Циники определение: Киники и циники | Правмир

Киники и циники | Правмир

Андрей Десницкий

В древней Греции были такие философы, которых называли «киниками», буквально «собачьими». Так дразнили их противники, желая унизить – а те и не возражали. Чем плоха собака, если посудить здраво? Живет сама по себе, легко переносит трудности, не заботится о том, как она выглядит и что о ней подумают окружающие.

Вот и они вели себя точно так же. Это из их числа был тот самый Диоген, которому для жилья вполне хватало большой глиняной бочки, и у которого, по преданию, нашлась только одна просьба к великому царю и завоевателю Александру Македонскому: отойти в сторону, чтобы не заслонять солнечный свет.

Основателями школы были непосредственные ученики великого Сократа, и учение это пользовалось в свое время большой популярностью. Именно от киников ведут свое начало другие великие философы древности, стоики.

Но если в современном языке «стоическое поведение» – это едва ли не высшая похвала добродетельному и мужественному человеку, то вот киникам с именем не повезло. Название их школы, в котором только заменилась первая буква (это произошло из-за особенностей средневекового произношения латинских слов), стало обозначать одно из самых отвратительных явлений нашего мира – цинизм.

Даже советский уголовный кодекс ужесточал наказание за преступление, совершенное «с особым цинизмом», даже не раскрывая этого понятия – дескать, и так всё ясно. Особый цинизм – это, по сути, откровенное пренебрежение нормами закона и нравственности. Не просто украл или нахулиганил, а сделал это на виду у всех, сознательно попирая любые нормы морали.

С тех пор это выражение пошло в народ и его употребляют уже как угодно – «особым цинизмом» могут отличаться действия не только преступников, но и чиновников, политиков, правоохранителей. Выборы и то у нас обычно проводятся с особым цинизмом, а уж о всяких приватизациях и «спорах хозяйствующих субъектов» и говорить нечего. Так и привыкают люди жить с ним, сами наращивают цинизм в качестве брони: ну да, мы так живем, и все так живут, а иначе не получается. С волками жить, по-волчьи выть.

Диоген. Жером Жан-Леон. 1860 г., холст, масло, 75 x 99 см., Галерея Уолтера, Балтимор (Walters Art Gallery, Baltimore)

Но как же это благородные собаки превратились в бессовестных волков? На могиле Диогена была начертана надпись:

Пусть состарится медь под властью времени – всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

А ведь это звучит – с поправкой на гекзаметр – почти как тропарь преподобному! Диоген жил до Христа, но христианская аскетика, на самом деле, немало заимствовала у киников и стоиков.

О современном цинизме сказано было много, но лучше всех сказал, на мой взгляд, Оскар Уайлд. Циник – это человек, который всему знает цену, но не знает никаких ценностей (a man who knows the price of everything and the value of nothing). Этим-то он и отличается от киника.

Пусть Диоген и другие философы-киники нечасто говорили о высших ценностях, но сама жизнь этих людей свидетельствовала об их приверженности добродетели и мудрости. Диоген отказался от всех земных благ именно ради них.

Циник, напротив, идет самым коротким путем к тому, чтобы исполнить свои желания, не считаясь ни с чем, осознанно распихивая всех, кто вокруг. Потому он и опаснее человека, совершившего преступление под влиянием случайного порыва или особенных обстоятельств.

Но как становятся циниками? Путей, конечно, много, но я назову тот, который мне кажется самым характерным. Владимир Высоцкий пел несколько десятилетий назад: «Я не люблю холодного цинизма, в восторженность не верю…» Это очень меткие слова. В России принято шарахаться из крайности в крайность: то мы строим коммунизм впереди планеты всей, то самый отъявленный капитализм, то у нас диктатура, то анархия…

Восторженность и цинизм – тоже два полюса, две крайности. Человек восторженный всему верит и горит этой своей верой, он не в состоянии трезво оценить реальность, подменяет ее прекрасными идеями. Так у нас верили в коммунизм, в рынок, демократию… сегодня многие верят в особый духовный путь России, или в превосходство западного образа жизни, в кристальную чистоту русского православия или в неизбежность всемирного экуменизма – да какая разница. Главное, чтобы эта доверчивость была всеохватной, не знающей исключений.

