Билли боб торнтон отточенное лезвие: Отточенное лезвие (1996) — Всё о фильме, отзывы, рецензии

Содержание

«ОТТОЧЕННОЕ ЛЕЗВИЕ» (Sling Blade) США. 1995. 135 минут (режиссёрская…: kinanet — LiveJournal

Автор сценария Билли Боб Торнтон (Billy Bob Thornton) по своей пьесе 
Оператор Бэрри Марковиц (Barry Markowitz)
Художник Кларк Хантер (Clark Hunter)
Композитор Даниэль Лануа (Daniel Lanois)
В ролях: Билли Боб Торнтон (Billy Bob Thornton), Дуайт Йоакам (Dwight Yoakam), Дж. Т. Уолш (J.T. Walsh), Джон Риттер (John Ritter), Лукас Блэк (Lucas Black), Натали Кэнердей (Natalie Canerday), Роберт Дювалл (Robert Duvall), Джеймс Хэмптон (James Hampton), Рик Дайал (Rick Dial), Брент Брискоу (Brent Briscoe)
Премии: «Оскар» за адаптированный сценарий, специальный приз Национального совета обозревателей Билли Бобу Торнтону за достижения в кино, «Независимый дух» за дебют — все по итогам 1996 года
Кассовые сборы — $24,45 млн. (в пересчёте по состоянию на 2007 год — $24,5 млн.), $34,2 млн. в мире
Посещаемость — 5,3 млн. зрителей
Оценка — 8,5 (из 10)

Экзистенциальная драма с элементами триллера

Сорокалетний актёр Билли Боб Торнтон, который находился на вторых ролях в кино, в миг прославился в марте 1997 года, когда получил премию «Оскар» за адаптацию собственной пьесы «Отточенное лезвие». Он прежде ставил её в театре, а также снял в 1994 году короткометражную ленту «Некоторые люди называет это отточенным лезвием», прежде чем нашёл небольшие средства (всего лишь $1 млн.), чтобы осуществить всё тот же сюжет в полнометражной версии и сыграть главную роль, за которую тоже стал номинантом приза Американской киноакадемии — жаль, что не получил!

Потому что Торнтон заслуживал этот «Оскар» куда в большей степени, нежели австралиец Джефри Раш, который только внешне подражал шизофренично-эксцентричному поведению своего невыдуманного героя-пианиста в «Блеске». А исполнитель в «Отточенном лезвии» разительно преобразился не по одному лишь виду, походке и голосу — он словно вообще переродился, когда влез в шкуру некоего Карла Чайлдерса (между прочим, в корне фамилии Childers знаменательно присутствует слово Child, то есть ребёнок), который есть нечто среднее между «человеком дождя» и тёзкой-толстяком Карлом Мундом, маньяком-убийцей из «Бартона Финка». Но точнее всего, этот аризонский Форрест Гамп оказался скрещённым с техасским «ангелом смерти» Хенри («Хенри: Портрет маньяка-убийцы»).
Несмотря на явную затянутость словно угасающего действия и на безусловную ожидаемость кровавой развязки, когда вышедший из психбольницы герой (туда он попал ещё двенадцатилетним, зарезав серпом собственную мать и её любовника) непременно должен вновь совершить тяжкое преступление, финал всё равно непредсказуем и тем более не соответствует запросам любителей примитивных страшилок о Джейсоне из киносериала «Пятница, 13-е» или Майке Майерсе из другого популярного цикла «Хэллоуин». Только наши глупые молодые журналисты могли посмеяться над пристрастием дебилоподобного Карла Чайлдерса к фундаменталистской церкви — он будто на самом деле является карающей рукой Господа, опуская доморощенный меч (фактически — отточенный кусок металла от ножа сенокосилки) на голову того подонка, который издевается над мальчишкой, новым другом Карла.
Но невольный соучастник умертвления своего новорождённого брата (это случилось с Карлом ещё в шестилетнем возрасте) решает не мстить собственному престарелому и жалкому отцу, а выступает теперь как искупающий вину спаситель, своеобразный ловец «над пропастью во ржи», который предостерегает других детей от опасности. А ещё важнее момент возвращения героя, вновь признанного душевнобольным, в ту клинику, где он провёл почти тридцать лет своей жизни. Прежде тихий и молчаливо выслушивающий порочные бредни соседа по психушке (в этой роли неожиданно проявил себя скончавшийся во время съёмок от инфаркта Дж. Т. Уолш) по-своему бунтует, отныне предпочитая полное одиночество. Дальше — тишина…
Карл Чайлдерс — будто шекспировский Шут, который пытается примерить роль Гамлета. Ну, а по американским киноаллюзиям — ещё и очнувшийся от забытья Вождь или, напротив, подвергнувшийся лоботомии бунтарь МакМёрфи из фильма «Кто-то полетел над гнездом кукушки». Америка любит своих непокорных и богоотступнических сынов только на экране, иногда — и на оскаровских церемониях. А благодаря раскрутке из-за «Оскара» картина Торнтона, выпущенная лишь через год после съёмок и только в двух кинотеатрах, смогла от первоначальной суммы $0,1 млн. увеличить свои кассовые сборы до $24,5 млн., что для подобной ленты является сногсшибательным результатом. С учётом же мирового проката, её мизерный бюджет оказался превзойдён более чем в 34 раза! 

Рецензия: «Отточенное лезвие», Билли Боб Торнтон | Flame Tongue

Билли Боб Торнтон довольно долго шёл к успеху. К сорока годам на его счету было всего несколько второстепенных ролей в малобюджетных фильмах и обширный опыт работы официантом. На одной из вечеринок, где будущему актёру «посчастливилось» разносить напитки, присутствовал известный американский режиссёр Билли Уайлдер. Мэтр не постеснялся высказать своему тёзке, насколько тот уродлив, и даже предложил использовать это как основу для сценария. Торнтон – вместо того, чтобы забиться в угол и заплакать (или нассать кинозвезде в бокал с шампанским) – воспользовался советом практически буквально. Картина «Отточенное лезвие», в котором он выступил одновременно как режиссёр, сценарист и ведущий актёр, завоевала «Оскар» и стала билетом в большое будущее.

Завязка истории вполне скандальная: человека, в двенадцатилетнем возрасте зарезавшего собственную мать и её любовника, выпускают из психиатрической клиники после многолетнего лечения. Вопросы – зачем убил и убьёт ли ещё – естественным образом захлёстывают мозг, но уже минут через десять после начала фильма ответа на них дожидаешься не с азартом зрителя криминальной хроники, а с разрывающимся от противоречий сердцем. Главный герой, поначалу слишком молчаливый, чтобы сделать о нём какие-то выводы (тихий психопат или невинно осуждённый?..), шаг за шагом – шаркая по асфальту и причмокивая губами – вызывает всё больше доверия. Это большой ребёнок, и не случайно фамилия у него Чайлдерз; это Чарли Гордон из «Цветов для Элджернона»; это Ленни Смолл из романа Стейнбека «О мышах и людях»; это то самое странное и опасное сочетание из крепкого сердца и слабого ума.

Любопытно, что в России эту тему обычно обходят стороной. Детей с отклонениями держат в секрете или прячут в специальных заведениях, на улице от подобных людей отводят взгляд, и для родственников они зачастую обуза. Американское общество в этом плане куда более терпимо: человек с психическими и умственными «особенностями» вполне может найти работу, завести друзей и тихо прожить до старости, никому особо не мешая. Вот и Карл Чайлдерз практически без усилий получает местечко в мастерской и какую-никакую крышу над головой, знакомится с мальчишкой по имени Фрэнк и обретает своего рода семью, которой у него никогда не было. В незамысловатых диалогах между Карлом и Фрэнком вскрывается тяжёлое детство главного героя, и вопрос – почему он такой – находит вполне естественное и душераздирающее объяснение.

Второй вопрос – убьёт ли Карл снова – постепенно теряет свою остроту и из ключевой интриги превращается в философское размышление режиссёра на тему добра и зла. Алкоголик и домашний тиран Дойл, весь фильм терроризирующий мать Фрэнка, настолько правдоподобно сыгран Дуайтом Йокамом, что его хочется прикончить собственноручно. Кажется, что в нём сосредоточены все грехи человеческие, и что стоит удалить его из жизни окружающих, как им тут же станет хорошо… Тем не менее, никто из персонажей не торопится совершать какие-то действия, да и сама Линда почти с радостью наступает на одни и те же грабли, позволяя помыкать собой. На экране (как и в реальной жизни) психически здоровому человеку сложно пойти на преступление. Но что если в голове отсутствует какая-то важная плашка?..

Лезвие газонокосилки, вложенное в руки Карла, превращается практически в меч правосудия. Не будь герой слабоумным, мы бы ему не простили… Мы бы говорили, что должны быть другие выходы, и что проблема не столько в Дойле, сколько в со-зависимой Линде. Но именно психическая дисфункция главного героя позволяет режиссёру задать неудобный и слишком противоречивый вопрос: может быть, некоторые люди действительно заслуживают казни? Может быть, только те, кого общество считает своеобразным «браком природы», способны услышать правду, идущую из собственного сердца?

Это сложная и тяжёлая тема передана удивительно простым кино-языком, разве что темп чуть медленнее, чем в большинстве современных фильмов. Билли Боб Торнтон здесь, конечно, как головной вагон, за которым тянется весь поезд. Картина истинно авторская, и без Торнтона у всех трёх рулей (режиссура, сценарий, главная роль) получилась бы совершенно иной. Сложно поверить, что это дебютная работа — настолько она зрелая и сильная. И жаль, что по сей день Торнтон так и не прыгнул выше своей головы, несмотря на возросшую популярность.

Ставьте палец вверх, если узнали чувака из «Фарго», и подписывайтесь на мой канал.

ОТТОЧЕННОЕ ЛЕЗВИЕ (1996) | KinoYurCo

ОБЗОР «ОТТОЧЕННОЕ ЛЕЗВИЕ» (1996)

ОПИСАНИЕ