Виды речи в русском языке – функции и формы (2 класс)
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 588.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 588.
Понимание основ речи, ее строения и истоков, очень важно. Ученик 2 класса, который знает, какие существуют виды речи в русском языке, может грамотно объяснить их особенности и понимает, почему она принимает те или иные формы, может с полным правом считать, что он заложил основу для того, чтобы грамотно излагать свои мысли. Итак, существует два основных вида речи – устная и письменная.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Виды и функции речи
Устная речь – та, которая произносится, говорится. Ее же люди слышат. И ее основная функция – это коммуникация, то есть передача информации от одного человека к другому.
Слово “устный” произошло от древнерусского “уста” – так раньше назывались губы.
Второй вид речи – это письменная. Из ее названия также понятно, что это то, что записано с помощью букв и других знаков. То есть все, что мы читаем и пишем, относится к этому виду. Она также может служить для общения между людьми, но выполняет и другие функции. Так, она необходима для фиксирования информации и выражения мыслей.
Какие формы речи существуют в русском языке?
Есть несколько основных форм речи, которые непосредственно связаны с ее видами. И первая – это говорение, то есть форма, которую принимает устная речь. Когда человек говорит, он выражает свои мысли с помощью слов, сказанных вслух. Таким образом он передает информацию одному или нескольким людям, с которыми говорит, а они его слушают. Таким образом, ещё одна форма устной речи – слушание. Но говорение не обязательно является диалогом – это может быть публичное выступление, речь диктора на телевидении и так далее. На письме оно выражается с помощью прямой речи, но она только передает сказанное, не являясь говорением.
Письменная форма – это речь на письме. Но если письменный вид речи – это не только фиксация (письмо), но и прочтение написанного, то выделяется и другая форма письменной речи – чтение.
Таким образом всего форм четыре.
Примеры разных видов речи
Чтобы лучше понять тему, стоит рассмотреть разновидности речи с примерами. Так, устная речь – это разговор с мамой, ответ на уроке, рассказ учителя, реплики героев в фильме и так далее.
Письменная – это конспект урока, сочинение, даже записка на холодильнике. Кстати, когда человек печатает на машинке или компьютере – это тоже письменная форма речи.
Раньше для того, чтобы записать свои мысли, люди использовали пиктограммы – это такие специальные символы. Сегодня для этого, в основном, используются буквы, но в некоторых странах (таких, как Япония, Китай, Корея и другие) письменная речь передается с помощью иероглифов.
Что мы узнали?
В русском языке, по мнению лингвистов, существует два вида речи – письменная и устная. Они нужны для того, чтобы общаться с другими людьми, фиксировать информацию на бумаге или в специальной программе, приводить информацию в систему, размышлять, а также читать и слушать.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Наталия Хоменко
10/10
Любовь Хоменко
9/10
Тук Тук
9/10
Кирилл Дударев
9/10
Сергей Ефремов
9/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 588.
А какая ваша оценка?
Основные виды речи
Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи:— устной,
— письменной.
Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.
Разговорная речь
Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи — она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы.
Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.
Монологическая речь
Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений:
— излагать связно,
— излагать последовательно и доходчиво,
— соблюдать нормы языка,
— ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории,
— ориентироваться на психическое состояние слушающих,
— контролировать себя.
Активная и пассивная форма речи
Слушающий, разумеется, тоже прикладывает определенные усилия для понимания того, что ему говорят. Интересно, что когда мы слушаем, то повторяем про себя слова говорящего. Слова и фразы говорящего еще какое-то время «циркулируют» в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной.
Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь — спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма — повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим).
У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.
И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди — наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.
Письменная речь
Понятно, что основное отличие письменной речи от устной заключается в материальном носителе речи. В первом случае это бумага (монитор компьютера, иное), во втором — воздух (а точнее воздушные волны). Существуют однако существенные психологические отличия в таких способах общения.
В устной речи слова строго следуют одно за другим.
Если представить, что роман какого-нибудь писателя это одно устное сообщение, то мы в любой момент можем вернуться в начало романа, чтобы посмотреть, например, как зовут того или иного героя, можем даже заглянуть в конец этого «сообщения», чтобы посмотреть чем оно закончилось. Исключением, быть может, лишь то, когда читаем роман в нескольких частях, а на руках имеем лишь одну из частей.
Эта особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя.
Письменная речь удобна и для пишущего: можно откорректировать написанное, четко структурировать текст, не боясь забыть того, что было уже сказано, можно подумать над эстетикой письменного сообщения и тем, как слово будет понять читающим, какой след оно оставит в его сердце.
С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности.
Колоссальную разницу между устной и письменной речи можно увидеть в следующем простом эксперименте. Возьмите диктофон и запишите свою речь и речь своих знакомых в повседневной деятельности. Потом изложите запись на бумаге. Мелкие огрехи, простительные и незаметные в устной речи, на бумаге выглядят как «большие и ужасные». Скорее всего, вам бросится в глаза, что вы сами и ваши знакомые говорят короткими, отрывочными фразами, постоянно сбиваются, меняют направление мысли, часто повторяются, используют слова-паразиты, ошибаются в лексике и т.п.
Интересно, что подавляющее большинство киногероев разговаривает значительно более складно, чем обычные люди в реальной жизни. Они говорят «как по-писаному», потому что их устная речь и есть на самом деле повторение письменной речи сценариста. При этом следует учесть, конечно, что вербальный интеллект большинства сценаристов выше среднего.
Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику). Для многих людей, имеющих маленький опыт письменной речи, это сущая проблема — как передать свои чувства, свое отношение к тому, о чем говорится, как «голым словом» склонить читающего к нужному действию.
Кинетическая речь
Речь движениями сохранилась у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции, в настоящее время он используется в основном в качестве эмоционально-выразительного сопровождения, то есть в виде жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность, ими можно настроить слушающего на тот или иной лад.
Существует однако довольно большая социальная группа, для которой кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Глухонемые люди — родившиеся такими или потерявшие возможность слышать в результате болезни, несчастного случая — активно используют язык жестов в своей повседневной жизнедеятельности. При этом следует учесть, что в данном случае кинетическая речь существенно более развита в сравнении с кинетической речью древнего человека за счет более продвинутой системы знаковых сигналов.
Внутренняя и внешняя речь
Внешняя речь связана с процессом коммуникации. Внутренняя речь является стержнем нашего мышления и всей сознательной деятельности. И мышление, и зачатки сознания присутствуют у животных, но именно внутренняя речь является мощным катализатором и того, и другого, что наделяет человека — в сравнении со всеми другими животными — просто сверхъестественными способностями.
Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика — услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью. Реверберации способны быстро «перетечь» в чисто внутреннюю речь.
Предположим, человек думал о чем-то своем, например о проблемах на работе. Кто-то рядом воскликнул: «Это ужасно!» В голове у первого человека может возникнуть цепочка примерно следующего вида: «Это ужасно… Ужасно… А ведь и на самом деле ужасно, что скоро придет новый начальник…»
Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Речь
- Активный словарный запас
- Активный словарь
- Артикулема
- Артикуляция
- Афония
- Внутренняя речь
- Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
- Возникновение речи
- Восприятие устной речи
- Выразительная речь
- . .. и другое
речь | Язык, озвучивание, анатомия и физиология
речь
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Мартин Лютер Кинг младший. Сара Фуллер Джон Сирл Жан-Батист Буйо Харви Флетчер
- Похожие темы:
- расстройство речи красноречие артикуляция голос монолог
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
речь , человеческое общение посредством разговорной речи. Хотя многие животные обладают голосами различных типов и флективными способностями, люди научились модулировать свой голос, артикулируя ларингеальные тона в слышимую устную речь.
Регуляторы
Дыхательные механизмы
Откройте для себя науку о преобразовании звуков в речь
Посмотреть все видео к этой статьеЧеловеческая речь обслуживается меховым активатором дыхания, который подает движущую энергию в виде воздушного потока; генератор фонирующего звука в гортани (ниже горла) для преобразования энергии; звукообразующий резонатор в глотке (выше в горле), где формируется индивидуальный голосовой рисунок; и речеобразующий артикулятор в ротовой полости (рот). Обычно, но не обязательно, четыре структуры функционируют в тесной координации. Во время бесцветного шепота возможна слышимая речь без голоса, а также может быть фонация без оральной артикуляции, как в некоторых аспектах йодлинга, которые зависят от изменений глотки и гортани. Беззвучная артикуляция без дыхания и голоса может использоваться для чтения по губам.
Ранним достижением экспериментальной фонетики примерно в конце XIX века было описание различий между спокойным дыханием и фоническим (речевым) дыханием. Человек обычно дышит примерно от 18 до 20 раз в минуту во время отдыха и гораздо чаще в периоды напряженной работы. Спокойное дыхание в покое, а также глубокое дыхание при физической нагрузке характеризуются симметричностью и синхронностью вдоха (вдоха) и выдоха (выдоха). Вдох и выдох одинаково продолжительны, одинаково глубоки и переносят одинаковое количество воздуха за один и тот же период времени, примерно пол-литра (одна пинта) воздуха на вдох в состоянии покоя у большинства взрослых. Записи (сделанные с помощью устройства, называемого пневмографом) дыхательных движений во время отдыха изображают кривую, на которой пики сменяются впадинами в довольно регулярном чередовании.
Различное звуковое дыхание; вдох намного глубже, чем в состоянии покоя, и намного быстрее. После такого глубокого вдоха (один-два литра воздуха) звуковой выдох происходит медленно и довольно регулярно, пока длится произносимое высказывание. Обученные ораторы и певцы могут фонировать на одном дыхании не менее 30 секунд, часто до 45 секунд и в исключительных случаях до одной минуты. Период, в течение которого удается удерживать тон на одном вдохе с умеренным усилием, называется максимальным временем фонации; этот потенциал зависит от таких факторов, как физиология тела, состояние здоровья, возраст, размер тела, физическая подготовка и компетентность гортанного генератора голоса, т. е. способность голосовой щели (голосовых связок и отверстия между ними) преобразовать движущуюся энергию потока дыхания в слышимый звук. Заметное сокращение времени фонации характерно для всех заболеваний и нарушений гортани, ослабляющих точность смыкания голосовой щели, при которой связки (голосовые складки) сближаются для фонации.
Викторина «Британника»
Сленг сквозь века. Викторина по словарному запасу
Узнайте, кем вы являетесь — космическим кадетом или пчелиным коленом.
Дыхательные движения при бодрствовании и сне, в покое и на работе, при молчании и разговоре постоянно регулируются нервной системой. Специфические дыхательные центры в стволе головного мозга регулируют детали дыхательной механики в соответствии с потребностями организма в данный момент. И наоборот, воздействие эмоций слышно сразу же, как дыхание приводит в действие звуковой генератор; примерами могут служить робкий голос страха, лающий голос ярости, слабая монотонность меланхолии или хриплый пыл во время волнения. И наоборот, многие органические заболевания нервной системы или дыхательного аппарата проецируются на звук голоса больного. При некоторых формах заболеваний нервной системы голос становится дрожащим; голос астматических звуков сдавленный и хриплый; некоторые типы заболеваний, поражающие часть мозга, называемую мозжечком, вызывают форсированное и напряженное дыхание, так что голос становится очень низким и хриплым. Такие наблюдения привели к традиционной практике предписывать, чтобы обучение вокалу начиналось с упражнений на правильное дыхание.
Механизм фонического дыхания включает три типа дыхания: (1) преимущественно грудное дыхание (преимущественно за счет поднятия грудной клетки), (2) преимущественно брюшное дыхание (за счет выраженных движений брюшной стенки), (3) оптимальное сочетание обоих (с расширением нижней части грудной клетки). Самка использует преимущественно верхнегрудное дыхание, самец — преимущественно брюшное дыхание. Многие тренеры по вокалу подчеркивают идеал сочетания грудного (грудного) и брюшного дыхания для экономии движений. Любое преувеличение одной конкретной привычки дыхания нецелесообразно и может повредить голос.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Вопрос о том, что делает мозг, чтобы рот говорил или рука писала, до сих пор не до конца изучен, несмотря на быстрорастущее число исследований специалистов многих наук, включая неврологию, психологию, психолингвистику, нейрофизиологию, афазиологию, речевую патологию, кибернетику, и другие. Однако базовое понимание возникло в результате такого исследования. В эволюции одной из древнейших структур головного мозга является так называемая лимбическая система, которая развилась как часть обонятельного (обонятельного) чувства. Он пересекает оба полушария в направлении спереди назад, соединяя многие жизненно важные мозговые центры, как если бы он был основной магистралью для распределения энергии и информации. Лимбическая система включает так называемую ретикулярную активирующую систему (структуры в стволе головного мозга), которая представляет собой главный мозговой механизм возбуждения, например, от сна или от отдыха к активности. У людей все мыслительные и двигательные действия (что выражается в разговоре или письме) требуют управления корой головного мозга. Более того, у человека функциональная организация корковых областей мозга принципиально отличается от таковой у других видов, что обуславливает высокую чувствительность и отзывчивость на гармонические частоты и звуки с высотой тона, характеризующие человеческую речь и музыку.
Знать метод поражения Брока при картировании активности мозга у людей и то, как исследования нарушений головного мозга в области Брока помогают развить научное понимание когнитивных функций
Посмотреть все видео к этой статье полушарие (с левой стороны у явно правши). Ранее считалось, что у левшей доминирует правое полушарие, но недавние открытия показывают, что у многих левшей речевые центры развиты в большей степени в обоих полушариях или что левое полушарие мозга действительно доминирует. . Нога третьей лобной извилины коры головного мозга, называемая зоной Брока, участвует в моторной проработке всех движений для выразительной речи. Его разрушение в результате болезни или травмы вызывает выраженную афазию, неспособность говорить или писать. Задняя треть верхней височной извилины представляет собой зону Вернике рецептивного понимания речи. Повреждение этой области вызывает рецептивную афазию, неспособность понимать сказанное или написанное, как будто пациент никогда не знал этого языка.Зона Брока окружает и служит для регуляции функции других отделов мозга, которые инициируют сложные паттерны телесных движений (соматомоторная функция), необходимые для выполнения данного двигательного акта. Глотание — это врожденный рефлекс (присутствующий при рождении) в соматомоторной области рта, горла и гортани. От этих клеток в моторной коре головного мозга отходят волокна, которые в конечном итоге соединяются с черепно-мозговыми и спинномозговыми нервами, управляющими мышцами устной речи.
В обратном направлении волокна от внутреннего уха имеют первую релейную станцию в так называемых слуховых ядрах ствола мозга. Отсюда импульсы от уха восходят через различные регулирующие релейные станции акустических рефлексов и направленного слуха к корковым проекциям слуховых волокон на верхнюю поверхность верхней височной извилины (по обеим сторонам коры головного мозга). Это корковый слуховой центр, где эффекты звуковых раздражителей, кажется, становятся осознанными и понятными. Окружающие эту слухо-сенсорную область первоначального грубого узнавания, внутренняя и внешняя слухопсихические области распространяются на оставшуюся часть височной доли мозга, где звуковые сигналы всех видов запоминаются, понимаются и полностью оцениваются. Зона Вернике (задняя часть наружной слухопсихической области), по-видимому, имеет исключительно важное значение для понимания звуков речи.
Целостность этих языковых областей в коре кажется недостаточной для беспрепятственного воспроизведения и восприятия языка. Корковые центры взаимосвязаны с различными подкорковыми областями (более глубокими в пределах мозга), такими как эмоциональная интеграция в таламусе и координация движений в мозжечке (задний мозг).
Все существа регулируют свои действия, мгновенно сравнивая их с тем, чем они должны быть, с помощью так называемых механизмов обратной связи, включающих нервную систему. Слуховая обратная связь через ухо, например, информирует говорящего о высоте, громкости и интонации его голоса, точности артикуляции, выборе подходящих слов и других слышимых особенностях его высказывания. Другая система обратной связи через проприоцептивное чувство (представленное сенсорными структурами внутри мышц, сухожилий, суставов и других движущихся частей) обеспечивает постоянную информацию о положении этих частей. Ограничения этих систем снижают качество речи, как это наблюдается в патологических примерах (глухота, паралич, недоразвитие).
Речь и язык | Центр памяти и старения
‘ Recorded on 11/04/2015 as part of the UCSF Osher Center for Integrative Medicine presents Mini Medical School for the Public»>Речевые и языковые трудности обычно возникают у людей с деменцией и другими неврологическими заболеваниями. Пациенты могут испытывать дефицит в форме вербального выражения (т. е. трудности с подбором слов) или понимания (т. е. трудности с пониманием речи).
Язык
Язык состоит из социально разделяемых правил, которые включают следующее:
- Семантика или значение (например, «корма» может означать «суровость манер» или «задняя часть лодки»)
- Как составить новые слова (например, друг, дружелюбный, недружественный)
- Грамматика (например, «Я пошел в новый ресторан», а не «Я пошел в новый ресторан»)
- Социальный контекст (например, «Не могли бы вы открыть окно?» вместо «Эй, откройте окно сейчас же!»)
Речь
Речь — вербальное средство общения. Речь состоит из следующего:
- Артикуляция: Как образуются звуки речи
- Голос: Использование голосовых связок и дыхания для воспроизведения звука (например, охриплость, придыхание, проекция)
- Беглость и просодия: Ритм, интонация, ударение и связанные с ними атрибуты речи
Когда у кого-то возникают проблемы с пониманием других людей (рецептивная речь) или с объяснением мыслей, идей и чувств (экспрессивная речь), это расстройство речи.
Когда человек не может произносить звуки речи правильно или бегло или имеет проблемы с голосом, это нарушение речи.
Анатомия языка
Есть несколько областей мозга, которые играют важную роль в речи и языке.
- Зона Брока , расположенная в левом полушарии, связана с производством речи и артикуляцией. Наша способность формулировать идеи, а также точно использовать слова в устной и письменной речи была приписана этой важной области.
- Зона Вернике является критической языковой зоной в задней части верхней височной доли, которая соединяется с зоной Брока нервным путем. Зона Вернике в первую очередь участвует в понимании. Исторически эта область была связана с обработкой языка, будь то письменная или устная речь.
- Угловая извилина позволяет нам связывать несколько типов информации, связанной с языком, будь то слуховая, визуальная или сенсорная. Он расположен в непосредственной близости от других важных областей мозга, таких как теменная доля, которая обрабатывает тактильные ощущения, затылочная доля, которая участвует в зрительном анализе, и височная доля, которая обрабатывает звуки. Угловая извилина позволяет нам ассоциировать воспринимаемое слово с различными образами, ощущениями и представлениями.
Нарушения речи и языка
Афазия — это термин, используемый для описания приобретенной утраты речи, которая вызывает проблемы с одним или всеми из следующего: речь, аудирование, чтение и письмо. У некоторых людей с афазией возникают проблемы с использованием слов и предложений (экспрессивная афазия). У некоторых есть проблемы с пониманием других (рецептивная афазия). Другие с афазией борются как с использованием слов, так и с пониманием (глобальная афазия). Афазия может вызвать проблемы с разговорной речью (говорение и понимание) и письменной речью (чтение и письмо). Как правило, чтение и письмо нарушены больше, чем речь или понимание. Тяжесть афазии зависит от объема и локализации повреждения головного мозга.
Афазия Брока (экспрессивная или моторная)
Повреждение отдельной части мозга в левой лобной доле (область Брока) полушария с преобладанием речи существенно влияет на использование спонтанной речи и контроль двигательной речи. Слова могут произноситься очень медленно и плохо артикулировать. Речь может быть затруднена и состоять в основном из существительных, глаголов или важных прилагательных. Речь приобретает телеграфный характер. Люди, страдающие афазией Брока, испытывают большие трудности с повторением и серьезные нарушения письма. Однако у некоторых пациентов понимание устной и письменной речи может быть относительно хорошо сохранено. Небеглый вариант первичной прогрессирующей афазии (nfvPPA) представляет собой разновидность экспрессивной афазии.
Глобальная афазия
Если поражение охватывает обе зоны Вернике и Брока, может развиться глобальная афазия. При этом поражаются все аспекты речи и языка. Пациенты могут сказать максимум несколько слов и понять лишь несколько слов и фраз. Обычно они не могут выполнять команды или называть объекты. Они не могут ни читать, ни писать, ни повторять сказанные им слова.
Первичная прогрессирующая логопеническая афазия (lvPPA)
Дегенерация угловой извилины височной доли и нижней теменной доли может привести к lvPPA. Типичные симптомы включают замедленную речь с нормальной артикуляцией, нарушение понимания синтаксиса предложений, а также нарушение называния предметов. lvPPA, вероятно, связан с патологией болезни Альцгеймера.
Первичная прогрессирующая афазия (ППА)
ППА вызывается дегенерацией в частях мозга, которые контролируют речь и язык (левое, или «доминирующее», полушарие мозга в лобной, височной и теменной областях, которые в норме контролируют языковая функция). Этот тип афазии начинается постепенно, с речевых или языковых симптомов, которые отражают нормальную роль участка начальной дегенерации. В конце концов, проблемы распространились по более широкой языковой сети. Подтипы PPA включают неплавную первично-прогрессирующую афазию (nfvPPA), первично-прогрессирующую афазию семантического варианта (svPPA) и логопеническую первично-прогрессирующую афазию (lvPPA). Эти синдромы возникают в результате различных основных заболеваний, но чаще всего — лобно-височной долевой дегенерации (FTLD) (подтипы тау-белка и TDP-43) или болезни Альцгеймера.
Афазия Вернике
Было показано, что повреждение задне-верхних областей височной доли, доминирующей в языке (часто называемой областью Вернике), значительно влияет на понимание речи. Другими словами, информация выслушивается через интактную слуховую кору в передних височных долях, однако, попадая в задние ассоциативные области, информация не может быть в достаточной мере «переведена». В отличие от афазии Брока, человек с афазией Вернике многословно говорит и свободно жестикулирует. Речь производится без усилий, предложения имеют нормальную длину. Однако речь человека лишена смысла.
Этот образец рецептивной афазии характеризуется:
- Беглой, грамматически правильной речью с небольшим содержанием
- Плохое понимание
- Парафазные ошибки:
- называя ложку «вилкой» (семантическая)
- называть ложку «ложечкой» (буквально)
- Неологизмы (или бессмысленные слова)
Последствия неврологических заболеваний
Болезнь Альцгеймера (БА)
При болезни Альцгеймера, наиболее распространенной причине деменции, речевые функции могут быть относительно сохранными на ранних стадиях заболевания, но, вероятно, существенно снижаются в середине к поздним стадиям. Люди с БА часто испытывают трудности с выражением речи, беглостью слов и называнием предметов. Синтаксис и понимание языка обычно сохраняются на ранних стадиях, однако на более поздних стадиях речь может стать прерывистой из-за трудностей с подбором слов. Другими словами, пациенты испытывают большие трудности с произношением полных предложений из-за усилий, которые требуются для подбора правильных слов. Навыки письма часто могут быть нарушены. Понимание речи может быть значительно нарушено в терминальной стадии заболевания.
Кортикобазальный синдром (CBS)
CBS чаще всего связан с трудностями при выражении речи, такими как трудности с подбором слов или проблемы с артикуляцией речи. Чтение и письмо также могут быть нарушены.
Лобно-височная деменция (ЛВД)
При поведенческом варианте ЛВД речь обычно не затрагивается в первую очередь. Часто люди с бвЛВД ведут себя тихо и меньше говорят, но это изменение больше связано с повышенной апатией и отсутствием инициативы. Пациенты могут отвечать, когда к ним обращаются, но обычно не склонны говорить. С другой стороны, некоторые пациенты испытывают эйфорию и расторможенность по мере прогрессирования болезни, и эти люди могут быть склонны больше говорить.
Начальные симптомы семантического варианта PPA часто включают проблемы с подбором нужных слов во время разговора. Двустороннее поражение височных долей (особенно передних) приводит к:
- беглой речи,
- грамматически правильный язык,
- потеря значения слова и объекта,
- относительно сохранное понимание и
- дефицит в понимании эмоций других.
У людей с не беглым вариантом PPA возникают трудности с произношением речи. Они знают, что хотят сказать, но с огромным трудом выговаривают слова изо рта. Дегенерация коры в речевых областях лобных, теменных и височных долей (включая зону Брока) приводит к:
- медленная, затрудненная, неразборчивая речь,
- аграмматизм (использование только ценных содержательных слов без соединительных или описательных слов) и
- относительно сохранное понимание слов.
Инсульт и травма
Лица, перенесшие неврологические повреждения, такие как инсульт или черепно-мозговая травма, могут также испытывать дефицит речи и языка, в частности, но не исключительно, если поражено левое полушарие мозга.