? Может ли человек определить свою личность? Осязаема ли личность? Именно из этих вопросов современные психологи внимательно изучили процесс развития личности.

В результате появились новые школы мысли, такие как социальный конструктивизм, которые предлагают альтернативное объяснение развития личности. Согласно Берру (1995), личность «существует не в людях, а между людьми». Это означает, что личность конструируется социально. Следовательно, личность совпадает с преобладающей социальной средой (Searle, 1995).

Утверждение Берра (1995) подчеркивает тот факт, что присутствие людей имеет решающее значение для формирования личности. В своих работах Берр объясняет, что человек, которого называют застенчивым, не будет описан с использованием того же прилагательного, если человек живет один в пустыне (19).95). Смена социальной среды приводит к кардинальным изменениям личности. Поэтому, в отличие от традиционного взгляда, личность не статична (Hibberd 2005).

Социальный конструктивизм: основные допущения

Социальный конструктивизм делает ряд допущений. Формирование личности происходит в результате продолжающихся социальных взаимодействий и сложившихся социальных отношений. Таким образом, переговоры являются частью формирования личности. Поскольку личность зависит от того, как люди могут взаимодействовать с другими, другие люди формируют нас (Рестиво и Круассан, 2008).

Независимо от личных качеств, слабостей и сильных сторон, другие люди, с которыми человек общается, играют жизненно важную роль в формировании личности. Это означает, что наиболее важным моментом в формировании личности является то, как взаимодействовать с людьми. Чем больше человек может взаимодействовать с людьми, тем больше у него друзей. Поэтому такого человека можно назвать дружелюбным.

Однако нельзя упускать из виду социальный контекст, в котором происходят эти взаимодействия. Хорошие отношения не возникают в вакууме, им способствует наличие подходящей социальной среды, которая способствует дружескому общению (Burr 2003).

Социальный конструкционизм: основные сильные стороны

Независимо от допущения конструкционистского взгляда на развитие личности, можно выделить несколько теоретических сильных сторон. Социальный конструкционизм объясняет, почему люди ведут себя по-разному в разных контекстах. Социальные конструкционисты достигают этого, рассматривая личность и человеческое поведение как две разные и отдельные сущности (Burr 1995; Burr 2003).

Люди используют прилагательные, такие как заботливый, любящий и добрый, для обозначения личности. Однако, если человек удаляется из среды, которая облегчает описание с использованием таких слов, тогда эти слова теряют смысл, поскольку человек не будет вести себя таким образом, который может указывать на доброту, любовь или застенчивость.

Социальные конструкционисты ссылаются на тот факт, что люди могут иметь «множество потенциальных самостей», имея в виду явные личностные различия. Это означает, что человеку свойственно изменяться в зависимости от преобладающего социального контекста. Это, как правило, объясняет, почему люди в разных исторических и культурных условиях ведут себя по-разному (Burr 1995).

Утверждения социальных конструкционистов предполагают изменчивость личности, основанную на ситуативном контексте. При этом теория социального конструирования предлагает практическое объяснение различного поведения людей. Эта теория также намекает на тот факт, что, поскольку личность формируется посредством социализации, из одной и той же социальной ситуации могут возникать различные, а иногда и конфликтующие личности (Burr 19). 95).

Это связано с тем, что социализация происходит на разных уровнях у каждого человека. Таким образом, люди, вероятно, по-разному реагируют на других в одной и той же социальной ситуации. Это приводит к формированию различного отношения к другим, а также к себе, таким образом формируются новые личности.

Это еще раз намекает на возможность выбора в процессе социализации. Типы отношений, возникающие в результате социализации, определяются выбором, который делают люди (Grant, 2000). Концепция социального выбора и его влияния на формирование личности начинает объяснять личностные конфликты. Это объясняется позже в эссе с точки зрения социальных конструкционистов 9.0005

Социальный конструктивизм: основные ограничения

Несмотря на сильные стороны и основные допущения, упомянутые выше, у теории социального конструирования есть определенные заметные ограничения. Социальные конструкционисты убеждают людей в том, что личность не является их частью, что она существует абстрактно и не поддается влиянию внешних сил. В связи с этим люди начинают сомневаться в собственных представлениях о себе.

Достаточно сказать, что у людей формируется определенное представление о себе. Однако социальные конструкционисты заставляют людей сомневаться в собственной концепции и чувствовать, что они живут иллюзорной жизнью. Как Берр (1995) объясняют, что «человек, которого вы всегда считали реальным, может на самом деле не существовать». Это ускоряет чувство личного сомнения.

Столкновение личностей

Критики теории социального строительства подняли ряд вопросов, касающихся этой теории. Один из этих вопросов заключается в том, как определить столкновение личностей с точки зрения теории социального конструирования. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо резюмировать некоторые элементы теории социального строительства. Согласно Wesel (2006), личность формируется отношением людей к себе и другим.

Это отношение развивается постепенно по мере взросления человека и определяется рядом социальных факторов. К ним относятся способ социализации людей, социальные агенты, такие как религии, культурное образование и другие. Эти установки оказывают существенное влияние не только на продуктивные способности людей, но и на то, как люди формируют отношения с другими (Bannister and Mair, 1968).

Формирование отношений — это процесс, согласно Неймейеру и Левитту (2000), на который влияют различные социальные среды, в которых живут люди. В результате социальная среда заставляет людей воспринимать других с точки зрения их сходства или непохожести на них. Это утверждение следует понимать как Vis a Vis Burr (19).95) утверждение, что поскольку личность не статична, то существует не одно, а множество истинных Я.

Эти множественные истинные «я» не следует рассматривать как множественные личности, а как отражение сложного «я», которое является реакцией на то, как люди взаимодействуют и взаимодействуют друг с другом.

Этот феномен называется множественностью «я» и подразумевает, что каждое из множественных «я» может проявляться в зависимости от отношения людей к другим, того, как, по их мнению, другие воспринимают их и как они воспринимают социальную среду.

Поскольку люди по-разному реагируют на сходное социальное окружение (что является проявлением одной из многочисленных самостей в зависимости от того, как люди воспринимают окружение и людей в этом окружении), возможно, что у разных людей проявляются разные и, как правило, конфликтующие себя в социальной среде. Таким образом, происходят личностные конфликты.

Управление изменениями

Концепция личностных столкновений ускорена теорией изменений и управлением изменениями. Берр (1995) утверждает, что личности непрерывно конструируются социально «в продолжающемся процессе». Это утверждение предполагает, что личности продолжают меняться в зависимости от потребности в изменениях. Поскольку представления таких людей о себе, о других и об окружающей среде помогают конструировать реальность.

Это следует учитывать, учитывая тот факт, что социальное строительство является непрерывным процессом, а это означает, что изменения неизбежны. Это также подразумевает, что в феномене социального конструирования существуют различные агенты изменений (Hosking 2002).

Поскольку множественность «я» сложна по своей природе, формирование отношений — самая обременительная вещь, которую делают люди. В сочетании с феноменом личностных столкновений возникает концепция власти и контроля. Традиционный подход «сверху вниз» к изменениям и политике социальной власти играет жизненно важную роль в объяснении личностных столкновений.

Согласно Истерли (Easterly, 2008), подход «сверху вниз» предполагает, что руководители знают лучше всех и, таким образом, навязывают подчиненным свои собственные идеалы. Это создает негативную социальную среду, которая ухудшает личные отношения между руководителями и теми, кем они руководят, поскольку подчиненные, скорее всего, будут сопротивляться изменениям (Burr 19).95; Мишель 1971).

В результате лидер и подчиненный проявляют противоположные и конфликтующие личности. Конфликт еще больше усугубляется тем фактом, что люди делают серьезные предположения о других, основываясь на том, как они их воспринимают (Burr 2003).

Поскольку менеджеры и подчиненные происходят из разных социальных слоев, они, скорее всего, будут делать неправильные предположения друг о друге. Это приводит к напряженным социальным отношениям, что еще больше усложняет индивидуальное восприятие. Поскольку на такое изменение личности отрицательно влияет нисходящий подход к управлению изменением личности.

Заключение

Очевидно, что на фоне различных мнений о социальном конструктивизме теория дает практическое объяснение сложности человеческой личности. Теория предполагает, что общество активно участвует в формировании личности. Формирование Я определяется социальными отношениями, которые формируют люди. Это означает, что личность меняется в зависимости от ситуации.

Таким образом, возникает концепция множественных самостей. Эта концепция начинает объяснять личностные конфликты в данной социальной среде. Столкновения личностей еще больше подпитываются желанием доминировать и контролировать других. Таким образом, начальникам присуще желание изменить личность своих подчиненных.

С другой стороны, подчиненные сопротивляются изменениям, что еще больше усложняет социальные отношения. Независимо от этих махинаций, социальный конструкционизм предлагает практическое объяснение формирования личности.

Список литературы

Bannister, D., and Mair, M., 1968. Оценка личных конструктов. Лондон, Великобритания: Academic Press.

Берр В., 1995. Введение в социальный конструктивизм . Лондон: Рутледж.

Берр В., 2003. Социальный конструктивизм . Лондон: Рутледж.

Истерли, В., 2008 г. Институты: сверху вниз или снизу вверх? [онлайн].

Грант, К., 2000. Функции и фикции коммуникации . Оксфорд и Берн: Питер Ланг.

Hibberd, F., 2005. Развитие социального конструкционизма . Нью-Йорк: Спрингер.

Хоскинг, Д., 2002. Конструирование изменений: социальный конструкционистский подход к изменению работы (а также жуки и ведьмы), [онлайн].

Джон С., 19 лет95. Конструирование социальной реальности. Нью-Йорк: Свободная пресса.

Кеннет Г., 2009 г. Приглашение к социальному строительству . Лос-Анджелес: Сейдж.

Кукла А., 2000. Социальный конструктивизм и философия науки. Лондон: Рутледж.

Мишель В., 1917. Построение личности: некоторые факты и фантазии о познании и социальном поведении, [онлайн].

Неймейер, Р. и Левитт, Х., 2000. При чем здесь повествование? Построение и согласованность счетов убытков . Филадельфия, Пенсильвания: Бруннер Рутледж.

Рестиво, С. и Круассан, Дж., 2008. Социальный конструктивизм в исследованиях науки и технологий . Нью-Йорк: Гилфорд.

Шмидт, Зигфрид Дж., 2007. Истории и дискурсы: переписывание конструктивизма . Эксетер: Выходные данные-Академический.

Везель, М., 2006. Почему мы не всегда получаем то, что хотим; дисбаланс сил в социальном формировании технологии . Кандидат наук. Маастрихт, Университет Маастрихта.

Внешние и внутренние факторы формирования личности

Введение

Исследование процессов формирования и развития личности человека является одним из самых разносторонних и обсуждаемых вопросов современной психологии. Имеется обширная научная информация, раскрывающая феномен личностного развития и демонстрирующая наличие на нем отпечатка возраста и индивидуальных особенностей. Несомненно, что личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Тем не менее, актуальный вопрос исследования связан со степенью влияния различных внешних факторов на процесс формирования личности.

СКИДКА 15% на первый заказ

Мы доставим индивидуальную Личность бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой предположить, что влияние внешних факторов среды, таких как принадлежность индивида к той или иной этнической, исторической или социально-экономической культуре, и внутренних факторов, включающих генетические, биологические и физические детерминанты, не оказывает заметного влияния на формирование человеческой личности.

Экспериментальная гипотеза

Существует прямая зависимость между внешними и внутренними факторами среды, в которой растет индивид, и процессом формирования личности.

Методика

Сбор данных

Для оценки степени влияния факторов внешней и внутренней среды на формирование и развитие личности была разработана специальная анкета, представляющая собой набор из сорока вопросов. Анкеты должны были быть заполнены отсутствующими респондентами с указанием вводных биологических и социальных данных, таких как пол, возраст, статус работы, семейное положение, этническая и религиозная принадлежность. При работе с анкетой респондент отвечал на однозначные вопросы, выбирая один из следующих вариантов ответа.

Участники

В целях повышения достоверности результатов и обеспечения качественного подтверждения экспериментальной гипотезы на выборочной основе в опросе приняли участие 230 человек из разных культурных, этнических, возрастных и религиозных слоев. Демографическая структура участников состояла из 54 процентов женщин и 46 процентов мужчин в возрасте от 16 до 65 лет. Средний возраст респондентов составлял 34 года (стандартное отклонение 5 лет). Кроме того, все опрошенные участники живут в США.

Процедуры

Вопросы, указанные в анкете, комплексно подошли к формированию общей, объективной картины исследования. В частности, респондентов спрашивали о моделях семейного воспитания родителей, степени удовлетворенности своим детством, наличии близких друзей или постоянных близких социальных взаимодействий, манерах поведения, жизненных приоритетах. Кроме того, у участников спросили их мнение о противоречивых жизненных ситуациях.

Своевременная доставка!

Получите 100 % свободную от плагиата документацию по индивидуальному заказу всего за 3 часа

Начнем

322 специалисты онлайн

Предполагалось, что персональный набор просмотров можно определить отношения, оценки и модели поведения. Полученные данные были подвергнуты коррелированному многопараметрическому статистическому анализу для определения характера и степени связи между различными показателями. Ключевой задачей была проверка экспериментальной гипотезы, поэтому необходимо было оценить взаимосвязь между факторами внешней и внутренней среды для развития личности.

