Личность – что это такое, структура, характеристики
Содержание
- 1 Понятие личности
- 2 Проблемы личности в психологическом аспекте
- 3 Становление личности
- 4 Как определить уровень развития личности
- 5 Типы
- 6 Структура
Понятие личности
Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные качества человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни. Итак, что такое личность – этим вопросом задаются многие люди, поэтому следует рассмотреть основные определения.
При широком понимании, личность – это такая субстанция, которая внутренне отличает одного человека от другого.
Есть три разных определения, которые описывают понятие личности.
1. Понятие трактуется как индивидуальность человека, которая указывает на его жизненный опыт, ценности, стремление, способности, духовное развитие и темперамент. Если рассматривать такое понимание более детально, то можно сказать, что она есть у человека, у животного, поскольку каждое животное имеет свои индивидуальные особенности и характер.
2. При промежуточном понимании – понятие личности – это субъект социума, индивид, который имеет социальную и личностную роль. Такое определение понятия личности принадлежит Адлеру и начинается с социального чувства. Ведь нахождение и прекрасное самочувствие – это занятие не из простых, если человек с ней удачно справляется, то перерастает во что-то более высокое. То есть в данном понятии такой человек представляет собой субъект, который взаимодействует с другими людьми на уровне привычек.
3. Узкое понимание: личность – это субъект культуры, самость. Он определяется как человек, являющийся автором своей жизни. То есть ребенок не является таковой, но может ею стать или не стать.
Определение такого понятия, как личность может быть любым. Однако все определения имеют общий смысл.
Проблемы личности в психологическом аспекте
Если понятие индивида сопровождается общими качествами homo sapiens, то понятие личности имеет тесную и неразрывную связь с понятием индивидуальности, то есть с социальными качествами, с отношением человека к миру, с его способностями. Человек может характеризоваться от уровня его сознания, от степени соотношения его собственного сознания с сознанием социума. Проявляется способность человека к общественным отношениям. К основным моментам, которые характеризуют рассматриваемое понятие, можно отнести следующие:
- Отношение к обществу;
- Отношение к отдельным людям из общества;
- Отношение к самому себе;
- Отношение к собственным трудовым обязанностям.
По данным критериям можно объяснить, что такое личность. Также основная характеристика – это уровень осознанности отношений и степень их устойчивости. При понятии личности важную роль играет ее позиция, а также способность к реализации отношений, что зависит от того, насколько развиты творческие способности человека, его знания и умения. Ведь ни один человек не рождается с готовыми способностями или с качествами, они формируются на протяжении жизни. Наследственная составляющая не определяет уровень развития, она отвечает только за физиологические способности личности, качества нервной системы. Но в биологической организации человека заложены его природные возможности, связанные с психическим развитием. Человек становится человеком только благодаря социальной наследственности, опыту других поколений, которые закрепляются в знаниях, традициях, предметах культуры. Проблема личности заключается в многочисленных моментах, которые являются базовыми для ее формирования.
Становление личности
Становление человеческой натуры происходит при строго определенных условиях. Требования общества зачастую определяют модель поведения человека. И то, что на самом деле выступает в качестве естественных характеристик сущности человека, на самом деле представлено закреплением общественных требований к поведению. Ниже будет рассмотрено, какие этапы проходит человек в процессе становления.
Основная движущая сила – это внутренние противоречия, которые возникают между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения. Сущность, формирующаяся в нормальных условиях, постоянно растет и развивает свои возможности, при этом формируя новые потребности. Основная проблема личности рассматривается в психологии и философии и включает в себя ее определение как таковой.
Как определить уровень развития личности
То, на каком уровне находится проблема личности, ее развитие, может определяться ее отношениями. Как правило, неразвитые лица ограничиваются меркантильными интересами. Если она является высокоразвитой, то это говорит о том, что в ней преобладают отношения общественной значимости, а также наблюдаются многочисленные способности личности как к общественным отношениям, также и к саморазвитию. Каждый индивид на протяжении жизни занимается решением достаточно сложных задач, и сущность во многом проявляется в том, каким образом он решает эти самые задачи. Ведь каждый человек решает трудности с помощью различных способов.
Понять индивида – означает разобраться в том, какие жизненные ценности у него приоритетные, какими принципами он руководствуется при решении задач. Проблема личности заключается в самосознании и в самосовершенствовании, которые должны быть непрерывными.
Типы
Можно выделить несколько основных типов личности:
- Социализированные – которые адаптированы к условиям социального бытия.
- Десоциализированные – которые отклоняются от требований социума. К таким можно отнести маргинальные личности. Проблема личности в данном случае заключается в непринятии обществом.
- Психически аномальные – это лица, которые имеют некоторые задержки в психическом развитии, психопаты. Здесь проблемой личности является то, что люди стараются избегать таких лиц.
Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации.
Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.
Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно.
Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее сильной и способствуют дальнейшему развитию.
Структура
Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:
- Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
- Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
- Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
- Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
- Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
- Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.
Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере.
Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.
Проблема личности: святоотеческий и философский подходы
Источник: legav.nm.ru
Обычно считается, что проблема личности выходит на первый план в философии лишь в XIX-XX веках. Действительно, такой взгляд имеет под собой много оснований. Так, хотя все всегда признавали, что человек — это основная проблема философии, что, по слову античного поэта, «много есть чудес на свете, человек их всех чудесней», что со времен Сократа и его девиза «Познай самого себя» философия всегда направляла свои усилия именно на изучение проблемы человека, тем не менее эта проблема сводилась к той или иной ее составляющей. Так, в античности, особенно поздней, преобладала этическая проблематика, схоластическое западное философствование пыталось ответить на вопрос о свободе человека в его отношении к Божественному предопределению, Возрождение, хотя и провозгласило своим идеалом изучение конкретного человека, мало что сделало на этом пути, будучи больше озабочено пропагандой античной философии, а в Новое время эта проблема свелась к проблеме познавательных способностей человека. И лишь в XIX веке в трудах Штирнера, Ницше, Бакунина, раннего Маркса и др. философов было провозглашено, что именно целостный человек, личность есть подлинный, не сводимый ни к каким составляющим, предмет философии. XX век в своих школах экзистенциализма и персонализма усилил эти положения, а соединение философских проблем с позитивистским подходом породило прямо-таки вал трудов и направлений по исследованию личности — и в психологии, и в социологии, и в политологии. Так что расхожее мнение сейчас часто относит проблему личности в разряд скорее социологических и психологических, чем философских.
Однако любой человек, даже поверхностно знакомый с христианством, скажет, что действительный переворот в понимании человеческой личности произошел именно вследствие искупительной миссии Иисуса Христа. В этом плане христианство решительно противопоставило себя античности. Если множественность для античности была непреодолимой проблемой, лежащей вне научного сознания и являвшейся причиной зла, то христианство, проповедуя любящего Бога, милующего и наказывающего каждого человека и стремящегося к спасению всей твари, показало, что множественность, наоборот, есть результат любви Бога, а не некоего падения (хотя часто античное наследие будет здесь стараться брать реванш — в работах гностиков, Оригена, Сигера Брабантского и др.). В христианстве нет античного представления о некоей Судьбе, довлеющей над человеком, наоборот, каждый человек может приобщиться к божественному, обожиться, поскольку Сам Бог стал Человеком — конкретным человеком, единосущным нам по человечеству. Бог, утверждая Себя, не отторгает человека, а наоборот, стремится к его спасению, дарует ему свободу, подобную Своей собственной. Смыслом человеческого существования становится не слияние с Абсолютом, не подчинение безличной природе или судьбе, а приятие в себя Духа Святого, в том, чтобы стать совершенным, как Бог, в обожении, т.е. в конечном счете, в изменении себя, в покаянии (термин met)anoia, переводящийся как покаяние, можно этимологически возвести к понятию «то, что находится позади ума», т.е. некоей тайне души). Человек в христианстве — не просто некое существо, часть природы, как это понимала античность, хотя и высшая часть, но существо, созданное по образу и подобию Божию, могущее стать даже выше ангелов. И в постоянной церковной жизни это личное участие каждого человека в деле домостроительства Божия проявляется в литургии, когда каждый верный христианин может приобщиться Телу и Крови Христовым, соединиться с Богом, не отменяя своей личности, а наоборот, утверждая ее.
Однако, вот парадокс, при совершеннейшей очевидности важности проблемы личности для христианства в трудах отцов и учителей Церкви мы не найдем не только развернутого учения о личности человека, но даже сам термин «личность» («ипостась») употребляется лишь по отношению к Лицам Пресвятой Троицы. Как признается В.Н.Лосский, «я… до сих пор не встречал в святоотеческом богословии того, что можно было бы назвать разработанным учением о личности человеческой, тогда как учение о Лицах или Ипостасях Божественных изложено чрезвычайно четко» [1] .Поэтому, анализируя понятие личности у отцов Церкви, очень легко впасть в соблазн и вложить «что-то от Бергсона в св. Григория Нисского или что-то от Гегеля в св. Максима Исповедника» [2] . И тем не менее, как показывает В.Лосский, именно в этом и состоял вклад патристики в разработку проблемы человеческой личности — в том, что отцы Церкви четко и последовательно решали тринитарную и христологическую проблемы, проводя последовательный анализ понятий Ипостасей Божественных. Поэтому и философ, стремящийся действительно решить проблему человеческой личности, должен постоянно иметь в виду, что человек создан по образу и подобию Бога живого и личного.
Но вначале кратко рассмотрим основные концепции понимания личности и попытаемся проанализировать все их достоинства и недостатки.
Преобладающим сейчас представлением является психологическое направление. Современная психология, научно исследующая все феномены человеческого существования, претендует на то, что научный метод позволит ей решить и проблему человеческой личности. Однако позволю себе заметить, что научность здесь понимается в достаточно узком и не совсем верном смысле. Метод психологии — скорее не научный, а эмпирический, феноменалистический, базирующийся на позитивистской уверенности ложности философских, метафизических вопросов. Исследовать можно лишь факты опыта, а все, лежащее за ними, неподвластно опыту, и поэтому вопросы о нем — это ложные, ошибочные вопросы, псевдопроблемы. Поэтому личность в психологии сводится к совокупности всех психических проявлений. Так, Эрих Фромм заявляет: «Личность — это целокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным» [3] . Остальные психологические концепции, отличные от неофрейдистской, — такие как бихевиоризм, теория поля и др. также основывают свои построения на опытном материале, исчерпывая понятие личности ее эмпирическим составом. И те закономерности, которые открываются в результате психологических исследований, есть не более чем «набор примет», сводящихся к примерно следующему правилу — «если сделать то-то и то-то, то произойдет то-то и то-то». Разумеется, знания об этих «приметах» могут быть очень полезными и действенными, но очевидно, что подобное решение не отвечает на основные проблемы учения о человеческой личности — не объясняет развитие личности, ее становление, а для этого нужно согласиться с тем, что личность — это комплекс явленного и скрытого, эмпирического и внеэмпирического, иначе понятие личности ничем не будет отличаться от понятия индивидуальности, индивидуума, что было свойственно еще античности. Персонологическая психология пытается преодолеть эту крайность сведения личности к индивидуальности и утверждает в лице Вильяма Штерна, что «личность есть самоопределяющаяся, целенаправленно и сознательно действующая целостность, обладающая определенной глубиной» и что это относится не к проявлениям психики и тела, но ко всему исходно нерасчлененному целому, а сама личность «психофизически нейтральна» [4] . Таким образом, сами психологи признают необходимость выхода за пределы феноменов, отказа от чисто феноменального, «научного» подхода, но выражают это не на языке философских категорий, а в виде неких туманных намеков. А какие выводы из нейтральности личности по отношению к ее моментам могут быть сделаны (и уже делались), мы покажем несколько позднее.
Итак, психологическая концепция личности в конце концов сводит личность к индивидуальности и ее проявлениям (ведь даже исследование бессознательного ведется чисто эмпирическими методами), не показывает причину изменений в глубинах человеческой личности и, таким образом, требует дополнения в виде метафизического, собственно философского подхода.
Философия же обычно была занята поисками в противоположном направлении — в ответе на вопрос о человеческой сущности. Но какие бы ответы ни давались на этот вопрос — является ли сущностью человека разум, воля, трудовая деятельность и т.д. — во всех этих ответах видно растворение человека как личности в человеке как роде. Выводы, которые часто делались на основе этих определений, хорошо известны: основанные на культе разума платоновская утопия и идеалы французских просветителей, ницшевская апология воли к власти и культ сверхчеловека, марксистско-ленинское царство труда и т.п. Атеистические выводы из этих положений также очевидны. Действительно, если признать, что сущностью человека является разум, а законы мышления одинаковы у всех людей, то все, что относится к неразумной деятельности — чувства, эмоции и т.п. — не свойственно человеку, случайно и поэтому исчезает со смертью, а разум безличен и соединяется после смерти с мировым Разумом. И тем не менее отцы Церкви часто указывали, что образ и подобие Божие в человеке относится именно к его разуму. Заметим сразу, что, по слову св. Григория Нисского, «образ в том и имеет подобие первообразу, чтобы быть исполненным всякого блага. Следовательно, в нас есть идея всяческой красоты, всякой добродетели и премудрости и всего, о чем известно, что оно относится к самому лучшему» [5] . И тем не менее можно сказать, вслед за свв. Григорием Нисским и Иоанном Дамаскиным [6] , что именно разум есть местопребывание свободы, а следовательно и всех особенностей человеческого индивида. Действительно, прежде чем выбирать что-либо, надо иметь знание о том, что выбираешь. Неразумное существо не может быть свободным. Значит, напрашивается вывод, что тайна личности человеческой лежит в его уме. Но если ум действительно есть ипостасное начало в человеке, дающим ему статус личности, то, следуя за халкидонским догматом о соединении во Христе двух естеств «в одно лицо и одну ипостась», мы вынуждены будем сказать, что Иисус Христос, будучи Богом, единосущным Отцу по Божеству, должен иметь и ум божественный, т.е. Логос. Таким образом, напрашивается христологическая формулировка Аполлинария Лаодикийского, утверждавшего, что соединение во Христе божественного и человеческого возможно через замещение во Христе ума человеческого Логосом, поскольку ум управляется сам собою и невозможно, чтобы в одном субъекте существовали две противожелающие силы. Так что сведение личности человека к его разумности также порождает неприемлемые выводы, тем более что проблема свободы все же не решается и в этом случае: разум есть необходимое условие существования свободного существа, но отнюдь не достаточное, ибо (и это четко видно из аполлинариевской ереси) разум у всех людей один, и, следовательно, должна быть одна воля, т.е. свободный выбор одного человека, отличающийся от выбора других людей, есть не что иное, как результат только заблуждения; при познании же истины воля как таковая исчезает, подчиняется разуму. В эту концепцию не вписывается ни грехопадение прародителей, ни гефсиманское борение Иисуса Христа, да и даже сам опыт человека, свидетельствующий о том, что искать истину — еще не значит стремиться следовать ей.
Поэтому возникает желание отождествить центр человеческой личности с его свободной волей. Ведь именно своим своеобразием как свободного существа, а не просто набором эмпирических характеристик отличается человек от других созданий. Человек может быть умнее или глупее, но свободная воля, способность к выбору есть у каждого человека в полной мере, ее не может быть больше или меньше, и именно это в большей степени уподобляет человека Богу. Однако и здесь отцы Церкви могли бы нас поправить. Так, если ипостасное начало в человеке — это воля, то и в Иисусе Христе, в одной Личности должна быть одна воля. По определению же VI вселенского собора в Иисусе Христе не одна воля, но две, которые желают и действуют не раздельно, а соединенно. Поэтому соединение во Христе двух естеств в одну Личность обусловлено тем, что две естественные воли в Нем соединяются, но не сливаются, и действования также осуществляются нераздельно. В падшем же человеке «не одно и то же — желать и каким образом желать» [7] , ибо желать, т.е. наличие свободной воли — свойственно всем, а то, каким образом это желание осуществляется, — свойственно только индивиду, личности. Далее, поскольку свободная воля, центр человеческой личности (по данному допущению) есть способность выбора, то она должна быть индифферентна к тому, что выбирают, — к добру и злу, в конечном счете. Мы помним, что такова же позиция и современной психологии. Но об этом говорил еще ересиарх Пелагий, в своей борьбе с оправданием греховности поступков некоторыми христианами ссылками на то, что все, что ни делается в мире, делается по воле Божией, в том числе и их прегрешения, утверждавший, что именно свобода отличает человека от других тварей, что свобода — или есть, или нет, что человек свободен, как Адам, как Христос, как Бог, в конце концов. На его свободный выбор не влияют никакие предыдущие состояния (как на Адама или на разбойника на кресте). Следовательно, грехопадение не влияет на нас, искупление не нужно, Церковь — не обязательна, можно спастись самому. Кроме этих аргументов, против признания воли и разума ипостасными началами в человеке можно сказать то, что и воля, и разум не самодовлеющи, что они сознаются человеком, есть в некотором смысле объект познания, следовательно — вторичны. Первичным же, тем, что конституирует личность, должен быть сам субъект познания, некое «Я».
Понимание личности как субъекта познания и действования, как некоего Я, в действительности имеет давнюю историю. Еще Аристотель в «Никомаховой этике» высказывал положение, что человек осознает себя человеком всегда по отношению к другу, т.е. к другому, к не-Я. В дальнейшем положение о человеческом Я будут развивать Плотин, бл. Августин, Декарт, Фихте и др. философы. Правда, в таком понимании личности тоже кроется своя трудность. Если личность — это Я, то она предполагает некое не-Я, а если мы верим в Бога личного, то, следовательно, и вне Бога должно быть нечто, противоположное Ему, что невозможно. Следовательно, поскольку Бог объединяет Собою все, то Он должен быть безличным, — возражали противники христианства. Но этот контраргумент тоже не абсолютен, ибо безличный Бог вынужден действовать под влиянием неких законов, не обладает полнотой всех положительных атрибутов (ведь даже человек есть личность) и не может быть Вседержителем и Творцом. Но тогда выходит, что если Бог есть Личность и Ему ничто не противоположно, то и в человеческой личности, хотя и являющейся далеким подобием Личности Божественной, тоже должно быть нечто абсолютное, сверхрациональное, ускользающее от человеческого понимания.
Ключом к пониманию человеческой личности может служить тот факт, что именно способность быть личностью, т.е. уникальным, неповторимым индивидом, свободным, разумным и познающим субъектом, является сущностным для человека. То есть личностность, «самость», и сущность в человеке соединяются в некое единство, и именно это отличает человека от других созданий, сущность коих противоположна их единичности. Поэтому все определения сущности человека страдают односторонностью, а все попытки свести личность к индивидуальности также не устраивают никого, ибо принижают человека, сводят его к обычной вещи.
Но дихотомия Я — не-Я свойственна лишь для человека несовершенного, не осознавшего себя подлинной личностью, являющейся не частью целого, но потенциально всем целым, всем космосом. Личность, «самость», по выражению С.Л.Франка, есть как бы дверь для вхождения духа в непосредственное самобытие. Поскольку личность можно трактовать и как истинное бытие человека, и как движущийся центр нашей личности (извечный спор: личностью рождаются или ей становятся!), т. е. «самость духовная и самость душевная» [8] , или, в терминологии Плотина, a_ut)oq и +hme6iq, то человек обретает способность судить себя, делать себя одновременно и субъектом, и объектом, что проявляется как совесть. Поэтому дихотомия Я — не-Я образуется в глубинах души в отношении к духу и есть свойство самой личности. Следовательно, личность есть бесконечность духовного царства, есть тайна, есть, по выражению В.Лосского, несводимость ни к чему. Тайна человеческой личности невыразима словами, рассудочное познание может относиться лишь к индивидууму. Тем самым преодолевается кажущееся противоречие между пониманием человека как личности, с одной стороны, и как членов Церкви, тела Христова — с другой. Ведь может показаться, что в Церкви личность нивелируется, отменяется свобода человека, и человек, спасшись от рабства греха, попадает в рабство спасения. На самом же деле, поскольку в Церкви мы видим подлинное единство всего, то и человек, становясь членом Церкви, приобретает это единство, становится потенциально всем, т. е. подлинной личностью, свободной от индивидуальных различий (эллинства или иудейства, рабства или господства). В Церкви личность не уничтожается, а наоборот, свершается. Так, таинство крещения, знаменующее собой единство людей во Христе, всегда дополняется таинством миропомазания — многообразия в Духе Святом [9] .
[1] Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995, с. 106.
[2] Там же.
[3] Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993, с.53-54.
[4] История зарубежной психологии. М., 1986, с. 187.
[5] Св. Григорий Нисский . Об устроении человека. Спб., 1995, с. 54.
[6] См.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1991, с. 230.
[7] См.: Там же, с. 226.
[8] Франк С.Л. Непостижимое. М., 1991, с.
[9] См.: Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995, с. .
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Что такое личность?
Сущность того, кто вы есть и что делает вас уникальным, можно резюмировать на основе пяти универсальных черт. (Фото: iStock) собственные личности, связывая его с другими и зацикливаясь на нем. О, люди! Мы размышляли о том, что делает нас нами, почти столько же, сколько у нас было свободное время, чтобы думать об этих вещах. Представьте, если бы «познай самого себя» не было такой крылатой фразой в Древней Греции.
Конечно, полезно понимать себя и друг друга. Это помогает нам предсказать, что мы будем делать, что будут делать другие и что сделает нас счастливыми в будущем. Мы прошли долгий путь со времен философствования в объяснении личности. На самом деле понятие личности настолько важно, что мы сделали из него целую науку.
История личности
Многое из того, что мы думаем о себе, восходит к древней философии, но психология в целом относительно нова. А психологии личности, как мы ее думаем сегодня, на самом деле всего около ста лет. Вот очень краткий обзор основных моментов.
Френология
Стремление внедрить научный подход натолкнулось на большой удар по дороге с появлением френологии в 18-м и начале 19-го века. Эта лженаука была надежной, но совсем недействительной. Ученые измеряли черепа испытуемых, чтобы определить их черты характера. Идея заключалась в том, что разные части мозга контролируют такие черты, как уверенность в себе и остроумие, и что их можно измерить эмпирически. Эта маленькая выпуклость на затылке? Френологи сказали бы, что это означает, что вам нравится быть в кругу друзей. Трудно поверить, что мы купились на это, но они были очень убедительны со своими измерительными лентами и картами головы. В конце концов, теория была дискредитирована.
Психоанализ
Зигмунд Фрейд открыл новую эру психоанализа. Его теории, хотя сегодня они по большей части развенчаны, оказали огромное влияние. Фрейд популяризировал идею о том, что психическая жизнь протекает за пределами нашего сознания, и дал нам возможность говорить о подсознании. Его работа также проложила путь исследованиям конкретных случаев.
Интроспекция
Примерно в то же время Вильгельм Вундт развивал свою собственную экспериментальную практику с использованием интроспекции (исследование собственного эмоционального состояния и сообщение о нем наблюдателю). Хотя Вундт и Фрейд, возможно, в некотором смысле находились на противоположных концах спектра, они заложили основу современной теории личности. Вундт, в отличие от Фрейда, интересовался вещами, которые можно было измерить. По словам Артура Блюменталя из Массачусетского университета в Бостоне, он считал, что «единственная достоверная реальность — это непосредственный опыт». Этот подход привел к научным исследованиям в этой области, и именно за это он получил титул «отца психологии».0004
Теория черт личности
Перенесемся в сегодняшний день. Самый распространенный и общепринятый способ говорить о личности во всем мире — это использовать теорию черт личности, в частности, «Большую пятерку». Это то, на чем основано большинство личностных тестов. Теории нескольких психологов включены в «Большую пятерку», от Карла Юнга до Авраама Маслоу, Льюиса Голдберга и многих других. Идея «большой пятерки» заключается в том, что мы можем описать себя или кого-либо еще в этом отношении, основываясь на том, где они находятся. спектр пяти черт: открытость, сознательность, экстраверсия, покладистость и невротизм. И то, где мы находимся в этом спектре, влияет на наше благополучие и наше чувство удовлетворения. Вы даже можете делать прогнозы по этим признакам. Знаете ли вы, что люди с высоким уровнем экстраверсии обычно стоят ближе, когда говорят?
Большая пятерка не помогает нам объяснить почему мы такие, какие мы есть. Для этого исследователи обращаются к биологии и генам, окружающей среде и ситуациям. В споре о характере между природой и воспитанием почти ничья. Ученые не могут заключить, что уровень экстраверсии конкретного человека на 50% обусловлен генетически, но различия между многими людьми составляют 50%. Вывод: ваша личность, вероятно, не полностью унаследована от ваших родителей. (Я только что услышал коллективный вздох облегчения?)
Развитие и ситуации также играют роль. Не то чтобы мы были одинаковыми по каждой черте на протяжении всей нашей жизни. То, где мы находимся и что происходит вокруг нас, также влияет на наше поведение. Известный психолог Курт Левин вывел для этого формулу: поведение — это функция человека и ситуации. Интуитивно это тоже кажется правильным.
Идентичность против репутации
Как будто идея личности не казалась достаточно мягкой, вот еще один ключ, подброшенный сообществом психологов. Многие эксперты считают, что наши личности делятся на две категории: «нас мы показываем миру» и «мы» — это, ну, «только для нас».
Возможно, опираясь на Представление себя в повседневной жизни социолога Эрвинга Гоффмана, психологи часто объясняют, как слово «личность» происходит от греческого слова «персона», что означает маска, и что социальные взаимодействия подобны представлению. Образ, который мы надеваем, может не быть нашим истинным «я». Представление о том, что мы действуем по-разному в разных ситуациях или что мы усиливаем одни свои характеристики или подавляем другие, перекликается с теорией Левина о том, что ситуации влияют на поведение.
Итог: в то время как теория черт имеет ограничения, такие как требование личных наблюдений и субъективных самоотчетов, не рассмотрение ситуаций и изменений с течением времени и только описание того, как мы, а не почему; на сегодняшний день это все еще лучший и наиболее всеобъемлющий способ изучения личности.
Черты Большой пятерки
Если вы хотите оценить свою личность на основе Большой пятерки, вы должны оценить себя по шкале от одного до пяти (пять, например, может означать, что утверждение очень точно; означает, что это очень неточно). Утверждения, которые вы бы ранжировали, будут похожи на следующие:
Открытость. Эта черта смотрит на ваши идеи и интересы. Это связано с любопытством, воображением, интересами, эстетикой и тем, насколько вы возбудимы.
Я быстро все понимаю.
Я полон идей.
Меня интересуют абстракции.
У меня живое воображение.
Я часто мечтаю
Сознательность: Противоположностью этой черты является отсутствие направления. Все дело в порядке, самодисциплине, обдумывании, стремлении к достижениям и эффективности.
Я всегда готов.
Обращаю внимание на детали.
Я сразу же выполняю работу по дому.
Мне нравится порядок.
Я работаю по расписанию.
Экстраверсия: Осторожнее с этим. Люди часто думают, что это означает то же самое, что и общительность, или наоборот — быть застенчивым. Как конструкт застенчивость отличается от экстраверсии, интроверсии и невротизма. Шкала интроверсия-экстраверсия больше показывает, сколько стимуляции вам нужно. Он измеряет теплоту, напористость, поиск приключений.
Я душа вечеринки.
Я не против быть в центре внимания.
Мне комфортно среди людей.
Я начинаю разговор.
Обычно я мало думаю, прежде чем говорить или действовать.
Доброжелательность: Прилагательные, подпадающие под эту черту, включают в себя: «прощающий», «нетребовательный», «теплый» и «скромный».
Меня интересуют люди.
Я сочувствую чувствам других.
Я уделяю время другим.
Я заставляю людей чувствовать себя непринужденно.
Меня интересуют проблемы других людей.
Нейротизм: Эта черта часто упоминается как связанная с такими состояниями, как глубокая депрессия, генерализованная тревога и другие расстройства. Это не означает, что высокие баллы по этой шкале ни в коем случае не являются признаком психического заболевания. Аспекты, составляющие невротизм, — это тревога, враждебность, депрессия, застенчивость, импульсивность и уязвимость.
Я легко раздражаюсь.
Я легко впадаю в стресс.
У меня частые перепады настроения.
Я беспокоюсь о вещах.
Я беспокоюсь гораздо больше, чем большинство людей.
Личностные тесты и типы
Черты Большой пятерки чаще всего оцениваются с помощью Опросника личности NEO, который был разработан в 1980-х годах и включает только три из пяти черт: невротизм, экстравертность и открытость. Когда Лью Голдберг придумал фразу «Большая пятерка», к тесту добавились еще две черты.
Скорее всего, вы не слышали об опроснике личности NEO, но наверняка слышали о тесте индикатора типа Майерса-Бриггса (MBTI). Это тоже опирается на теорию черт, но больше в лагере Карла Юнга и основано на восьми чертах и двух установках на черту. Проблема с тестом Майерс-Бриггс (несмотря на его популярность среди непрофессионалов) заключается в том, что он ненадежен и недействителен. Это официальный способ сказать, что каждый раз, когда вы проходите тест, вы можете получить другой ответ; и на самом деле он не измеряет то, что намеревается измерить. Мелкая деталь, да? Что ж, это не помешало 1,5 миллионам человек ежегодно проходить тест или компаниям, которые используют его для оценки своих сотрудников или кандидатов на работу.
Еще одним аспектом личности, которому уделяется много внимания в поп-культуре, является понятие типа А и типа В. Эти термины были изобретены кардиологами для обозначения тех, у кого может быть повышенный риск коронарной болезни. В научном сообществе ведется много споров о том, являются ли эти ярлыки ценным показателем личности.
В общем, будь то ваши черты и характеристики или ваша склонность вести себя определенным образом, знание о себе имеет много преимуществ. Исследование за исследованием показали, что черты личности коррелируют с тем, как мы живем. Но, что еще более важно, знание того, кто вы есть, помогает вам принимать более правильные решения и полезно для понимания других людей и вашего отношения к ним.
Френология: Гейер, Питер. (2012). «Что такое функция?» Природа против воспитания : Journal Of Personality , (2008). «Наследуемость личности не всегда составляет 50%: взаимодействие генов и окружающей среды и корреляции между личностью и воспитанием». Личность и репутация: Journal of Personality and Социальная психология , (2016 г.) «Знание личности и репутации: знают ли люди о восприятии других?» Черты Большой пятерки: Справочник по личности: теория и исследования . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс (1999). «Таксономия черт большой пятерки: история, измерение и теоретические перспективы». Застенчивость и черты характера: Британский журнал педагогической психологии (1995). «Застенчивость и самооценка в среднем детстве».
Примечания: эта статья была первоначально опубликована 19 февраля 2020 г. и последний раз обновлялась 17 августа 2020 г.
Ребекка Долгин
Ребекка — бывший исполнительный редактор Psycom, в настоящее время она получает докторскую степень в области психологии. В качестве бывшего главного редактора Ребекка провела более 20 лет на крупных потребительских веб-сайтах и в журналах, руководя редакционной миссией и стратегией. До прихода в Psycom Ребекка работала с Hearst Digital Media над цифровыми брендами, такими как Elle, Cosmopolitan и Esquire. До этого она была главным редактором в XO Group и курировала цифровые, видео, социальные и печатные издания The Knot (9-е место).0004
Что такое личность? Определение, характеристики и факторы влияния
Содержание страницы
Что такое личность?
Под личностью понимается совокупность всех моделей мышления, чувств, действий и поведения, которые уникальны и отличают одного человека от другого. Каждая личность уникальна. Нет двух одинаковых людей.
Слово «личность» происходит от латинского слова «persona», что означает маска музыки и танца. В Древней Греции и Риме персонажи пьесы носили маки в соответствии с их ролью в пьесе.
То, как человек действует, чувствует и думает, уникально и типично для других. Никто не может действовать, чувствовать и думать точно так же, как другой, потому что психологические качества и черты человека отличаются от всех остальных. Личность каждого уникальна. Уникальный характер относится к психологическим характеристикам, таким как застенчивость, дружелюбие, готовность к сотрудничеству, которыми обладает каждый человек. В результате каждый из нас носит маску, отличную от тех, что носят другие. Наши ответы являются частью маски социального участия.
Психологи давно спорят о том, что формирует научное восприятие личности. Одни определяют по биологической активности, другие по чертам человека, третьи по темпераменту. У каждого психолога есть свое определение личности.
Мортон Принс (1924), «личность есть совокупность всех биологических врожденных предрасположенностей, импульсов, склонностей, аппетитов и инстинктов индивидуума, а также приобретенных предрасположенностей и наклонностей». Это определение делает потенциально полезный акцент на внутреннем характере.
Гордон Олпорт (1937), «личность — это динамическая организация внутри индивидуума тех психологических систем, которые определяют его уникальные приспособления к окружающей среде». Это определение охватывает большинство трудностей, возникающих при определении личности. В этом определении признается его изменчивый характер, оно акцентирует внимание на внутренних аспектах, а не на поверхностных проявлениях, и оно устанавливает основу социальной ценности личности. Это определение считается научным подходом к описанию характера личности.
Если рассматривать личность исходя из реальности, то это не явление, наблюдаемое непосредственно. Следующие пункты помогают прояснить его аспекты.
- Это совокупность физических и психических качеств, идей, стремлений, амбиций, способностей и интересов, характеризующих человека.
- Это структура и модель общего поведения человека.
- Социальное и психологическое воздействие, которое человек оказывает на других в процессе приспособления.
- Уникальный. Люди отличаются во всех аспектах.
Факторы, влияющие на личность
Личность очень динамична и может зависеть от различных факторов. личностные черты, привычки и приобретенное поведение обычно формируются и характеризуются биологическими (унаследованными) и социальными (средовыми) факторами. Современные психологи не вступают в полемику между наследственностью и окружающей средой или созреванием и факторами обучения. Они считают, что каждый аспект этих факторов влияет на личность.
Психологи для удобства разделили эти факторы на две широкие категории, а также признали ситуационными факторами. Таким образом, развитие личности человека рассматривается как слагаемое как биологическими факторами, так и факторами внешней среды, которым способствуют ситуационные условия. Биологические факторы задают пределы развития личности, в то время как социальные факторы действуют на основе биологических факторов. Индивидуум не полностью во власти своего окружения. Теперь давайте посмотрим на эти детерминанты,
Биологические факторы личности
Личность формируется под воздействием многих незначительных воздействий. Несколько различных подходов раскрывают значение биологических факторов. Некоторые из них — наследственность, железы внутренней секреции, нервная система и телосложение.
Наследственность (ген)
Процесс селекции невозможен для людей. Лучшим источником доказательств является сравнение однояйцевых и разнояйцевых близнецов, а также сравнение однояйцевых близнецов, разлученных в раннем возрасте.
Однояйцевые (монозиготные) близнецы — это два человека, которые имеют точно такую же наследственную конституцию. Однояйцевые близнецы появляются в результате случайного расщепления одной оплодотворенной яйцеклетки. Две разделенные оплодотворенные яйцеклетки являются генетическими репликами. Разнояйцевые (дизиготные) близнецы, с другой стороны, развиваются из отдельно оплодотворенных яйцеклеток, и генная картина разнояйцевых близнецов может заметно различаться. Если сравнить степень сходства пары монозиготных близнецов со степенью сходства пары дизиготных близнецов, то мы обнаружим относительный вес наследственности и среды.
Нервная система
Функции как вегетативной нервной системы (ВНС), так и центральной нервной системы (ЦНС) важны для определения личности. ВНС состоит из двух систем: симпатической и парасимпатической, которые оказывают большое влияние на гомеостатические процессы, черты темперамента и другие аспекты личности.
Freeman (1948) в своем исследовании обнаружил, что два процесса, управляющих возбуждением и контролем разрядки, взаимодействуют друг с другом. Люди с высоким уровнем влечения быстро мобилизуют энергию в ответ на присутствие угрозы. Люди с сильным возбуждением и слабым контролем склонны к совершению преступлений и, как правило, плохо приспосабливаются. Точно так же люди со слабым возбуждением и сильным контролем боятся что-либо пробовать и считаются «неадекватными личностями», пассивны, пессимистичны и склонны к суициду. Человек с высоким уровнем возбуждения и контроля, скорее всего, будет очень успешным, потому что он использует энергию не расточительно, а разумно.
Эндокринные железы
Аномальные состояния желез приводят к неполноценной личности. Та же логика означает, что нормальная личность является продуктом адекватной секреции желез. Согласно Луи Берману, невротики и деградировавшие, сумасшедшие и преступники являются жертвами железистых расстройств и могут быть вылечены железистой терапией. Ниже приведены важные железы человека.
- Гипофиз – В связи с тем, что эта железа контролирует все железы, также известная как основная железа. Она состоит из двух частей: передней доли и задней доли. Передняя доля имеет большее психологическое значение, поскольку она секретирует гормон роста соматотропин. Задняя доля контролирует артериальное давление, функцию почек, жировой обмен и т. д.
- Щитовидная железа – Расположенная рядом с гортанью в горле, щитовидная железа выделяет тироксин, который регулирует потребление кислорода и скорость обмена веществ в организме.
- Паращитовидная железа . Эта железа расположена в щитовидной железе и состоит из четырех или более крошечных структур, которые регулируют уровень кальция в организме.
- Надпочечники – Два надпочечника расположены в верхней части почки. Каждая железа состоит из двух частей: коры надпочечников и мозгового вещества надпочечников. Эти две части секретируют отдельные гормоны, называемые кортином и гормоном экстренной помощи соответственно.
- Половые железы – Семенники у мужчин и яичники у женщин относятся к категории половых желез. Яички являются мужскими половыми железами и выполняют две важные функции: производство мужских половых клеток и производство гормонов мужских, физических и умственных качеств.
Телосложение
Уильям Шелдон (1899–1977), психолог с медицинским образованием, предположил, что форма тела определяет личность человека. Шелдон разработал систему, состоящую из трех типов телосложения: эндоморфов, мезоморфов и эктоморфов.
Эндоморфы имеют мягкое и круглое тело и, как правило, они мягкие и толстые. Они любят комфорт и общительны. Мезоморфы имеют прямоугольное тело и, как правило, мускулистые. Они энергичны, напористы и агрессивны. Эктоморфы имеют тонкое и нежное тело. Обычно они замкнуты, одиноки, обладают церебротоническим темпераментом, сдержанным, застенчивым и пугливым.
Факторы окружающей среды (социальные факторы)
С момента рождения личность ребенка формируется и формируется сообществом, в котором он живет. На первых порах сообщество может состоять только из семьи ребенка. Позднее школа, религия, культура, учителя, друзья, экономические условия, фильмы и т. д. — все это оказывает свое влияние.
Семья или домашняя обстановка должны прививать хорошие привычки уборки, еды, сна и приучения к туалету. Подражание ребенком своим родителям является важным способом обучения, который оказывает большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка. В целом социальные факторы делятся на четыре основные категории: домашнее влияние, школа, экономические факторы и культура.
Домашнее влияние
Ребенок – это биологический и социальный организм. Его биологические атрибуты влияют на социальный паттерн. Образцы любви, сочувствия и понимания, которые подают родители, побуждают ребенка быть социально приемлемым и развивать личные качества. В другой модели доминирующий отец, придирчивая мать и сенсорная депривация могут препятствовать эмоциональному здоровью ребенка, вызывая эмоциональную нестабильность, застенчивость и враждебность.
Отверженные дети или дети, подвергнутые жесткой дисциплине, часто проявляют недостаток уверенности, силы воли и независимости и имеют более низкую самооценку. Негативизм, вспышки гнева, упрямство, поддразнивание и заржание — черты характера, которые развиваются у избалованного и невоспитанного ребенка. Психологи обнаружили, что роль матери и отношения между родителями и братьями и сестрами оказывают большое влияние на развитие личности ребенка.
Школа
После семейного окружения ребенок попадает в школу, где он воспринимает учителей как замену своим родителям. Различия в поведении учителей имеют большое значение для развития ребенка. Например, некоторые институциональные правила и требования могут показаться ребенку новыми и разочаровывающими. Ребенок должен адаптироваться к задачам, вознаграждениям и наказаниям в соответствии со своими способностями и мотивацией.
Многие факты, такие как проблемы, ожидания, правила, предписания и т. д., действуют как сила, формирующая его личность. Роль администратора и учителя, социальный климат, методы обучения, достижения ребенка, применяемые поощрения и наказания, образовательная политика, соревновательная мотивация являются мощными элементами формирования личности ребенка, связанного со школой.
Экономический фактор
Человеческая личность в значительной степени подвержена влиянию экономических факторов. Нехватка денег напрямую ведет к определенным видам разочарований, стрессов и конфликтов. Тип жилья, низкий уровень занятости отца, инфляция, безработица, неудовлетворенность работой и т. д. являются источниками стресса, с которыми могут столкнуться люди в обществе.
Экономическая роль может быть связана с системой занятости, пирамидой доходов и социальными ожиданиями. Профессиональная система связана с множеством факторов, таких как интеллект, способности, возможности получения образования, ограничения со стороны работодателей и баланс между личностью и требованиями профессиональных ролей. Человек может преуспеть или потерпеть неудачу, что может привести к изменению его личности в лучшую или худшую сторону.
Культурное влияние
Культура не может существовать без личности. Культура есть сумма личностей многих людей. Это организованный набор верований, ритуалов и институтов, которые формируют людей в соответствии со своими шаблонами.
Подходящая модель для подражания и система ценностей формируют личность человека, которая формируется социальными табу, приказами и обязательствами.