Целеустремленность — Психологос
Целеустремленность — способность помнить о намеченных планах и не терять из виду сформулированные цели, умение преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями.
Человек без цели, как корабль, потерявший паруса. Он дрейфует в открытом море случайностей, и его движением управляют обстоятельства и другие люди, но не он сам. Человек, знающий свои цели, идет по жизни более уверенно и более результативно. Многое становится лучше видно…
Фильм «ВВС. Разум человека»
Фильм «Банк Империал»
Имея перед собой ясно прописанную цель, легче представить себе способы достижения желаемого результата. Большую и трудную цель можно разбить на несколько более мелких целей и, поочередно достигая их, шаг за шагом приближаться к результату.
Правильно поставленная цель не ограничивает человека в его движении, а открывает перед ним новые горизонты. Достигая поставленной цели, человек становится на ступеньку выше в своём развитии, и тогда ему открываются новые горизонты.
Свою целеустремленность можно развивать, подсказки на этом пути следующие:
- Практикуйте спокойное присутствие. Об этом мало кто знает, но это важно: если у вас дребезжит тело, вас будет отвлекать все что угодно.
- Выкидывайте привычные отмазки, отучайте себя от самооправданий. Самый целеустремлённый человек — это тот, который очень хочет в туалет: все преграды кажутся несущественными. Согласитесь, смешно слышать фразы типа: «Я описался, потому что «не было времени сходить в туалет», «я был слишком уставший», «потерял надежду. Я не верил, что смогу добежать…», см.→
- Начинайте ставить цели и работать по плану. Если сложно — почитайте Типичные трудности в развитии себя.
- Приучайте себя жить головой, а не чувствами. Чувства спонтанны и малоуправляемы, а голова держит ориентиры.
- Если с головой у вас все в порядке, когда вы в этом уже уверены, то есть после этого — развивайте энергию желания. Целеустремленный человек имеет энергичные, развитые желания. Он много хочет, ему есть ради чего просыпаться каждый день и он не просто отрабатывает то, что ждут от него другие, он делает то, что хочет сам. Он — хочет. Он — смеет хотеть. А много ли, сильно ли хотите вы? Смотри Энергия желания. А также посмотрите, как развивать волю и вам в помощь — умная самоорганизация личной деятельности.
Интересно, лично в моей жизни сильнее всего сработала практика умного чтения, когда мой наставник на факультете психологии стал заставлять меня отчитывать по поводу каждого прочитанного текста. Точнее, стал заставлять определять цели по поводу чтения не только каждой книги, но даже каждой главы и даже каждой страницы. Это было жестко, но предельно эффективно.
Что делать, если на пути к цели «не получается», а очень надо?
В организации дела есть два этапа. Первый – этап поиска. Этап мечтаний, а также сомнений и размышлений. На этом этапе надо примеривать, еще раз примеривать, обсудить свои планы и наметки с умными людьми, с их советами переспать… Думать, думать… А когда решили, решение приняли – все, настал второй этап: время делать.
Естественно, многое будет не получаться. Редко бывает, что все получается легко и сразу. Что делать? Продолжать работать, искать новые варианты. Сделай еще раз, но по-другому. Включи голову, улыбнись. А если нужно себя организовать – смотри Методы эффективной самоорганизации.
Нужно ли ориентироваться при движении к цели на изменение собственных настроений? А если – вчера хотелось, а сегодня нет?
Тут дело в сроках. Привести себя в порядок при СИЮМИНУТНЫХ перепадах от недосыпа, разочарования, обиды, страха или мимолетного раздражения, от усталости, наконец — это просто повседневный уход за собой, как гимнастика, умывание и чистка одежды. Это вообще за пределами «решений» — просто поддержание жизнедеятельности.
Но! Потерпеть боль от смазанной йодом царапины — это нормально. А терпеть боль от сгорающей под потоком кислоты руки — это идиотизм. Если руку можно отдернуть, разумеется.
Если нечто угнетает нас неделями, месяцами, годами (!), тут уже не своими настроениями надо заниматься, а «что-то в консерватории подправить». Бестолково делать перед собой и окружающими вид, что «все ок, все отлично», когда жизнь пошла наперекосяк. И уж совсем по-дурацки упираться в духе «я же так решил, теперь должен идти до конца».
Если ты едешь по незнакомой дороге и приняв неверное решение, заехал не туда, ты чертыхнешься (или улыбнешься) и поедешь искать другой путь, который ведет куда надо. Потому что решения БЫВАЮТ НЕВЕРНЫМИ. И упираться тут тоже неверно.
Настроение – важная вещь. Примерно такая же, как погода. С одной стороны, на работу вы пойдете, скорее всего, при любой погоде, просто когда-то нужно одеться потеплее и зонтик взять. С другой стороны, если прогноз погоды передают часто – значит, это кому-то нужно. Потому что если завтра вы планировали на пикник, а пошел дождь со снегом, то зачем вам такое развлечение на ветру под мокрыми каплями?
Конечно, на настроение нужно ориентироваться. Поэтому не зря есть правило: список дел на завтра составляется обычно с вечера. А утром обычно он переписывается заново. Потому что то было вчера, а сегодня – новый день. Новые вводные. И могут быть новые настроения. Поэтому смотрим на задачи недели и пишем задачи дня. Включая те моменты, чтобы день сегодня доставил вам радость. Потому что – зачем же жить без радости?
что это такое, как ее развить?
Целеустремленность – это личностная черта, которая характеризуется сознательной, последовательной, длительной, стабильной ориентированностью на обусловленный результат, называемый целью. Целеустремленность это в психологии способность человека формулировать задачу с определенными характеристиками, планировать деятельность, выполнять действия согласно потребностям цели, преодолевая сопротивление, внутренние и внешние. Целеустремленным человеком называют того, у кого развита целеустремленность, соответственно он умеет сознательно планировать деятельность и последовательно выполнять ее до достижения цели.
Что такое целеустремленность
Целеустремленность – положительное, индивидуально и социально поощряемое качество. Его указывают в вакансиях, желают именинникам, считают ценным комплиментом. Несмотря на приобретаемость данной характеристики, достаточно невелико количество людей, что могут с готовностью определять себя как целеустремленную личность и еще меньшее могут подкрепить утверждение реальным поведением.
Целеустремленность это в психологии понятие интегративное. Основными в ней сферами психологической сущности являются эмоции и воля, но так же это касается восприятия, интеллекта, характера. Речь не об ограничениях, а о путях развития данного качества и масштаба его влияния на личность. Объективных ограничений в развитии целеустремленности нет, не бывает «врожденно нецелеустремленных», как и нет тех, кому это качество досталось как генетическая лотерея.
Целеустремленность человека не является врожденной чертой, потому отсутствие примеров в поколениях не имеет значения, а возрастного, гендерного и культурного ограничителя в ее развитии нет. Это приобретенная черта, которая вырабатывается последовательными действиями. Отрицание в себе данной черты есть предательство своей сущности, так как объективных аргументов в пользу невозможности развития данного качества у разумного человека нет. Каждый имеет опыт целеустремленности и природности ее проявления. Когда ребенок учится говорить, формируя новое слово и потом настойчиво его повторяя — он пример целеустремленности. Формирование речи очень сложный процесс, требующий затрат больших ресурсов, для навыка правильной речи требуется много усилий, он не настолько автоматичен, чтобы развивался сам собой, подтверждением чему являются здоровые физически дети с проблемной речью, по причине малой тренированности.
Целеустремленность личности – это навык, которым может обладать абсолютно любой индивид и, отказывая вправе развить его, он лишает себя источника реализации своих мечтаний. Даже при большом врожденном таланте для его реализации требуется пройти этап настойчивых усилий.
Определение целеустремленности ассоциируется с настойчивостью, упорством, мотивированностью, четкостью восприятия, силой воли.
Цель и целеустремленность
Целеустремленность – это качество, предписываемое по результатам его реализации, а не допускаемое. Нельзя быть потенциально, условно, пассивно целеустремленным. Только достигая поставленных целей, индивид может приписывать себе данную характеристику. Аналогично, если человек достиг некоторой цели, был определенный период целеустремленным, далее прекратил необходимые действия, выбрав пассивное поведение, целеустремленность будет ослабевать и через некоторое время не будет чертой, о которой можно заявлять. Без внешнего проявления целеустремленность не функционирует.