Фон

Развитие личности как процесс социализации осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, страны, в определенных общественно-политических и экономических обстоятельствах, в традициях представляемого им народа. При этом на каждом этапе жизненного пути в уже сформировавшуюся личность вносятся дополнительные качества, что обусловлено жизненными условиями (Schwaba & Bleidorn, 2019; Tracy-Ventura et al., 2016). Обширный анализ литературы показывает, что внешние и внутренние факторы влияют на личность человека (Hopwood et al., 2011; Rutkowski, Dembińska, & Walczewska, 2016). Тем не менее не стоит воспринимать влияние слишком буквально, поскольку не каждый фактор в отдельности напрямую влияет на формирование личности (Чукич и др. , 2016). Личностное развитие проявляется в изменениях, происходящих во внутреннем мире: происходит изменение потребностей и интересов, способность брать на себя ответственность за собственные решения и управлять своей жизнью (Азарбарзин, Малики, 2018). Маурер и Чепмен (2018) утверждают, что сформированные люди чаще удовлетворены качеством своей жизни. Более того, научное сообщество склонно считать целесообразным использование анкет как метода личного исследования (Tarar, Sharif, & Abbas, 2018: Tackett et al., 2019).). Однако важно понимать, что на качество результатов влияет несколько факторов, влияние которых можно подавить с помощью статистических методов (Sened et al., 2018).

Обоснование

Типы источников

Большинство используемых источников основано на методах количественного анализа, где для получения результатов проводились анкеты и опросы. Десять научных работ являются первичными исследованиями, в которых по-разному изучается феномен формирования личности. Тем не менее, делать выводы на основании только одной из представленных работ не представляется возможным. В целях минимизации субъективизма предлагается провести метаанализ обширного списка достоверных, качественных научных исследований.

Избранные методы

Изучение человеческой природы — самая сложная задача психологии. Пока методы наблюдения за психоактивным состоянием сознания не до конца разработаны, социальные исследования проводятся со статистическим опросом участников. Благодаря выбранному методу можно за короткий период вовлечь в исследование большое количество респондентов. Кроме того, обеспечив необходимую конфиденциальность респондента, специалисты могут получить более значительное количество правдивых и достоверных утверждений, повышающих качество исследования.

Получите заказную академическую работу

Всего за $13,00   $11/страница вы можете получить заказную академическую работу в соответствии с вашими инструкциями

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

Выбранный подход

Был выбран количественный подход, так как в вопросе формирования личности необходим высокий уровень достоверности и масштабируемости эксперимента. Акцент сделан на феномен сложных структур человеческого сознания, поэтому требуется строгая стандартизация и формализация. Необходимо было создать максимально общую объективную картину, показывающую влияние внешних и внутренних факторов на формирование личности, для чего был проведен массовый опрос респондентов, а результаты обработаны статистическими методами.

Ссылки

Азарбарзин М. и Малики Л. С. (2018). Взаимосвязь между типами личности и способностью решать проблемы у руководителей медицинских сестер. Ежеквартальный журнал по сестринскому делу, 7 (3), 9-16.

Чукич И., Мыттус Р., Реало А. и Аллик Й. (2016). Выяснение связей между личностными чертами и сахарным диабетом: изучение роли аспектов, методов оценки и выбранных посредников. Личность и индивидуальные различия, 94 (1), 377-382.

Хопвуд, С. Дж., Доннеллан, М. Б., Блониген, Д. М., Крюгер, Р. Ф., МакГью, М., Яконо, В. Г., и Берт, С. А. (2011). Генетические и средовые влияния на стабильность и рост личностных качеств при переходе к взрослой жизни: трехволновое лонгитюдное исследование.

Журнал личности и социальной психологии, 100 (3), 545-556.

Маурер, Т.Дж., и Чепмен, Э.Ф. (2018). Взаимосвязь активной личности с удовлетворенностью жизнью в период позднего выхода на пенсию и раннего выхода на пенсию. Журнал развития карьеры, 45 (4), 345-360.

Рутковски К., Дембинска Э. и Вальчевска Дж. (2016). Влияние начала травмы на черты личности жертв политических преследований. BMC Psychiatry, 16 (1), 148-156.

Шваба, Т., и Блейдорн, В. (2019). Развитие личностных качеств при переходе на пенсию. Журнал личности и социальной психологии, 116 (4), 651-665.

Сенед Х., Лазарус Г., Глисон М. Э., Рафаэли Э. и Флисон В. (2018). Использование интенсивных лонгитюдных методов в объяснительных исследованиях личности

. Европейский журнал личности, 32 (3), 269-285.

Тэкетт, Дж. Л., Ланг, Дж. В., Маркон, К. Э., и Хержофф, К. (2019). Коррелированная черта, модель коррелированных методов тонкой оценки личности ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *