Что такое любовь? Ответы на вопросы о любви
Перейти к основному содержанию
Вы здесь
Главная » Любовь и отношения » Что такое любовь?
Что такое любовь?
- Романтика
- 20 апреля, 2023
Когда вы любите – ничего не хотите, вы просто любите
Когда вы хотите, чтобы вас трогали, ласкали, возбуждали, сжимали – это страсть. Когда вы хотите срочно родить ребенка от конкретного человека – это биология. Когда вы любите – вы ничего не хотите. Вы просто любите…
Читать далее
Что такое любовь?
- Романтика
- 04 ноября, 2022
Четыре признака простой любви
Есть простые признаки любви. Не обязательно романтической; просто любви. Простые признаки простой и искренней любви.
Что такое любовь?
- Романтика
- 09 октября, 2022
Как понять, насколько мы дороги
Кого берегут и укрывают от проблем – тот и дорог. А кем укрываются и пользуются – тот не очень дорог. Хотя в солнечный день относятся одинаково.
Читать далее
Что такое любовь?
- Романтика
- 08 октября, 2022
Ищите любящие глаза
Если бы я могла дать только один совет на всю жизнь, я бы сказала: «Ищите любящие глаза».
Читать далее
Что такое любовь?
- Романтика
- 02 октября, 2022
Как мы выбираем любимых и почему?
«Люди стыкуются как пазлы — там, где у одного выпуклость, у другого — впуклость».
Читать далее
Что такое любовь?
- Романтика
- 11 сентября, 2022
Что такое настоящая любовь
Если нет преданности – это не любовь. Это страсть, привязанность, интерес, добрые чувства, симпатия, влечение; но не истинная любовь.
Читать далее
Что такое любовь?
- Романтика
- 07 августа, 2022
10 симптомов влюбленности
Не является секретом, что не все парни спешат с легкостью признаваться в любви. Но, если быть повнимательнее, вам будет легче понять, что он чувствует к вам и выяснить, какие отношения имеются между вами.
Читать далее
Что такое любовь?
- Романтика
- 03 апреля, 2022
Как понять, что мужчина любит, если он этого не говорит
Настоящие мужчины проявляют чувства к женщине поступками, но тем не менее каждая вторая девушка задается этим вопросом. Как же понять, что мужчина любит, если он этого не говорит?
Читать далее
Что такое любовь: 30 цитат о любви писателей и поэтов
#литература #Сергей Довлатов #Федор Достоевский #Виктор Пелевин #Иосиф Бродский #Чарльз Буковски #Лев Толстой #Эрих Мария Ремарк #Трумен Капоте #Джек Лондон #Умберто Эко
Поделиться:
Валера Полевиков
Ulf Andersen / IMDB
Эрих Фромм писал: современный человек придумал отдельные слова для каждого типа автомобиля, но только одно, чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания – «любовь».
Так и есть – словом «любовь» люди описывают огромный спектр ощущений и чувств. Оно слишком широкое и абстрактное. И индивидуальное – каждый чувствует и описывает любовь по-своему.
Мы собрали необычные, красивые, глубокие и разные объяснения любви – от тех, кто владел словом и выражал ощущения лучше всех нас.
Хулио Кортасар
«Многие полагают, будто любовь состоит в том, чтобы выбрать женщину и жениться на ней. И выбирают, клянусь тебе, сам видел. Разве можно выбирать в любви, разве любовь – это не молния, которая поражает тебя вдруг, пригвождает к земле посреди двора. Вы скажете, что потому-то-и-выбирают-что-любят, а я думаю, что борот-нао-. Беатриче не выбирают, Джульетту не выбирают. Не выбирают же ливень, который обрушивается на головы выходящих из концертного зала и вмиг промачивает их до нитки».
Трумен Капоте
«Ибо не многим из нас дано понять, что любовь – это нежность, а нежность, вопреки распространенному мнению, – не жалость; и еще меньше людей знают, что счастье в любви – не сосредоточенность всех чувств на предмете; любят множество вещей, и любимый является с тем, чтобы стать всех их символом; для истинно любящего на нашей земле любимый – это распускание сирени, огни кораблей, школьный колокольчик, пейзаж, беседа незабытая, друзья, воскресенья в детстве, сгинувшие голоса, любимый костюм, осень и все времена года».
Томас Вулф
«Любовь одна торжествует и над жизнью, и над смертью, над голодом и страстью. Любовь начинается с безумия и болезни, но приводит к духовной ясности и красоте. И все же вечное сомнение все еще с нами и всегда будет в нас. Однако будем утверждать любовь, а не отрицать ее. В любви безграничная вера, бесконечное «да». Мудрость любви никогда не требовала никаких формул».
Юрий Казарин
«Любовь – все-таки – всегда ожидание и жажда исчезновения, смерть. Мучительная и сладкая. Все остальное – постно и пресно, то есть – жизнь».
Марина Цветаева
«Долго, долго, – с самого моего детства, с тех пор, как я себя помню – мне казалось, что я хочу, чтобы меня любили. Теперь я знаю и говорю каждому: мне не нужно любви, мне нужно понимание. Для меня это – любовь. А то, что вы называете любовью (жертвы, верность, ревность), берегите для других, для другой, – мне этого не нужно. Я могу любить только человека, который в весенний день предпочтет мне березу. Это моя формула.
Я хочу легкости, свободы, понимания, – никого не держать, и чтобы никто не держал! Вся моя жизнь – роман с собственной душою, с городом, где живу, с деревом на краю дороги, – с воздухом. И я бесконечно счастлива».
Чарльз Буковски
Антон Чехов
«Бывало, помню, в дни моего ловеласничества я бросал женщин из-за пятна на чулке, из-за одного глупого слова, из-за нечищенных зубов, а тут я прощаю все: жеванье, возню со штопором, неряшество, длинные разговоры о выеденном яйце. Прощаю я почти бессознательно, не насилуя своей воли, словно ошибки Саши – мои ошибки, а от многого, что прежде меня коробило, я прихожу в умиление и даже восторг. Мотивы такого всепрощения сидят в моей любви к Саше, а где мотивы самой любви – право, не знаю».
Лев Толстой
«Есть три рода любви. Я говорю про любовь к человеку, которая, смотря по большей или меньшей силе души, сосредоточивается на одном, на некоторых или изливается на многих, про любовь к матери, к отцу, к брату, к детям, к товарищу, к подруге, к соотечественнику, про любовь к человеку.
Любовь красивая заключается в любви красоты самого чувства и его выражения. Для людей, которые так любят, – любимый предмет любезен только настолько, насколько он возбуждает то приятное чувство, сознанием и выражением которого они наслаждаются. Люди, которые любят красивой любовью, очень мало заботятся о взаимности, как о обстоятельстве, не имеющем никакого влияния на красоту и приятность чувства.
Второго рода любовь – любовь самоотверженная, заключается в любви к процессу жертвования собой для любимого предмета, не обращая никакого внимания на то, хуже или лучше от этих жертв любимому предмету.
Люди, склонные к любви самоотверженной, бывают всегда горды своею любовью, взыскательны, ревнивы, недоверчивы и, странно сказать, желают своим предметам опасностей, чтоб избавлять от них, несчастий, чтоб утешать, и даже пороков, чтоб исправлять от них.
Третий род – любовь деятельная, заключается в стремлении удовлетворять все нужды, все желания, прихоти, даже пороки любимого существа. Люди, которые любят так, любят всегда на всю жизнь, потому что чем больше они любят, тем больше узнают любимый предмет и тем легче им любить, то есть удовлетворять его желания».
Вениамин Каверин
«Лежу и думаю о том, что любовь – это, в сущности, простейший способ познания мира и что подлинную сущность человека видит только тот, кто действительно любит. Кто писал о «музыке души»? Ее-то и слышит тот, кто любит. А все другие слышат в лучшем случае гаммы, а то и уличный шум».
Ирвин Шоу
Дженет Уинтерсон
«Я не думаю, что любовь – ответ или решение. Для меня любовь – сила природы, мощная, как Солнце, необходимое, безличное, огромное, невозможное, обжигающее, но оно согревает, осушает, дает жизнь. А когда выгорает, планета гибнет».
Антуан де Сент-Экзюпери
«Настоящая любовь начинается там, где ничего не ждут взамен. Чтобы научить человека любить людей, нужно научить его молиться, потому что молитва безответна. Не смешивай любовь с жаждой завладеть. Эта жажда приносит только мучения. Вопреки общепринятому мнению любовь не причиняет мук. Мучает инстинкт собственности, а он противоположен любви».
Умберто Эко
«Что такое любовь? На всем свете ни человек, ни дьявол, ни какая-нибудь иная вещь не внушает мне столько подозрений, сколько любовь, ибо она проникает в душу глубже, нежели прочие чувства. Ничто на свете так не занимает, так не сковывает сердце, как любовь. Поэтому, если не иметь в душе оружия, укрощающего любовь, – эта душа беззащитна и нет ей никакого спасения».
Мишель де Монтень
«Надо иметь очень чуткие уши, чтобы выслушивать откровенные суждения о себе. И так как мало таких людей, которые могут выносить это, не оскорбляясь, те, кто решаются высказывать нам, что они думают о нас, проявляют тем самым необыкновенно дружеские чувства. Ибо ранить и колоть для того, чтобы принести пользу, – это и есть настоящая любовь».
Сергей Довлатов
Федор Достоевский
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
Шервуд Андерсон
«Любовь – как ветер черной ночью, колышущий траву под деревьями. Не добивайтесь от любви ясности. Она – божественная случайность жизни. Захотите от нее ясности и определенности, жить захотите под деревьями, где веет ночной ветер, – тогда сразу наступает долгий душный день разочарования и на губах, горячих и разнеженных от поцелуев, оседает скрипучая пыль из-под колес».
Арсений Тарковский
«Я очень любил в детстве Тристана и Изольду. Такая трагическая любовь, чистота и наивность, уж очень все это прелестно! Влюбленность – так это чувствуешь, словно тебя накачали шампанским… А любовь располагает к самопожертвованию. Неразделенная, несчастная любовь не так эгоистична, как счастливая; это – жертвенная любовь. Нам так дороги воспоминания об утраченной любви, о том, что было дорого когда-то, потому что всякая любовь оказывает влияние на человека, потому что в конце концов оказывается, что и в этом была заключена какая-то порция добра. Надо ли стараться забыть несчастную любовь? Нет, нет… Это мучение – вспоминать, но оно делает человека добрей».
Иосиф Бродский
«Любовь есть бескорыстное чувство, улица с односторонним движением. Вот почему можно любить города, архитектуру per se, музыку, мертвых поэтов или, в случае особого темперамента, божество. Ибо любовь есть роман между отражением и его предметом».
Джек Лондон
«Несвободной любви не бывает. Любовь есть любовь, поскольку она свободна. Большинство людей необходимо приковывать к закону и труду с помощью единобрачия или какого-либо другого сурового и непреклонного института. Громадное большинство человеческого рода недостойно свободного брака и свободной любви. Для них свободная любовь означала бы просто свободу распущенности».
Виктор Пелевин
Райнер Мария Рильке
«Люди научились с помощью условностей решать все сложные вопросы легким и наилегчайшим образом; но ясно, что мы должны помнить о трудном. Все живое помнит о трудном, все в природе растет и, обороняясь, как может, хочет стать чем-то неповторимым и особым, любой ценой одолевая все преграды. Мы знаем мало, но то, что мы должны искать трудного пути, есть непреложность, которая неизменно будет руководить нами; хорошо быть одиноким, потому что одиночество – трудно. И чем труднее то, чего мы хотим, тем больше для нас причин добиваться именно этого. И хорошо любить, потому что любовь – трудна. Кто поразмыслит серьезно, тот убедится, что как для смерти, которая трудна, так и для трудной любви еще не найдено ни решений, ни объяснений».
Лидия Чуковская
«Опять он говорил о бессмертии, о Боге, о том, что люди едины, что надо всех любить и прочее. Я возражала вяло; хотя требование любить всех меня оскорбляет. Тут в слово любовь вкладывается какой-то пустой смысл. Думаю, что нельзя и не надо любить всех, как нельзя и не надо писать для всех. Пишешь для себя; говоришь как сама с собой шепотом в темноте, потом пустишь свое слово в океан людской — и вдруг оно отзывается в сердцах — в сердцах братьев. Они отвечают. Это единение, это любовь, это счастье. Блок недаром говорит, что дело поэзии: отбирать. И дело любви – то же».
Марина Цветаева
«Пушкин меня заразил любовью. Словом – любовь. Ведь разное: вещь, которую никак не зовут – и вещь, которую так зовут. Когда горничная походя сняла с чужой форточки рыжего кота, который сидел и зевал, и он потом три дня жил у нас в зале под пальмами, а потом ушел и никогда не вернулся – это любовь. Когда Августа Ивановна говорит, что она от нас уедет в Ригу и никогда не вернется – это любовь. Когда барабанщик уходил на войну и потом никогда не вернулся – это любовь. Когда розово-газовых нафталинных парижских кукол весной после перетряски опять убирают в сундук, а я стою и смотрю, и знаю, что я их больше никогда не увижу – это любовь. То есть это – от рыжего кота, Августы Ивановны, барабанщика и кукол так же и там же жжет, как от Земфиры и Алеко и Мариулы и могилы».
Николай Болдырев
«Установка на восхищение, провоцируемое красотой, неэтична и скоро проходит. «Красота» приедается. Любовь исходит не из восхищения. Скорее уж из сострадания и далее – из благоговения, где только и начинается мистика».
Милорад Павич
Андре Моруа
«Важное свойство бескорыстной любви в том, что она приносит больше счастья, нежели любовь или привязанность для себя. Отчего? Оттого что человек так создан: забывая о себе, он скорее обретает счастье. До тех пор, пока думаешь только о себе, живешь во власти сомнений и неудовлетворенности, постоянно размышляешь: «Достиг ли я в жизни всего, чего мог? Какая оплошность привела меня к тому положению, в каком я нахожусь? Что обо мне думают? Любят ли меня?» Как только другой (или другая) сделался средоточием твоей жизни, все становится на свои места. В чем наш долг? Составить счастье того, кого любишь. С этой минуты жизнь наполняется смыслом, и этот смысл отныне становится ее сердцевиной».
Эрих Мария Ремарк
«Слово это уже и без того затаскано поэтами и не подлежит обсуждению. Все равно оно не подходит для обозначения напряженного ожидания, как у кошки перед прыжком, вечного бодрствования, постоянного круговорота в тебе, что, подобно огню святого Эльма, неровно полыхает на мачтах твоих чувств и предвещает бурю».
Ричард Бах
«Ты вовсе не должен воздавать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и видеть истинно добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь им увидеть ту же чайку в них самих. Вот что я называю любовью».
Джон Голсуорси
«Любовь не тепличный цветок, а свободное растение, рожденное сырой ночью, рожденное мигом солнечного тепла, поднявшееся из свободного семени, брошенного возле дороги свободным ветром. Свободное растение, которое мы зовем цветком, если волей случая оно распускается у нас в саду, зовем плевелом, если оно распускается на воле; но цветок это или плевел – в запахе его и красках всегда свобода!»
Телеграм-дневник автора
Все фото: Ulf Andersen / IMDB
Автор. Футбол. Литература. Казахский рэп. Семнадцатый номер.
ТЕКСТЫ ПРО ПИСАТЕЛЕЙ
Если любовь — это ответ, то в чем вопрос?
Иногда, чтобы лучше понять ответ, нужно знать, в чем заключается вопрос. Небольшой рифф на ЛЮБОВЬ здесь.
В разгар Дня святого Валентина многие считают февраль месяцем ЛЮБВИ. Так что да, вот краткое сообщение в блоге о ЛЮБВИ.
Вы можете подумать, что мы говорим о романтической любви или об Эросе. О, да, это очень важно для Дня святого Валентина.
Но на самом деле, давайте взглянем с высоты птичьего полета на восемь форм ЛЮБВИ, описанных греками:
- Eros (романтическая, страстная любовь)
- Philia (дружба или братская любовь)
- Agape (самоотверженная, универсальная, Бога любовь)
- Storge (Семейная, естественная или инстинктивная привязанность, любовь родитель -чайльд)
- (Manic навязчивая любовь)
- Ludus (игривая или безответная любовь)
- Pragma (постоянная любовь)
- Philautia (любовь к себе)
Было бы легко подробно остановиться на каждом из этих типов любви. Очевидно, вы можете видеть, как некоторые греческие слова повлияли на английский язык: Эрос => эротический, Филия => Филадельфия, город братской любви, Мания => мания, маниакальный, Людус => люд, Прагма => прагматичный.
Чтобы получить превосходное, но легко усваиваемое описание каждой из этих видов любви, пожалуйста, взгляните на эту хорошо написанную статью.
Возвращаясь к заголовку нашей статьи, я хотел бы продолжить этот пост в другом направлении.
Еще в 1970-х годах в эфир попала песня менее известного дуэта Англии Дэна и Джона Форда Коли под названием Love is the Answer. (Вы можете увидеть текст песни прямо под видео на YouTube.)
Вот припев:
Свет мира, свети на меня
Любовь есть ответ
Свети всем нам
Освободи нас
Любовь — это ответ
С годами , многие интерпретировали эту песню как христианскую, указывая на Иисуса как на «Свет мира».
Но композитор Тодд Рундгрен так объяснил эту песню: «С лирической точки зрения это часть целого класса песен, которые я пишу, и которые посвящены сыновней любви. Я не христианин, но это называется христианской любовью, любовью, которую люди должны чувствовать естественным образом, потому что мы все одного вида. Это может быть мифом, но это все еще тема».
Что это за любовь, к которой мы стремимся?
Если любовь действительно является ответом на это стремление, в чем вопрос?
Любовь отвечает на следующий вопрос: «Какова наша основная потребность?»
Да, со временем мы умрем без воды и еды. Мы умрем без солнечного света, крыши над головой (со временем) и без сна.
Но нам нужно нечто большее, как на индивидуальном, так и на корпоративном уровне.
Нам нужна ЛЮБОВЬ. Ведь без него мы черствеем. Мы куда. Мы умрем.
Благодаря этому мы процветаем.
Нам нужны элементы всех видов любви, перечисленных в начале этой статьи. Все мы испытываем каждый из этих видов любви в разные моменты времени. Они делают нас людьми. Когда нам не хватает одного, мы часто компенсируем это, преследуя другое.
Признание того, что ЛЮБОВЬ — это топливо, которое действительно движет нашим миром, открывает наше понимание:
- Мы не можем видеть ЛЮБОВЬ на самом деле. Мы можем видеть только его проявления.
- Хотя мы не можем видеть ЛЮБОВЬ, мы можем чувствовать ее во всех ее проявлениях. Кто из ныне живущих хоть раз не ощущал этого?
- ЛЮБОВЬ подобна Богу. Мы не можем видеть Бога, но можем видеть выражения и свидетельства Бога повсюду вокруг нас, если обращаем внимание.
- Библия говорит, что Бог есть ЛЮБОВЬ. Посидите с этим некоторое время.
Можно также сказать, что любовь подобна воде. Вода увлажняет наш организм. Любовь увлажняет наши сердца. Без воды наши тела высыхают. Без любви наши сердца сжимаются.
Или, может быть, еще лучшая аналогия — воздух. Воздух наполняет наши легкие. Без него мы перестаем дышать и в конце концов умираем. С ним мы живем и можем процветать. Так и любовь наполняет наши сердца, без нее мы атрофируемся и часто черствеем. Его отсутствие со временем фатально.
Расширение этого вовне
На уровне сообщества ответ для нас как граждан нашего сообщества, страны и мира сосредоточен вокруг любви.
Чтобы преодолеть поляризацию, гнев, ненависть и раздоры, которые демонстрировались не только в США, но и во всем мире, решением является ЛЮБОВЬ. Выбирая ЛЮБОВЬ, в большом и малом. Во все времена. Научитесь, как пишет Боб Гофф в одной из моих любимых книг, любить всех и всегда.
Это может показаться сложной задачей. Но, как и во всем, с практикой у нас это получается лучше.
Мы отвечаем на вопрос: «Какова наша основная потребность (индивидуальная, корпоративная, глобальная)?» с нашей жизнью каждый раз, когда мы выбираем любовь.
Как ты выберешь любить сегодня?
Любовь — это ответ — Что такое вопрос?
«Я был спрятанным сокровищем и жаждал быть известным. И так я создал мир, видимый и невидимый».
Это известное высказывание из хадисов кудси, внекоранических изречений ислама, отвечает на вопрос, почему Бог вообще хотел создать творение. Удивительно, но причина кроется не в величии или владычестве, а в близость , стремление к самораскрытию, к познанию и известности. В космосе посеяно то же самое изначальное стремление, звучащее как психическая гармоника Большого взрыва.
Тейяр де Шарден, вероятно, никогда не встречал эту цитату. Его знакомство с исламом было болезненно ограниченным, особенно в его мистических и суфийских ответвлениях, с которыми он, по иронии судьбы, был так глубоко созвучен. Но на самом деле эта маленькая жемчужина исламской мудрости почти идеально воплощает собственное авторитетное понимание Тейяром космической любви, прозрачности и личного.
Как мы сюда попали? Как что-то из оказалось здесь? Тейяр благоразумно обходит классическую метафизическую оговорку падения, «инволюции» в материю. Как ученый, а не метафизик, он не должен начинать с великого «почему» вещей; «что» из них будет достаточно. И то, что он на самом деле наблюдает , посеянным в материи вселенной, есть парадоксальная диалектика: интенсивная атомарность, грануляция, мириады частиц и кусков нашей материальности — и все же, в то же время, лежащее в основе единство и сила, вызывающая «неорганизованное множество» двигаться в направлении «единого множественного» (HP, 28). Какими бы кусочками ни были разбиты в первую очередь, то, что он наблюдает повсюду во вселенной, является противодействующей силой — он называет ее
Для Тейяра любовь не есть прежде всего чувство, не говоря уже о сентиментальности. Это прежде всего геофизическая сила , встроенная в саму структуру космоса. В удивительной остроте ближе к концу Человеческий феномен он пишет:
«Любовь во всех своих нюансах есть не что иное, как прямой или косвенный след, отмеченный в сердце элемента психическим сближением вселенной с самой собой. » (188 л.с.).
Другими словами, если вы знакомы с его теориями комплексификации и конвергенции, он говорит, что этот изначальный импульс к объединению (переживаемый на биофизическом уровне как притяжение
и на психическом как эрос ) на самом деле имеет своим предшественником физическую форму самой нашей планеты, ее совершенную сферичность, изначально предназначенную для того, чтобы сближать вещи все ближе и ближе друг к другу, чтобы они сходились, усложнялись и становились более сознательными. Случайно ли, «разумный замысел» или собственная врожденная телеология, кажется, что все это устроено подобно космической мельнице для извлечения сознания.Когда мы любим — когда наши собственные сердца тянутся к нежности, желанию или простому старому физическому влечению — Тейяр просит нас помнить, что космос тоже прошел этот путь, ища на макроуровне то, чем мы являемся сейчас переживание на микро. Мы голографически находимся друг в друге, этот мир и мы: вся «вселенская история», высеченная в наших сердцах, и вся наша собственная история, отражающаяся в космическом сердце.
Как и другой великий космологический визионер Якоб Беме (1585-1624), Тейяр имеет склонность к очень быстрому перемещению туда и обратно между физическим и психическим царствами. То, что для Беме является трением на физическом уровне, очень быстро становится тоской на эмоциональном уровне; поэтому он может говорить о муке пробуждающегося к себе творения. Сходным образом Тейяр движется между «внешним» вещей и их «внутренним». С внешней точки зрения любовь — это форма энергии. Это аспект — без сомнения, первичный аспект — того, что он называет радиальной энергией , энергией эволюции, энергией, высвобождаемой в процессе комплексификации/сознания. Это сила, которая проходит сквозь космос как энергетический противоток второму закону термодинамики, притягивая вещи к тому, чтобы они становились более едиными, живыми и цельными. Изнутри — с психической точки зрения — любовь сохраняет свои традиционные значения сострадания, близости и созидательности, заставляя вещи становиться более глубокими самими собой — «Я есть, будь и ты», как кратко резюмирует это Беатрис Брюто. Но это также придает Тейяру дополнительный смысл: одухотворение , что означает высвобождение еще одного квантового пакета той суммы сознания и совести (и по-французски это одно и то же слово!), посеянной в космос в том первоначальном эклозисе божественного стремления, которое положило начало всему путешествию в первое место.
Когда Тейяр говорит об «обуздании энергии любви», он говорит в обоих смыслах, как внутри, так и снаружи. В конце концов, они голографически вложены друг в друга, поэтому мост между космическими процессами и нашими собственными сердцами надежен.
Таким образом, мы можем обратиться к своему сердцу, чтобы узнать больше о том, что Тейяр видит в сущности процесса усложнения/сознания — и, следовательно, эволюции (и, следовательно, любви): его настойчивость в том, что « союз дифференцирует ». Мы часто думаем о любви как о слиянии, объединении, становлении одним целым, но Тейяр опасался таких определений; его наметанный глаз эволюциониста научил его совсем другому. Настоящий союз — шедевр любви — не превращает соответствующих участников в каплю, каплю, растворяющуюся в океане. Наоборот, оно сильно подталкивает их к тому, чтобы они все больше и больше становились самими собой: открывали, доверяли и полностью обитали в своих собственных глубинах. По мере того, как открываются эти глубины, раскрывается и их способность любить, отдавать и получать себя во всем диапазоне своей актуализированной личности.
Термин «созависимость» еще не был в ходу во времена Тейяра, но он уже интуитивно понимал его суть. Он знал, что любовь не принесет пользы, если вы столкнетесь друг с другом. Этому лучше послужит отстаивание собственной позиции в рамках гибкого единства, чтобы более глубокие, более богатые грани личности могли вспыхнуть в «пароксизме гармонизированной сложности» (HP, 184).
Поэт Рильке, современник и во многом родственная душа, находится на одной волне. «Ибо что может быть союз двух людей, непроясненных, незаконченных и еще несвязных?» — спрашивает он в своем Письма молодому Поэту . «Любовь есть высокое побуждение для индивидуума созреть, стать чем-то в себе, стать миром, стать миром в себе ради другого».
«Стать миром в себе ради другого…» Хмммм . Действительно ли любовь требует от нас стать миром ? Создает ли любовь миры? Это то, что делает любовь?
Правда, Тейяр прямо не занимается вопросом о первопричинах.