Что такое диссонансы и консонансы в музыке: КОНСОНАНС И ДИССОНАНС • Большая российская энциклопедия

4. Консонансы и диссонансы. Представление о музыкальной гармонии

Представление о музыкальной гармонии

реферат

Все используемые гармонические созвучия в музыке различаются не только по принципам строения, по количеству входящих в них звуков. Есть еще один важный критерий, который легко понять, сравнивая, скажем, уже знакомые нам мажорное и увеличенное трезвучия. Первое звучит более согласованно, стройно, слитно, может создать ощущение покоя. Аккорды такого типа называются консонансами. Второе звучит более резко, его звуки как бы противоречат друг другу, оно вызывает потребность дальнейшего движения, — такие созвучия называются диссонансами».

Слово «консонанс» в переводе с латинского означает согласное звучание, а «диссонанс» — нестройное, «несоглаласное» звучание. Отсюда, кстати, и использование последнего слова в разговорной речи для обозначения явлений, нарушающего порядок, установлеными строй и т. д.

Разделение созвучий на консонансы и диссонансы, возникшее в музыкальной науке еще в средние века, началось с двузвучий — интервалов. К консонансам относятся чистые октавы, квинты, кварты — акустически наиболее естественно возникающие из первых, самых низких обертонов — их называют совершенными, а также терции и сексты (несовершенные консонансы). Диссонансы — секунда и септима, а также увеличенные и уменьшенные кварты, квинты, октавы. В народной песне «Сохнет, вянет», во втором такте можно найти разнообразные интервалы — большую и малую терции, кварту, квинту.

Среди аккордов консонансами будут мажорное и минорное трезвучия, состоящие из консонирующих интервалов, диссонансами — увеличенное и уменьшенное трезвучия, септаккорды и другие созвучия, включающие в свой состав диссонирующие интервалы.

Несмотря на огромное значение консонирующих аккордов в организации гармонического движения, гармония никогда не сводилась к последованию одних консонансов — это лишило бы музыку устремленности, тяготения, замедлило бы ход музыкальной мысли. Ни одно музыкальное произведение не может быть построено только лишь на благозвучных сочетаниях. Диссонанс является важнейшим стимулятором развития в музыке.

Взаимосвязь диссонанса и консонанса — одна из важнейших закономерностей классической музыки.

Различные диссонансы, встречающиеся в музыке, несмотря на их «природную» жесткость, используются в достаточно широком выразительном диапазоне; средствами диссонантной гармонии достигаются не только эффекты напряженности, остроты звучання, — можно получить с ее помощью и мягкий, затушеванний колорит (как это было в романсе Бородина), который окажется красочнее и изысканнее, чем могла бы дать консонантная гармония.

Одна из важнейших особенностей диссонансов заключается в том, что будучи «несогласованными», они как бы лишают музыку ощущения покоя, требуют движения, которое обычно связывается с необходимостью перехода диссонанса в консонанс, его разрешения. Вернемся вновь к аккордам хорошо знакомой пьесы Грига. Первый и предпоследний аккорды — диссонансы (септакдорды), хотя первый звучит мягче, второй острее, и оба они разрешаются в последующие консонансы: первый — в тонический секстаккорд, второй — в тоническое трезвучие. Аналогичные образцы разрешений мы видим, в частности в Патетической сонате Бетховена, где уменьшенный септаккорд разрешается в первом такте в трезвучие, а во втором и третьем тактах — в секстаккорд.

Конечно, не всякий раз за диссонансом тут же непременно следует консонанс. Может быть довольно длинная последовательность диссонансов — таким образом накапливается напряжение в гармонии, увеличивается потребность разрешения. В конечном счете, в заключении музыкальной фразы, построения движение придет к тому или иному консонансу (так, пять диссонирующих созвучий предшествуют завершающему тему Грига консонирующему трезвучию.

На протяжении истории музыкальной практики восприятие диссонансов менялось. Сначала шел долгий процесс закрепления диссонансов как самостоятельных созвучий, затем, благодаря длительности и частоте использования многие из диссонансов стали настолько привычными, что их диссонантность заметно смягчилась. Таков, например, малый мажорный септаккорд, построенный на V ступени лада, — так называемый доминантсептаккорд (который включает в свой состав один из наиболее напряженных интервалов — тритон, казавшийся в средние века «дьяволом в музыке»). За последние три века этот аккорд получил исключительно широкое распространение, и диссонантность его стала мало заметной, привычной, лишилась той остроты, какую имела в пору появления в музыке этого аккорда. Очень мягко звучит диссонирующий малый минорный септаккорд.

Однако при всех нюансах восприятия диссонансов их значение и смысл в классической музыке не меняется; не меняется и закономерность движения от диссонанса к консонансу. Лишь в нашем столетии диссонанс становится более автономним — не только не требует разрешения, но и подчас вьшолняет роль тех устойчивых опор в музыке, которые ранее выполняли только консонансы. В определенных условиях мы воспринимаем некоторые диссонирующие сочетания как самостоятельные, не обязательно вызывающие за собой появление консонанса. Например, тогда, когда усложняется добавочными (так называемыми неаккордовыми) звуками основное трезвучие, с которого обычно начинается произведение. Например, в пьесе Дебюсси «Кукольный кэк-уок» Кзк-уок — распространенный в начале нашего века бальный и зстрадннй танец. 1 еще до вступления мелодии главной темы звучит танцевальный аккомпанемент, в основе которого — усложненное диссонирующими наслоениями трезвучие тональности ми-бемоль мажор:

С помощью «лишнего», диссонирующего звука фа образуется веселое, дразнящее созвучие, так отвечающее задорному и слегка шутливому характеру пьесы.

Иной характер носит начало кантаты Свиридова на слова Пастернака «Снег идет» — в музыке запечатлено спокойствие мягкого зимнего пейзажа:

Соmmodo

В создании музыкального образа важная роль принадлежит гармонии — перемежающиеся трезвучия (ре — фа-диез — ля и си — ре — фа-диез), усложненные дополнительными, диссонирующими звуками, отличаются особой затененностью; каждый аккорд звучит как бы в дымке.

Музыкальная гармония обусловлена культурой | Наука и жизнь

Любовь или нелюбовь к музыкальным диссонансам зависит от того, много ли мы слышали в своей жизни европейской музыки.

Даже не имея специального музыкального образования, мы отличим консонанс от диссонанса: первый на наш слух звучит как благозвучный, гармоничный, второй – как резкий, отчасти неприятный, беспокойный, негармоничный.

Звуки волынки – один из самых ярких примеров того, насколько любовь или отвращения к тем или иным созвучиям обусловлена культурой и психологией. (Фото saxonrider / pixabay.com.)

Рикардо Годой и индеец чимане во время звукового эксперимента. (Фото Alan F. Schultz / Baylor University.)

Открыть в полном размере

О различиях между консонансами и диссонансами задумывались издавна, и уже в Древней Греции те и другие пытались выразить числовыми соотношениями: так, было замечено, что частоты звуков, образующих консонантный аккорд, соотносятся друг с другом как целый числа.

Но числа числами, а как быть с эмоциональным восприятием тех и других? Часто можно услышать, что восприятие консонансов как приятных слуху заложено в нас от природы – соответственно, диссонансы (и вся музыка, в которой они активно используются) оказываются в буквальном смысле противоестественными.

Есть и другая точка зрения, согласно которой деление созвучий на приятные и неприятные есть всего лишь результат воспитания – столетия европейской музыкальной культуры, в которой популярная музыка вовсю использует именно консонансы, приучили нас любить именно их.

Чтобы выяснить, кто тут прав, нужно найти человека, который был бы незнаком с европейской музыкальной культурой. А это не так-то просто – как мы только что сказали, консонансы и диссонансы имеют место не только в высокой академической классике, не только в кантатах Баха и сонатах Бетховена, но и в самой обычной поп-музыке, которую можно услышать, как говорится, из каждого утюга.

В мире действительно сложно найти место, где такая музыка бы вовсе не звучала, или, по крайней мере, звучала бы достаточно редко. Сложно, но можно: одно из таких мест – амазонские леса, где живут индейцы чимане.

Люди чимане вообще частый объект научного интереса – к ним (а также к некоторым африканским племенам) часто идут, когда возникает необходимость сравнить современного цивилизованного человека с кем-то совершенно другим.

 Чимане, чья численность составляет всего 12 000 человек, живут собирательством, занимаются земледелием в долинах Боливии и почти не знакомы с европейской музыкой. Свои музыкальные традиции у них при этом есть, они поют и играют на собственных инструментах, но всегда поодиночке и никогда в ансамблях.

Рикардо Годой (Ricardo A. Godoy) из Брандейского университета и Джош Макдермотт (Josh H. McDermott) из Массачусетского технологического института вместе с коллегами решили узнать, как чимане воспринимают консонансы и диссонансы.

Дважды, в 2011 и в 2015 году, исследователи приезжали к чимане и просили их оценить консонансные и диссонансные созвучия – какие из них на слух кажутся приятными, а какие нет. Для сравнения тот же звуковой тест предлагали пройти жителям местного небольшого города, расположенного около земель чимане, жителям Ла Паса, столицы Боливии, а также американцам из США, среди которых были как профессиональные музыканты, так и те, кто музыкой специально не занимается.

В статье в Nature авторы пишут, что чимане чувствуют различия между консонансами и диссонансами, и чувствуют их так же хорошо, как и обычные «западные» люди, но никаких предпочтений к тем или другим

не выказывают – и гармоничные и негармоничные звуки вызывали у них примерно одну эмоциональную реакцию. Городские боливийцы были более определённы в своих предпочтениях: консонансы они выбирали чаще, чем диссонансы, хотя доминирование одних над другими здесь было не очень большим. Сильнее всего консонансы любили жители США, а среди них – те, кто занимается музыкой.

При этом резкие звуки, когда звучат одновременно два тона, очень близкие, но не идентичные по частоте, чимане не нравились – так же, как и всем остальным участникам эксперимента. Когда предлагали оценить смех и звук затруднённого дыхания, то и чимане, и все прочие предпочитали смех.

То есть коренные жители Южной Америки вполне способны различать звуки и эмоционально их воспринимать, но вот любить или не любить консонансы с диссонансами они не могут – очевидно, по той причине, что им традиционно до них нет никакого дела.

И любовь профессиональных музыкантов-американцев к консонансам здесь тоже понятна: им каждый день приходится иметь дело с разнообразными созвучиями, и даже намного чаще, чем обычным людям.

Немедленно возникает вопрос: а с чего тогда началась европейская любовь к гармоничным звукосочетаниям (или, говоря точнее, к тем звукам, которые потом все назвали гармоничными)? Чтобы на него ответить, нужны, вероятно, дополнительные исследования, однако Брайан Мур (Brian Moore), специалист по психоакустике из Кембриджа, полагает, что всё дело в конструкции самых первых музыкальных инструментов, которые наши предки только-только научились делать – их конструкция, их физические свойства были такова, что они издавали звуки определённых частот, которые складывались в созвучия, названные впоследствии консонансами.

Созвучие против Диссонанса Звучание музыки

Независимо от того, являетесь ли вы меломаном и просто слушаете музыку, или начинающим музыкантом, вам следует помнить о некоторых словах, когда вы пытаетесь описать или воспроизвести звучание песни. Или еще лучше, чувство песни. Сами слова означают следующее:

  • Созвучие – Согласные аккорды, грубо говоря, состоят из нот, которые «хорошо звучат» вместе, например, средняя до и соль над ней (интервал, называемый квинтой).

  • Диссонанс — Диссонантные аккорды — это комбинации, которые звучат резко, например, до-диез в середине и до-диез выше (минорная секунда). В западной музыке диссонанс — это качество звуков, которые кажутся нестабильными и имеют слуховую потребность разрешиться в стабильное созвучие.

Как консонанс, так и диссонанс — это слова, применяемые к гармонии, аккордам и интервалам и, соответственно, к мелодии, тональности и даже к ритму и размеру.

Консонанс и диссонанс. Интервалы традиционно считаются либо согласными, либо диссонансами. Интервалы согласных обычно описываются как приятные и приятные. Диссонансные интервалы – это те, которые вызывают напряжение и желание разрешиться консонантными интервалами.

Вот что вы найдете в Интернете. Это определяет, что они означают. Я дам вам более четкое описание:

  • Когда вы слышите что-то «счастливое», это обычно созвучие . Музыка обычно включает в себя мажорные аккорды и/или счастливо звучащую мелодию из нот.

  • Когда вы слышите что-то «недовольное» звучание, обычно это

    диссонанс . Используемая музыка обычно звучит с минорными аккордами и/или имеет мелодическую линию, которая производит впечатление грустного звучания.

Вот и все.

Конечно, в музыке дело не только в резкости и сухости. Часто в музыкальных композициях сочетаются как мажорные, так и минорные аккорды, что заставляет их звучать радостно и грустно в одной и той же песне. В песне может быть грустная часть, где кому-то стало больно или случилось что-то еще плохое. Обычно для создания такого настроения используется диссонанс второстепенных звуков в музыке. То же самое касается счастливой истории или объяснения в песне. Композитор попытается использовать музыку, чтобы придать ей это чувство. Композитор будет использовать оба звука, чтобы передать вам эмоциональные «взлеты и падения» или «взлеты и падения» в истории песни, чтобы вы могли испытать разные эмоциональные чувства.

Но опять же, не всегда все так просто и ясно. Есть очень веселые тексты, написанные на очень грустную музыку, и наоборот. Вот что делает написание текстов и песен такими волшебными. Вы рассказчик, изобретатель, автор… того, каким должно быть звучание и ощущение вашей песни. Вы художник. Следовательно, вы являетесь творцом хорошего, плохого, счастливого или грустного. Это такое свободное чувство — писать тексты, которые в конечном итоге становятся песней. Очень немногие люди могут испытать это, но я бы порекомендовал это всем людям. Это такое классное чувство. И, в конце концов, все дело в… чувствах.

Отправьте мой текст и начните мою песню!

Дэвид Хокинс

0 лайков

Консонанс и диссонанс ‹ OpenCurriculum

Цели статьи

  • Описать концепцию консонанса и диссонанса и их влияние на музыку
  • Ноты, которые хорошо звучат вместе при одновременном воспроизведении, называются согласной . Аккорды, построенные только из созвучий, звучат приятно и «устойчиво»; одну можно слушать долго, не чувствуя, что музыку нужно сменить на другой аккорд. Примечания, которые dissonant может звучать резко или неприятно при одновременном воспроизведении. Или они могут просто чувствовать себя «нестабильными»; если вы слышите аккорд с диссонансом, вы можете почувствовать, что музыка тянет вас к аккорду, который разрешает диссонанс. Очевидно, что то, что кажется приятным или неприятным, отчасти зависит от мнения. Это обсуждение касается только созвучия и диссонанса в западной музыке.

    Конечно, если есть проблемы с настройкой, ноты не будут хорошо звучать вместе, но дело не в консонансе и диссонансе. (Обратите внимание, однако, что выбор системы настройки может сильно повлиять на то, какие интервалы звучат согласно, а какие — как диссонансы!)

    Консонанс и диссонанс — субъективные качества отношений, которые мы приписываем музыкальным интервалам. Краткий обзор интервалов может быть полезен, если вы впервые подходите к этому вопросу. Диссонансный интервал может быть описан как «нестабильный» или требующий лечения путем разрешения консонантного интервала. Согласный интервал – это тот, который стабилен и не требует лечения. Однако диссонанс сам по себе не является нежелательным явлением; мы используем диссонанс, чтобы придать музыке «перчинку». Таким образом, существует иерархия согласных и диссонансных интервалов. (Аккорды, имеющие диссонансные интервалы, сами считаются диссонирующими).

    Обратите внимание, что это различие полностью зависит от музыкального контекста. Таким образом, звучность, созвучная в одном контексте, где она, кажется, не требует разрешения (скажем, мажорные 2-е в прелюдии Дебюсси), может звучать резко или неуместно в другом контексте, где она должна быть разрешена (то же самое). мажорные 2-е в фуге Баха). В этой статье мы будем использовать термины «согласный» и «диссонантный» в том смысле, в каком они понимаются в обыденной тональной музыке, а также в соответствии с негласным соглашением, когда речь идет о консонансе и диссонансе в целом.

    Консонанс и диссонанс относятся к интервалам и аккордам. Интервал между двумя нотами — это количество полушагов между ними, и все интервалы имеют название, которое обычно используют музыканты, например, мажорная терция (что составляет 4 полутона), идеальная квинта (7 полушагов) или октава.

    Интервал измеряется между двумя нотами. Когда одновременно звучит более двух нот, это аккорд . Конечно, вы все еще можете говорить об интервале между любыми двумя нотами в аккорде.

    Простыми интервалами, которые считаются согласными, являются малая терция, большая терция, чистая кварта, совершенная квинта, малая секста, большая секста и октава.

    Рисунок 1: Интервалы согласных.

    В современной западной музыке все эти интервалы считаются приятными для слуха. Аккорды, содержащие только эти интервалы, считаются «стабильными», спокойными аккордами, которые не нужно разрешать. Когда мы слышим их, мы не чувствуем необходимости переходить к другим аккордам.

    Интервалами, которые считаются диссонирующими, являются малая секунда, большая секунда, малая септима, большая септима и особенно тритон, который является интервалом между чистой четвертой и чистой квинтой.

    Рисунок 2: Диссонансные интервалы.

    Все эти интервалы считаются несколько неприятными или вызывающими напряжение. В тональной музыке аккорды, содержащие диссонансы, считаются «нестабильными»; когда мы их слышим, мы ожидаем, что они перейдут к более стабильному аккорду. Переход от диссонанса к консонансу, который, как ожидается, последует за ним, называется 9.0009 разрешение или разрешение диссонанса. Паттерн напряжения и расслабления, создаваемый разрешенными диссонансами, является частью того, что делает музыкальное произведение захватывающим и интересным. Музыка, не содержащая диссонансов, может показаться упрощенной или скучной. С другой стороны, музыка, которая содержит множество диссонансов, которые никогда не разрешаются (например, большая часть «классической» или «художественной» музыки двадцатого века), некоторым людям может быть трудно слушать из-за невысвобождаемого напряжения.

    Рисунок 3: В большинстве музыкальных произведений диссонанс разрешается; за ним будет следовать согласный аккорд, к которому он естественным образом ведет, например, септаккорд соль переходит в аккорд до мажор, а приостановленная четвертая ре превращается в аккорд ре мажор. С другой стороны, ряд неразрешенных диссонансов может вызвать ощущение неразрешенного напряжения.

    Почему некоторые комбинации нот согласные, а некоторые диссонансные? Предпочтение определенных звуков частично связано с культурой; это одна из причин, почему традиционная музыка разных культур может звучать так по-разному. Даже в традициях западной музыки мнения о том, что неприятно диссонирует, сильно изменились за столетия. Но консонанс и диссонанс также имеют сильную физическую основу в природе.

    Проще говоря, звуковые волны согласных нот «соответствуют» друг другу гораздо лучше, чем звуковые волны диссонансных нот. Например, если две ноты разнесены на октаву, на каждую волну другой ноты приходится ровно две волны одной ноты. Если есть две и одна десятая волны или одиннадцать двенадцатых волны одной ноты на каждую волну другой ноты, они также не подходят друг другу.

    Интервалы согласных в тональной музыке

    \(\bullet\) Чистая квинта и совершенная октава считаются совершенными созвучиями. Унисон есть созвучие, поскольку его вообще можно считать интервалом (многие говорят, что нельзя).
    \(\bullet\) Большая терция и секста, а также минорная терция и секста являются несовершенными консонансами.
    \(\bullet\) Чистая четвертая часть диссонирует в одних контекстах, но согласна в других (см. ниже). В частности, совершенная четвертая диссонирует, когда она образована басовой нотой любой звучности.

    Диссонантные интервалы

    \(\bullet\) Чистая кварта считается диссонирующей в обычной музыке, если она не поддерживается нижней терцией или квинтой (но см. ниже).
    \(\bullet\) Большие и малые секунды, седьмые и девятые диссонируют. Композитор и теоретик Винсент Персичетти в своей книге «Гармония двадцатого века» классифицирует мажорные 2-е, минорные 7-е и мажорные 9-е как «мягкие диссонансы», тогда как младшие 2-е, мажорные 7-е и минорные 9-е — как «резкие диссонансы».
    \(\bullet\) Тритон (увеличенная кварта или уменьшенная квинта) диссонирует. В Средние века и в эпоху Возрождения он был известен как diabolus in musica, потому что совершенная квинта считалась отражением божественного, а тритон не дотягивал до совершенной квинты. [Примечание для продвинутых: технически неправильно называть уменьшенную квинту «тритоном». Слово «тритон» относится к «трем целым тонам», расстояние, представленное тритоном. Это означает, что увеличенная кварта, состоящая из трех целых тонов, является истинным тритоном, тогда как уменьшенная квинта из-за своего случайного написания не состоит из трех целых тонов и, следовательно, не является тритоном. Однако в качестве неофициального соглашения допустимо называть уменьшенную квинту «тритоном».]
    \(\bullet\) В джазе минорная девятая часто считается слишком диссонирующей для практического использования. Это является основанием для того, чтобы некоторые ноты назывались «нотами избегания», обычно это 4-я мажорная гамма — это звучит диссонансно, потому что образует минорную 9-ю с 3-й. Другие «ноты, которых следует избегать» — это минорная 6-я в эоловом ладе или второстепенная 2-я во фригийском ладе. Некоторые аккорды обычно озвучиваются, чтобы избежать минорной 9-й (музыканты инвертируют интервал и вместо этого играют мажорную 7-ю). Например, в аккорде Cadd11 (см. Полный список паттернов аккордов) между третьей, ми и одиннадцатой фа есть минорная девятка. Если фа играется ниже ми, интервал становится большой септимой, что меньше диссонирующий.

    Чистая кварта

    Чистая кварта — это инверсия чистой квинты. В обычной музыке он может быть как согласным, так и диссонирующим: в этом случае ему требуется разрешение, когда он не поддерживается нижними нотами, и в этом случае он диссонирует, даже если звучит так же «хорошо», как квинта.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *