Скептицизм | это… Что такое Скептицизм?
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.
Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания
Содержание
|
Античный скептицизм
Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном (испытавшем влияние раннего буддизма[нет в источнике][2]), затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.
Критика скептицизма
Скептик говорит, что знание требует уверенности. Но как он может об этом знать? Об этом пишут Теодор Шик и Льюис Вон: «Если скептики не уверены, что знание требует уверенности, они не могут знать, что это так». Это даёт серьёзное основание сомневаться в утверждении, что знание требует уверенности. Согласно законам логики, опираясь на это высказывание, можно сомневаться в скептицизме и оспорить скептицизм в целом. Однако реальность не состоит исключительно из законов логики [3] (в которой существуют неразрешимые парадоксы, сводящие все вышесказанное на нет), поэтому к подобной критике необходимо относиться осторожно. (Пример: абсолютных скептиков не бывает, поэтому совсем необязательно, что скептик будет сомневаться в очевидных вещах)
Важнейшие представители:
- М. Монтень
- Д. Юм
Примечания
- ↑ Скептицизм // БСЭ, 1969—1978.
- ↑ Диоген Лаэртский IX, 11
- ↑ Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. §9.4 // Естественно-научная картина мира. — Красноярск: КрасГУ, 2002. — 320 с. — ISBN 5-7638-03-45-0
Литература
- В. П. Лега. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991, с. 210—219
- Юрий Семёнов «Идеологическая мода в науке и скептицизм»
Ссылки
- Клуб скептиков
- Журнал «Скепсис»
- Скептицизм на warrax.net
Скептицизм | это… Что такое Скептицизм?
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.
Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания [1]. Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак[источник не указан 756 дней] философского скептицизма — утверждение «Философия — не наука!».
Содержание
|
Античный скептицизм
Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном (испытавшем влияние раннего буддизма[нет в источнике][2]), затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.
Критика скептицизма
Скептик говорит, что знание требует уверенности. Но как он может об этом знать? Об этом пишут Теодор Шик и Льюис Вон: «Если скептики не уверены, что знание требует уверенности, они не могут знать, что это так». Это даёт серьёзное основание сомневаться в утверждении, что знание требует уверенности. Согласно законам логики, опираясь на это высказывание, можно сомневаться в скептицизме и оспорить скептицизм в целом. Однако реальность не состоит исключительно из законов логики[3] (в которой существуют неразрешимые парадоксы, сводящие все вышесказанное на нет), поэтому к подобной критике необходимо относиться осторожно. (Пример: абсолютных скептиков не бывает, поэтому совсем необязательно, что скептик будет сомневаться в очевидных вещах)
Важнейшие представители:
- М. Монтень
- Д. Юм
Примечания
- ↑ Скептицизм // БСЭ, 1969—1978.
- ↑ Диоген Лаэртский IX, 11
- ↑ Архипкин В. Г., Тимофеев В.П. §9.4 // Естественно-научная картина мира. — Красноярск: КрасГУ, 2002. — 320 с. — ISBN 5-7638-03-45-0
Литература
- В. П. Лега. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991, с. 210—219
- Юрий Семёнов «Идеологическая мода в науке и скептицизм»
Ссылки
- Клуб скептиков
- Журнал «Скепсис»
- Скептицизм на warrax.net
Скептицизм — Философская энциклопедия Routledge
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
1
Философская проблема скептицизма
2
Ответы на скептицизм
3
Соответствующие альтернативы фаллибилизм
4
Modus ponens фаллибилизм
5
Роль интуиции
- Библиография
Тематический
- По
- Коэн, Стюарт
DOI
10. 4324/9780415249126-P045-1
Версии
содержимое заблокировано
версия 2
контент разблокирован
версия 1
. DOI: 10.4324/9780415249126-P045-1.
Проще говоря, скептицизм — это точка зрения, согласно которой мы ничего не знаем. В более общем смысле термин «скептицизм» относится к семейству взглядов, каждое из которых отрицает, что какой-либо термин позитивной эпистемологической оценки применим к нашим убеждениям. Таким образом, скептические доктрины могут утверждать, что ни одно из наших убеждений не является достоверным, что ни одно из наших убеждений не обосновано, что ни одно из наших убеждений не является разумным, что ни одно из наших убеждений не является более разумным, чем его отрицание, и так далее. Скептические доктрины также могут различаться по типу убеждений, на которые они нацелены. Скептицизм может быть ограничен убеждениями, созданными определенным образом: например, скептицизм в отношении убеждений, основанных на памяти, на индуктивных рассуждениях или даже на каких бы то ни было рассуждениях.
А скептические взгляды могут быть ограничены убеждениями об определенных предметах: например, скептицизм относительно убеждений о внешнем мире, убеждений о других разумах, убеждений о ценности и так далее. Солипсизм — представление о том, что все, что существует, — это «я» и его состояния, — можно рассматривать как форму скептицизма, основанную на утверждении, что нет убедительных аргументов в пользу существования чего-либо помимо «я».Философская проблема скептицизма проистекает из очень веских аргументов в пользу скептических заключений. Поскольку большинство философов не желают принимать эти выводы, возникает проблема, как реагировать на аргументы. Например, один из скептических аргументов пытается показать, что мы ничего не знаем об окружающем нас мире. Аргумент основывается на утверждении, что мы не в состоянии исключить возможность того, что наши мозги в бочке искусственно стимулируются, чтобы иметь именно тот сенсорный опыт, который у нас есть на самом деле. У нас нет оснований исключать эту возможность, поскольку, если бы она была действительной, наш опыт никоим образом не изменился бы. Затем скептик утверждает, что если мы не можем исключить возможность того, что мы мозги в бочке, то мы ничего не можем знать об окружающем нас мире.
Ответы на этот аргумент часто относятся к одной из двух категорий. Некоторые философы утверждают, что мы можем исключить возможность того, что мы — мозги в бочке. Другие утверждают, что нам не нужно исключать эту возможность, чтобы иметь знания об окружающем нас мире.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Коэн, Стюарт. Скептицизм, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-P045-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/scepticism/v-1.
Copyright © 1998-2022 Рутледж.
Связанные статьи
- скептицизм чарваки
- Индукция, эпистемологические вопросы в Каплан, Марк
- Интернализм и экстернализм в эпистемологии Вахид, Хамид
- Скептицизм
- Эпистемические принципы и скептицизм
- Скептицизм и эпистемология
- Восприятие, эпистемологические проблемы в Маклафлин, Брайан П.
- Феноменология, эпистемологические проблемы в Ховарт, Джейн
- Эпистемическая проблема, особенно связанная с сохранением памяти
- Релайабилизм Гольдман, Элвин И.
- Скептицизм, Ренессанс Попкин, Ричард Х.
- Солипсизм Крейг, Эдвард
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2022 Informa UK Limited, компания Informa Group
Когда нам нужен скептицизм?
ЭпистемологияИзабель Фальк
Глава 15 «Что это за вещь, называемая знанием?» Дункан Притчард представляет тип скептицизма, известный как радикальный скептицизм. Эта идея состоит в том, что вообще невозможно много знать о чем-либо (Pritchard, 169).). Большинство философов согласны с тем, что эта форма скептицизма — не философская мысль, а способ бросить вызов тем, кто ищет знания; методологическая форма, которую кто-то использует, чтобы попытаться доказать, что его или ее представленные знания защищены от скептицизма (Pritchard, 169). Скептицизм — необходимый инструмент для оценки истинности аргумента, но его слишком много создает невыполнимую задачу, и поэтому тем, кто пытается раскрыть знание, им не следует злоупотреблять. Вместо того чтобы считать, что на самом деле все может быть неправильным или вводящим в заблуждение, я склонялся к контекстуальному ответу на радикальный скептицизм, утверждая, что разные контексты устанавливают разные эпистемические стандарты (Black, http://www.iep.utm.edu). /контекст/).
Степень необходимого скептицизма зависит от контекста конкретной ситуации. Используя пример, похожий на пример Притчард, ученый, смотрящий на свои инструменты, не нуждается в таком же количестве скептицизма в определении эффективности, как человек, который готовит себе закуску на кухне. Ученому потребуется больше скептицизма при проверке ее уверенности в том, что ее микроскоп и подобное оборудование находятся в надлежащем состоянии для его эксперимента, в то время как человеку, смотрящему на ее посуду, не нужно будет проявлять такой скептицизм при оценке убеждения в том, что ее кухонные принадлежности будут в порядке. в состоянии сделать ее бутерброд.
Хотя существуют ситуации, требующие более глубокой оценки, которые называются высокостандартными контекстами, и поэтому использование скептических аргументов высоко ценится, контекстуалисты считают, что большинство контекстов имеют относительно низкие эпистемологические стандарты. И в этих низких эпистемологических стандартах необходимость скептицизма не очень актуальна (Black, http://www.iep.utm.edu/contextu/). В этом смысле у нас могут быть случаи знания, свободные от вопросов, порождаемых радикальным скептицизмом, без принятия идеи скептицизма в других ситуациях.
На основе контекстуализма можно по-прежнему использовать принцип замыкания, который часто является хорошим способом определить, является ли аргумент действительным или недействительным. Контекстуализм позволяет аргументам с низкими стандартами использовать принцип закрытия, в то время как аргументы с высокими стандартами должны углубляться в убеждения, используя скептицизм в качестве инструмента в этом процессе.
Одним из основных возражений контекстуалистской точке зрения является то, что радикальный скептицизм не нуждается в высоких стандартах, чтобы вступить в игру.
«… скептическое утверждение состоит в том, что у нас нет веских оснований думать, что мы не жертвы скептических гипотез, у нас нет веских оснований, но они недостаточно веские» (Причард, 178) .
В этом аргументе нет стандартов, когда речь идет о радикальном скептицизме, потому что нет достаточных оснований для аргумента. Этот контраргумент показывает, насколько радикален такой скептицизм. Мысль о том, что кто-то на самом деле ни в чем не может быть уверен, немного пугает и может оставить человека с очень неустойчивым мышлением. Это также очень разочаровывает; что ничто не может быть доказано, потому что всегда есть место для чего-то безумного; например, что наш мозг плавает в бочке и находится под контролем внешних сил. Конечно, как и то, о чем говорилось в начале главы 15, радикальный скептицизм на самом деле не является позицией философов, а просто вызовом, который необходимо преодолеть, чтобы прийти к знанию 9.