Целеустремленность это в психологии одно из ключевых понятий касающееся эмоционально-волевой сферы. Примеры целеустремленности это так же истории реализации своей природы. Целеустремленность это психологический инструмент, универсальный, поскольку применим к любой черте, мечте, цели или желании. Развивая целеустремленность, человек обретает все больше сил и способностей влиять на все более масштабные и глубокие пласты своей жизни.
Цель и целеустремленность неразрывны. Если цель малопривлекательна, не вдохновляет даже на этапе мечтаний, то зажечься от нее и направить силы можно будет только жестким волевым усилием и то ненадолго. Если цель крайне необходима, но не имеет отклика в душе, следует сознательно привнести в нее эмоциональный фон. Ведь если она так нужна, значит, за ней есть то, о чем мечтается. Т.е. можно ее включить в структуру большей, привлекательной цели, сделав подпунктом. Удовольствие от достижения большой масштабной цели всегда немного отстрочено, помня об этом можно прочувствовать смысловую нагрузку слова «предвкушение».
В английском языке один из вариантов написания слова целеустремленность есть словосочетание «sense of purpose», буквально – «смысл цели». И с этого стоит для себя начать – зачем и для чего тратить ресурс для достижения цели. К примеру, может быть лень делать минимальную зарядку или ходить в тренажерный зал просто «для здоровья», а вот представление своего спортивного тела на пляже, в красивой одежде на праздновании или бегущим марафон подстегнет мотивацию. Соответственно, первым шагом будет представить себе конечную цель хотя бы приблизительно. Со временем она может меняться, уходить на второй план, но сейчас она должна иметь побудительный смысл.
Как побороть лень и выработать целеустремленность?
Зачастую препятствием к выработке целеустремленности называют лень. Это условный враг внутри нас, которого хотелось бы побороть и стать собранным и целеустремленным.
Лень может возникать по ряду причин, которые могут относиться как к плоскости физического недомогания, так и внутренних противоречий с целью. Чтобы разобраться в себе, надо проанализировать цель, ее масштаб, сферу, затраты ресурсов, а том числе времени.
Виктор Франкл, создатель психотерапевтического направления «логотерапия», говорил, что для лучшей мотивации цель должна быть чуть более чем достижимая, будучи немного «за горизонтом», всегда немного недостижимой мечтой. Тогда будет хороший стабильный уровень мотивации и профилактика «разочарования при достижении». Человек, который прошел ужасы концлагеря, ведомый своими целями, знал, о чем говорит.
Как побороть лень и выработать целеустремленность? Иногда лень маскирует страх не оправдать собственных надежд, когда кажется, что планка цели слишком высока, но честно себе это признать не хочется. Для этого глобальную цель следует разделить на подцели и ориентиром взять ту, которая не вызывает такого стресса. Пусть глобальная останется мечтой, которая допускает некоторую недостижимость на данный момент. По мере продвижения план будет пересматриваться, а уже пройденные шаги и достижения укрепят уверенность в возможности реализации мечты. Или она станет подцелью к большей.
Часто преградой к достижению цели называют отсутствие мотивации, вернее, ее снижение по мере реализации или еще на стадии планирования. Мотивация – это часть эмоциональной сферы, «топливо» воли. Если долго откладывать реализацию, занимаясь длительным планированием, эмоциональная энергия расходуется, а подкрепления результатом нет, мотивация снижается. На этапе реализации мотивация снижается из-за увеличения стресса от нагрузки.
Чтобы нивелировать это снижение необходимо напоминать себе о результатах, а также планировать промежуточные этапы с определенным, желаемым результатом, чтобы удовольствие от полученного подкрепляло мотивацию. Лучший вариант, это когда подобный обмен происходит постоянно, для этого для реализации цели определенные шаги стоит сделать ежедневными. Потому на начальном этапе формирования данного качества стоит начать с формирования какой-либо привычки, когда действия должны быть ежедневными и каждый день есть позитивное подкрепление в виде «галочки» за выполненное действие и удовольствие от само-преодоления. Причем эффективнее именно создавать новую, полезную, а не бороться со старой, т.е. не лишать себя чего-либо, что может стресс и увеличить, а добавить что-нибудь нужное. Постепенно нужно усложнять себе задачи, так как длительное выполнение чрезмерно легкого задания снижает удовольствие, поскольку уже не оценивается как достижение. Определенное удовлетворение останется фоном, но для постоянно поддержания ощутимого уровня надо перешагивать на следующую ступень.
Как стать целеустремленным человеком
Цель и целеустремленность – понятия эмоционально-волевой сферы. Не случайно эмоции и воля рассматриваются совместно. В некотором смысле можно перефразировать, что цель – это объект эмоций. Представляя ее, думая о достижении и результатах человек подпитывает себя отложенными эмоциями удовольствия и радости.
Целеустремленность же результат волевых усилий, слаженного и последовательного поведения. Волевым усилием называют поведение, при котором человек действует под само-давлением, а эмоции помогают ему это давление выдержать, памятуя о результате.
И чтобы стать целеустремленным человеком надо интегрировать эти понятия. Выбрать цель, которая будет желанна, вдохновлять и выполнить последовательные волевые действия. На начальных этапах цель надо выбрать такую, в достижении которых сомнений практически нет и действия, необходимые для реализации воспринимаются как несущественные. А вот удовольствие от реализации должно быть достаточно субъективно существенным. Цель должна быть экологичной, иметь положительное и при планировании максимально учитывать личные ресурсы, а не быть ориентированной на других, т.е. максимально автономной для личности.
Выполнив этот шаг, планку цели повысить, соответственно требуемые действия усложнятся. Фактор получения осознаваемого удовлетворения от выполненных действий при небольшом уровне развития черты целеустремленности имеет большое значение, впоследствии оно будет более автоматичным, оставаясь действующим звеном взаимодействия. Выполнение предыдущего задания даст веру в свои силы для выполнения следующего, навык будет укрепляться и в своих глазах, а так же в глазах окружающих сформируется образ целеустремленного человека. Человек может думать, что свершения удел других или на некоторых этапах падать духом.
Примеры целеустремленности в других людях могут вдохновлять на собственную активность. Изучая биографии и истории успеха, восхищаясь упорством и преданностью героев, увеличивается уверенность в возможностях людей. И глядя на них, мы задумываемся, как выработать в себе целеустремленность.
Как развить целеустремленность
Как любая черта, целеустремленность — это привычка действовать согласно намеченной цели, это нейронная связь в головном мозге по типу «проторенной дорожки». С каждым следующим «проходом», выполнением необходимого действия это происходит все с большей легкостью, все меньше сознательных волевых усилий требуется. Человек с хорошим развитием данного навыка уже не задумывается над тем, сможет ли он выдержать намеченный план, поскольку прошлый опыт подкрепляет уверенность в своих силах.
Со стороны складывается впечатление, что стоит ему захотеть, и он с легкостью добивается результатов, целеустремленность у него в крови, но в реальности это результат хорошо отработанного навыка, как легкоатлету не составляет труда пробежать несколько километров, а не тренированному один километр кажется непреодолимым. Также удовольствие, получаемое тренированным в целеустремленности человеком, от процесса лучше и качественней и его эмоционально-волевая интеграция работает слаженно и максимально независимо от внешних обстоятельств, самостоятельно регулируя и компенсируя уровень стресса от волевых усилий.
Задаваясь вопросом, как выработать в себе целеустремленность, важно помнить, что психология человека системна и при выполнении правил, которые кажутся не связанными с волей можно опосредованно влиять на развитие целеустремленности.
Анализируйте, какие ситуации и слова нарушают повседневное спокойствие. Чем более суетлив и отвлекаем человек, тем меньше ресурсов будет для нужных сфер. Надо помнить, что акцент не на том, кто отвлекает, а почему отвлекаемся сами. Весьма желательно заниматься любыми физическими упражнениями, даже если спорт и внешность сферами интереса не являются. Это помогает ежедневно косвенно тренировать волю, терпеливость, системность, а так же уменьшает чрезмерную эмоциональную лабильность. Это и укрепит веру в свои силы, поскольку будет постоянно напоминать, о способности преодолевать нежелание и лень. Упражнения можно считать самым первым шагом в развитии целеустремленности для любого человека.
Обдумывайте причины, по которым откладываются необходимые шаги и напоминайте себе, что это ваше желание. Возможно, цель не так интересна, не имеет отклика. Но если это не так, значит, препятствия решаемы. Здесь важно не зацикливаться на мозговой жвачке самокопания, а вырабатывать у себя условный рефлекс. Если сомнения в необходимости действия нет, сначала сделать его, а потом думать, почему не хотелось, если это будет иметь смысл.
Лучшим вариантом поощрения на действие должно быть удовольствие от процесса достижения цели. На начальных этапах можно сформулировать отвлеченный приз за настойчивость, но при его получении связывать с выполненным действием, формируя связь необходимого действия с удовольствием. Положительное подкрепление в формировании привычки работает эффективней негативного, когда есть наказание за невыполнение. С необходимой деятельностью нужно связывать максимум положительных ассоциаций, отрицательные возникают от непривычных усилий, и дополнительное увеличение их стрессом от наказания может полностью лишить мотивации к цели.
Если цели кажутся масштабными, а свои силы малыми, начинать следует с небольших целей или подцелей. Пусть целью станет выдержка, целеустремленность как цель. Это может казаться мелочным и бестолковым занятием, но при достижении самой глобальной цели требуется последовательность небольших, но систематических шагов. Так же есть феномен «плато», когда некоторые время усилия не приносят результата или он невелик. Чаще всего в этот период эмоциональное вдохновение уже снижено или истощено и только привычка к ежедневному труду не дает остановиться. Тут существенным будет также желанность цели, напоминание себе, почему это все началось, какие удовольствия обещает и какую радость несет. Чем масштабней цель, тем сложнее данный процесс по структуре, но принцип тот же, как при формировании любой бытовой привычки, для которой так же нужна целеустремленность.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Определение цели | Что такое цель
Прокрутите вверх
Что такое цель?
Для психологов цель — это постоянное намерение достичь долгосрочной цели, которая имеет значение как для личности, так и для того, чтобы оставить положительный след в мире. Цели, которые воспитывают целеустремленность, потенциально могут изменить жизнь других людей, например, создание организации, исследование болезни или обучение детей чтению.
Наше понимание цели будет меняться в течение жизни. По мере того, как мы боремся со своей подростковой идентичностью, берем на себя ответственность взрослой жизни и переходим к выходу на пенсию, исследование показывает, что наше чувство цели естественным образом то усиливается, то ослабевает.
Как и счастье, цель — это не пункт назначения, а путешествие и практика. Это означает, что она доступна в любом возрасте, если мы готовы исследовать, что для нас важно и какими людьми мы хотим быть, и действовать, чтобы стать такими людьми.
Если мы сможем пересмотреть и обновить наше чувство цели по мере того, как мы проходим вехи и переходы, предлагает это исследование, тогда мы можем рассчитывать на более удовлетворительную и наполненную смыслом жизнь.
Каковы ограничения?
Избранные статьи
Зачем этим заниматься?
Исследователи обнаружили, что чувство цели связано с рядом хороших результатов на протяжении всей жизни как для отдельных лиц, так и для организаций.
- Молодые люди, у которых есть целеустремленность, также сообщают о более высоком уровне счастья и удовлетворенности жизнью, что, по-видимому, связано с лучшими результатами обучения. В одном исследовании изучались студенты колледжей, которые хотели помогать другим, заниматься искусством или добиваться финансового успеха. Исследователи не обнаружили существенных различий в положительных результатах среди групп. Для молодых людей было просто хорошо иметь цель, какой бы она ни была.
- Как для молодых, так и для старых физические преимущества целеустремленности хорошо задокументированы. Например, Эрик Ким и его коллеги из Гарвардской школы общественного здравоохранения обнаружили, что люди, сообщающие о более высоком уровне целеустремленности в какой-то момент времени, через четыре года объективно демонстрируют лучшую физическую подвижность, чем те, кто сообщает о меньшей целеустремленности.
- Патрик Хилл и его коллеги из Вашингтонского университета обнаружили важные преимущества для более целеустремленных взрослых, в том числе лучшее когнитивное функционирование и большую продолжительность жизни. Они с большей вероятностью чистят зубы, занимаются спортом и обращаются к врачу. Почему? Исследователи предполагают, что люди лучше заботятся о себе, когда чувствуют, что им есть ради чего жить. Наличие цели также, по-видимому, связано с более низким уровнем стресса в целом, что способствует улучшению здоровья.
- Приносят ли одни цели больше преимуществ, чем другие? Ответ пока да — если вы старше. Одно исследование показало, что молодые люди с более «просоциальными» целями — нацеленными на помощь другим — в более позднем взрослом возрасте испытали больший личностный рост, целостность и здоровье. Этот результат был поддержан исследованием 2019 года, проведенным Энн Колби и ее коллегами из Стэнфордского университета. Они опросили почти 1200 американцев среднего возраста на предмет их благополучия и того, какие цели были для них важны. Исследователи обнаружили значительно более высокое благополучие среди людей, которые преследовали цели, выходящие за рамки «я», по сравнению с теми, кто преследовал другие типы целей. Другими словами, участие в просоциальных целях оказало большее влияние на благополучие, чем участие в непросоциальных целях.
- Действительно, если смотреть не только на индивидуальную жизнь, у людей развилось целеустремленность, чтобы мы могли сотрудничать и вместе достигать больших целей. Исследование 2007 года предполагает, что менеджеры могут эффективно повысить опыт работы и благополучие своих сотрудников, помогая им соединиться с более высокой целью, связанной с работой. Опрос основных убеждений и культуры 2013 года показал, что 91 процент респондентов, которые считают, что их компания имеет сильное чувство цели, также говорят, что у нее есть история высоких финансовых показателей.
- Цель адаптивна в эволюционном смысле. Она помогает как отдельным особям, так и видам выживать и процветать. Цель часто вырастает из нашей связи с другими, поэтому кризис цели часто является симптомом изоляции. Как только вы найдете свой путь, вы почти наверняка найдете других, путешествующих вместе с вами в надежде достичь той же цели — сообщества.
Избранные статьи
Как выращивать
Согласно исследованию Кендалла Коттона Бронка, для того, чтобы найти свое предназначение, необходимы четыре ключевых компонента: самоотверженность, личная значимость, целеустремленность и видение большего, чем собственное «я».
Часто поиск нашей цели включает в себя поиск смысла в опыте, который у нас был, с оценкой наших ценностей, навыков и надежд на лучший мир. Это означает, что нужно уделять время личным размышлениям, представляя наше идеальное будущее.
Вот несколько упражнений, которые исследователи рекомендуют для поиска цели в жизни:
- Волшебная палочка: Подумайте об окружающем вас мире — вашем доме, сообществе, мире в целом — и представьте, что бы вы изменили, если бы у вас была волшебная палочка и вы могли бы изменить что угодно. Затем спросите себя, почему вы выбрали то, что вы сделали, и подумайте о конкретных шагах, которые вы могли бы предпринять, чтобы немного приблизить мир к этому идеалу. Это упражнение использовалось для развития целеустремленности у молодежи и молодых людей, в частности.
- Наилучшее возможное Я: Представьте себя в каком-то будущем возрасте — например, через 10 или 20 лет — и подумайте о том, какой была бы ваша жизнь, если бы все шло как нельзя лучше. Затем задайте себе следующие вопросы: Что вы делаете? Что для вас важно? Что вас действительно волнует и почему? Сосредоточение внимания на идеальном себе может увеличить оптимизм в отношении будущего, что, по мнению исследователей, связано с целью.
- Уточните свои ценности: Если вам трудно понять, что для вас важнее всего, подтверждение ваших ценностей может помочь. В трех опросах о ценностях — «Опросник ценной жизни», «Опросник портретных ценностей» и «Опросник личных ценностей» — вас просят ранжировать важность различных ценностей, что может помочь вам лучше понять свою цель.
- Признайте свои сильные стороны: Чтобы получить представление о своих конкретных навыках, попробуйте опрос VIA о сильных сторонах характера, чтобы узнать, что он может рассказать о вас. Или вы можете связаться с людьми, которые вас знают — учителями, друзьями, семьей, коллегами и наставниками — и спросить их, в чем вы хороши, что вам нравится делать и как вы могли бы оставить свой след в мире. Иногда мнение со стороны может помочь прояснить ваши личные сильные стороны и понять, как лучше всего их применить.
- Волонтер: Поиску цели помогает широкий набор значимого опыта, который может указать вам правильное направление. Волонтерство расширяет ваш опыт, а также улучшает ваше благополучие и помогает миру. Мало того, волонтерство позволяет вам общаться с людьми, которые имеют схожие ценности, которые могут вдохновить вас или указать на другие возможности изменить ситуацию, о которых вы раньше не думали.
- Развивайте положительные эмоции: Положительные эмоции помогают нам расширить наш взгляд на мир и почувствовать прилив энергии для действий на благо; так что они могут быть полезны для поиска цели. Благодарность и трепет, в частности, помогают нам заботиться о других, строить отношения и чувствовать связь с чем-то большим, чем мы сами, поэтому они связаны с достижением цели. Вы можете посетить наш веб-сайт Greater Good in Action, чтобы найти упражнения, которые помогут укрепить вашу целеустремленность и сделают вас счастливее.
Избранные статьи
Архив психологии целеустремленности
Обзор шестидесятилетних исследований смысла, развития и преимуществ цели в жизни ряд нацистских концентрационных лагерей. Находясь в заключении в Терезиенштадте, Освенциме и двух вспомогательных лагерях Дахау, венский психолог Виктор Франкл заметил, что целеустремленные сокамерники проявляли большую устойчивость к пыткам, рабскому труду и голодному пайку, которым они подвергались. Позже, описывая свой опыт, он нашел частичное объяснение в цитате Фридриха Ницше: «Те, у кого есть «зачем» жить, могут вынести почти любое «как».59 книга «Человек в поисках смысла », книга, оказавшаяся основополагающей в этой области, кристаллизовала его убеждения о решающей роли смысла и цели. Десять лет спустя Франкл помогал в разработке первого и наиболее широко используемого стандартизированного опросника о целях — теста «Цель в жизни», состоящего из 21 пункта.
В рамках своего постоянного интереса к более глубокому пониманию характера и добродетели Фонд Джона Темплтона заказал обзор более чем шести десятилетий литературы, посвященной природе человеческого предназначения. В обзоре, охватывающем более 120 публикаций, восходящих к работам Франкла, рассматриваются шесть основных вопросов, касающихся определения, измерения, преимуществ и развития цели.
Психология цели: что такое цель и как ее измерить?В психологических терминах в литературе появилось общепринятое определение цели, согласно которому цель — это стабильное и обобщенное намерение выполнить что-то, что одновременно имеет личное значение и в то же время ведет к продуктивному взаимодействию с каким-либо аспектом жизни. мир за пределами себя. Не все цели или личностно значимый опыт способствуют достижению цели, но на пересечении целеполагания, личной значимости и концентрации за пределами себя возникает отчетливая концепция цели.
Исследования и опросы, изучающие индивидуальные источники цели в жизни, приводят примеры, начиная от личного опыта (вдохновение заботливым учителем) и заканчивая делами, далекими от наших нынешних обстоятельств (стать активистом, узнав о потогонных условиях в другой стране). Большинство мировых религий, а также многие светские системы мышления также предлагают своим приверженцам хорошо разработанные принципы развития цели в жизни. Любовь к друзьям и семье и стремление к осмысленной работе являются общими источниками цели.
За последние несколько десятилетий психологи и социологи разработали множество оценок, затрагивающих целеустремленность людей, включая Индекс отношения к жизни, подшкалу «Цель в жизни» психологических шкал благополучия, опросник «Смысл жизни», подшкала «Существование цели в жизни», «Пересмотренное исследование целей молодежи», «Шкала цели Клермонта» и «Опросник цели жизни» и другие.
Вывод, который следует из работы этих тестов и опросов, интервью, определений и метаанализов, состоит в том, что наблюдение Франкла было верным — наличие цели в жизни связано с огромным количеством преимуществ, начиная от субъективного ощущения счастья для снижения уровня гормонов стресса. Исследование 2004 года показало, что целеустремленные пожилые женщины имели более низкий уровень холестерина, с меньшей вероятностью имели избыточный вес и более низкий уровень воспалительной реакции, в то время как другое исследование 2010 года показало, что у людей, которые сообщали о более высоких показателях цели, реже диагностировали легкие когнитивные нарушения. и даже болезнь Альцгеймера. Однако подавляющее большинство этих отмеченных преимуществ в настоящее время являются только корреляциями — во многих случаях неясно, является ли наличие сильного чувства цели в жизни причиной преимуществ или люди, испытывающие преимущества, просто лучше подготовлены для развития чувства цели. .
Потенциальные вмешательства для повышения цели и ее преимуществ были сосредоточены на периоде формирования поздней молодежи, когда в исследованиях рассматривались преимущества поддерживающих наставников и таких практик, как целенаправленное ведение дневника благодарности в жизнь. В исследовании 2009 года приняли участие 89 детей и подростков, которым было поручено написать и доставить благодарственные письма людям, которые, по их мнению, благословили их. Участники, у которых был более низкий начальный уровень положительного аффекта и благодарности, по сравнению с контрольной группой, имели значительно более высокий уровень благодарности и благодарности после доставки письма даже через два месяца.
Этот результат становится еще более многообещающим в свете серии из четырех исследований 2014 года, которые пришли к выводу, что даже создание временного целеустремленного мышления улучшало академические результаты, включая саморегуляцию, настойчивость, средний балл и количество времени, которое учащиеся готов потратить на подготовку к тестам и выполнение домашних заданий.
Психология цели: дуга целиПримерно каждый пятый старшеклассник и каждый третий студент колледжа сообщают, что у них есть четкая цель в жизни. Эти показатели немного снижаются в среднем возрасте и более резко в более позднем взрослом возрасте. Некоторые из этих изменений имеют смысл в свете ориентированного на будущее характера цели. Для молодых людей с позднего детства чувство поиска цели ассоциируется с чувством удовлетворения жизнью, но только до среднего возраста, когда бесконечный поиск цели может иметь коннотации незрелости. Однако в одном исследовании изучалось интересное исключение из общего снижения стремления к достижению цели: по сравнению с другими взрослыми «9-эндеры» (люди, заканчивающие десятилетие жизни, в возрасте 29, 39, 49 лет и т. д.), как правило, больше сосредотачиваются на старении и смысле, и, следовательно, они чаще сообщают о поиске цели или переживают кризис смысла.
В среднем возрасте воспитание детей и другие формы заботы становятся для многих явным источником цели и смысла. Интересно, что исследования, проведенные в 2006 и 1989 годах, показали, что, хотя у родителей было более сильное чувство смысла в своей жизни, чем у неродителей, они сообщали о том, что чувствовали себя менее счастливыми — отражение того, как стремление к своей цели, особенно в очень требовательные сезоны, все еще может быть трудным, обескураживающим и напряженным.
Целеустремленность в карьере коррелирует как с большим удовлетворением от работы, так и с лучшими результатами, связанными с работой. В исследовании 2001 года, посвященном работникам сферы обслуживания, исследователи указали, что некоторые уборщики больниц считали себя «простыми уборщиками», в то время как другие считали себя частью общей команды, которая приносила пациентам исцеление. Эти группы людей выполняли одни и те же основные задачи, но они совершенно по-разному думали о своем понимании цели в организациях, где они работали. Неудивительно, что работники, которые рассматривали свою роль как лечебную функцию, были более удовлетворены своей работой, проводили больше времени с пациентами, более тесно сотрудничали с врачами и медсестрами и находили больше смысла в своей работе.
На более поздних этапах жизни обычные взрослые источники целеустремленности, такие как выполнение своей карьеры или забота о других, менее доступны, но сохранение сильной целеустремленности связано с множеством положительных качеств в этом возрасте. По сравнению с другими целеустремленные пожилые люди чаще имеют работу, имеют лучшее здоровье, более высокий уровень образования и состоят в браке.
Психология целеустремленности во всем миреХотя большая часть социологической работы по целеустремленности была сосредоточена на людях в западных, богатых обществах, литература содержит несколько интересных межкультурных результатов, которые намекают на то, как подходы и преимущества от цели в жизни может отличаться во всем мире. В Корее, например, было показано, что молодежь рассматривает цель не как индивидуальное стремление, а как коллективное дело, в то время как исследования китайских концепций цели показывают, что чувство цели делится на профессиональное, моральное и социальное предназначение.
Исследования в области психологии целеустремленности среди людей с различным социально-экономическим положением показывают, что тем, кто находится в трудных обстоятельствах, вероятно, будет трудно обнаружить и преследовать личные значимые цели. Этот вывод хорошо согласуется со знаменитой иерархией потребностей психолога А. Х. Маслоу, которая предполагает, что люди должны удовлетворять основные потребности в таких вещах, как еда, кров и безопасность, прежде чем они легко побудятся к достижению таких целей, как самореализация.
Тем не менее, некоторые исследования также предполагают, что цель может возникнуть в трудных обстоятельствах и что она может служить важной формой защиты, как в исследовании, которое показало, что наличие смысла жизни защищает афроамериканскую молодежь от негативного опыта, связанного с взросление в более сложных условиях.