Что такое ментальность это: Ментальность | это… Что такое Ментальность?

Содержание

МЕНТАЛЬНОСТЬ — Что такое МЕНТАЛЬНОСТЬ?

Слово состоит из 12 букв: первая м, вторая е, третья н, четвёртая т, пятая а, шестая л, седьмая ь, восьмая н, девятая о, десятая с, одиннадцатая т, последняя ь,

Слово ментальность английскими буквами(транслитом) — mentalnost

  • Буква м встречается 1 раз. Слова с 1 буквой м
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква н встречается 2 раза. Слова с 2 буквами н
  • Буква т встречается 2 раза. Слова с 2 буквами т
  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква ь встречается 2 раза.
    Слова с 2 буквами ь
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с

Значения слова ментальность. Что такое ментальность?

Ментальность

МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) (от лат. mens—ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное…

Новая философская энциклопедия. — 2003

МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) – (от лат. mens, mentis – ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) – совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания…

Энциклопедия Кругосвет

Ментальность (от лат. mens, mentis, «разум, ум, интеллект») Ментальность — это интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли — диктуются культурой, а эмоции — реакция на изменения внешней среды…

Глоссарий образовательных технологий. — 2006

МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ

МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ (от лат. mens — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное.

Современная западная философия. — 1998

МЕНТАЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

МЕНТАЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; совокупность интеллектуальнопсихологических установок…

Философская энциклопедия

МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ТИПА

МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ТИПА — мыслительные и мировоззренческие свойства, коррелирующиеся с доминирующими особенностями левополушарной активности мозга.

Евразийская мудрость от А до Я

МЕНТАЛЬНОСТЬ ВОСТОЧНОГО ТИПА

МЕНТАЛЬНОСТЬ ВОСТОЧНОГО ТИПА — миросозерцательные особенности людей азиатского, преимущественно дальневосточного, региона эпохи традиционных, классических обществ, коррелирующиеся с доминирующими особенностями правополушарной активности мозга.

Евразийская мудрость от А до Я

МЕНТАЛЬНОСТЬ ЕВРАЗИЙСКОГО ТИПА

МЕНТАЛЬНОСТЬ ЕВРАЗИЙСКОГО ТИПА — в порядке постановки проблемы можно выделить следующие ее основные черты. 1. Известная гармонизация особенностей правополушарной и левополушарной активности мозга…

Евразийская мудрость от А до Я

Менталитет, ментальность

МЕНТАЛИТЕТ, ментальность (от позднелат. mentalis — умственный) — образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности.

Педагогический словарь бибилотекаря. — Спб: РНБ, 2005-2007.

Менталитет, ментальность — квинтэссенция культуры, в которой воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека,группы или социума; образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок…

Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Антикапиталистическая ментальность

Антикапиталисти́ческая мента́льность (англ. The Anti-Capitalistic Mentality) — книга экономиста Людвига фон Мизеса, впервые вышедшая в США в 1956 году. Книга выявляет психологические корни антикапитализма как мировоззрения.

ru.wikipedia.org

Антикапиталистическая ментальность — книга Людвига фон Мизеса, написана в 1956 г.(!), переведена на русский язык и распространена в России в 1992 — 1994 гг. (!!).

Теоретические аспекты и основы экологической проблемы

Национально-культурный менталитет (ментальность)

Национально-культурный менталитет (ментальность) принятая в западной социальной психологии интегративная характеристика культуры народа, нации, концентрирующая ее духовные устремления…

Этнопсихологический словарь. — М., 1999

Русский язык

Мента́льность, -и.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова ментальность

Все упирается в традиции и ментальность, поэтому быстрого перелома не добиться.

Ментальность еще остается старой: если есть дубина, они ее боятся.

Надо менять ментальность, потому как большинство людей пока не готово пересаживаться на велосипеды.

Надо учитывать и то, как меняется ментальность казанцев.

Эта ментальность, как у Саудовской Аравии, везде прослеживалась.


  • Слова из слова «ментальность»
  • Слова на букву «м»
  • Слова, начинающиеся на «ме»
  • Слова c буквой «ь» на конце
  • Слова c «ть» на конце
  • Слова, начинающиеся на «мен»
  • Слова, начинающиеся на «мент»
  • Слова, оканчивающиеся на «сть»
  • Слова, заканчивающиеся на «ость»
  1. менструация
  2. менструировать
  3. менталитет
  4. ментальность
  5. ментальный
  6. ментик
  7. ментоловый

МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • История появления термина.
  • История ментальностей (менталитета)
  • Предмет истории
  • Цель
  • Методы изучения
  • Уровни изучения

МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) (от лат. mens, mentis – ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) – совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно.

Социальный психолог видит в ментальностях (менталитете) взаимосвязанные психологические реакции, представления и качества, несущие в себе остатки опыта предыдущих поколений, «самопонимание групп» (Ю.Митке) как синтез сознания и коллективного бессознательного.

Социальный историк считает ментальностями обобщенный способ восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи.

Социолингвист считает ментальностью семантическую матрицу, предопределяющую смысловые реакции культурных субъектов. С точки зрения лингвистики, в изучении ментальностей важно подчеркивать роль языка, моделирующую сознание.

Общей характерной чертой ментальностей – в отличие от доктрин и идеологических конструкций, представляющих собой законченные и продуманные системы, – является их открытость, незавершенность, континуальность, диффузная природа, «разлитость» в культуре и обыденном сознании. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого из людей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектом ментальностей является не индивид, а социум. Они проявляются в словесном языке (вербальной культуре общества) и языке жестов, в поведении, обычаях, традициях и верованиях.

Понятие ментального позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Ментальное связывает многочисленные оппозиции – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Особенно продуктивно понятие ментальностей используется для анализа архаических структур и давно ушедшего времени с характерными для него формами мифологического мировосприятия.

В современном гуманитарном знании понятие ментальностей приобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения тех или иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп или характеристики духовной настроенности всего общества, но и для толкования образа мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей.

Большинство представителей отечественной гуманитарной науки склонны употреблять дефиниции «ментальностей» и «менталитета» как синонимичные, хотя в целом их синонимичное или раздельное использование не устоялось. Социолингвисты представляют эти два термина как несовпадающие. С их точки зрения, понятие «ментальность» должно пониматься как «базовая характеристика системы психологической репрезентации опыта в сознании людей исторически определенной лингвокультурной общности, фиксирующая функционально-динамические аспекты этого опыта», тогда как более употребительное слово «менталитет» обозначает содержательные его стороны. Некоторые из ученых, не склонных ставить знак равенства между понятиями «ментальностей» и «менталитета», считают, что последний имеет более общее, в известном смысле – общечеловеческое значение («менталитет средневековья»), а термин «ментальности» соотносим с понятиями «мышление» или «чувство» (напр., французская или русская ментальность, ментальность дворянина, ментальность личности и т.д.) (Л.Н.Пушкарев). Наконец, еще одна точка зрения сводится к рассмотрению разных ментальностей (религиозной, этической и т.д.) как частей менталитета (М.М.Громыко).

История появления термина.

Термин «ментальности» использовался еще в XIX в. американским философом и поэтом Р.Эмерсоном (1803–1882), пытавшимся связать воедино метафизические и психологические проблемы общественных настроений. Понятие «коллективных ментальностей» использовалось также французским политиком и историком А. де Токвилем, автором книги Демократия в Америке (1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в описываемом им американском обществе.

В научный оборот термин «ментальности» был введен французским этнологом и социо-антропологом Л.Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчеркиваемую также «отцом социологии» Э.Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям (т. наз. «закон сопричастия», loi de participation). Он первым подчеркнул сложность попыток постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из современных понятий.

Философское понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он вкладывал в понятие «менталитета» примерно то же содержание, что и Л.Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы.

Психоаналитическая и социопсихологическая исследовательская традиция, в рамках которой родилась психоистория, склонна была представлять ментальности аналогом и синонимом «социального характера». Социолог-неофрейдист Э.Фромм (1900–1980) в работе Бегство от свободы (1941) употреблял понятие «социального характера», считая его синонимичным понятию коллективных представлений или ментальностей. Французский психолог Г.Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» (Ментальности, 1952).

В середине и второй половине 20 в. понятие ментальностей активно использовалось в философских системах феноменологов и структуралистов, введших в языковую норму термин «эпистема» (система познания и умственная картина мира), близкого по содержанию к понятию «ментальностей».

Основы социально-исторического рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.

Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира (раз и навсегда ушедшего!), сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е. их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М.Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически», не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М. Блок в одной из своих работ.

Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).

История ментальностей (менталитета)

История ментальностей (менталитета) – область изучения прошлого, неотъемлемая часть «новой социальной истории» как истории социально-культурной. Оформилась в самостоятельное направление в 1960-е вначале в западном, а затем во всем европейском гуманитарном знании в рамках так. наз. «историко-антропологического поворота» – интереса к человеку, его представлениям и образу жизни. Упрочение позиций истории ментальностей именно в десятилетие «ниспровержения основ» и вызревания студенческой революции 1968 (движения «новых левых») связано с попытками переориентировать науки о прошлом с «истории героев» (правителей, мыслителей, пролководцев, дипломатов) на «историю рядовых людей». В центр научных трудов были поставлены воззрения народа, эмоции и мысли обычных, в том числе – «простых людей», анализ движущих механизмов их социального поведения (Э.Леруа Лядюри во Франции, Х.Медик, А.Людтке в Германии).

Вслед за Л.Февром и М.Блоком, их продолжатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Анналы», заставили потесниться «историю высказываний» философов и политиков, правителей и военоначальников, выдвинув на первый план «историю потаенных мыслительных структур», присущих всем или большинству членов общества, анализ идей, не контролируемых их носителями и действующих помимо их воли и намерений.

Помимо социальной психологии, сильный импульс рождению истории ментальностей дала структурная антропология, позволившая представить общество как всеобъемлющую систему отношений «от подвала до чердака» (М.Вовель). Увидев в реконструкции «ментального» элемент воссоздания истории в ее целостности, младший современник Л.Февра и М.Блока Ф.Бродель, предложил анализировать два уровня «структур» в жизни любого общества: структуры жизни материальной и нематериальной, охватывающей человеческую психологию и каждодневные практики. Второй уровень был назван им «структурами повседневности». Именно в них, полагал Ф.Бродель, формировались ценности и символы веры человека определенной эпохи, поэтому понять мотивы поведения людей, семиотические воплощения их картины мира (образы, представления, привычки, ощущения, предугадывания и т.д.) – значит понять саму эпоху, само время, разобраться во взаимодействии разных сторон жизни общества, от бытовых деталей до политических пристрастий, от первейших материальных интересов до аналитической работы человеческого ума.

Одновременно с появлением первых исследований по «истории ментальностей» во Франции, в России шло развитие т.наз. «школы семиотики» – науки о знаковых системах или тартусской школы (Ю.М.Лотман, Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский, В.Н.Топоров). Выросшая из лингвистики и начавшая экспансию в иные гуманитарные науки, в том числе и истории, эта школа позволила сформироваться новым подходам к исследованию прошлого, всех сфер человеческой деятельности, которые последователи этой школы предложили рассматривать как тексты и знаки, подлежащие расшифровке. Еще одно российское направление в исследовании ментальных процессов было намечено вышедшими в то же время (1960-е) работами М.М.Бахтина, показавшего перспективность изучения потаенных пластов общественного сознания, тесно связанных с повседневной жизнью людей (напр., «карнавальной смеховой культуры», характерной для сердневековья) и игнорировавшихся предшествующей наукой.

Идейное объединение Школы семиотики, направления М.М.Бахтина в литературоведении и наработок историков ментальностей (во Франции и, десятилетием позже, в Германии) могли бы стать прорывом в новом понимании исторической реальности. Однако «железный занавес» между СССР и Западом, жесткие идеологические и политические барьеры, отделившие российских гуманитариев от новых тенденций развития мировой науки, помешали объединению и обрекли историков в СССР на отставание, которое они пытаются преодолеть лишь в последнее десятилетие.

Предмет истории

ментальностей – реконструкция способов поведения, выражения и умолчания, которые передают общественное миропонимание и мирочувствование; способы и содержание мышления; представления и образы, мифы и ценности, признаваемые отдельными группами или обществом в целом. В отличие от истории повседневности, которую интересует, помимо «времени стабильности», еще и «краткое», «нервное» время конкретных событий, а также в отличие от психологии, также сосредотачивающией свое внимание на легко изменчивых состояниях психики, – история ментальностей ставит в центр исследовательского внимания изучение всего постоянного (социально-психологических констант), медленных, подспудных изменений, растянутых во времени очень большой протяженности (la longue durée). Историков ментальностей интересуют в общем спектре социальных времен «времена большой длительности» как консервирующие самое типичное в психологии и поведении, то, что заложено в сознание людей их воспитанием, культурой, языком, религией и делает заметными изменения лишь при рассмотрении больших хронологических отрезков истории.

Круг тем и проблем «историка ментальностей» – это восприятие географической среды, отношения к природе, пространства и времени в самом широком смысле, позволяющее понять восприятие людьми того времени самой истории – ее поступательного развития или ее «круговой» повторяемости, регресса, статики, движения. Он включает также весь спектр проблем, связаных с системой верований, отношениями мира земного и мира потустороннего, восприятием и переживанием смерти, разграничением естественного и сверхествественного, духовного и материального. В некоторых аспектах историки ментальностей близки специалистам по истории повседневности – когда изучают установки людей, касающиеся восприятия труда в доме и вне дома, брака, сексуальной культуры, воспитания детей и отношения к ним, гендерных стереотипов, болезней, уродств, инвалидности, старости, семьи, когда исследуют ориентацию на новое или на традиционное. Через историю ментальностей в «новую социальную историю» вернулось изучение права, которое Ж.Ле Гофф называл «пугалом историка» – но это не традиционное описание норм и предписаний, а реконструкция их восприятия рядовыми людьми в праве писаном и обычном, воссоздание правосознания определенной эпохи. В центре внимания историка ментальностей всегда присутствуют и социально-политические аспекты духовной жизни и коллективных умонастроений людей – их оценка общества и его составляющих, понимание соотношения целого и отдельного, индивидуального и общественного, степени самостоятельности личности в социуме или включенности, зависимости от него, отношение к труду, собственности, бедности и богатству, власти, господству и подчинению, понимание свободы, воли, доступ к хранению и распространению информации.

Цель

историка повседневности – изучение картины мира людей с точки зрения их собственного восприятия. Однако современному историку приходится использовать для этого сложившийся к настоящему времени понятийный аппарат, теоретические схемы и модели и постоянно сопоставлять различия в содержании устоявшихся и лишь кажущихся неизменными понятий. Постоянное сопоставление «внешней» точки зрения, обусловленной современной системой знаний, – с «внутренней», присущей людям изучаемой эпохи, создает ситуацию нового видения истории, т. наз. «стереоскопического видения» (А.Я.Гуревич). Это позволяет сохранять принцип историзма и избегать переноса в изучаемую эпоху современных представлений.

К источникам, отразившим потаенные мыслительные структуры и комплексы коллективных представлений (неосознанных, неотрефлексированных) – можно отнести «все, созданное человеком и сохранившее в себе духовную сущность своего творца» (П.Динцельбахер). Поэтому практически все виды и типы источников, как письменных, так и фольклорных, этнографических, археологических, нумизматических и т. п. могут быть привлечены к исследованию. Однако большее значение имеют материалы личного происхождения – завещания, дневники, письма, мемуары, автобиографии, художественные произведения, отобразившие миросозерцание своих авторов. Для исследователей ментальностей недавнего прошлого огромное значение имеет «устная история» (оформившаяся в отдельное направление также в 1960-е) – интервью всех видов (нарративных, полуструктурированных, биографических, лейтмотивных, фокусированных и проч.). «Устные истории», собранные историком ментальностей, из обычной в традиционном исследовании коллекции фактов, превращаются в новый вид эмпирического материала, структурированный по темам и хронологии т. наз. «вторичный источник».

Методы изучения

ментальностей очень разнообразны. Поскольку ментальности – это «нечто невыразимое, что нельзя выписать из текста источника и что может быть лишь выявлено исследователем из высказанных автором исследуемого текста мнений и суждений» (Ф.Граус) – постольку историк вынужден пользоваться не только историческими, но и многими иными приемами и методами – психологическими, этнологическими.

Поскольку рядовые люди далекого прошлого практически не оставили каких-либо ego-документов (источников личного происхождения – писем, дневников, воспоминаний), постольку историку приходится анализировать весь круг источников, которые могли отобразить их образ мыслей и систему ценностей. Ему приходится задавать источникам, запечатлевшим высказывания или оценки этих рядовых людей, вопросы, которые обычно задают этнологи, работающие с живыми респондентами. Этот метод получил название «историко-этнографического».

Ряд аналитических приемов история ментальностей заимствовала из семиотики, выработавшей способы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических (семиотических) форм – слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в определенных обстоятельствах представляли себя самим и другим людям. Исследователю ментальностей приходится истолковывать смыслы и символы, связанные с предметным миром и миром явлений через мир близкой к опыту реальности людей прошлого – мир повседневности, обычной речи, привычных поступков (Ю. М.Лотман). В последнее время одним из путей исследований истории ментальностей стал анализ дискурсивных практик (прежде всего – господствующих дискурсов), под которыми понимаются «практики речевого поведения» (М.Фуко) – то есть способов, правил, логики обсуждения чего-либо вербальным и невербальным (языком поступков и жестов) путем.

Уровни изучения

ментальностей зависят от постановки исследовательских задач и анализируемого поля взаимодействия социальных объектов. Широко, цивилизационно мыслящие культурологи склонны ставить задачи изучения общего ментального «фона» каждой эпохи (Й.Хейзинга, Ф.Арьес, Ж.Ле Гофф, в России – М.М.Бахтин, А.Я.Гуревич). С другой стороны, последователи Ф.Броделя во Франции и Г.Телленбаха в Германии показали возможности анализа ментальностей и отдельных социальных страт (например, Ж.Дюби, описывавший характерные черты поведения французской элиты, от рыцарей до священников, Э.Леруа Лядюри, сосредоточивший свое внимание на умонастроениях крестьян в деревне XIII в. или Ю.Митке, изучавший менталитет средневековых нищенствующих орденов). Свои подходы и уровни в изучении ментальностей предлагают также современные этнологи и этнопсихологи, реконструирующие историю складывания национальных характеров и национальных культур (Э.Стефаненко). Особое место в изучении истории ментальностей занимают специалисты в области гендерных исследований и близкая к ним феминистская историография, настаивающая на различиях мужского и женского менталитета, мужской и женской системы ценностей, способов восприятия мира, фиксации запечатлевшегося в памяти (О.Хафтон, Э.Г.Дэвис, Т.де Лауретис, Д.Рейли, в России – Н.Л.Пушкарева, С.Г.Айвазова, Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина).

Значение «истории ментальностей» в науке определяется стремлением сломать невидимый барьер, разделяющий социально-экономическую или политическую историю и историю духовной жизни, объединить развивающиеся автономно исторические дисциплины, проникнув в глубины духовной жизни людей прошлого. Возникшая как «испытательный полигон» новых исследовательских практик медиевистов и специалистов по западноевропейской истории раннего Нового времени, история ментальностей быстро нашла себе место и в исследованиях более поздних эпох и способствовала написанию и их истории как наразрывного единства материальной и духовной жизни, общества и культуры. Длительность сохранения интереса к исследовательскому направлению «истории ментальностей» объясняется широкими возможностями научного синтеза, объединения результатов исследовательского анализа и приемов работы разных гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, психологии и этологии, лингвистики, культурологии, семиотики, литературоведения, географии, экологии.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Менталитет: что это, есть он или нет

Замечали, как многое можно объяснить фразой «такой у них/у нас менталитет»? Почему эта загадочная субстанция объединяет и обособляет людей? Что такое менталитет и есть ли ему место в современном мире?

  • Что такое менталитет
  • Особенности менталитета разных стран
  • Менталитет и культурные традиции
  • Так существует менталитет или нет?

Что такое менталитет

Менталитет — это совокупность умственных, эмоциональных и культурных особенностей, а также ценностей человека или группы, чаще — целого народа. Само слово «менталитет» происходит от латинского mentis — душа, дух, ум.

Считается, что первым этот термин использовал французский этнолог и антрополог Люсьен Леви-Брюль в 1910 году. Он сравнивал мышление современных людей и представителей первобытного племени. «Первобытный менталитет» настолько отличался от современного, что ученый дал ему отдельное название.

Популярным термин «менталитет» стал благодаря исследованиям исторической школы «Анналов». Французские ученые использовали психологический подход к истории и изучали ее через призму человека, но уже через его коллективные черты, а не индивидуальные. Основатели «Анналов» подчеркивали, что менталитет — это нечто изменчивое и подвижное, как и сама жизнь, и именно через смену «уникальных и неповторимых менталитетов» ученые старались показывать особенности исторических эпох.

Постепенно термин «менталитет» перекочевал в психологию, социологию, философию и публицистику. Четкого научного определения у менталитета все еще нет, тем не менее, исследователи, ссылаясь друг на друга, продолжают изучать это явление и писать научные работы.

Сегодня менталитет народа трактуется уже как «глубинные структуры сознания, в основе своей постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи». У менталитета появилось новое свойство — статичность и неизменяемость.

Особенности менталитета в разных странах

Исследователь ментальности народов мира Георгий Гачев пишет: «Моя работа — определить особые качества каждого народа, его субстанцию, характер мышления, психики и особых талантов, потому что народы — как музыкальные инструменты, один — скрипка, другой — гобой, третий — орган и т.д. Все музыканты, но тембр разный. Вот этот тембр и определяю».

Япония

Япония — небольшая островная страна, она часто страдает от цунами, тайфунов и землетрясений. Именно с этими географическими и климатическими условиями обычно связывают национальные черты японцев. Например, безграничную вежливость и заботу друг о друге, ведь только сообща можно выживать на такой неспокойной земле.

Вид на Фудзияму (Фото: Unsplash)

Александр Мещеряков, доктор исторических наук, профессор РГГУ, член президиума Российской ассоциации японоведов:

«У японцев очень сильно развито представление о том, что все они — члены одного сообщества, поэтому никого нельзя обижать. Человека, привыкшего тянуть одеяло на себя и не думать о других, там просто не будут уважать. Западные правила, согласно которым каждый должен добиться успеха, а победитель получает все, в Японии не действуют. Очень важный фактор — ограниченность территории и изолированность от событий, происходящих на материке».

Россия

Большинство стереотипов о русском народе тоже связаны с географией страны, а именно с ее огромными территориями. Отсюда возникло популярное понятие «широкой русской души». Вот, что писал об этом философ Николай Бердяев в сборнике «Судьба России»: «Необъятные пространства России тяжелым гнетом легли на душу русского народа. В психологию его вошли и безграничность русского государства, и безграничность русских полей. Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ».

О противоречивости русского народа писал культуролог Дмитрий Лихачев в работе «Раздумья о России»: «Национальный характер русских далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но черты в «едином регистре»: религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с шовинизмом, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости».

США

О национальном характере американцев тоже сложились устойчивые представления. Например, что жители США крайне патриотичны — мы легко представляем, как каждый их дом украшен национальным флагом, а в школах уроки не начнутся, пока не прозвучит государственный гимн. Популярно мнение, что американцы глубоко убеждены в превосходстве и исключительности своей державы.

Пригород, частная застройка, свежеподстриженный газон и флагшток при входе в дом — стереотипное представление быта «Американской мечты» (Фото: Unsplash)

Чтобы объяснить это, ученые обращаются к истории возникновения США. Первые поселенцы считали себя «группой талантливых святых, призванных заповедью Господа, что отделило их от большинства человечества». Политолог Дональд Девайн изучал фундаментальные американские ценности и среди основных выделил частную собственность, свободу и равенство возможностей.

Другими центральными концептами американской ментальности считаются патриотизм, демократия, религия, свобода, бизнес. На переферии — дружелюбие, трудолюбие, семейные ценности, выгода и популярность.

Страны Скандинавии

Скандинавские страны из года в год возглавляют рейтинги самых счастливых государств мира (World Happiness Report). Все дело в особой национальной черте — умении довольствоваться немногим.

В культуре Северной Европы есть некий свод правил, так называемый Janteloven — закон Янте. Его сформулировал датско-норвежский писатель Аксель Сандемусе. Согласно его положениям, настоящий скандинав не должен быть «выскочкой», ставить себя на ступень выше остальных, считать себя умнее сограждан и достойным особого внимания. Все друг другу равны, поэтому никаких амбиций — только забота об общем благе.

В Швеции, например, существует другое понятие, характеризующее умеренность и достаточность во всем — «лагом». Это слово пришло из эпохи викингов. Они передавали по кругу рог с медовухой и каждый должен был отпить ровно столько, сколько он считает нужным, но при этом не забывать об остальных. Это действие и называли laget om. Лагом по сей день считается важнейшей национальной чертой шведов и касается умеренности во всех сферах потребления — от продуктов до природных ресурсов.

Западная Европа

Историк Анна Павловская исследует менталитеты разных стран и описывает национальный характер англичан как очень сдержанный — британцы не любят проявлять своих чувств и эмоций. Также она подчеркивает, что этот народ глубоко чтит и соблюдает свои традиции, которые приравниваются по своей силе чуть ли не к закону. Являясь политически свободным гражданином, каждый британец считает своей обязанностью строго подчиняться общественной дисциплине и укоренившимся обычаям.

Павловская подробно изучила и итальянцев. «Для итальянца игра — неотъемлемая часть повседневной жизни. Он всегда играет, всегда на сцене, всегда в образе, если, конечно, есть, как и положено в театре, публика, зрители. Надо только учитывать, что все чувства, эмоции и реакции на события у итальянцев, как и в любом уважающем себя театре, сильно преувеличены.

Крики мужчин и их отчаянная жестикуляция не означают, что они ссорятся, они просто обсуждают вчерашнюю вечеринку».

Важной составляющей итальянской натуры является стремление сохранить «bella figura» (дословно — «прекрасный вид»), то есть производить хорошее впечатление, держаться на публике уверенно, быть решительным, сильным, первым. Не забудем и знаменитое умение итальянцев получать удовольствие от жизни. Именно это — хорошее вино, семейные праздники, встречи с друзьями — имеют для итальянца первостепенное значение.

Стереотипный немец по Павловской «всегда носит усы, всегда прекрасно организован, мечтает о порядке, выполняет законы, в идеале живет в ритме военного марша. И все это, в основном (кроме усов), правда». Мы с детства знаем национальные черты немцев — педантичность, организованность, любовь к порядку, как у гончаровского Штольца, чеховского фон Корена или гоголевского мастера Шиллера из «Невского проспекта»: «Он положил вставать в семь часов, обедать в два, быть точным во всем и быть пьяным каждое воскресенье».

Посетители Октоберфеста (Фото: Pexels)

Как менталитет связан с культурой и традициями

Размышления о менталитете и попытки объективно наделить этническую группу неизменными национальными чертами даже в научной литературе рано или поздно сводятся к абстрактным образам, символам, цитатам из художественной литературы и древних легенд, примерам из личного опыта, и реже всего — к реальным цифрам. А тем временем социологи проводят опросы населения, чтобы понять, какими на самом деле ценностями обладают народы мира сегодня.

Одним из наиболее авторитетных исследований считается Всемирный обзор ценностей Рональда Инглхарта. Социологи уже более 40 лет изучают общественное мнение разных слоев населения. Исследователи фиксируют изменения в ценностях, которые касаются религии, отношений полов, трудовой мотивации, демократии, системы управления в стране, социального капитала, участия в политической жизни, толерантности, защиты окружающей среды и субъективного ощущения благополучия.

Результаты глобального исследования изображены на диаграмме Инглхарта. Расположение стран здесь зависит от показателей в двух измерениях. Вертикальная ось означает переход от традиционных ценностей к секулярно-рациональным, а горизонтальная — от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Например, чем общество традиционнее, тем менее в нем лояльны к абортам, разводам, однополым бракам, эвтаназии. А переход к ценностям самовыражения означает, что в этой группе проблемы выживания в большей степени решены, и люди испытывают потребности следующего уровня.

Диаграмма Инглхарта, результаты 2017 года (Фото: «Постнаука»)

Россия вместе с Болгарией, Украиной и Эстонией относится к обществу с высокими баллами по секулярно-рациональным ценностям и ценностям выживания.

Особенно интересно следить за динамикой результатов во времени. Так, в ходе шестой волны исследований (прошедшей в 2010–2014 годах) россияне показали максимальный интерес к политике за все время проекта — с начала 1990-х годов он вырос с 33% до 41%. 38% наших сограждан признались, что политика действительно играет важную роль в их жизни, при этом 46% россиян поддерживают демократические ценности.

Пусть небольшие, но все же сдвиги в результатах опроса демонстрируют, что черты русского менталитета, которые якобы проходят сквозь века и не меняются со сменой эпох, на самом деле подвижны. Мир меняется, и человек вместе с ним.

Менталитет: есть или нет

Менталитет — категория сравнительная. В первую очередь она показывает, чем группы отличаются друг от друга. Социолог Максим Руднев утверждает, что люди разных национальностей в большей степени похожи, чем различны между собой.

Максим Руднев, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ:

«Сходства ценностей жителей очень разных стран намного, в разы больше, чем различия между отдельными людьми. Некоторые исследователи говорят о том, что не более 10% различий в ценностях объясняются страной проживания людей, а 90% — это внутристрановые различия между отдельными людьми. Когда вы предсказываете ценности человека по его стране проживания, вы можете быть уверены в этом максимум на 10%, тогда как образование, возраст, гендер и другие индивидуальные характеристики скажут об этой персоне значительно больше».

Исследования Максима Руднева и Владимира Магуна показали, что среди европейских стран, включая Россию, ценности очень похожи. В каждом из государств ученые нашли пять типов людей с определенными ценностями, и различия оказывались заметны только в распределении населения по этим классам. Например, группа людей, разделяющих индивидуалистические ценности, представлена во всех странах Европы, и в этом смысле швед-индивидуалист и россиянин-индивидуалист не отличаются по своим ценностям. Различия становятся заметны только когда мы смотрим на состав стран: оказалось, что в России индивидуалистов даже больше, чем в Швеции.

Как формируются представления о менталитете

Современные исследователи все чаще отзываются о менталитете как о лженаучном понятии, которое не отражает реальное положение дел, а скорее, становится удобным инструментом в руках демагогов. Максим Руднев объясняет, как в обществе формируются и поддерживаются стереотипы и ложные представления о разных народах мира:

«Мышление человека устроено так, чтобы находить видимые закономерности в окружающем мире. Если мы видим мокрую траву из окна, то делаем вывод, что ранее шел дождь. Мы наблюдаем сочетания признаков и явлений и замечаем паттерны, то есть устойчивые сочетания: если люди замечают, что цветы и приятный запах возникают одновременно, у них может сложиться убеждение, что все цветы хорошо пахнут.

В основном это очень полезный механизм, он помогает ориентироваться в мире, не обладая полной информацией об объектах. Так, мы, например, ведем себя осторожно на дороге, на которой как-то раз поскользнулись. По тому же принципу мы можем купить новое печенье знакомого бренда, хотя не знаем его вкус и состав — просто потому, что пробовали другие продукты этой фирмы, и они были вкусными.

Однако иногда эти механизмы дают сбои, потому что они основаны на очень ограниченной информации, но применяются очень широко. Так и складываются стереотипы: человек может увидеть в интернете ролик о том, как люди какой-нибудь национальности совершают противоправные действия и затем — часто непроизвольно — с опаской относиться ко всем похожим людям при встрече.

Во-первых, повторюсь, информация для таких представлений может быть очень ограниченной — многие, никогда не видя в жизни, например, англичан, обладают определенными предубеждениями и об их поведении и чертах личности.

Второе — этот механизм действует только тогда, когда мы не задумываемся о нем, не рефлексируем. Срабатывает автоматический механизм упрощения реальности. Если размышлять рационально, то один ролик в интернете не может быть свидетельством того, что все представители этой национальности агрессивны, а новое печенье под знакомым брендом окажется вкусным. Поэтому люди, которые задумываются, стараются постигать окружающий мир и рефлексировать насчет своих убеждений, в меньшей степени верят в различные этнические, гендерные, возрастные и другие стереотипы.

В-третьих, когда речь идет об оценке людей и их поведения, люди склонны приписывать поведение характеру человека, а не ситуации, в которой он оказался. В социальной психологии это называют фундаментальной ошибкой атрибуции. Легко верится, что люди из ролика вели себя агрессивно не потому, что, скажем, были пьяны и раздосадованы, а потому что такой у них «национальный характер». Легко верится, потому что это врожденный механизм обобщения. Он так же естественен и так же вреден, как желание справить нужду в тот момент, когда захотелось, а не ждать до того момента, когда окажешься в туалете. Такие позывы нужно сдерживать, но, к сожалению, не все считают нужным это делать».

что это такое? Менталитет русского человека.

От переезда в другую страну или заключения брака с иностранцем многих удерживает одно – разница менталитетов. Разница проявляется в мелочах и в отношении к жизни в целом. Что такое менталитет? Чем он отличается от ментальности? И как проявляет себя загадочная русская душа? Кто-то гордится своим происхождением и менталитетом, кто-то всеми силами пытается искоренить его проявления. Важно различать: что заложено генетикой, а что все-таки можно изменить.

Что такое менталитет?

Менталитет — это исторически и генетически сложившаяся совокупность социально-психологических качеств народа. Этимологически происходит от греческого слова mentis — ум, мышление, душа, рассудок, способ мышления. То есть одно слово объединяет множество явлений и процессов, что порождает большое количество толкований. Если описать менталитет обычными словами — это отображенный в культуре исторический опыт, который впитывает воспитанный в этой культуре человек.

В научной литературе часто используют два понятия: менталитет и ментальность. Одни авторы считают слова синонимами, другие пытаются провести грань между этими понятиями. Согласно второй теории различий менталитет — это исторически и генетически выработанная духовная константа, отражающая глубинные ценности народа, этноса. А ментальность — динамичное, частное, конкретное проявление, рожденное эпохой. Типов ментальностей существует столько же, сколько есть социальных групп. А менталитет характеризует народ в целом.

Пройти тест на тип личности

С одной стороны менталитет отображает суммарную характеристику людей, живущих в конкретной культуре, с другой – характеризует психологические аспекты отличий одной нации от другой. Это позволяет отдельно рассматривать менталитет американцев, французов, немцев или англичан.

Эволюция понятия «менталитет».

Истоки национального менталитета русских людей и представителей других народов находятся на заре человечества. Предметом анализа зарождающегося народного мышления часто оказываются устные свидетельства: былины, сказки, сказания, легенды, пословиц, мифы. Эти древние памятники культуры отражают все периоды духовного развития народов и этносов.

Размышления на тему обобщенных социально-психологических особенностей людей встречаются в трудах Геродота, Плиния и многих историков античности. Важнейшими культурными памятниками, которые дошли до наших дней, являются Библия и Коран. В Библии в форме религиозно-художественных сюжетов содержится определенный кодекс миропонимания и мироотношения к действительности. В Коране изложены основные культурные и духовные принципы, ценности мусульманского мира.

Но в научной практике к этой проблеме впервые обратились в XVIII веке шведский медик Карл Линней и французский философ Шарль де Монтескье. В то же время зародилась новая наука этнопсихология. Объектом изучения этнопсихологии стали «душа народа», «национальный характер», а основное внимание уделялось Человеку в истории, его эмоциям, миропониманию, системе ценностей.

Английское слово Mentality вошло в обиход еще в XVII веке, но как научный термин впервые использовалось классиком французской этнологии Люсьеном Леви-Брюль. В своей книге «Первобытный менталитет» автор описывал жизнь коренных жителей Австралии, Новой Гвинеи, а термином «менталитет» описывал темперамент, личностные черты, ценности, присущие разным племенам.

В конце 1920-х годов французские ученые Марк Блок и Люсьен Февр основали «Школу Анналов» – научное историческое направление, поставившее человека выше событий политической истории. С этого времени понятие менталитета перешло в разряд научной категории, описывающей массовое сознание народа или этноса. В психологии ментальность представлена другим понятием – социальным или национальным характером. Исследованиями в этой области занимались крупнейшие психоаналитики XX века Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Карл Юнг.

Пройти тест на темперамент

Сегодня исследованием менталитета занимаются многие науки: философия, социология, история, этнология, социальная психология, культурология. Помимо научных исследований о менталитете рассуждают деятели культуры, политики. Есть отрасль исторической науки – история ментальностей, которая изучает историю не с точки зрения событий и войн, а как социально-культурное явление. Область изучения истории ментальностей – это совокупность материальных условий жизни, быта и мироощущения народа.

Менталитет русского человека.

Во время изучения особенностей русского менталитета культурологи и социологи делят историю на шесть исторических периодов: языческий, дохристианский, допетровский, имперский, советский, новороссийский. Каждый из этих периодов повлиял на формирование русской ментальности. Но особенно сильным оказалось влияние православного христианства.

На протяжении всей истории русского народа особенно трепетным было отношение к мотиву страдания. Счастье воспринималось не само по себе, а как вознаграждение за страдания и несчастья. Изначально связь просматривается в пословицах и поговорках: «не было бы счастья, да несчастье помогло», «кто нужды не ведал, тот счастья не знает». Истинно народные песни пронизаны «тоской-кручиною», а в сказках главному герою приходится преодолеть много испытаний в ожидании награды. Истории о тяжелой судьбе русского человека есть в творчестве всех русских поэтов и писателей.

В XIX веке идеолог официальной народности граф Сергей Уваров сформулировал знаменитую триаду «Православие. Самодержавие. Народность». Позже Сталин сократил ее до двух составляющих «Простота и народность». Но в литературе, философии, культуре споры о менталитете не утихали никогда. Самые объемные исследования национального сознания, русской философии провел религиозный и политический философ Н. Бердяев.

Современные исследования показывают, что ментальность русского человека проявляется стереотипами поведения вне зависимости от его места проживания:

  • Страх перед тем, «что люди скажут».
  • Желание «жить по правде».
  • Между разумом и чувством выбирать чувство.
  • Чаще видеть в себе недостатки, а не достоинства.
  • Спорить по любому поводу.
  • Улыбаться только знакомым людям.
  • Любовь в халяве и ожидание чуда.
  • Консерватизм и жалость.

И неважно, плох или хорош русский менталитет. В любом случае он преобладает в жизни всей нации, символизирует превосходство духовного над материальным. Изменить менталитет очень трудно даже тогда, когда он ведет не к развитию, а к разрушению.

Но преувеличивать силу ментальности тоже не стоит. С одной стороны менталитет двигает человека на определенные действия, с другой – заставляет отталкивать все чуждое, неприятное. Но ведь слово «ментальность» происходит от слова «мышление». Значит, смена мышления, и обучение новым навыкам помогут поменять свой менталитет.

Можно ли перестроить свое мышление?

Факторы, влияющие на менталитет, можно разделить на 2 группы:

  • Объективные: генетика, место рождения и проживания, культурная среда, система отношений в обществе.
  • Субъективные: психические особенности, мировоззрение, ценности, взаимоотношения.

Ежегодно журнал Forbes публикует «честные» списки богачей, которые заработали свое богатство, а не получили его по наследству. Многие росли в неблагополучных семьях или не получили высшего образования. Ученые-эксперты проанализировали истории успеха миллионеров, которые сделали «сами себя», и составили ряд упражнений для изменения ментальности. Если генетику или место рождения изменить невозможно, то при желании настроить разум на богатство возможно.

Успешные люди:

  • Ориентируются на качество, а не на количество.
  • Верят в свой талант и свои силы.
  • Ставят четкие краткосрочные и реалистичные долгосрочные цели.
  • Умеют сосредоточиться на главном, но регулярно корректируют свой курс.
  • Заботятся о здоровье и не забывают о творчестве.
  • Создают финансовую «подушку безопасности».
  • Учатся всю жизнь.

Зато удача играет не такую важную роль в жизненном успехе миллионеров, как кажется. В списке факторов успеха она занимает только 13-е место.

Но главное, о чем стоит помнить: настройки ума на мышление миллионеров не гарантируют богатства. Но они того стоят.

Выводы

  • С точки зрения отдельного человека менталитет – это способ восприятия реальности, на который повлияли среда и окружение человека.
  • Менталитет – статическая «величина», которая меняется очень медленно. Ментальность изменяется под влиянием эпохи.
  • Русский менталитет лучше всего описать фразой: «загадочная русская душа».
  • Копирование привычек миллионеров не принесут богатства. Но перемены мышления помогут добиться успеха.

Пройти тест на характер человека

Русский менталитет и иммиграция: какие страны близки нам по менталитету?

Распространенная ошибка

Безусловно, русские и украинцы уверены, что знают все о западном менталитете. Однако на практике зачастую выясняется, что это не так, и наша собственная самоуверенность играет с нами злую шутку. Более того, многие люди недостаточно хорошо знают даже собственный менталитет.

Оказавшись за границей, мы с трудом уживаемся с окружающими, даром расходуем нервные клетки и даже впадаем в депрессию от того, что вокруг нет ничего, что грело бы душу. В чем же ошибка?

Нужно заранее узнать больше о собственном менталитете, проанализировать особенности менталитета и культурно-социальную ситуацию в стране, куда мы едем, провести сравнение и понять ментальные отличия. Анализ поможет нам оценить, насколько гармонично мы «впишемся» в новую среду.

Русский менталитет: его особенности

Что же такое русский менталитет? Википедия дает следующее определение: «Менталитет – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности».

Во множестве социологических исследований фигурируют такие признаки русского менталитета

  • стремление поставить общественные интересы выше личных
  • чувственное восприятие реальности
  • открытость, искренность и добросердечность
  • проявления милосердия
  • отрицательное отношение к формальностям
  • предвзятое отношение к окружающим
  • нелюбовь к тем, кто «высовывается» и кому «больше всех надо»
  • тяга к спорам
  • приверженность к даровым продуктам
  • стремление решить проблемы полюбовно и в неофициальной обстановке
  • пренебрежительное отношение к здоровью

Отличие западного и восточного менталитета

Психологи отмечают следующие отличия русского менталитета от западного

Российский менталитетЕвропейский менталитет
Мы чаще полагаемся больше на эмоции, чем на рациональный подход.Народы севера Европы поступают наоборот, доверяясь логике и разуму.
Нам чужд размеренный уклад жизни, и мы не отказываем себе в спонтанном празднике.В Северной и Центральной Европе в этом смысле строго придерживаются дат календаря.
Мы редко планируем свои расходы и жизнь в целом, что связано с частыми кризисами и экономической нестабильностью.В Австрии, Швейцарии, Великобритании жители иногда чересчур педантично подходят к данному вопросу и скрупулезно расписывают свой ежедневник на месяц вперед.
Для русского менталитета характерна сентиментальность. Мы легко проникаемся чувствами других людей, умеем сопереживать.В Италии и Франции не принято рассказывать малознакомому человеку о семейных проблемах и выслушивать подобные откровения.
Мы любим говорить по душам, легко делимся своими личными проблемами.В Европе умеют держать дистанцию даже с близкими друзьями и не говорят на личные темы.
Мы чрезвычайно отходчивы. Даже крупная ссора может быть забыта после быстрого примирения.Европейцы не мстительны, однако после ссоры с человеком могут совершенно порвать отношения без возможности их восстановления
Нам свойственен так называемый социальный конформизм – желание, чтобы все было «как у людей», и о нас никто не мог бы подумать плохо – даже в ущерб нам самим.Европейцы привыкли пользоваться развитой системой услуг, которая ставит в центре социальной жизни индивидуум со всеми его потребностями.
Выходцев из России, Украины, Беларуси в Европе часто называют консерваторами, которым нелегко дается овладение новыми технологиями и в целом чужда смена уклада жизни.В Европе любая новинка, новейшая технология вызывает живой интерес даже пожилых людей, так как они воспринимают ее появление как шаг к улучшению качества собственной жизни.

Менталитет русского народа на европейской почве

Когда всё по полочкам

Неужели между нами и европейцами лежит пропасть, которую не преодолеть? Вовсе нет! Стоит заметить, что странах СНГ достаточно много людей, имеющих характер и черты, сходные с европейскими. Для них социальная адаптация проходит максимально быстро и легко.

«Австрия оказалась очень комфортной страной для меня, — отмечает клиент нашей компании Дмитрий Шашков из Зальцбурга. – Я переехал сюда по инвестиционной программе, чуть более года жил со статусом ВНЖ, а теперь вот уже 7 месяцев как получил австрийский паспорт. Сразу замечу, что большинству моих знакомых из Москвы пришлось бы здесь тяжеловато. Австрийцы – народ деловой и живущий по расписанию. Они даже веселятся и расслабляются в строго отведенные часы, что для русского человека диковато. Однако такой уклад жизни подходит мне на 100%. Я исповедую прагматизм и люблю, когда все разложено по полочкам. Ты четко планируешь свое будущее и знаешь, что за углом тебя не подстерегают неожиданности».

Полезные черты

А многие иммигранты находят в менталитете, культуре, традициях чужого народа чрезвычайно полезные для себя черты и с удовольствием заимствуют их. Казалось бы, что общего между русскими и англичанами…

«Еще до того, как я оформил ВНЖ в Великобритании и стал вести здесь бизнес, мне казалось, что мы довольно разные, — делится впечатлениями Григорий Лозовой из Кембриджа. – На практике все вышло иначе. Британская душа не менее загадочна, чем русская. Они так же любят критиковать себя и тут же восторгаются собой. Причем, их самокритике стоит позавидовать. Они очень щепетильно относятся к своим успехам, особенно в бизнесе, тщательно планируют дела. А неудачи переживают, наверное, не менее трагически, чем наши соотечественники. Что я с удовольствием перенял у англичан, так это их целеустремленность и уверенность в собственных силах».

Южный темперамент

Если вы считаете, что менталитет западной цивилизации – это прагматизм, отстраненность и холодность, то южные народы (греки, испанцы, португальцы) совершенно не попадают под эти определения.

«Создается впечатление, что испанцы зациклены на собственных удовольствиях,  — рассказывает Андрей Картуш из Барселоны. – Для них бурные развлечения – это обычное занятие, которому они могут предаваться круглосуточно. Такой образ жизни зачастую сказывается на их работе, что очень роднит их с нами. Они запросто могут проспать, опоздать. В то же время отличаются энергичностью. По сравнению с испанцами даже самые экспрессивные русские отходят на второй план. Вы думаете, почему наших соотечественников так много в Испании? С русскими у испанцев много общих черт: недостаточная организованность, непредсказуемость. Если бы не их чересчур «выпирающий» индивидуализм, я бы сказал, что это те же русские, но гораздо более экспрессивные. Подкупает то, что испанцы чрезвычайно просты, общительны, искренни, гостеприимны. Вот поэтому русским комфортно в Испании. Я купил здесь недвижимость, оформил ВНЖ Испании и живу уже третий год, не испытывая проблем с адаптацией».

Если дружба, то надолго

Есть страны, которые предпочитают жители определенных стран или даже регионов. В частности, Венгрию для иммиграции выбирают жители Украины, особенно ее западных регионов. Здесь более высокий уровень жизни, доступные цены и выгодные условия для получения ВНЖ и гражданства.

«Уже полтора года, как мы переехали в Будапешт из Киева по программе «ПМЖ за инвестиции», — говорит наша клиентка Ирина Колганова. – Венгрия близка нам по менталитету хотя бы потому, что долгое время также была социалистической страной, и это наложило отпечаток на ее жителях. Венгры противоречивы: в них объединены черты Востока и Запада. В одном и том же человеке вы можете заметить турецкое радушие и германскую скаредность. Но чаще всего мы встречаем позитивных, приветливых людей, особенно среди молодежи. Венгры намного спокойнее и рассудительнее русских. Вероятно, наша эмоциональность и непредсказуемость их отпугивает. Тем не менее, они лояльно относятся к мигрантам, с ними не так просто ужиться, но если дружба сложилась, то не пожалеешь».

Русский менталитет глазами иностранцев

К сожалению, очень многое в отношениях русских с европейскими народами подпортила политика. Также еще жива память о деятельности советского правительства, Второй мировой войне. Это необходимо учитывать при выборе страны для иммиграции.

Если говорить о странах, в которых иностранцы о русском менталитете отзываются положительно, то это Греция, Испания, Португалия, Сербия, Словения, Мальта. С народами этих стран у нас практически не возникало исторических конфликтов, поэтому там вас примут максимально радушно.

Вполне терпимо относятся к русскому менталитету в Венгрии, Великобритании, Австрии, Нидерландах, Франции. Недаром именно в этих странах проживает наибольшее количество выходцев из стран СНГ.

Рассказываем, в каких карибских странах и на каких условиях можно получить гражданство за инвестиции. Почему карибский паспорт популярен среди инвесторов из развитых стран

Выбирая страну для оформления ВНЖ или гражданства, обязательно анализируйте особенности собственного менталитета и сравнивайте с менталитетом местным. Только таким способом вы защитите себя от ненужных конфликтов и негативного опыта.

В свою очередь, мы в своем блоге продолжим информировать вас о наиболее выгодных иммиграционных программах стран Европы и отвечать на ваши вопросы и комментарии. Подписывайтесь на наши обновления и будьте в курсе событий!

Отзыв Ментальная психология и уникальная методика перезагрузки реальности

01. 11.2019

Что такое ментальная психология?

Понятие «ментальный» в традиционной трактовке можно рассматривать как нечто, относящееся к уму в его функциональных и содержательных аспектах. «Ментальность» с точки зрения психологии – это способ проживать те или иные жизненные ситуации, имея определенный, сформированный благодаря внешнему влиянию, а также собственному опыту стереотип. Ментальный уровень – это наши мысли, образы, представления, фантазии и мечты, которые формируются под влиянием фундаментальных установок, стереотипов общественного сознания, передаваемых из поколения в поколение. Фактически, это призма, через которую человек смотрит на мир. Что делать, если эти установки мешают, ухудшают качество жизни, пусть человек сам этого и не осознает, просто понимает, что «что-то идет не так». Здесь начинает свою работу ментальная психология.

Основной предмет исследования ментальной психологии, это мысли, которые фактически формируют нашу реальность, соответственно, задача реабилитации с точки зрения ментальной психологии – скорректировать ошибки мышления.

К понятию «ошибки мышления» относятся и так называемые «ментальные ловушки» — это привычный ход мыслей, благодаря которому мы постоянно совершаем те или иные ошибочные, наносящие нам или окружающим ущерб, действия. Ментальные ловушки забирают наши психоэмоциональные ресурсы, время, вновь и вновь попадая в них, мы испытываем дискомфорт, недовольство жизнью, страдания. Специалисты выделяют одиннадцать основных ментальных ловушек, к ним относятся: Упорство (продолжать делать что-то, что не приносит удовольствия или обречено на провал), Амплификация (вкладывать больше усилий, чем нужно), Фиксация (застревать в каком-то моменте, лишая себя возможности двигаться дальше), Реверсия (пытаться изменить необратимую ситуацию, вместо того, чтобы отпустить), Опережение (решаем задачи, которых еще нет), Противление (нежелание менять курс действий, несмотря на препятствия), Затягивание (откладывать неприятные дела), Разделение (пытаться делать два дела одновременно, делить внимание), Ускорение (спешка без видимых на то причин), Регулирование (предписываем себе делать или чувствовать что-то), Формулирование (проговаривать мысли, фотографировать вместо того, чтобы наслаждаться). Чтобы избавиться от ментальных ловушек, нужно знать о них, уметь отслеживать и удалять из жизни.

Выдающийся профессор Джим Рон доказал свою идею о том, что психологическое состояние человека — это производная от состояния 5 человек, с которыми он чаще всего общается. То есть на мысли, отношение к жизни напрямую влияет окружение. В свою очередь мысли фактически определяют реальность, в которой находится человек.

Если человек осознанно практикует позитивное мышление, наполняет свою жизнь искренними положительными эмоциями, то рано или поздно, эти мысли и эмоции укореняются в сознании, которое, в свою очередь, формирует условия, являющиеся отражением его сознательных мыслей. Если же мышление негативное, человек постоянно испытывает гнев, ненависть, зависть, ревность и другие отрицательные эмоции, то и они, пройдя через подсознание, отобразятся затем в действительности.

Необходимо придерживаться принципа гигиены ума, предохраняя свое сознание от заражения.

Реабилитационный центр «Вместе с мамой» использует уникальные психотерапевтические практики для работы с состояниями, вызванными теми или иными «ментальными ловушками», ошибками мышления, создающими разрушительные последствия в реальности.

Перезагрузка реальности в VR

Что делать, если человек уже находится в сложной ситуации и психоэмоциональном состоянии, с которым не способен справиться самостоятельно, даже после предпринятых попыток, например, «практиковать осознанное позитивное мышление»? В этом случае, конечно, требуется помощь специалиста. Мы разработали специальные программы реабилитации, способные перезагрузить сознание, и с помощью комплекса психотерапевтических техник скорректировать нарушения, улучшить качество жизни, отношения в семье, на работе, самоощущение человека как личности.

Одной из революционных методик является использование инструментов виртуальной реальности VR (от англ. Virtual Reality). Психотерапевтическая медитация в виртуальной реальности – это наша новейшая разработка, включающая работу со специальными визуальными образами, позволяющая погрузить пациента в определенное расслабленное состояние, в сочетании с ольфактотерапией (терапия ароматами) и матричной музыкой. Нет, это не сухое и усталое «расслабьтесь и представьте, что вы на берегу моря», сидя на неудобном стуле, это почти осязаемое впечатление, это формирование состояния, способного оказывать более глубинное воздействие, благодаря работе с бессознательным, а значит, достигать психотерапевтических целей более эффективно и быстро. После процедуры пациент чувствует себя расслабленно, обретает забытый душевный покой, оставляет страхи и навязчивые мысли.

Для кого?

Стресс испытывают, конечно, все, и в помощи для построения комфортных отношений с окружающим миром и самим собой, нуждается абсолютное большинство вне зависимости от пола, возраста, социального положения и так далее. Мы выделили одну из социальных групп, которая склонна наиболее остро реагировать на возникающие сложности и разработали специальную корректирующую программу. Это подростки, проживающие проблемы пубертатного возраста, и их семьи.

Подростки являются самой незащищенной социальной группой. На вчерашних детей оказывают влияние множество сил со всех сторон, авторитеты не сформированы, жизненного опыта нет, при этом, бушуют гормоны, что вызывает скачки роста, недовольство внешностью, неустойчивое психоэмоциональное состояние, добавьте к этому пробуждающуюся сексуальность. В результате, мы получаем конфликты в семьях, попытки родителей «подавить бунт» приводят к еще большему сопротивлению и отстраненности. В результате получаем взаимную агрессию, манипуляции, недоверие.

Заставить подростка посещать психолога, а тем более, приходить на семейные сессии вместе с родителями не всегда удается, здесь работает свойственное возрасту отрицание, нежелание взаимодействовать. Именно поэтому, мы предлагаем совершенно иную программу Помощи подросткам в пубертатном периоде. Это не скучные вопросы и наставления школьного психолога, это интересный новый опыт, включающий в себя такие форматы как медитацию в виртуальной реальности, работу с нейропсихологом, лечебную физкультуру (ЛФК) или занятия с мануальным терапевтом, и даже расслабляющую стоун-терапию. Программа комплексная и включает курс для родителей. Мы поможем гармонизировать ваше психоэмоциональное состояние, посоветуем, как наладить отношения с детьми, научим понимать и принимать их взросление, и мягко управлять их поведением.


Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры менталитета

менталитет

Стремление к победе не является проблемой; это менталитет «победа любой ценой» — и действия, которые он порождает — вот в чем проблема.

От Хаффингтон Пост