А потом наступает разочарование. Мир оказывается куда более сложным и неоднозначным, и примитивные схемы ничего больше не объясняют и никак не помогают. Можно, конечно, начать кропотливую работу над собственной картиной мира: менять примитивные представления на более точные и адекватные, учиться жить в этом сложном мире…

Но можно поступить намного проще: объявить этот мир большим складом ресурсов, с которого можно получать всё, что хочется, «и не париться», как говорит молодежь. Вот суть поворота от восторженности к цинизму, остальное – детали.

Так происходит в нашей общественной жизни – у людей было слишком много поводов для разочарований. Нечто подобное случается и в жизни церковной: сначала человеку рассказывают много всего светлого и хорошего, он ждет встречи с ангелами и духоносными старцами, а потом… «нет, и в Церкви всё не так, всё не так, как надо» – пел тот же Высоцкий.

Можно пойти путем реализма: честно признавать существующие проблемы и делать что-то для их решения, а заодно и корректировать своё «как надо». Но это слишком сложно. И тогда человек может пойти по пути, который покажется ему легким, и тут, как обычно, диавол предлагает выбор. Можно сохранять свою восторженность, в корне отрицая любые проблемы – а можно стать циником. Жить внешне церковной жизнью, поскольку это приносит определенное положение в обществе, успокоенность, да и доход, если ты работаешь на эту организацию. А вот ценностей никаких не нужно – главное, знать цену каждого события, поступка и предмета.

Что же можно противопоставить цинизму? Если принять определение Уайлда, ответ, в общем-то, очевиден. Прививка от цинизма – это высшие ценности. Воспитывая ребенка, родители обычно стараются не просто объяснить ему, как добиться в жизни одного и избежать другого (как раз это циник прекрасно умеет), но и «что такое хорошо и что такое плохо». И когда тот же ребенок или даже взрослый человек приходит в Церковь, ему тоже очень важно объяснить какие-то самые главные вещи, причем объяснить их в первую очередь. Не вываливать на него сразу гору информации: как следует одеваться, как обращаться к батюшке, что готовить в какой пост, через какое плечо и в какой момент службы передавать свечки, и так далее, и тому подобное. Нелепым выглядит и требование ко всем прихожанам немедленно заняться изучением церковнославянского языка, если они его еще не освоили.

Не то, чтобы все эти вещи были не нужны… они имеют свою цену, и немалую, и благо тому, кто их приобретет. Но горе тому, кто при этом не найдет в христианской жизни высших ценностей. Кто, условно говоря, придет в храм к постному уставу или плюсквамперфекту, а не ко Христу, кто будет искать внешнего эффекта, а не внутреннего преображения.

Какое-то время, возможно даже, всю жизнь, человек может пребывать в состоянии искусственно подогреваемой восторженности, но дальше его с высокой долей вероятности ждет тот самый «особый цинизм». Только уже в церковных стенах, а это вдвойне отвратительно.

В Евангелии нет слова «циник», но те, кого мы бы назвали сегодня циниками, там есть. Это те самые книжники и фарисеи, с которыми так горячо спорил Христос – вспомним, как Он без единого упрека отпускал грехи мытарям и прелюбодейкам, и как жестко говорил с людьми, казалось бы, вполне приличными и очень даже набожными на свой лад. Они сначала интересовались этим новым Проповедником… но стоило им понять, что Его проповедь угрожает их положению в обществе – и они были готовы переступить через что угодно, лишь бы Его остановить. Фарисейство – новозаветная разновидность цинизма.

Конечно, не все фарисеи были таковы, вспомним хотя бы Иосифа Аримафейского или Савла – будущего апостола Павла. Их привело ко Христу живое нравственное чувство, те самые не задушенные ценности. Человек может заблуждаться, и заблуждаться очень серьезно, как тот же Савл, который яростно гнал христиан. Но если он ошибается искренне, если ему не безразлична Истина, то и он не безразличен Ей. И значит, всё еще возможно исправить.

Для стопроцентного циника эта возможность закрыта: он уже всё понял, всё заранее взвесил и расчислил. И сам был взвешен и найден слишком легким, как Валтасар на своем пиру. Цинизм, по сути, это ад, который начинается уже здесь и сейчас – только человек еще этого не понял, он принимает его пламя за теплый огонек в камине, около которого так уютно греть озябшие руки…

Читайте также:

Архимандрит Тихон (Шевкунов): Цинизм – это болезнь профессионального православия

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Чем цинизм отличается от кинизма — Нож

Сегодня в мире рекордное число марксистов — но последователей Граучо, а не Карла Маркса: «Я против чего бы то ни было. // Я не знаю, о чем люди говорят, // Но это и не важно», — пел Маркс в 1932 году в своем фильме «Лошадиные перья».

Тогда это было сатирой, сегодня же воспринимается всерьез: цинизм — то есть убеждение в человеческой аморальности и склонности к вероломству — господствует в американской культуре. По сравнению с 1964 годом, количество американцев, верящих, что правительство поступает верно «всегда или почти всегда», снизилось на 53% — с 77% до 24%. Отношение к другим общественным институтам изменилось аналогичным образом.

Появилось ли с тех пор больше оснований для цинизма — открытый вопрос. Однако факт остается фактом: модный нынче циничный взгляд на жизнь отрицательно сказывается на нашем душевном и материальном благополучии.

Современные люди исказили изначальный смысл этой философии. Вместо того, чтобы считать, что все вокруг — отстой, мы должны брать пример с древнегреческих киников, которые стремились к истине и восставали против статуса-кво.

Родоначальником философской школы кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а популяризатором — Диоген Синопский, живший в V веке до н.э. Киники отрицали любые соображения, препятствующие переосмыслению общепринятых догм, поиску истины и счастья. Если современный циник говорит, что президент — идиот, и поэтому его политика никуда не годится, древний киник непредвзято проанализировал бы каждый пункт этой политики.

Современный циник с ходу отрицает идеи («это глупо»), тогда как древний киник воздерживался от суждений («возможно, это правильно, а возможно — нет»).

«Цинизм в современном смысле полностью противоположен своему изначальному значению. Сегодня он означает скорее отказ от моральных и интеллектуальных поисков», — пишет Дэвид Мацелла из Хьюстонского университета в своей книге «Истоки цинизма».

Во времена Антисфена не было индекса счастья, поэтому мы не можем определить, насколько киники были удовлетворены жизнью по сравнению с теми, кто не придерживался их философии. Однако мы знаем наверняка, что современный цинизм вреден. Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что циники примерно в пять раз чаще страдают от депрессии. То есть желчные 25-летние люди рискуют превратиться в угрюмых 44-летних.

Современные циники также отличаются более слабым здоровьем. В 1991 году ученые провели исследование среди мужчин среднего возраста и обнаружили, что циничный взгляд на жизнь существенно повышает риск умереть от рака и сердечных заболеваний — возможно из-за того, что ведет к злоупотреблению алкоголем и табачными изделиями. А исследование, проведенное в 2017 году среди финских мужчин среднего возраста, показало, что цинизм также является предиктором преждевременной смерти.

Дальше — хуже. Люди, как правило, не уважают циников.

В статье, опубликованной в 2020 году в «Журнале экспериментальной психологии», утверждается, что цинизм лишает человека уважения окружающих — возможно, из-за того что такие люди сами ведут себя неуважительно по отношению к другим, и это порождает порочный круг.

Кроме того, циники, как правило, меньше зарабатывают. В 2015 году ученые установили, что даже с поправкой на пол, уровень образования и возраст, наименее циничные люди за девять лет увеличивали свой заработок в среднем на $300 в месяц. Наиболее циничные через девять лет получали столько же, сколько раньше, или меньше. Исследователи объяснили это тем, что циники «чаще упускают возможности для сотрудничества и, как следствие, лишают себя помощи окружающих». Иначе говоря, быть мизантропом — себе дороже.

Чтобы стать более благополучным, нужно не только избегать цинизма во всех его проявлениях, но и стремиться стать настоящим киником.

Древние киники жили согласно определенным принципам, в основе которых лежат сознательность, безразличие к мирским благам, радикальное равенство и здоровый образ жизни.

Звучит похоже на христианство и буддизм? Это не случайно — греческие философы, в том числе скептики, современники киников, испытали на себе влияние индийской традиции (о которой в Греции узнали благодаря походам Александра Македонского), а в последующие века идеи кинизма и его наследника стоицизма повлияли на раннюю христианскую философию.

Чтобы проникнуться идеями киников, я советую посвятить каждому из кинических принципов отдельный день.

1. Эвдемония («счастье»)

Древние киники знали, что невозможно достичь счастья, участвуя в непрерывной борьбе за собственность, удовольствия, власть и престиж. Счастье можно обрести лишь отрекшись от ложных желаний. Составьте список мирских благ, которые привлекают вас — например, дорогие вещи или восхищение окружающих — и скажите вслух: «Я отказываюсь подчиняться этим желаниям».

2. Аскезис («дисциплина»)

Мы не сможем очистить сознание от тумана и путаницы до тех пор, пока не перестанем притуплять свои чувства, будь то при помощи алкоголя и наркотиков или бессмысленных развлечений, обеспечивающих нам бегство от реальной жизни. Примите решение воздерживаться от вредных веществ и привычек. Вместо того, чтобы после ужина смотреть телевизор, отправьтесь на прогулку. Вместо коктейля выпейте стакан воды и почувствуйте свежесть от каждого глотка. Такая дисциплина укрепит вашу силу воли и поможет приобрести привычки, способствующие счастью.

3. Автаркия («самодостаточность»)

Если мы нуждаемся в одобрении окружающих, то никогда не достигнем самообладания и истинной свободы. Откажитесь от потребности в одобрении со стороны окружающих. Проанализируйте, за что вы чаще всего ищете похвалы — за свою внешность, свой ум или свою успешность — и сознательно старайтесь подавить эту потребность.

4. Космополитес («космополитизм»)

Сравнивая себя с окружающими, мы настраиваем себя против них. Дружба и любовь в таких условиях становятся невозможны. Начинайте каждый день с напоминания себе о том, что все люди равны, и обещания не относиться к людям по-разному в зависимости от их статуса. Ведите себя одинаково и со своим начальником, и с баристой.

Циник несчастен, потому что заточен в несправедливом мире. Киник счастлив — но не потому что считает мир совершенным, а потому что более сосредоточен на внутреннем мире, над которым он имеет власть.

Есть одна известная история, резюмирующая этот образ жизни.

Диоген был знаменит тем, что не принимал ничью сторону, и поэтому был не в почете у власть имущих. Однажды философ по имени Аристипп, который пользовался благосклонностью правителей, застал Диогена за мытьем овощей — презираемой древними греками пищи. Диоген не смутился, и сказал Аристиппу: «Если бы ты приучил себя есть овощи, то не стал бы рабом при дворе тирана».

Если вы хотите стать настоящим киником и счастливым человеком, приучите себя «есть овощи»: пусть окружающие и пренебрегают ими — но вы для себя обнаружите, что они насыщают намного лучше, чем пустые калории конформизма.

Циники, «собачьи» | Оксфордский классический словарь

Выделите поисковый запрос
  • Сохранить
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/classics/display/10.1093/acrefore/9780199381135.001.0001/acrefore-978019938135-e-1978; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Сводная информация о выставлении.

Экстракт

Циники («собачьи»), термин, используемый *Диогеном (2) «собакой» (слово, обозначающее бесстыдство) и его последователями. Происхождение, статус, значение и влияние цинизма уже в древности вызывали споры. Проблемы интерпретации возникают из-за цинического поведения и высказываний, из-за утраты почти всех кинических сочинений (по общему признанию, менее важных, чем в случае других философий), а также из-за различных искажений традиции (изобретение изречений и анекдотов, искусственная интеграция цинизма в формальная философская преемственность от Сократа к стоикам; боудлеризация; полемическое искажение).

Цинизм был не столько школой, сколько образом жизни, основанным на крайне примитивистской интерпретации принципа «жить по природе». Когда Диоген открыл истину, в кинизме было относительно мало разнообразия или развития, хотя «жестких» киников (приверженцев первоначального предписания, встречавшихся во все периоды) можно отличить от «мягких» (которые по-разному шли на компромисс с существующими социальными и политическими институтами). ), практический цинизм от литературного, а циники (в любом смысле) от циников-под влиянием.

Предметы

  • Философия

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье

Войти

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержанию.

Подписаться

Доступ к полному содержанию требует подписки

Этимология, происхождение и значение слова cynic by etymonline

Реклама

1550-е годы, «одна из древних философских сект, основанная Антисфеном», от латинизированной формы греческого kynikos «последователь Антисфена», буквально «собачий», от kyōn (родительный падеж kynos) «собака» (от корня PIE * kwon- «собака»).

Предположительно, это имя является отсылкой к грубости жизни и насмешливой угрюмости философов, а популярная ассоциация даже в древние времена была «собачьей» (у Лукиана есть kyniskos «немного циник», буквально «щенок»).

Но более вероятно, что это от Киносарга «Серый пес», названия гимназии за пределами древних Афин (для тех, кто не был чистым афинянином), где преподавал Антисфен (ученик Сократа).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *