Что такое табу определение: Табу. Что такое «Табу»? Понятие и определение термина «Табу» – Глоссарий

Содержание

Откуда взялось понятие табу и почему оно оказалось таким живучим

Всем культурам знакомо понятие табу. Но что это на самом деле — священный запрет, религиозная практика или способ регулирования повседневной жизни людей? В действительности речь идет о трех способах понимания этого термина: табу как историческое явление в Полинезии, как религиозные запреты и, наконец, табу в переносном, повседневном смысле. Религиовед Ксения Колкунова рассказала о том, с чего все начиналось, об эволюции понятия табу и священных запретах в контексте истории религии. T&P сделали конспект ее лекции.

Ксения Колкунова
Кандидат философских наук, доцент ПСТГУ, религиовед

Табу — ключевое понятие для религиоведения. В этой лекции речь пойдет о его эволюции, осмыслении термина в западной науке. В современные языки слово «табу» вошло как минимум в трех контекстах, трех способах употребления. Можно говорить о табу как о специфическом явлении полинезийской религиозности, с которого начинается размышление о табу в Европе, затем понятие расширяется и начинает применяться уже ко всем религиозным системам. Мы можем говорить о табу в широком смысле — как о любом священном запрете, религиозных предписаниях, ограничивающих поведение человека. Наконец, можно рассуждать о табу в переносном смысле: так мы говорим в повседневной речи, что какие-то вещи являются запретными, и это уже максимально уводит нас от полинезийцев, с которых все когда-то начиналось.

Антропология. Джеймс Кук и аборигены

В 1777 году печально известный капитан Джеймс Кук впервые на английском языке опубликовал истории об аборигенах, которые поразили его своим поведением. Он обнаружил, что у жителей маленьких островов Тонга невероятно строгие нравы и предписания и для их обозначения они используют слово «табу» (точнее, «тапу» — но сейчас они уже и сами говорят «табу», потому что заимствовали общепризнанное произношение). Впоследствии филологи и лингвисты выяснили, что слово «тапу» означает «особым образом отмеченное, помеченное, выделенное» и даже о самих островах местные жители говорят, что это «тапу» — священные запретные южные острова. Так Кук задает нам первую точку отсчета: табу — то, что под запретом.

В XVIII–XIX веках важным источником знаний об аборигенах были записки путешественников. Произошло окончательное оформление колониальной системы, и именно из дневников очевидцев складывалось европейское представление о происходящем на этих загадочных островах, в Африке и Южной Америке. Так постепенно формировалось то, что мы называем антропологией, — изучение бесписьменных народов. Как дисциплина она начинается с Эдуарда Тайлора, который в 1871 году публикует книгу «Первобытная культура».

Психология. Джеймс Фрэзер и Зигмунд Фрейд

В XIX веке классики антропологии и религиоведения считали, что есть некоторая универсальная сущность человека (примерно одна и та же у диких аборигенов на островах Тонга и у высокоинтеллектуальных французов) и изучать ее лучше всего по самым простым и диким племенам. В Новое время в принципе была установка, связанная с общим рационализмом эпохи, что у всех религиозных явлений должна быть естественная причина, научное объяснение.

Британский ученый Джеймс Фрэзер, который сам никуда не ездил и работал с записками путешественников, в 1890 году опубликовал работу «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». Он заметил, что пищевые табу островитян часто связаны с семейными преданиями (например, какой-то предок перед смертью сказал, что может перевоплотиться в банановое дерево, поэтому его потомки не едят бананы), и счел, что психологические табу являются порождением фантазии.

Аборигены интересовали и Зигмунда Фрейда. Ему казалось, что на примере дикарей можно изучать формирование психики современного человека. В «Тотеме и табу» он описывает (также по второисточникам) различные практики аборигенов. Фрейда интересуют отношения между полами, и из всего многообразия примеров он выбирает табу, запрещающие отношения между тещей и зятем, тестем и зятем, невесткой и свекром, невесткой и свекровью. У некоторых племен существуют ограничения на любые контакты между тещей и зятем: они не то что разговаривать, даже видеться не должны. Фрейд из этого радостно делает вывод, что такие запреты связаны с потенциальной привлекательностью тещи для зятя, поскольку она, предположительно, похожа на его жену. Чтобы исключить этот инцестуозный соблазн, общество создает регулирующее табу. Другой вариант объяснения — мужчину может испугать то, какой станет его жена. Получается, что у Фрейда, с одной стороны, психологизм, а с другой — привнесение если не личного опыта, то, во всяком случае, каких-то европейских культурных кодов.

Религия. Эмиль Дюркгейм и Рудольф Отто

Фрэзер считал, что корни религиозного мировоззрения можно найти в магии, Фрейд искал первоначальные формы религии в тотемизме — в целом тогда многие ученые пытались построить систему развития религии, начинающуюся с некоторой минимальной формы. Как, например, Эмиль Дюркгейм, который разрабатывал теорию минимума религии.

Работа Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), посвященная тотемистической системе в Австралии, создает каркас, который будет часто заимствоваться исследователями для разговора о табу. Ученый пишет, что религия — это институциональное и практическое оформление системы отношений, подразумевающее наличие священных и профанных предметов.

Священные предметы вызывают сильные эмоциональные переживания и одновременно воспринимаются как несущие потенциальную угрозу.

Ситуация, в которой зять видит тещу, должна быть исправлена с помощью каких-то ритуалов, символического очищения, физического наказания.

Похожую психологическую теорию религии создает немецкий теолог Рудольф Отто, который в 1917 году публикует книгу «Священное». Он тоже утверждает, что священный, нерациональный опыт вызывает два базовых переживания — благоговение и ужас.

Табу для всех и для каждого

Насколько запреты, существующие в разных религиях, попадают в область табу? Если следовать представлениям о том, что табу — это все, что касается одновременно священного и опасного, требующего определенной подготовки для контакта, то вполне можно отнести к табу пищевые запреты в иудаизме или специфическое отношение к коровам в Индии. Корова — это не только то, что нельзя есть и бить, но это еще и источник очистительной практики. Если кто-нибудь нарушил табу, его можно очистить с помощью коровьей мочи — такой у коровы в Индии сакральный статус. Это встраивается в определенную теологическую систему: так, бог Кришна, согласно индуистским верованиям, на определенном этапе своей божественной жизни был пастухом.

Любая типология табу обречена на провал из-за многих уровней, в которых эти запреты могут существовать. Самое базовое деление — индивидуальные и коллективные. Если начать думать как авторы XIX века, табу — не только полинезийское явление, и можно эту модель применить к другим религиозным традициям, например кельтам: в их сагах описаны гейсы. Гейсы можно интерпретировать как индивидуальные табу, регулирующие жизнь конкретного деятеля. Чем важнее герой, тем больше у него гейсов. Например, с Кухулином ситуация была весьма печальная: он великий герой, у него очень много гейсов, и в какой-то момент они начали противоречить друг другу, из-за чего он и погиб.

Индивидуальные табу связаны с выдающимся лицом, но в них всегда попадают и запреты, связанные с родом, местом, профессией и с какими-то другими социальными маркерами. Поэтому в конечном счете эпические персонажи оказываются наделены не только индивидуальными табу. Когда мы говорим о табу в религиозных системах, мы в основном имеем дело с коллективными табу.

Дюркгейм выделяет другой базовый тип табу — запреты, связанные с каким-то контактом. Например, пищевые запреты — на еду, приготовленную определенным образом. Другая форма контактного табу — это табу-избегание. Избегать можно все ту же тещу или людей, обладающих некоторыми специфическими свойствами.

В некоторых традиционных культурах, например, близнецы могут восприниматься как обладающие сакральной природой и приносящие остальным удачу, но иногда это табуированные люди, которые могут принести заразу племени. У индейцев Южной Америки есть племя, где мать даже выгоняют за такое безобразие.

Существуют запреты, связанные с поведением человека: табу на какие-то жесты, позы, действия или слова. Табуированная лексика часто связана с религией или профессией. Например, в среде охотников Архангельской губернии в конце XIX века нельзя было упоминать название животного, на которого охотишься, нужно было использовать эвфемизмы: «пошел за косым» и т. п.

Есть много табу, связанных с кровью, в том числе менструальной. В каких-то культурах эти запреты встраиваются в теологическую систему. Библейское представление о том, что кровь содержит душу, в дальнейшем приводит к запрету на переливание крови у свидетелей Иеговы. Кровь оказывается табуированной и, например, в синтоистской культуре в Японии, где женщина во время менструации уходит из деревни и не возвращается, пока не пройдет процедуру очищения.

Существует два базовых источника табу. Во-первых, запреты часто связаны с «антисоциальными» явлениями: табуированными становятся вожди, колдуны, кузнецы (занимаются странными вещами) и узкие специалисты (специфический круг знаний, от них лучше держаться подальше).

Кстати, для тех, кто и так стоит вне социума, некоторые табуированные действия оказываются не такими уж табуированными. Например, у индейцев Гавайев, как практически у всех человеческих культур, запрещен инцест; человек, нарушивший это табу, может быть очищен только смертью. Но есть исключение — вождь: для него инцест не только возможен, но и крайне желателен, потому что дети, рожденные от такого брака, воспринимаются как неприкасаемые, как будущие вожди.

Синтоизм главным источником скверны считает смерть. Доходило до того, что в Средние века императорам приходилось издавать указы, запрещавшие выкидывать трупы в лесу: их не устраивало, естественно, что империя оказывается какой-то беспорядочной свалкой трупов, но люди считали, что труп — это антисоциальный элемент, поэтому его надо выкинуть и сделать вид, что ничего не было.

Во-вторых, «антисоциальными» оказываются люди в состоянии перехода из одного статуса в другой. Антрополог и фольклорист Арнольд ван Геннеп в книге «Обряды перехода» (1909) пишет, что любой обряд, связанный со сменой состояния (инициация или, например, свадьба), построен на принципе отделения: человек, переживающий переход, отделен (географически или символически) от основной части группы, и только когда он пройдет определенные практики, сможет вернуться и, получив новое имя, уже в новом статусе стать полноценным членом общества. На Андаманских островах считается неправильным употреблять имя умершего человека до окончания траура: так можно помешать процессу его перехода из состояния «живой» в состояние «мертвый». Леви-Стросс пишет, что в Австралии табуируется не только имя умершего, но и все однокоренные слова. Распространенный вариант табу — когда ребенка не называют именем умершего родственника. У калифорнийских индейцев есть ограниченный ряд имен, и носить двум людям одинаковые имена нельзя: если в племени лимит имен исчерпан, дети будут ходить безымянные, пока кто-нибудь не умрет и имя не освободится.

Современные табу — социальные, а не сакральные

Сегодня не только религиозные системы, но и повседневные суеверия несут отпечаток первобытных табу. Профессиональные запреты есть у рыбаков, пастухов, у творческих людей (наверняка все слышали про актерское пожелание сломать ногу) и практически у всех представителей профессий, сопряженных с опасностью для жизни, например у спортсменов: очень тонкая грань отделяет их от неудачи, и поэтому они держатся за возможность эту удачу сохранить. Мы называем это профессиональными суевериями — но что это, если не табу?

Табу в их первобытном смысле, не дававшие людям выйти за рамки социального, никуда не делись, просто вместо племен у нас теперь субкультуры и информационные круги.

Любая из социальных сред формирует правила, которые можно или нельзя нарушать. В фитнес-клубе тоже есть табу — если ты их нарушишь, на тебя все косо посмотрят, потому что эта маленькая среда хочет остаться стабильной. Здесь уже не остается момента сакральности и речь идет исключительно о социальном измерении.

То же самое и в Океании, с которой все начиналось. В XVIII веке к полинезийцам приехал Кук, узнал про табу и увез это знание в Европу. Европейцам очень понравилась идея табу, они начали употреблять это слово. А пока они развивали антропологию, в Полинезии рухнула колониальная система и табу (точно так же, как и у нас) постепенно лишилось сакрального смысла. На Гавайях словом «капу» (табу) теперь подписывают общественные памятники, а во Французской Полинезии табу обозначает любую частную собственность. Я считаю, что такое переосмысление понятия табу — это наследие нашего колониального визита и того, что мы забрали термин, расширили до нерелигиозных смыслов и импортировали его обратно в среду возникновения, где он приобретает новые смыслы.

Литература

  • Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М.: «Элементарные формы», 2018

  • Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: «Канон+», 1998.

  • Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Азбука-классика, 2005.

  • Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. М., 2002–2003

  • Harvey G. Food, Sex and Strangers: Understanding Religion as Everyday Life. Routledge, 2013.

что это такое, как появились и как их распознать у себя?

Понятие табу уже утратило свое устрашающе-религиозное значение. Все же мы не верим, что небо разверзнется, и божество на огненной колеснице покарает нас за бутерброд во время поста. Но умудряемся ставить барьеры у себя в голове, даже забывая, откуда они взялись. Нужны нам ограничения или это пережиток прошлого общества? Почему бессмысленные запреты только усиливают желание их нарушить? Как избавиться от комплексов в сексуальной сфере? Глупо когда мы сами себе ставим преграды. Но именно этим и занимаются взрослые люди.

Что такое табу?

Табу — это абсолютная невозможность совершения определенного действия. Это как проклятие навсегда. Оно непоколебимо и не допускает возможности преступить ту черту, которую запрещено преступать. Значение его несколько двойственное: с одной стороны – это нечто священное, недоступное для простого человека, с другой – жуткое, страшное и жестокое. Изначально понятие было сводом религиозных запретов, сегодня оно перенесено в плоскость внутренних моральных ограничений. Другое, обыденное значение этого понятия – священный.

Само слово «табу» имеет полинезийское происхождение, где оно означает запрет сакрального значения. Жесткие ограничения, которые транслируют служители культа, зачастую не обоснованы, но являются чем-то естественным для всех, кто находится в их власти. До того, как слово попало в наш язык, понятие жестких ограничений существовало во всех религиях мира.

Собственно, религия – это и есть кодекс запретов для всех людей вне зависимости от происхождения, социального статуса материального положения. Но за нарушение одних можно было получить словесное нравоучение, а за попирание других моментально следовало жестокое наказание высших сил. Почему такая разница? Потому что табу и моральные нравоучения – разные вещи. Моральные нравоучения можно обойти, схитрить, купить индульгенцию. Табу – нет.

Пройти тест на характер человека

Табу в религии.

Табу вводились религиозными служителями по нескольким причинам. Первое – это проведение границы между людьми и сакральными предметами, которые способны отделить священное от обыденного и обыденное от священного. Второе – это возможность поддержать порядок в общине. Так, например, под строжайшим запретом были сексуальные связи между близкими родственниками. Без знания генетики объяснить воспрещение было сложно, поэтому табу описывалось кратко: «Нельзя. И точка. Иначе кара небесная». Причем служители культа часто выполняли наказание задолго до высших сил, чтобы другим было неповадно.

Сегодня религиозные запреты сохранились, прежде всего, в отношении пищи. Собственно, Библейское повествование начинается именно с запрета съесть плод с дерева добра и зла. С его нарушения и случилось грехопадение человечества, за которое мы расплачиваемся до сих пор. Пищевые религиозные ограничения – это строгие понятия поста в христианстве, кошерная пища в иудейской религии, халяльная в мусульманстве. Другие ограничения касаются поведения вообще или в определенные дни, одежды, изображения живых существ и другие.

Первые научные исследования.

Первым исследователем, который классифицировал тему табуирования был шотландский этнограф, антрополог и религиовед Джеймс Джон Фрейзер (01.01.1854-07.05.1941). Он первым описал табу с точки зрения двух противоположных понятий – магических ритуалов и здравого смысла. В своей книге многочисленные запреты разных народов он разделил по сферам жизни:

  • На запретные действия – общение с представителями других племен, принятие пищи и еды, обнажение лица, выход за границы определенной территории.
  • На людей или занятия – для правителей и представителей королевских династий, для носящих траур, беременных женщин, воинов, убийц, охотников и рыболовов.
  • На предметы или части человеческого тела – острые предметы, волосы (ритуалы во время стрижки) или кровь, голову как вместилище души человеческой, узлы и кольца.
  • На имена покойников, правителей, божеств.

Вывод из этого исследования был интересным: людям всегда нужен был образец, к которому они стремились. Люди видели безупречную модель жизни и мечтали жить так же. Но для того, чтобы достичь заоблачных высот им приходилось подчиняться тому самому идеалу.

Удивительно, но многие запреты, описанные в книге, мы помним и сегодня. Причем следуем им даже не задумываясь о происхождении. Так, например, многие не выбрасывают срезанные ногти и волосы, не дарят острые предметы, не завязывают узлы.

Фрейд табу и амбивалентность.

Зигмунд Фрейд (06. 05.1856-23.09.1939) в своей книге «Тотем и табу» рассматривает табу порождение амбивалентности. Амбивалентность – это двойственность чувств по отношению к чему либо. Получив жесткий запрет, человек с одной стороны испытывает священный трепет, с другой – неудержимое желание его нарушить.

Фрейд привязывает понятие табу к теме психоанализа, исследования бессознательной части душевной жизни персональной и коллективной психики. В своих работах он описывает людей, что сами создали себе жесткие табу и следуют им не хуже полинезийских дикарей. Фрейд даже ввел понятие «болезнь табу» – ничем не обоснованную болезненную навязчивость, которая приводит к бесконечным спорам с самим собой, нервозности и навязчивым ритуалам.

Причем необоснованные запреты в определенной степени заразны, они могут передаваться от человека к человеку и захватывать большие группы людей. Самым частым проявлением этой болезни является табу на прикосновения, и как следствие – навязчивый ритуал бесконечных омовений.

В современном психоанализе понятие табу больше исследуется в сексуальной сфере. Но есть и другие проявления внутренних запретов. Например, многие из нас неосознанно запрещают себе те или иные действия, мысли, эмоции, поступки и даже не догадываются, что продиктованы они внутренними табу.

Пройти тест Фрейда

Табу в наше время.

Современное общество не производит таких категорических табу. Ученые утверждают, что количество моральных запретов зависит от уровня развития цивилизации. Одно дело – невозможность взглянуть на верховного правителя, другое – табу на убийство. Хотя многое также зависит и от самого человека. Если для одного утверждение «Не укради» находит отклик в душе, то для другого это, скорее, вызов. Все же человеку свойственно делать то, что идет ему на пользу и вредит окружающим. И останавливает его от активных действий совсем не мораль, а боязнь общественного осуждения и уголовный кодекс.

Юридические ограничения прописывает государство, которое способно наказать не хуже верховного жреца. Раньше все табу были прописаны в религиозных книгах, но сегодня многие не следуют строгим религиозным нравоучениям. Внутренние запреты продиктованы этикой и родительским воспитанием, а внешние – юридическим законом. Когда человек неосознанно или намеренно нарушает порядок, причиняет вред окружению, окружение говорит «Нам это не нравится, это ущемляет наши интересы» и создает определенные законы.

Во многих странах существуют культурные или поведенческие запреты. За их нарушение никого не посадят в тюрьму, но для окружающих нарушитель становится изгоем. То есть сам попадает под влияние табу. Например, в Японии нельзя заходить в дом в уличной обуви, жалеть плачущего человека или обращаться к вышестоящему начальнику без его разрешения. В буддийских странах запрещено прикасаться к голове ребенка, а в Швеции нельзя дарить гвоздики, которые считаются траурными цветами. И это только некоторые из большого числа ограничений. Но чтобы избежать неприятных ситуаций, их стоит придерживаться.

Нужны ли нам табу?

Нужны ли строгие запреты сегодня? Скорее, да. Конечно, старые моральные ограничения  относились к обществу, которого сегодня уже не существует. Нужны другие. Те, что направленны на сохранение жизни, например. При воспитании маленького ребенка родители строго запрещают ему приближаться к розеткам или кипящим кастрюлям. Детям совсем не обязательно знать законы движения электронов, чтобы понять: пальцы в розетку совать нельзя. Для взрослых людей – это правила дорожного движения, кодекс законов.

Социологи утверждают: чем больше у человека внутренних культурных запретов, тем качественней он вписывается в общественную среду. Хотя иногда неразумные запреты провоцируют многочисленные нарушения (амбивалентность чувств). Так, во время сухого закона, количество пьющих людей резко увеличивается.

Сосуществовать было бы намного проще, если бы все придерживались внутренних ограничений. Практикующие психологи отмечают в своих работах, что взрослым людям стоит также поучиться уважать чужие внутренние запреты.

А попросту – не лезть в чужую жизнь с добровольными советами или бестактными вопросами. Даже если вам кажется, что ограничения другого человека смешны и бессмысленны, не стоит учить их жизни, давая советы вроде:

  • Ты не должен из-за этого огорчаться…
  • Не бойся, лучше быть смельчаком…
  • Необходимо себя заставить…
  • Почему тебе в голову приходят такие глупые мысли…
  • Глупо волноваться по такому незначительному поводу…

А фазу «я на твоем месте…» вообще следовало предать анафеме, вычеркнуть из памяти человечества. Единственное, что можно сделать – поделиться собственным опытом. И то, в форме диалога.

Как распознать табу?

Государство способно табуировать далеко не все процессы в нашей жизни. Но то, что не делается на уровне общества, добровольно осуществляется на уровне личности. Мы сами себе устанавливаем внутренние барьеры,  способные сильно отяготить наше существование.

Мы делаем это неосознанно, но своими «психологическими руками». При этом не осознаем, что именно они являются препятствием к достижению успеха. Мы запрещаем себе:

  • Отношения с большой разницей в возрасте.
  • Счастье в повторном браке.
  • Незапланированные поступки.
  • Карьерный рост (особенно женщины).
  • Смену нелюбимой работы или уход в «свободное плавание».
  • Эксперименты и раскрепощенность в сексе.
  • Откровенный разговор с детьми, родителями.

И это только начало. Чем больше внутренних ограничений, которые мы сами себе не в состоянии объяснить, тем меньше места остается для счастья. Запреты в одной сфере жизни отражаются на остальных, а желание их нарушить ведет к рассогласованности с самим собой. Яркий пример – наш лишний вес. Мы часто едим не потому, что любим это блюдо. Мы заедаем внутренние запреты на красоту, сексуальность, отношения, материальное благополучие. И чем больше мы себе запрещаем, тем больше хочется есть.

А если в это время садимся на диету, и запрещаем себе еще и любимые продукты, пиши пропало. Набор десятка лишних килограммов обеспечен.

Наши внутренние ограничения могут причинять боль близким. Например, у некоторых есть табу на извинения. Человек просто не может выговорить простые слова, способные уменьшить боль другого. Есть и такие, что мы переносим на своих детей, мужа или жену, также усложняя им жизнь. Мало того, что мы сами страдали, пусть теперь и они страдают. А ведь ответа на вопрос «Почему?» у нас просто нет. В лучшем случае мы вспомним, что нам это кто-то сказал. Так что если табуировать что-то в личной жизни, так это невмешательство в пространство близких людей.

Наши бессознательные табу похожи, скорее, на микрочипы, вживленные в голову в детском или подростковом возрасте. Но люди чаще называют их тараканами. Справиться с ментальными «тараканами» в голове помогают психотерапевты. Они раскручивают проблемы, как клубок ниток, докапываются до первопричины бессмысленного барьера. Психологи способны не только выслушать. Они снабжают клиентов инструментами, которые помогают им жить и справляться со своими запретами самостоятельно. Но и психотерапевты попадают под запрет. Ведь считается, что на сеансы психотерапии ходят психопаты, слабаки или полные неудачники. Так что перед тем, как отправиться на сеанс психотерапии, придется нарушить по крайней мере одно внутреннее табу, чтобы справиться с остальными.

Выводы:

  • Табу – это религиозное понятие, которое сегодня перешло в плоскость этической и психологической морали.
  • Сексопатологи сформулировали основное правило запретов в сексе: если ваше поведение не вредит окружающим, нет причин для его осуждения.
  • Амбивалентность – противоречивое желание следовать запрету и одновременно его нарушить.
  • Чем больше необоснованных запретов, тем больше желания их нарушить.
  • Наши ограничения нас защищают, но забирают счастье.

Пройти тест на самооценку

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Переводы taboo

на Китайский (Традиционный)

(宗教或社會習俗方面的)禁忌,忌諱…

Подробнее

на китайском (упрощенном)

(宗教或社会习俗方面的)禁忌,忌讳…

Узнать больше

на испанском языке

tabú, tabú [мужской-женский род, единственное число]…

Подробнее

на португальском

табу, табу [мужской род]…

Увидеть больше

на других языках