Фаталист это человек: Фаталист — это человек, который считает фатализм своим жизненным принципом

кто это такой, какие бывают и их плюсы и минусы

«Чему быть – того не миновать» или «так на роду написано» – фразы, которые можно услышать от фаталиста. Кто-то согласится с такими высказываниями, но основная масса людей считают их нелепыми. Почему же тогда фаталист, как тип личности, не исчез под давлением рационализма и логики? Что заставляет людей до сих пор верить в судьбу? Насколько справедливы их убеждения? Имеет ли фатализм какие-нибудь преимущества, либо только усложняет жизнь человека? Как строить диалог с обладателем такого типа личности? Что нужно о нем знать?

Кто такой фаталист?

Фаталист — это человек, который уверен в предначертанности событий. Он верит в судьбу и предназначение. Если что-то происходит, то так обязательно должно быть. В мировоззрении фаталиста роль человека незначительна, а все решения принимаются высшими силами. Такому типу личности присущи религиозность и суеверность. Он часто верит в приметы, предсказания, гадания. Склонен во всем видеть влияние Фатума (судьбы), от которого и происходит его название.

Вера в судьбу возникла на заре человечества. Религии и культы мира лишь подогревали мнение людей о божественном влиянии на их жизнь. Несмотря на развитие науки, фатализм никуда не делся и в современную эпоху. Воспринимать его сугубо, как пережиток прошлого, нельзя, ведь люди до сих пор не научились управлять своей судьбой. Мы понимаем, как формируются склонности и задатки, логически осмысливаем свое призвание, но настоящее предназначение зачастую открываем случайно.

Именно эти непредвиденные моменты и относятся к судьбе, которая ведет человека по известным только ей маршрутам. Фатализм имеет целый ряд обоснований и порой благотворно влияет на психику человека, в противовес тем, кто всю ответственность взваливает на свои плечи. О преимуществах фатализма поговорим чуть позже, а сейчас рассмотрим историю развития этого мировоззрения

Понятие Фатума, как синонима судьбы, зародилось в Древнем Риме. Он был божественной природы, проявляя волю высших сил по отношению к смертным. Жизненный путь человека определялся при рождении. За это отвечали Фаты – божества, имеющие власть над судьбами. Еще раньше, во времена Древней Греции их звали Мойрами.

Стоит отметить, что вера в судьбу присутствовала и у других давних народов. Божественное влияние на события в жизни человека казалось очевидным и само собою разумеющимся. Древние шумеры, египтяне, хеты и прочие цивилизации были уверены, что предназначение не зависит от воли человека. Хотя последний мог определенными поступками скорректировать свою судьбу, если боги принимали решение пересмотреть свои изначальные планы. Это убеждение особенно сильно было развито в давней китайской культуре, философы которой считали, что судьба человека напрямую зависит от правильности его поведения.

Как бы там ни было, но попытки приоткрыть завесу будущего предпринимались всеми народами. Предсказатели, астрологи и гадалки прочно укоренились в нашем обществе с самого момента его появления. Менялись формы и методы их работы, но суть оставалась неизменной. Эти люди обещают предсказать события, до того момента, когда они произойдут. Учитывая популярность гороскопов и гаданий, даже в нашу высокотехнологичную эпоху, можно констатировать, что победа над фатализмом не так и близка.

С другой стороны, нет дыма без огня. Ближайшие астрономические объекты, в первую очередь Луна и Солнце, действительно влияют на жизнь человека. Отсутствие Высшего Разума не доказано, так же как и не опровергнуто. Регулярно встречаются упоминания о необъяснимых стечениях обстоятельств, кардинально меняющих жизни людей, либо ход исторических событий. Все это позволило фатализму прочно укорениться в подсознании многих людей, вытесняя из него самоуверенность и рационализм.

Пройти тест на уверенность в себе

Если рассматривать еще и религию, с ее представлениями о конце света и прочими предсказаниями пророков, то к рядам фаталистов можно причислить десятки миллионов людей. Учитывая их количество, наивно предполагать однородность этой группы, которая включает в себя самые разные виды восприятия судьбы.

Виды фаталистов

Фатализм, как разновидность мировоззрения, чаще всего, приобретает одну из трех возможных вариаций:

  • Бытовой (повседневный) – обывательский пессимизм, подталкивающий человека винить в своих неудачах высшие силы;
  • Религиозный (теологический) – вера в предначертанность событий и влияние божественной воли на жизнь людей;
  • Логический (рациональный) – убежденность в том, что происходящие события становятся результатом предшествующих действий.

Первые две разновидности можно еще назвать иррациональным (нелогическим) фатализмом. На обывательском уровне суеверные люди чаще всего склонны искать подсказки в гороскопах, приметах и советах гадалок. Такие фаталисты порой даже отношения заводят, согласно совместимости знаков зодиака. Черная кошка, либо старушка с пустым ведром могут заставить их отказаться от самого важного дела.

Менее впечатлительны верующие фаталисты.

Они реже прислушиваются к народным приметам и, тем более, не ходят к предсказателям. У них всегда и на все «Воля Божия», что позволяет спокойно переносить любые испытания и неудачи. Этот подход обладает определенным терапевтическим эффектом. Поэтому верующие люди менее подвержены стрессам и депрессии. О пользе такого фатализма поговорим чуть позже.

Логический фаталист совмещает рациональность нашей эпохи и представления о судьбе, заложенные еще нашими предками. Эту разновидность сложно назвать классическим фаталистом, поскольку такой человек верит в причинно-следственную связь, а не вмешательство высших сил. Например, у кого-нибудь возникнет генетическая мутация, которая передастся потомкам, частично определяя их жизнь. С одной стороны, это можно считать волей судьбы. С другой – механизмы возникновения мутации абсолютно закономерны, как результат неправильного образа жизни, либо влияния мутагенов.  Фаталист рационального вида постарается разобраться в причинах события, а не перекладывать ответственность на высшие силы.

Он уверен, что судьбу определяют предыдущие дела человека.

Как распознать фаталиста

Вне зависимости от вида, всех фаталистов объединяет вера в предначертанность событий. Поэтому фразы «так суждено», «значит, так и должно было произойти», «такая судьба», то и дело будут от них звучать. Это главным образом определяет их инертность и нерешительность. А зачем что-то предпринимать самому, если высшие силы все давно решили? Лучше просто плыть по течению и ни о чем не переживать. С одной стороны, такое мировоззрение отдаляет человека от успеха, лишая его лидерских качеств. С другой – умеренный фатализм заметно успокаивает нервы, избавляя человека от депрессии и лишних переживаний. Так что, фаталист имеет свои плюсы и минусы, о которых и пойдет речь в следующем разделе.

Пройти тест на депрессию

Хорошо или плохо быть фаталистом?

На первый взгляд – плохо. На второй – тоже. Но, если присмотреться более пристально, то фаталисту не так уж и трудно живется, что позволяет говорить о некоторых преимуществах этого типа мышления.

Преимущества фаталистов

Человек с мировоззрением фаталиста намного меньше нервничает по сравнению с теми, кто взваливает на себя груз ответственности. Он подсознательно перекладывает на внешние силы вину за все свои провалы и неудачи. Такой человек предпочитает подстраиваться, а не бороться с обстоятельствами. Психологически это успокаивает, поскольку снимает с человека активную роль и какую-либо ответственность.

Тот, кто с благодарностью воспринимает все происходящие события, реже впадает в депрессию. В этом фатализм выигрывает перед проактивностью. Но, наверное, только в этом. Во всем остальном такое мышление делает человека пассивным и беспомощным, неспособным противостоять каким-либо сложностям.

Недостатки фаталистов

В первую очередь, фаталист очень часто опускает руки в ситуации, которая в принципе разрешима. Вместо того чтобы проявить немного настойчивости, он просто отступает. Тем самым, отдавая победу другому. Напротив, тот, кто проявляет целеустремленность, методично следуя намеченным маршрутом, способен добиться успеха даже в изначально проигрышной ситуации.

Во-вторых, непоколебимая уверенность фаталиста в своем будущем может сыграть с ним и его окружением злую шутку. История полна примеров людей, которые понадеялись на счастливый финал и должным образом не подготовились в ответственный момент, за что жестоко поплатились. Среди них древнеримский император Гай Юлий Цезарь, шведский король Густав III, голландский режиссер Теодор Ван Гог и многие другие.

Третий недостаток фаталистов связан с их суеверностью. Поскольку они убеждены в предначертанности будущего, то всеми силами пытаются его узнать, зачастую становясь жертвами аферистов. Возможно, бывают вещуны, которые проявляют феноменальную точность предсказаний, но, все же, основная их масса оказывается шарлатанами. Последние за счет фаталистов и живут, порой внушая им абсолютно безрассудные домыслы.

Пройти тест на самооценку

Как себя вести с фаталистом?

Фаталиста можно воспринимать таким, какой он есть, либо попытаться его переделать. В первом случае, он будет чувствовать себя комфортно, а во втором – скорее всего, включит психологическую защиту. Но путем разумных и логичных доводов, его можно постепенно перевоспитать. Например, объяснить, что дурные приметы – это плод человеческого воображения. Или доказать, что настойчивостью можно добиться большего, чем пассивностью. Лучше это демонстрировать на своем примере, либо биографии того, кто пользуется у него авторитетом.

Если фатализм граничит с пессимизмом, то общаться с таким человеком, будет сложнее. Он не просто верит в предрешенность будущего, но и убежден в негативности предстоящих событий. Встречается это явление не только среди отдельных людей. Ряд сект пропагандируют конец света, из-за чего десятки, сотни и даже тысячи их последователей живут в состоянии апатии. Контактировать с ними не только неприятно, но порой даже опасно.

Как воспитывать фаталиста?

Начнем с того, что фаталистами не рождаются. Этот тип мышления формируется под влиянием окружения. Если родители и другие родственники не «промывают мозги» своему ребенку чрезмерной верой в предначертанность будущего, то он сам и не начнет так думать. Воспитание фаталиста начинается с формирования соответствующей психической установки. Такое происходит в семьях, которые отличаются повышенной суеверностью, либо религиозностью.

Когда человек с детства привыкает к тому, что от него ничего не зависит, то с возрастом это убеждение только укрепляется. Ведь принцип обратной связи работает практически без осечек. Каждый получает то, во что верит. Если ребенку прививают уверенность в своих силах и проактивность, то о фатализме даже речи не будет. В этом также переусердствовать не стоит, поскольку чрезмерная ответственность способна вогнать человека в депрессию. Ребенку следует объяснять, что не все зависит от него, но шанс добиться успеха есть практически всегда.

Фаталист оказывается прав в тех случаях, когда называет судьбой свое призвание или удачное стечение обстоятельств. Такой подход оправдан. Ведь, когда человек занимается тем, к чему у него есть склонности, он чаще добивается успеха. Аналогично и с поиском друзей, либо любви. И то и другое нельзя придумывать, они появляются сами, когда приходит время.

Пройти тест на тип личности

кто это такой, его убеждения

Фаталист – это субъект, верящий в неизбежность и неотвратимость каждого действия, что все детерминируется судьбой. Иными словами, считает, что вся его жизнь предначертана заранее и от решения самого человека ничего не зависит. Фаталист – это индивид, верующий в фатум, бесповоротность судьбы, который всегда полагается на роковую предопределенность каждого нашего поступка. Таким образом фаталисты безапелляционно отторгают свободу воли индивида, спасаются бегством от ответственности за свое деяние. Фаталист это человек, который слепо следует злому року, что все события предрешены свыше задолго до рождения, а в нынешнее время им присуще только находить свое выражение.

Кто такой фаталист

Наличие разнообразия в трактовках этого термина не становится преградой для формирования его сути.

Значение слова фаталист в тотальном представлении – индивид покорный судьбе, убеждённый в предопределенности своей жизни. В латинском языке существует понятие fatalis – роковой, в английском fate – судьба. Человек с фаталистическим мировоззрением непоколебимо убежден в невозможности изменить что-либо в своей жизни, максимум можно только предсказать.

Индивид с фаталистической идеологией следует по пути безответственности за собственные поступки, созерцая со стороны за событиями в собственной жизни, не старается предпринимать какие-либо усилия, чтобы повлиять на происходящее. Человек словно течет по течению с установленным судьбой маршрутом под названием жизнь, зная, что его ждут падения, подводные камни, но не делает абсолютно никаких попыток «сойти на берег». Убеждает себя в неукоснительном соблюдении правил составленных силами свыше.

Значение слова фаталист, прежде всего, описывает личность? неотъемлемой частью которой есть вера в фатум, рок судьбы.

Психологи концентрируют внимание на то, что существующая закономерность в поведении фаталистов все-таки имеет свои различия. Они предполагают существование нескольких видов мировоззрения таких людей:

– бытовое – последователи такого мировоззрения явно пессимистически настроены, тяготеют к перекладыванию вины за собственные неудачи на других людей. В случае если это бессмысленно под обвинения попадают высшие силы, которые без сомнения враждебно настроены против этого индивида. Зачастую бытовой фатализм проявляется на фоне неприятностей, стресса. Последствия стрессовых ситуаций негативно влияют на эмоциональное состояние, что побуждает индивида переложить вину на другого;

– теологическое – приверженцы этой ветви склонны приписывать высшим силам божественное значение, именно они и предопределяют все, что случается на Земле. Считается, что каждая человеческая жизнь заранее предначертана Богом, именно он определяет все испытания для каждого индивида. Все события, происходящие на жизненном пути фаталиста из разряда неслучайных и необходимых. В свою очередь здесь выделяется два подвида: фаталисты в мировоззрении которых бытует концепция абсолютного предопределения (кальвинизм, августинизм), согласно убеждению этих индивидов все сценарии жизни были написаны еще до рождения человека, и уже было предопределено в ад или в рай попадет его душа и фаталисты, для которых судьба сочетается со свободой воли;

– логическое – такое мировоззрение имеет исходную точку в Древней Греции. Философ Демокрит описывает это, как следствие предшествующих событий и действий человека, поскольку согласно его мнению абсолютно все имеет первопричину. Такой вид мировоззрения есть результатом «причинно-следственной» связи. Если есть следствие (ситуация в установленном месте, в обусловленное время), то этому предшествовала цепочка определенных поступков в прошлом. Случайностей нет, они априори не существуют. В отличие от теологического мировоззрения фаталиста здесь функции Бога выполняет неизбежное следствие, что случится при любых обстоятельствах.

Убеждения фаталиста

Фаталист – это человек, целиком и полностью жертвующий себя в руки фатума – судьбы. Эго поведение отображается в психологических изменениях, оставляющих след в его мировоззрении:

– человек фаталист сравнивается с пессимистом. Такой образ жизни предполагает не ждать абсолютно ничего хорошего в своем будущем;

– такого рода личности не верят в собственные силы и возможности, противостоят вере в свободу выбора;

– человек отвергает понятие случайность, все в мире происходит со стопроцентной вероятностью, все поступки являются чередой предписанных событий;

– убежден, что на нем не лежит груз ответственности, он подобно инструменту, которым управляет рок судьбы;

– суеверность, черта присущая такому образу жизни. Желание созерцать будущее, используя предсказания, гороскопы, нумерологию.

Поведение присущее человеку фаталисту имеет свое отражение еще в народных мифах, в которых прослеживается нить неизбежности: особая участь предназначалась каждому, необходимость следовать по тропе, определенной свыше. Считалось, что подобное мировоззрение помогает индивиду в определенных ситуациях. Если брать во внимание что такая личность игнорирует любую опасность на своем жизненном пути (как-никак все это решение судьбы), то это является образом отважного воина, не боящегося идти в бой. Несмотря на это именно игнорирование опасности привело многих людей фаталистов к ускорению собственного трагического финала.

Фаталист это человек, который следуя убеждениям, нередко подвергает себя опасности и становится объектом (жертвой) преступления. В таких ситуациях поведение фаталистов переступает тонкую грань, преобразовываясь в гордость. Исполненный достоинства он легче примет смерть, чем признает свой страх на виду у окружающих.

Безоговорочно примеры такого рода действий можно отыскать во всех эпохах существования человека. Юлий цезарь – наглядный тому пример, целый ряд знаков и предсказаний предупреждали о предстоящей опасности, между тем он ослепленный гордыней отвернулся от них. И в нужное время, в назначенном месте был убит. Прекрасный пример человека фаталиста, можно отыскать и в литературе в одноименном романе «Герой нашего времени» написанного Лермонтовым.

В поисках ответа на вопрос «кто такой фаталист» при любых условиях обнаруживается связь между убеждениями фаталиста и свободой воли. Воистину для индивида с подобным мировоззрением важным есть только его будущее, предвкушение самого будущего, прошлое и настоящее несущественно. Человек имеет возможность сделать выбор, но сам выбор уже предопределен заранее.

Фаталистами становятся не от рождения, важным аспектом в становлении фаталистического мировоззрения является воспитание и влияние окружающей среды. Если на протяжении долгого времени индивид не справляется с жизненными ситуациями, обращает внимание на мнение окружающих, его психика постепенно начинает отвергать возможность адекватного анализа проблемы и путей ее решения. Человек отказывается действовать в направлении решения проблемы, его покидает вера в собственные силы. Он создает себе такую психологическую установку, следуя которой все вокруг обобщается и считается независимым от человеческого влияния – предначертанным судьбой. Современное общество не признает мировоззрение фаталиста, не расценивает его всерьез, базируясь на возможностях науки и ее безграничности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Фатализм

Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает «Католическую энциклопедию», «Отцов церкви», «Сумму», Библию и многое другое — всего за 19,99 долл. США…

Фатализм — это в целом точка зрения, согласно которой все события в мировой истории и, в частности, действия и события, которые составляют историю каждой отдельной жизни, определяются судьбой.

Теория принимает множество форм, или, скорее, ее существенная особенность предшествующей силы, жестко предопределяющей все явления, в той или иной форме входит во многие теории вселенной. Иногда в древнем мире судьба представлялась железной необходимостью в природе вещей, подавляющей и контролирующей волю и силу самих богов. Иногда это объясняли неумолимым указом богов, направляющих ход вселенной; иногда ее олицетворяли как то или иное божество, богиню или богинь судьбы. Их функция заключалась в том, чтобы гарантировать, что жребий, «доля» или часть каждого человека непременно достанутся ему.

Древний классический фатализм

Греческие трагики часто изображают человека беспомощным существом, ведомым судьбой. Иногда эта судьба — Немезида, которая преследует его из-за какого-нибудь преступления, совершенного его предками или им самим; в других случаях это должно компенсировать его чрезмерное везение, чтобы воспитать и смирить его. У Эсхила она носит характер безжалостной судьбы; у Софокла — главенствующей личной воли. И все же наиболее важной чертой является то, что будущая жизнь каждого индивидуума настолько строго предопределена во всех ее деталях предшествующим внешним фактором, что его собственная воля или желание не имеют силы изменить ход событий. Действие судьбы слепо, произвольно, безжалостно. Оно неумолимо движется вперед, производя самые страшные катастрофы, внушая нам чувство беспомощного ужаса и терзая наше нравственное чувство, если мы вообще решаемся на нравственное суждение. Фатализм в целом был склонен игнорировать непосредственные предпосылки и сосредоточиваться скорее на отдаленных и внешних причинах как на факторе, который каким-то образом формирует ход событий. Сократ и Платон считали, что человеческая воля обязательно определяется интеллектом. Хотя этот взгляд кажется несовместимым с учением о свободе воли, он не обязательно является фатализмом. Механическая теория Демокрита, объясняющая Вселенную как результат столкновения материальных атомов, логически навязывает фатализм человеческой воле. clinamen, или склонность к случайному отклонению, которую Эпикур ввел в атомистическую теорию, хотя по существу и являлся случайным фактором, по-видимому, воспринимался некоторыми как действие, мало чем отличающееся от формы судьбы. Стоики, которые были как пантеистами, так и материалистами, представляют нам очень глубокую форму фатализма. Для них ход вселенной является железной необходимостью. Нигде нет места случайности или непредвиденным обстоятельствам. Все изменения есть не что иное, как выражение неизменного закона. Существует вечно установленное провидение, управляющее миром, но оно во всех отношениях неизменно. Природа — это неразрывная цепь причин и следствий. Провидение — это скрытая причина, содержащаяся в цепи. Судьба или судьба есть внешнее выражение этого провидения или орудие, с помощью которого оно осуществляется. Благодаря этому предвидение будущего стало возможным для богов. Цицерон, который много писал об искусстве предсказания будущего, настаивает на том, что если есть боги, то должны быть и существа, способные предвидеть будущее. Следовательно, будущее должно быть определенным, а если и определенным, то необходимым. Но тогда возникает трудность: что толку от гадания, если искупительные жертвы и молитвы не могут предотвратить предопределенных зол? Всю силу логической трудности ощутил Цицерон, и хотя он замечает, что боги также могли предвидеть молитвы и жертвоприношения и включить их в качестве существенных условий в свои постановления, он не вполне определился с истинным решением. Важность, придаваемая этой проблеме фатализма в древнем мире, подтверждается большим количеством авторов, написавших трактаты «De Fato», например Хрисипп, Цицерон, Плутарх, Александр Афродисийский и различные христианские писатели вплоть до Средневековья.

Фатализм и христианство

С возникновением христианства вопрос о фатализме неизбежно принял новую форму. Языческий взгляд на внешнюю, неизбежную силу, принуждающую и контролирующую все действия, будь то человеческие или божественные, оказался в противоречии с концепцией свободного, личного, бесконечного Бога. Следовательно, некоторые из раннехристианских писателей были озабочены противодействием и опровержением теории судьбы. Но, с другой стороны, учение о личном Боге, обладающем безошибочным предвидением будущего и всемогуществом, регулирующим все события во Вселенной, усугубляло некоторые аспекты трудности. При этом главной чертой новой религии было значение принципа нравственной свободы и ответственности человека. Нравственность больше не представляется нам просто как желательное благо, к которому нужно стремиться. Оно доходит до нас в императивной форме как свод законов, исходящих от Властелина вселенной и требующих повиновения под строжайшими санкциями. Грех — тягчайшее из всех зол. Человек обязан подчиняться моральному закону; и он получит заслуженное наказание или награду в зависимости от того, насколько он нарушает или соблюдает этот закон. Но если это так, то человек должен иметь возможность нарушить или соблюдать закон. Кроме того, грех не может быть приписан всесвятому Богу. Следовательно, свобода воли является центральным фактом в христианской концепции человеческой жизни; и все, что кажется противоречащим этому, должно быть как-то примирено с этим. Таким образом, языческая проблема фатализма становится в христианской теологии проблемой Божественного предопределения и гармонизации Божественного предвидения и промысла с человеческой свободой. ( См. СВОБОДА ВОЛИ; ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ; ПРОВИДЕНЦИЯ.)

Мусульманский фатализм

Мусульманское представление о Боге и Его управлении миром, настаивание на Его единстве и абсолютности метода этого правила, а также восточная тенденция принижать индивидуальность человека — все это было благоприятствует развитию теории предопределения, приближающейся к фатализму. Следовательно, хотя среди мусульманских учителей и были защитники свободы воли, тем не менее среди последователей Пророка наиболее широко преобладало ортодоксальное мнение, согласно которому все добрые и злые действия и события происходят по вечным постановлениям Бога, которые было записано от вечности на предписанной таблице. Вера верующего и все его добрые дела были предопределены и одобрены, в то время как злые дела нечестивых, хотя и предопределены аналогичным образом, не были одобрены. Некоторые мусульманские врачи стремились согласовать эту фаталистическую теорию с ответственностью человека, но восточное настроение в целом с легкостью принимало фаталистическое изложение веры; и некоторые из их авторов апеллировали к этому давно минувшему предопределению и лишению свободы выбора как к оправданию отрицания личной ответственности. В то время как вера в предопределенность жребия делала мусульманские народы вялыми и ленивыми по отношению к обычным сферам жизни, она развила безрассудство перед лицом опасности, которое оказалось ценным элементом воинственного характера народа.

Современный фатализм

Реформаторы шестнадцатого века учили учению о предопределении, если оно вообще было менее жестким, чем мусульманский фатализм. (См. КАЛЬВИН; ЛЮТЕР; СВОБОДА ВОЛИ.) С новым отходом в философии и ее отделением от теологии со времен Декарта древнее языческое представление о внешней судьбе, которое устарело, сменилось или трансформировалось в теорию Потребность. Изучение физики, возрастающее познание господства единого закона в мире, а также возврат к натурализму, инициированный крайними представителями Возрождения, стимулировали рост рационализма в XVII-XVIII вв. и привели к популяризации старых возражений против свободы воли. Определенные элементы в механистической философии Декарта и в окказионализме его системы, которую развили его последователи Мальбранш и Гелинекс, сводящие все реальное действие к Богу, явно тяготеют к фаталистическому взгляду на вселенную.

Современный пантеистический фатализм

Пантеистический нецессарианизм Спинозы, однако, является, возможно, самой откровенной и самой жесткой формой фатализма, отстаиваемой любым ведущим современным философом. Исходя из идеи субстанции, которую он определяет таким образом, что может быть только одна, он геометрическим образом выводит из этого понятия все формы бытия во вселенной. Эта субстанция должна быть бесконечной. Он обязательно эволюционирует через бесконечное число атрибутов в бесконечность модусов. Кажущиеся индивидуальными и независимыми существами мира, умами и телами, являются просто этими модусами бесконечной субстанции. Весь мировой процесс действий и событий строго необходим в каждой детали; представления о случайности, о возможных существах, отличных от существующих, чисто иллюзорны. Невозможно ничего, кроме того, что есть на самом деле. Ни у Бога, ни у человека нет свободы воли. Человеческие волеизъявления и решения вытекают с такой же неумолимой необходимостью из человеческой природы, как геометрические свойства из понятия треугольника. Критики Спинозы поспешили указать, что с этой точки зрения человек больше не несет ответственности, если он совершает преступление, и не заслуживает похвалы в воздаяние за свои добрые дела, и что Бог является виновником греха. Единственным ответом Спинозы было то, что награды и наказания по-прежнему используются в качестве мотивов, что зло есть просто ограничение и, следовательно, не реально, и что все, что реально, есть добро. Порок, однако, считает он, так же неприемлем, как боль или физическое развращение. Те же фаталистические последствия для морали логически связаны с различными формами современного пантеистического монизма.

Современный материалистический фатализм

Современный материализм, исходя из представления о материи как единственной первопричине всех вещей, пытается разработать чисто механическую теорию вселенной, в которой ее содержание и ход ее эволюции являются всем необходимым результат первоначального сочетания материальных частиц вместе с их химическими и физическими свойствами и законами их действия. Более решительные сторонники механической теории, такие как Клиффорд и Хаксли, откровенно признают логические следствия этой доктрины, согласно которой разум не может воздействовать на материю, и учат, что человек есть «сознательный автомат» и что мысли и воля не оказывают реального влияния на материю. движения материальных объектов в современном мире. Психические состояния являются просто побочными продуктами материальных изменений, но никоим образом не модифицируют последние. Они также описываются как субъективные аспекты нервных процессов и как эпифеномены, но, как бы они ни понимались, последователи материалистической школы обязательно считают их неспособными вмешиваться в движение материи или каким-либо образом входить в качестве действующих причин в мир. цепь событий, составляющих физическую историю мира. Эта позиция в некотором роде более крайняя, чем древний языческий фатализм. Ибо, в то время как более ранние писатели учили, что события человеческой жизни и судьбы неумолимо регулируются подавляющей силой, против которой бесполезно, как и невозможно бороться, они обычно придерживались здравого смысла мнения, что наши хотения действительно управляют нашими непосредственными действиями. , хотя наша судьба в любом случае будет реализована. Но ученый-материалист логически склонен к выводу, что, хотя весь ряд наших психических состояний жестко связан с нервными изменениями организма, которые все были неумолимо предопределены исходным расположением материальных частиц вселенной, эти психические сами по себе состояния никоим образом не могут изменить ход событий или повлиять на движение отдельной молекулы материи.

Опровержение фатализма всех видов заключается в абсурдных и невероятных последствиях, которые все они влекут за собой.

(1) Древний фатализм предполагал, что события определяются независимо от их непосредственных причин. Он отрицал свободную волю или то, что свободная воля может влиять на ход нашей жизни. Логически это разрушало основу морали.

(2) Фатализм, основанный на Божественных постановлениях (а) сделал человека безответственным за свои действия и (б) сделал Бога виновником греха.

(3) Фатализм материалистической науки не только уничтожает мораль, но и, логически обоснованный, требует веры в то невероятное положение, что мысли и чувства человечества не оказали реального влияния на человеческую историю

Милль отличился: (а) Чистый или восточный фатализм, который, по его словам, утверждает, что наши действия не зависят от наших желаний, но подчиняются высшей силе; (б) модифицированный фатализм, который учит, что наши действия определяются нашей волей, а наша воля – нашим характером и мотивами, действующими на нас, – однако характер наш нам дан, (в) – наконец, детерминизм, который, согласно ему, утверждает, что не только наше поведение, но и наш характер подчиняется нашей воле и что мы можем улучшить свой характер. В обеих формах фатализма, заключает он, человек не несет ответственности за свои действия. Но логически в детерминистской теории, если мы проанализируем ситуацию, мы придем к точно такому же заключению. Ибо воля к совершенствованию нашего характера не может возникнуть иначе, как как необходимый результат прежнего характера и нынешних мотивов. На практике может существовать различие между поведением так называемого фаталиста, который будет склонен утверждать, что, поскольку его будущее всегда жестко предопределено, нет смысла пытаться его изменить, и поведением детерминиста, который может отстаивать усиление добрых мотивов. Однако в строгой последовательности, поскольку детерминизм отрицает реальную инициативную причинность индивидуального человеческого разума, непротиворечивый взгляд на жизнь и мораль должен быть совершенно одинаковым для детерминиста и самого крайнего фаталиста (см. ДЕТЕРМИНИЗМ).

Об этой странице

Цитата APA. Махер, М. (1909). Фатализм. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/05791a.htm

Ссылка на MLA. Махер, Майкл. «Фатализм.» Католическая энциклопедия. Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909 г. .

Транскрипция. Эта статья была расшифрована для New Advent Риком Маккарти.

Церковное одобрение. Нихил Обстат. 1 мая 1909 года. Реми Лафор, цензор. Разрешение. +Джон М. Фарли, архиепископ Нью-Йорка.

Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты: веб-мастер по адресу newadvent.org. К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы — особенно уведомления об опечатках и неуместной рекламе.

Фатализм Определение и значение — Merriam-Webster

фатализм ˈfā-tə-ˌli-zəm 

: учение о том, что события предопределены заранее, так что люди бессильны изменить их

также :

вера или отношение, определяемое этой доктриной

фатализм, считающий социальные проблемы просто неизбежными

фаталист

ˈfā-tə-list 

существительное

фаталистический

ˌfā-tə-li-stik

имя прилагательное

фаталистически

ˌfā-tə-li-sti-k(ə-)lē

наречие

Примеры предложений

Многие люди, кажется, развили чувство фатализма в отношении войны.

Недавние примеры в Интернете Вот почему, приближаясь к промежуточным выборам в США, Курьер публикует истории, чтобы противостоять этому фатализм

. WIRED , 6 октября 2022 г. Этот один сухой обмен передает дух — фатализм , юмор виселицы, осознание того, что система не работает, и гордость за то, что все равно придерживаюсь ее — которые двигали всей серией. New York Times , 2 июня 2022 г. Ее женские персонажи ищут выход из биологической фатализм , который проводит прямую линию от наличия матки к материнству. WIRED , 26 августа 2022 г. Но Мунк на самом деле сфабриковал этот пессимизм для себя, смешав критику левыми прошлого и настоящего с их предполагаемым фатализмом в отношении будущего. Ян Бикок, Новая Республика , 13 июля 2022 г. Есть и другие противоречивые черты: ностальгия и
фатализм
, ирония и меланхолия, суровый скептицизм и жажда чудес, обаяние и агрессия, столичный дендизм и привязанность к простому, крестьянскому, деревенскому миру. Гермиона Ли, The New York Review of Books , 21 сентября 2022 г. Этот разрыв также может быть связан со стигмой и фатализмом вокруг рака легких, поскольку пациенты часто думают, что их будут обвинять в том, что у них есть болезнь, и что они все равно не выживут. Симар Баджадж, Scientific American , 6 сентября 2022 г. Суеверия, как и фатализм , широко распространены в Одессе, которая видела достаточно потрясений, чтобы подозревать, что здесь действуют мистические силы.
New York Times , 19 августа 2022 г. Есть разочарование и фатализм и немалая доля цинизма. Алекс Шепард, Новая Республика , 25 мая 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «фатализм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1678, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование фатализма было в 1678 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *