Что такое пафос в литературе: «Пáфос» — происхождение и значение слова

Пафос литературного произведения — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ — Литература: новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ — ЕГЭ 2018 — Произведения школьной программы

Пафос литературного произведения

Любое литературное произведение заключает в себе определённое эмоциональное настроение, передающееся читателю. Одни произведения вызывают у читателя грусть, другие — заставляют его смеяться, третьи — испытывать гордость, словно читатель, а не герой прочитанного произведения совершил описываемые в книге деяния. Возникающие при чтении чувства заставляют читателя оценивать всё происходящее в художественном мире литературного произведения под особым углом зрения, определяют его заинтересованность, личное участие в судьбах персонажей, сопереживание. Такая особенность произведений литературы называется пафосом произведения.

Термином «пафос» охватывается область идейноэмоциональных оценок, сфера оценочных отношений писателя к воспроизведённой и осмысленной им объективной действительности. В пафосе в наибольшей мере воплощается ценностная ориентация писателя в той или иной социально-культурной ситуации»1, — подчеркивал А. Б. Есин.

1 Есин А. Б. «Литературное произведение: типологический анализ». — М., 1992.

Пафос — это основной эмоциональный тон, основное эмоциональное настроение произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором. Из этого определения сразу же становится ясным, что пафос непосредственно связан с авторской позицией и идейным звучанием произведения. Пафос помогает писателю одушевить создаваемый им художественный мир, а читателя настраивает на то или иное эмоциональное восприятие персонажей и событий, происходящих в художественном мире литературного произведения.

Общее настроение, эмоциональная «атмосфера» произведения организуют читательское восприятие, концентрируют его внимание на акцентах, расставляемых автором при описании своих персонажей и событий.

Пафос возникает в результате сложного сочетания авторской оценки описываемых событий и изображения персонажей. Для его выявления очень важны авторская позиция и утверждаемая в произведении система этических ценностей, а это означает, что пафос формируется не только эмоциями, но и мыслями, рациональными построениями автора. Рациональное и эмоциональное в пафосе неразрывно слиты, определяют и поддерживают друг друга. На это обращал внимание М. М. Бахтин: «Безоценочное понимание невозможно. Нельзя разделить понимание и оценку: они одновременны и составляют единый целостный акт»

1.

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979.

В литературном произведении сам пафос всегда выполняет оценочную роль, выражает одобрение или неодобрение, сострадание или насмешку, восхищение или ужас, поэтому ощущение, понимание пафоса во многом способствуют пониманию авторской позиции по отношению к создаваемому писателем художественному миру. В пафосе скрыто пристрастно-заинтересованное отношение творца к своему творению.

Существует несколько основных видов пафоса: героика, трагизм, романтика, сентиментальность, драматизм, юмор, сатира, инвектива. Прежде чем обратить внимание на особенности каждого из этих видов, следует заметить, что иногда (случается это нечасто) автор сознательно и старательно скрывает своё личное отношение к описываемому, стремится избегать эмоциональной окраски, надевая маску незаинтересованного, стороннего наблюдателя. Так, например, написана новелла И. А. Бунина «На пути в Рим». В искусстве не бывает ничего случайного, такая «нейтральность» повествования — это особый художественный приём. Здесь мы имеем дело не с отсутствием пафоса, а с особой его разновидностью, которую можно назвать нулевым пафосом.

Героика, или героический пафос, связана с активным, действенным утверждением возвышенных идеалов, во имя достижения которых героям приходится преодолевать очень серьёзные препятствия, рисковать собственным благополучием, а нередко и жизнью. Героическим пафосом пронизана баллада М.

Ю. Лермонтова «Бородино». Это пафос подвига, но его обязательным условием является не личная, а общественно значимая цель и жизнеутверждение.

Трагизм, или трагический пафос, выражает страдание, невыносимую скорбь. Как правило, он связан с ситуациями, в которых любое решение героя неизбежно приведёт его к несчастью, а его выбор — это выбор «из двух зол». Трагический пафос опирается на конфликт, не имеющий благополучного разрешения (таков конфликт между Данилой Бурульбашем и Колдуном в «Страшной мести» Н. В. Гоголя). Трагическим пафосом характеризуется новелла И. А. Бунина «Лапти».

Романтика, или романтический пафос, по своим проявлениям очень похожа на пафос героический, поскольку передаёт сильное эмоциональное переживание, устремлённость к возвышенному и значительному идеалу. Но романтический пафос основан не на деятельном воплощении поставленной цели, а на переживании мечты (часто недостижимой), на поисках средств воплощения этой мечты в действительность. На романтическом пафосе базируется поэма М.

Ю. Лермонтова «Мцыри».

Здесь нам необходимо сделать важное уточнение: романтику (пафос) ни в коем случае нельзя путать с романтизмом (творческим методом), к чему иногда приводит внешнее сходство двух терминов.

Сентиментальность, или сентиментальный пафос, возникает, когда в произведении автор намеренно подчёркивает своё эмоциональное отношение к изображаемому и настойчиво стремится вызвать сходные эмоции у читателя. Этот вид пафоса присутствует, например, в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

Драматизм, или драматический пафос, проявляется в произведениях, где взаимоотношения персонажей или отношения персонажа с окружающим миром характеризуются особой напряжённостью, конфликтностью, но в отличие от трагических ситуаций здесь возможен благоприятный исход, хотя он и требует от персонажей принятия правильных решений и активности, решительных действий. Драматизм отчётливо проявляется в новелле В. Г. Распутина «Уроки французского».

Юмор, или юмористический пафос, мы ощущаем в произведениях, представляющих нам комические характеры и ситуации. Этот пафос, как правило, сопровождается добродушной улыбкой читателя. Вспомните пронизанный искромётным юмором водевиль А. П. Чехова «Медведь», и вы легко представите себе силу воздействия на читателя этого вида пафоса.

А вот сатира, или сатирический пафос, вовсе не безобидна, хотя также основана на присутствии в произведении элементов комического. Сатира направлена против пороков, которые «бичуются» смехом, вызывающим не столько веселье, сколько возмущение читателя. Ещё раз обратимся к творчеству А. П. Чехова. Его новелла «Хамелеон», конечно же, веселит нас, но вряд ли кто-нибудь из читателей сочувствует Очумелову, вызывающему лишь презрение и явное неприятие.

Инвектива как вид пафоса предполагает откровенное выражение обвинения в адрес людей или событий. Вот одно из стихотворений А. С. Пушкина:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощённые бразды

Бросал живительное семя —

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды. ..

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич,

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Здесь поэт ясно высказывает своё негодование в адрес людей, наделённых рабской психологией, лишённых понятия чести.

Иногда в литературе выделяют вид пафоса, который называют лирическим. Лирический пафос предполагает создание в произведении особой атмосферы, настраивающей читателя на проявление субъективно-заинтересованного отношения к описываемому автором. Добиться подобной атмосферы можно с помощью лирических пейзажей, лирических отступлений и комментариев, лирических портретов и т. п. Её задача — создать у читателя такое настроение, которое помогло бы ему почувствовать (не понять, не осознать, а именно почувствовать) душевное состояние автора в момент создания им произведения (А. С. Пушкин «К***» «Я помню чудное мгновенье. ..»).

Следует иметь в виду, что нередко в одном произведении могут сочетаться несколько видов пафоса. Например, в романе А. С. Пушкина «Дубровский» в отдельных эпизодах проявляется трагический пафос (смерть Андрея Дубровского), сатирический пафос (образ Шабашкина), романтический пафос (тема «благородного разбоя») и пр., но основным, проходящим через всё произведение, конечно, является драматический пафос.

Возможность менять настроение читателя, сопоставлять персонажей, вызывающих различное к себе отношение, — это тоже эффективное средство погружения в художественный мир произведения, которым писатели охотно пользуются. Изменение пафоса, его варьирование в процессе повествования помогает читателю ощутить авторскую позицию, глубже проникнуть в его творческий замысел.

Самое главное

Пафос — это основной эмоциональный тон, основное настроение произведения, а также эмоционально-оценочное освещение того или иного персонажа, события, явления автором.

Существует несколько основных видов пафоса: героика, трагизм, романтика, сентиментальность, драматизм, инвектива, юмор, сатира, ирония, лиризм.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница

Пафос

Пафос. — Основной настрой произведения, его эмоциональная насыщенность, рассчитанная на сопереживание читателя. Страсть, чувство. Основные виды пафоса. Трагический. Комический. Героический.

Слайд 31 из презентации «Теория литературы в школе». Размер архива с презентацией 77 КБ.

краткое содержание других презентаций

«Теория и история литературы» — Тия, в которых неизбежно участвуют все слои общества. Психологизм Толстого и Достоевского — это художественное выражение. Арсенал художественных средств освоения внутренней жизни человека. К.С. Станиславский и Е.В. Вахтангов. Неявный, «подтекстовый» психологизм. Подтекст — это смысл, скрытый «под» текстом.

Историзм в художественном произведении. Психологизм. Теория литературы. Народность литературы.

«Теория литературы в школе» — Драматические жанры. Стадии развити действия в художественном произведениия. Литературный процесс. Тема художественного произведения. Лирические жанры. Обобщенный образ человеческой индивидуальности. Сюжет. Баллада. Эпические жанры. Акмеизм. Говорящие фамилии. Содержание и форма литературного произведения. Реализм. Авторская позиция. Романтизм. Жанры фольклора. Идея художественного произведения. Символизм.

«Теория литературы» — Ода. Подтекст. Завязка. Проблематика. Художественный прием. Развязка. Пафос. Комическое. Поэма. Портрет. Комедия. Психологизм. Пейзаж. Сатира. Эпиграмма. Автор. Элегия. Эпос. Послание. Задания. Название художественного приема. Литературные роды. Сюжет. Стадии развития действия. Фабула. Сонет. Повесть. Метафора. Функции. Авторская позиция. Ущерб. Внутренний монолог. Юмор. Драма. Конфликт. Роман. Сочетание строк.

«Вопросы по теории литературы» — Аллегория. События в произведении. Экспозиция. Гротеск. Выразительная подробность. Интерьер. Сюжет. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Способ отображения внутреннего состояния. Описание внешности персонажа. Пламя таланта. Внутренний монолог. Эпические произведения. Символ. Средство, помогающее описать героя. Эпилог. Термин. Род литературы. Перифраз. Описание природы.

«Литература» — Особое место в поэтике. Литературные направления и течения. Теория литературы. Акмеисты или адамисты. Модернизм. Художественный метод в литературе и искусстве. Поэтика. Вымысел художественный — изображаемые в художественной литературе события. Преклонение перед началом эгоистическим. Содержание и форма. Жанры фольклора. Постмодернизм — направление в литературе, эстетике, философии XX века. Фольклор — художественное творчество широких народных масс.

«Основы теории литературы» — Временный признак. Пушкин. Вечные темы в художественной литературе. Пафос. Вечные темы. Речевая характеристика героя. Содержание произведения. Вечный образ. Исторические лица. Два способа создания речевых характеристик. Способ. Развитие фабулы. Теория литературы. Пример противопоставления. Пафос состоит из разновидностей. Эмоциональное содержание художественного произведения. Фабула. Сказ. Фабулярное развитие.

Всего в разделе «Теория литературы» 7 презентаций

Что такое пафос в литературе? Полное руководство – Jericho Writers

Вы когда-нибудь чувствовали комок в горле, когда смотрели благотворительную рекламу, изображающую страдающих животных? Не ложился спать немного позже, чтобы закончить книгу, сердце бешено колотилось, когда вы желали, чтобы главный герой преуспел вопреки всему? Вас вдохновила речь, призывающая к справедливости и переменам? Тогда вы испытали пафос — письмо, вызывающее эмоциональный отклик.

В этом руководстве вы узнаете об истоках нашего понимания пафоса, прочтете наше определение пафоса, увидите, как оно связано с убедительным письмом, и узнаете, как пафос используется для пробуждения эмоций в литературе.

Что такое пафос?

Пафос — это язык, который обращается к нашим чувствам, вызывая сильные эмоциональные отклики.

Каждый день вы будете сталкиваться с пафосом, особенно в рекламе. Этот рекламный щит с изображением рая для пляжного отдыха, вызывающий тоску и зависть? Сериал, из которого тебе просто необходимо посмотреть еще одну серию, потому что ты так вложился в персонажей? Всякий раз, когда задействованы наши эмоции, мы испытываем пафос.

Само слово «пафос» происходит от греческого «переживание» или «страдание». Аристотель, греческий философ, живший в 384–322 гг. до н. э., писал о силе пафоса в Риторика , посвященная искусству убеждения. Аристотель определял пафос как язык, который может вызвать эмоции и повлиять на суждение людей и, следовательно, является мощным методом убеждения, наряду с этосом и логосом.

Как пафос соотносится с этосом и логосом?

Пафос — всего лишь один риторический призыв. Другими двумя аспектами риторики являются этос (достоверность) и логос (логика). В идеале все три используются для создания сильного и убедительного аргумента.

Этос важен, потому что он должен присутствовать, чтобы вы могли доверять говорящему. Чтобы убедить, аудитория должна быть убеждена в авторитете или знаниях говорящего и верить, что то, что он говорит, заслуживает доверия. Этос может быть достигнуто несколькими способами — изложением полномочий, объяснением своего личного опыта в этой теме через личный анекдот и даже тем, как говорящий представляет себя. Восприятие аудиторией нравственности и личной истории говорящего влияет на этос — мы вряд ли найдем серийного прелюбодея, достоверного в том, что касается, например, важности брака и верности.

Logos, между тем, использует логику для убеждения. Включение фактов, статистики и логических аргументов означает использование логотипов. Они предоставляют доказательства в поддержку точек зрения, которые кажутся объективными и неоспоримыми (хотя все мы знаем, что факты и доказательства могут быть представлены таким образом, чтобы служить определенной точке зрения).

Аристотелевская Риторика продемонстрировала необходимость пафоса работать вместе с логосом и этосом для построения аргумента. Давайте посмотрим, как именно мы можем это сделать.

Как пафос используется для построения аргумента?

Сильные эмоциональные отклики делают аудиторию лично вовлеченной в тему и, следовательно, более восприимчивой к убеждению. В идеале риторика должна использовать пафос, этос и логос в тандеме. Факты и статистика, сухо представленные оратором, которому вы не доверяете, мало чем помогут убедить аудиторию, как и апелляция к эмоциям без каких-либо подкреплений. Давайте посмотрим на несколько удачных примеров пафоса в убедительном письме.

В новостях/статьях

Статья Луизы Тикл о размещении детей, вышедших из-под опеки, в The Guardian пробуждает наши чувства своим бросающимся в глаза заголовком: «Мы отстаем от детей, находящихся под опекой, и они умирают на наших улицах». Этот заголовок работает на нескольких уровнях: защита, которую вызывает слово «дети», сочувствие, вызванное словом «неудача», и ужас ужаса, когда мы читаем слово «умирает». Более тонко, использование местоимения «наш» означает, что мы чувствуем некоторую личную ответственность и, возможно, даже вину, когда думаем о том, как обращаются с этими уязвимыми молодыми людьми. Этот пафосный пример очень эффективен, поскольку заголовок вызывает у читателя желание перемен, которые могут поддержать политику или инициативы, которые приведут к этим переменам.

В статье Леанны Ферст-Араи «Молодые рабочие объединяют климатические и рабочие движения», опубликованной в Teen Vogue, мы можем увидеть взаимодействие создания отрицательного, а затем положительного пафоса. Поначалу читатель испытывает сочувствие и тревогу: «Молодые люди выросли в охлаждающей среде для труда, а их трудовой жизни предшествовали десятилетия распада профсоюзов». Затем, однако, First-Arai вселяет надежду и чувство предвкушения светлого будущего: «Однако за последние несколько лет молодые люди оживили тактику забастовок в новых творческих формах». Аристотель подчеркивал, что пафос особенно эффективен, когда эмоции сочетаются: печаль затем радость, отчаяние затем надежда. Вовлечение читателя в волнующее эмоциональное путешествие создает прочную связь и повышает эффективность убедительной силы произведения.

В политике и активизме

Политические речи также используют пафос для убеждения. В речи депутата Мхайри Блэк в парламенте Великобритании в мае 2022 года используется пафос, чтобы создать пугающий эффект: «Но самое ужасное […] — это то, что это правительство буквально хочет избавиться от Закона о правах человека. И возникает вопрос, для кого, по их мнению, права зашли слишком далеко? Знаешь, как страшно сидеть дома и думать, ты ли это? Это ваши права, которые могут быть захвачены?» Часто политические выступления придают контекст проблеме, которая может показаться отдаленной или абстрактной, делая ее личной и привлекая эмоции аудитории. Как мы видим здесь, использование риторических вопросов и личного местоимения «ты» доводит проблему до сознания, побуждая слушателя задуматься о том, как он мог бы себя чувствовать в той или иной ситуации.

Речь поэтессы и активистки Линэ Вэни о климатической несправедливости — это сплачивающий призыв к возмущенному гневу и стремлению к переменам: «Обращение к сообществам, изобилующим круглосуточными магазинами, заправочными станциями, возможно, только с Walmart или Kroger, «гетто», и на самом деле они просто продовольственные пустыни […] вот почему это называется климатической несправедливостью, и именно поэтому эта борьба заключается не только в спасении деревьев». Использование Вани пафоса пробуждает у слушателей желание добиться изменений, что является мощным инструментом в политических выступлениях.

Как пафос используется в письме?  

Пафос используется не только в убедительном письме. Основная цель творческого письма всех типов — вызвать эмоции у читателя или аудитории. Мы можем найти пафос в сценариях, романах, рассказах и поэзии. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Роман

Акваке Эмези « Пресная вода » создает запоминающийся пафос в ранней сцене, где Аде не удается уберечь свою младшую кузину: «Аньули посмотрела влево, затем вырвалась на свободу и метнулась, маленькая, шесть, через дорогу». Акцент на том, насколько маленькой и юной Анули, показывает читателю ее уязвимость, усиливая наши страхи и беспокойства.

Пафос используется Кирстин Иннес в ее романе Scabby Queen , чтобы добавить резонанса самому названию. Персонаж объясняет одноименную карточную игру: «Королева ходит по кругу, и цель состоит в том, чтобы избавиться от нее — передать ее следующей как можно быстрее». Читатель узнает, что центральный персонаж, Клио, является «королевой парши», поскольку ее различные отношения распадаются, что придает еще большую остроту ее ситуации.

В конце стихотворения Ванессы Кисууле Hollow , читатель остается со смесью эмоций и ощущением смены перспективы. Поэма, вдохновленная падением статуи Эдварда Колстона, заканчивается:

.

Но когда ты приземлился, часть тебя отвалилась

оторвалась

и внутри

ничего, кроме воздуха.

Все это время

Ты был пустым.

Hollow от Ванессы Кисууле

Спокойное и сдержанное завершение, линии, тем не менее, оставляют неизгладимое впечатление – может быть, задумчивость, может быть, сладостно-горькое удовлетворение от запоздалого изменения.

Стихотворение Кимико Хан Сон о лаковой шкатулке исследует сложность ее связи с японской культурой, когда она мечтает о том, что может быть внутри лаковой шкатулки ее матери. Список предметов, которые могут быть внутри, сопровождаемый вопросами («Я хочу маму? Ищу сестру?/Просто надеюсь подарить что-нибудь японское своим дочерям?») позволяет читателю проникнуться чувствами Хан и сопереживать ей. желание принадлежать.

В фильме Пон Джун Хо Паразит , зрители сильно сочувствуют семье Ким, когда они вынуждены прятаться под журнальным столиком, чтобы не выдать свое присутствие в доме Парков. Находясь там, Парки обсуждают, как сильно, по их мнению, пахнет Ким Ки Тэк, шофер Парков. Крупный план лица Ки-Тэка вызывает сочувствие зрителей, как и маленькое темное пространство, в котором он находится, метафорически показывая аудитории, насколько Ки-Тэк оказался в ловушке в этом стратифицированном обществе.

Пафос также используется для создания ощущения радости и триумфа. В конце британского фильма Гордость , автобусы с валлийскими горняками неожиданно появляются в поддержку марша гордости. Торжествующая музыка, удивление и радость на лицах героев добавляют чувство радости и восторга зрителям, что подчеркивается текстом на экране, подтверждающим, что это было реальное историческое событие.

Пафосные примеры из литературы

В литературе писатели используют пафос, чтобы помочь читателю глубже проникнуть в суть персонажей, чтобы текст вызывал более сильный резонанс, а исследуемые темы и идеи были значимыми и действенными. Вот еще несколько примеров того, как пафос эффективно используется в книгах.

Сказка о настоящем Рут Озеки

Затруднительное положение Нао, над которой издеваются, японской школьницы, становится еще более удручающим из-за того, что автор использует метафору: «В ту минуту, когда он отворачивался, они начинали приближаться. Вы когда-нибудь видели эти документальные фильмы о природе, где они показывают стая диких гиен собирается убить антилопу гну или детеныша газели? Сравнение Нао с беспомощным животным, окруженным хищниками, убедительно сообщает читателю, насколько ужасны издевательства, и усиливает наше чувство сочувствия к ней.

Лэнни Макс Портер

В этом коротком романе отец Лэнни внезапно просыпается и убеждается, что в его дом проник грабитель: «У меня нет реальной защиты, я не храбрый, я не сражаюсь, никогда не дрался, я работаю в управлении активами и сражайтесь только тонкими способами в Microsoft Outlook. Я в ужасе.» Здесь Портер эффективно сплетает юмор со страхом, описывая нелепую, но пугающую ситуацию.

Песнь Ахиллеса Мадлен Миллер

Как и подобает роману, вдохновленному греческой мифологией, « Песня Ахиллеса» Миллера полна пафоса. Концовка, где любовники Ахиллес и Патрокл воссоединяются в смерти, является особенно эффектным примером: « Во тьме две тени, протянувшиеся сквозь безнадежный, тяжелый сумрак. Их руки встречаются, и свет льется потоком, как сотни золотых ваз, изливающих солнце ». Глаза читателя наверняка наполнятся слезами, поскольку катарсическая кульминация создает горько-сладкое чувство потери, облегчения и радости.

Советы по использованию пафоса в собственном письме  

Используя приведенные выше примеры, мы видим, что есть несколько способов использовать пафос в собственном письме.

  • Используйте эмоциональный выбор слов и приемы, такие как метафоры и сравнения, чтобы вызвать чувства. Подумайте о запуганной Нао, которую сравнивают с добычей в романе Рут Озеки «Сказка на время ».
  • Вы можете использовать пафос, чтобы помочь читателям лучше понять и сочувствовать антигерою. Рассмотрим предысторию Киллмонгера о потерях и покинутости в фильме 9.0015 Черная пантера , что позволяет зрителям понять, что им движет.
  • Создавать пафос — все равно, что дирижировать оркестром. Изменяйте свой язык здесь и там, чтобы вызвать у вашей аудитории разнообразные эмоциональные реакции, прежде чем перейти к крещендо.

Часто задаваемые вопросы
Какой литературный прием пафосный?

Пафос — это использование языка для создания эмоционального отклика у читателей. Это также один из трех ключевых компонентов риторики или искусства убеждения, другими являются этос (достоверность) и логос (логика).

Какие примеры пафоса?

Некоторые примеры пафоса:

  • Реклама благотворительной организации по спасению, в которой изображены одинокие и брошенные собаки, является примером пафоса, поскольку вызывает сочувствие и желание помочь.
  • Фильм с триумфальным финалом, где герой побеждает вопреки всему, — еще один пример — зритель испытывает счастливую, удовлетворенную радость.
  • История, в которой персонаж оказывается в опасной ситуации, вызывает у нас чувство беспокойства и страха, используя связь читателя с персонажем для создания пафоса.
Что такое простое определение пафоса?

Пафос — это обращение к эмоциям. Он может быть создан в письменной, устной и визуальной форме. Цель состоит в том, чтобы убедить аудиторию с помощью эмоционального обращения или вызвать эмоции в ответ на произведение искусства или произведение.

Пафос в письме

Если вы хотите зацепить своих читателей за чувства, вам подойдет пафос. Использование языка для создания сочувствия, отчаяния и страха; или смех, радость и торжество добавят эффект вашему письму и произведут неизгладимое впечатление на вашего читателя.

Помните, что вызывание у ваших читателей разнообразных чувств усиливает общее воздействие – так же, как и в риторике, пафос ничто без логоса и этоса; в повествовании однотонные эмоциональные призывы быстро теряют свою актуальность. Используйте пафос, чтобы провести своих читателей через спектр человеческих эмоций — помните, что корень слова «пафос» — это «опыт».


Jericho Writers – это глобальная членская группа для писателей, предоставляющая все необходимое для публикации. Следите за нашими новостями, предложениями о членстве и обновлениями, подписавшись на нашу рассылку. Чтобы узнать больше о написании статей, загляните на нашу страницу блога.

Что такое пафос? Определение, примеры и приемы для более убедительного письма

от Kaelyn Barron | 0 комментариев

Из трех способов убеждения пафос часто считается наименее действенным по сравнению с его аналогами, этосом и логосом.

И все же не следует слишком быстро отказываться от пафоса, убедительного инструмента, взывающего к нашим эмоциям. Это сотворило чудеса для рекламодателей, писателей и, конечно же, политиков.

Когда что-то задевает наши чувства и эмоции, мы можем быстро среагировать. Будь то покупка машины, просмотр фильма или просто смена идей, мы не должны недооценивать силу пафоса, влияющего на наши действия.

Пафос Определение

Пафос — это инструмент убеждения, используемый для обращения к эмоциям читателей путем пробуждения положительных или отрицательных чувств.

Может использоваться в риторике, литературе, кино и других формах выражения. В то время как пафос используется для получения эмоционального отклика, другие риторические призывы — этос и логос — апеллируют к достоверности и логике соответственно. Все три были введены Аристотелем в 350 г. до н.э.

Научившись использовать пафос в своем письме, вы сможете создавать более убедительные аргументы и даже создавать более богатые повествования.

Как использовать пафос в письме

Ниже приведены инструменты, которые вы можете использовать для придания пафоса своему письму. Они могут быть эффективны как в повествованиях, так и в документальной литературе.

Сенсорные детали

Включение сенсорных деталей — также известное как «показать, а не рассказать» — это эффективный способ создать сильные образы и вызвать эмоции у ваших читателей.

В рекламе таких продуктов, как продукты питания или автомобили, компании не просто рассказывают нам, как выглядит их продукт, — они показывают нам. Они также показывают эмоции людей, когда они используют их продукты.

Хотя вы, скорее всего, не можете показать настоящие образы в своем письме, вы можете создать их в уме вашего читателя, используя сенсорные детали.

Например, если вы пытаетесь убедить читателей, что более строгие экологические законы важны, вы можете начать с сенсорных подробностей, описывающих недавний разлив нефти и причиненный им разрушительный ущерб.

Получив наглядное представление о катастрофе, ваш читатель почувствует, что действительно видел беспорядок, и с большей вероятностью почувствует необходимость действовать.

Стратегический выбор слова

Выбор слова очень важен для успешного использования пафоса. Это потому, что слова, которые мы читаем и слышим, вызывают определенные чувства.

Положительные слова могут вызвать чувство волнения, возможности и счастья. Отрицательные слова могут так же эффективно вызывать страх или беспокойство, заставляя аудиторию изменить свое поведение, чтобы избежать описанного плохого результата.

Если вы пытаетесь вызвать эмоциональный отклик у читателей, не полагайтесь на слабый, обыденный язык, чтобы выполнить работу.

Если вы хотите описать ситуацию как «плохую», используйте вместо этого такие слова, как «ужасающий» или «ужасный». Точно так же, если вы хотите передать положительный опыт, попробуйте описать его как «захватывающий дух» или «незабываемый».

Анекдоты

Анекдоты — еще один эффективный способ вызвать эмоции.

Анекдот — это короткий рассказ в эссе или литературном произведении. Поскольку это повествовательная форма, это может быть отличным способом привлечь читателей к вашей аргументации или основной истории, прежде чем подкреплять ее фактами и исследованиями.

В своем убедительном письме вы можете использовать личный анекдот (рассказ о том, что вы пережили), чтобы воздействовать на эмоции ваших читателей. Поскольку вы испытали событие на собственном опыте, вы также добавите чувство доверия к своей работе.

Примеры пафоса

Если вы сегодня включите телевизор или откроете книгу, вам, вероятно, не придется долго искать, прежде чем вы наткнетесь на пример пафоса.

Риторический призыв часто используется в литературе, политике и рекламе.

Пафос в литературе

«Он имел в виду лучшее в мире, и с ним обращались как с собакой — как с настоящей собакой. Когда-нибудь она пожалеет — может быть, когда будет слишком поздно. Ах, если бы он мог умереть ВРЕМЕННО!»

Приключения Тома Сойера Марка Твена

Этот отрывок вызывает жалость у читателей, поскольку рассказчик объясняет, как девушка, которую он любил, с честными намерениями обращалась с Томом как с «собакой». Том настолько потрясен, что хочет ненадолго умереть, чтобы она могла его пожалеть.

Поскольку любовь, неприятие и боль являются универсальными понятиями, с которыми знакомо большинство из нас, такое применение пафоса является действенным призывом, поскольку мы все можем понять, как Тому больно.

Пафос в политике

«Это надежда рабов, сидящих у костра и распевающих песни о свободе; надежда иммигрантов, отправляющихся к дальним берегам; надежда молодого морского лейтенанта, храбро патрулирующего дельту Меконга; надежда сына мельника, который осмеливается бросить вызов обстоятельствам; надежда тощего парня со смешным именем, который верит, что в Америке есть место и для него».

— Барак Обама, программная речь на Национальном съезде Демократической партии 2004 года

Эта речь, произнесенная тогдашним сенатором Бараком Обамой, рассказывает об опыте обычных американцев. Это пробуждает чувство патриотической гордости за то, что мы можем прийти откуда угодно и при любых обстоятельствах и при этом иметь надежду на лучшую жизнь.

Это также отразило надежды многих американцев на то, что после вторжения в Ирак и первого срока администрации Буша ситуация может улучшиться.

Речь предназначалась для избирателей, которые, возможно, все еще находятся на грани между кандидатами в президенты Джоном Керри и Джорджем Бушем-младшим.

Конечно, пафос также используется в политической риторике, чтобы вызвать страх и беспокойство.

В средствах массовой информации многие ситуации быстро называют «кризисами», например, «экономический кризис» или «иммиграционный кризис». Однако цель всегда одна и та же: заставить избирателей действовать.

Пафос в рекламе

В кампании Cheerios «Добро ходит вокруг» улыбки, солнечный свет и яркие цвета перекликаются с позитивом, поскольку потребителям предлагается ассоциировать хлопья с этим хорошим настроением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *