Аскетизм
Что такое аскетизм
Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей.
Большая советская энциклопедия
Аскетизм — пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах аскетизм предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п.; в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром.
Сайт Лотоса | http://ariom.ru
- Аскетизм – это умеренность во всем, касается ли это приема пищи, составления гардероба или распределения семейного бюджета.
- Аскетизм – умение обходиться малым (в первую очередь в бытовом плане), не чувствуя при этом себя ущемленным.
- Аскетизм – это искренняя готовность поделиться с нуждающимися тем, что имеется у человека.
- Аскетизм – это получение радости не от процесса стяжательства, а от процесса самосовершенствования.
- Аскетизм – это умение владеть собственными эмоциями.
- Аскетизм – это осознанное подавление человеческих страстей с целью развития духа.
- Аскетизм – это образ жизни, при котором внешнее приносится в жертву внутреннему.
Преимущества аскетизма
- Аскетизм даёт независимость – от тяги к роскоши.
- Аскетизм обеспечивает готовность – пожертвовать собственными интересами ради общей цели.
- Аскетизм даёт освобождение – от сильных эмоций и страстей.
- Аскетизм даёт толчок – к личностному росту.
- Аскетизм, как отказ от излишней роскоши и привязанности к плотским удовольствиям, даёт уважение – со стороны окружающих.
Проявления аскетизма в повседневной жизни
- Быт. Человек, предпочитающий хорошие книги либо путешествия покупке дорогого мебельного гарнитура, проявляет себя аскетом.
- Отношения с людьми. Человек, который радуется даже малому, намного легче выстраивает отношения с людьми – люди «тянутся» к оптимистам.
- Религия. В христианстве аскетизм почитается, как одна из основных добродетелей человека.
- Оптимизм. Аскетичный человек доволен малым, удовлетворен жизнью, следовательно, спокоен и оптимистичен. Не всякий оптимист является аскетом, но каждый аскет – непременно оптимист.
Как достичь аскетизма
- Работа над собой. Самосовершенствование, направленное на избавление от таких черт характера, как эгоизм, самолюбование помогает развить аскетизм.
- Жизненная позиция. Расстановка правильных жизненных приоритетов, умение отделять главное от второстепенного, способствует выработке аскетизма.
- Сознательный отказ от излишеств. Именно отказ от излишней роскоши, от излишней тяги к удовольствиям, есть основа аскетизма.
- Внимание к окружающим. Чуткость к интересам и устремлениям других людей, готовность помочь в их реализации – одна из черт, характеризующих человека аскетичного. Развивая в себе внимание, человек развивает и начала аскетизма.
Золотая середина
Самопопустительство
Аскетизм
Чрезмерное воздержание
Крылатые выражения об аскетизме
- Когда аскетизм превращается в самоцель, то стремление к подавлению страстей само становится всепоглощающей страстью.
- — Рабиндранат Тагор —
- Как много, однако же, есть вещей, которые мне вовсе не нужны!
- — Сократ —
- Аскетизм есть школа человеческой личности в направлении сокращения своих чувственных желаний в пользу таких, которые материально не ограничены.
- — Михаил Пришвин —
- Аскетизм есть очищение сердца от злых страстей.
- — Иоанн Кассиан —
Что почитать?
- С. М. Зарин / Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование
- Книга профессора Петроградской Духовной Академии посвящена феномену православной аскетики и его эволюции. Автор анализирует также западный аскетический идеал и католическую аскетику.
- Плутарх / Моралии
- Античный автор в своем сочинении посвятил воинским добродетелям, в том числе аскетизму немало строк. Плутарх анализирует черты спартанского характера и аскетизм полководцев прошлого.
Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».
Не стремитесь к абсолютному совершенству.
Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.
Доверяйте своей интуиции.
Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.
Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.
Две собаки, презрев все запреты,
У корнета украли котлеты
Но подумал корнет:
«Проживу без котлет!»
И решил превратиться в аскета.
Remember not only to say the right thing in the right place, but far more difficult still, to leave unsaid the wrong thing at the tempting moment. Benjamin Franklin
Путь начинающего аскета — ВОС
Как расставаться с вещами и отсекать ненужное
Аскет — не нищеброд и не выживальщик. Он не прибедняется, преследуя корыстные цели, и не экономит, перепрыгивая через турникеты. Аскет сознательно ограничивает свои потребности, большинство из которых сегодня навязаны маркетологами. Аскеза позволяет лучше владеть собой, концентрироваться на важном и быстрее принимать решения. По сути, она освобождает от всего лишнего и наносного. Практика аскезы может начаться с актуальной медиадиеты или с сокращения количества материального. W→O→S предлагает начать с генеральной уборки и делится личным опытом.
Рубрика для тех, кто думает, что у них поехала кукушка: опостылевшая психология не дает нам покоя. Нужно ли знать ее основы, чтобы жилось легче? Зачем ходить к терапевту? Что скрывается за советами специалистов — желание помочь или нажиться? Попробуем разобраться в этом и просто повеселиться. Как обычно.
дата:
21 июля
Что такое аскетизм?
Аскетизмом называется образ жизни, сопряженный с самоограничением, скромностью и воздержанием. Аскеза как вид духовной практики существует в трех главных мировых религиях. Она позволяет преодолевать препятствия и соблазны, стоящие на пути духовной жизни личности. В пору античности аскезе следовали атлеты, готовящиеся к спортивным состязаниям. Спортивная и профессиональная аскеза практикуется по сей день и признается современниками с куда большим энтузиазмом, нежели духовная. Любая профессия, связанная с самоконтролем, стрессом и риском для жизни, требует крайней самоотдачи и аскезы.
Кто такие «новые аскеты»?
Люди в возрасте от 20 до 30 отличаются от большинства представителей поколения, чья молодость пришлась на начало нулевых. Тогда все как ошалелые кинулись брать кредиты и наверстывать пробелы в потреблении за 90-е годы. Представители нынешнего поколения не связываются с ипотеками, а предпочитают жить в съемной квартире, но слушать музыку на хорошей аппаратуре, тратят деньги на видеоигры и курсы, а не на исследование новых ресторанов и горящие туры. Вроде уже наелись и в подробностях изучили пирамиды по Discovery Channel. Новые аскеты не потребляют стихийно просто потому, что могут, но сосредоточены на объектах страсти, определенных категориях вещей и увлечений, которые всегда в приоритете. Для кого-то это образование, а для кого-то — свежие гаджеты или кроссовки.
Что думают о вещах новые аскеты из редакции W→O→S и их друзья
К А Т Я
Донашиваю шмотки своего очень модного мужа. Немного мешковато, зато мои вещи в доме занимают только один ящик комода.
М А К С И М
Я не аскет ни разу, вы чего? Скорее даже сибарит! Покупаю сыры, варю чатни, пью вина и водку. Купил весной рубашку и кроссовки. А завтра куплю парфюм Zagorsk Comme des Garçons.
Г О Ш А
Новых вещей не покупал лет пять, правда, иногда что-то дарят. Покупаю только кроссовки и носки. Мебель досталась по наследству, с тех пор о новой не разу не думал. Деньги уходят на еду, квартиру, починку техники и передвижение по городу и стране. Коплю, если откладываю на какую-нибудь поездку, чтобы там все и потратить.Пользуюсь алконокией.
А Н Я
В магазинах масс-маркета у меня начинаются навязчивые видения о будущем: я смотрю на это тряпье и уже вижу горы истлевшей трухи. В ужасе убегаю. «Икеи» это тоже касается. Родители научили ценить самую простую повседневную пищу, но при этом хорошую мебель и одежду. Мне нравится в основном дорогая, потому я не задыхаюсь от однодневного ширпотреба в шкафу. И всегда есть чем из старых запасов порадовать друзей.
С А Ш А
Экономлю охотно на всем, если для этого не приходится поступаться собственным вкусом. Хожу в джинсах Lee, а не в брюках от Демельмейстер, зато могу позволить себе угощать друзей лонг-айлендами. Хлама в гардеробе нет, у каждой вещи свое предназначение. Шмотки, утратившие функцию, быстро раздаются или выкидываются. Музыкальное оборудование покупается по мере необходимости. Я точно знаю, когда мне нужен синтезатор, а когда новая пара штанов.
Д А Ш А
Важно тратить максимум на путешествия, образование и всякие абстракции, чтобы меньше оставалось на материальное. И покупать материальное все реже и дороже, чтобы не было круговорота ширпотреба. Вообще, банально, но важно понимать, что мы покупаем только ощущения. Если важно чувствовать себя окутанным шубой или ощущать, как помада «Шанель» ложится тонким лагерфельдовым слоем, то надо брать.
Нельзя делать приобретение вещи лейтмотивом своей жизни. Особенно, если это ипотека. Заработай больше, потрать меньше, но не копи и не бери кредит. А если не можешь что-то себе позволить, это лишнее.
Л Е Н Я
У меня в приоритете всегда были просмотровые принадлежности: хорошие проектор, классные колонки. Ради этого можно и пожрать «крошку-картошку» месяц. А вот от физических носителей — видеокассет и дисков с фильмами — с появлением интернета я избавился.
Насчет одежды: покупать самоуничтожающийся после третьей стирки бомж-комплект из «Топшопа» куда затратнее, чем одну дорогую, но прочную шмотку.
К А Т Я
Мне претит любая избыточность. Когда мне подарили вторые часы, я внутренне заметалась. Искренне не понимаю, что может заставить человека снять одни часы и надеть другие. Одежды у меня немного, да и ту, что есть, почти не ношу. Если вещь пролежала год, я ее отдаю. Если мебель не нашла своего места в квартире, тоже отдаю. Недавно захотелось разбавить свой черно-бежевый гардероб. Купила яркую сумку (впервые!) и одну майку. На этом успокоилась. При этом я страшная транжира. Деньги уходят сквозь пальцы, куда — непонятно. Много трачу только в «Азбуке вкуса», книжных, аптеках (я здорова, просто люблю аптеки) и в детских магазинах одежды.
О Л Е Г
За последние три года купил себе айпод и игровую приставку. Первое в качестве подарка за первую зарплату, второе по похмельному предрождественскому зову сердца. Кредиты, бытовая техника, стеклорез из электрички и прочее меня интересует разве что со стороны.
Н И К И Т А
Очень не люблю новую одежду, меня бесит необходимость разнашивать кроссовки, а штаны предпочитаю носить до тех пор, пока они не истлеют прямо на ногах. Магазины угнетают. Дома лежат футболки, которые я еще в 9-м классе покупал, с тех пор не носил ни разу, но выбрасывать жалко. Могу купить разве что трусы с носками, без них никуда. Мебель не покупаю — в квартире нет места, да и стоит дорого. Так что трачу деньги только на еду и видеоигры.
Как понять, что большая часть окружающих вас предметов вам не нужна?
Закон дачи и балкона
Постсоветские дети хорошо усвоили: балкон — это место для одной лыжи, трех лыжных палок и прочей непотребщины. Спасение от этой практики такое: балкон должен быть девственно пуст. Велосипед и сноуборд — исключения.
Закон переезда
Переезд — отличный повод окинуть взглядом нажитое барахло и сделать неутешительные выводы. Да, вы два года с умным видом собирали неподъемный журнал Monocle, вместо того чтобы заменить эту мрачную, как рассвет на овощебазе, люстру. Понтовались бы лучше хорошим светильником, который можно взять с собой и приделать вместо того хозяйского ужаса с пчелками, который вас ждет на новом месте.
Переезд таит в себе опасность: любая нераспакованная вовремя коробка влечет за собой бардак, ждущий подходящего момента, чтобы у вас поселиться. Распаковывайте вещи стремительно. Не хватает сил? Не уверены, что там что-то нужное? Выход вы уже знаете.
Закон коробки
Сложите в коробку вещи, в необходимости которых вы сомневаетесь, и поставьте ее на видное место. Подождите месяц. Если коробка так и не была открыта, смело несите ее на помойку. Только не заглядывайте в нее, иначе вид этого очаровательного пресс-папье вас разжалобит и вся затея насмарку.
Куда отдать надоевшую или не подошедшую одежду?
Что делать с переполненным шкафом?
Принцип «передай другу»
Гуманный способ оживить обменные процессы в шкафу: отдавайте друзьям вещи, которые давно не надевали. Некогда любимые вами штаны для кого-то станут домашними трениками, а для кого-то — поводом лишний раз выйти в свет.
Принцип «безжалостный дресс-код»
Если вежливость не позволяет вам являться на вечеринки поперек дресс-кода, заведите себе маленький костюмерный отсек, куда отправятся золотые трусы из пайеток и болеро из страусиных перьев. Вам не придется расставаться с памятными эксцентричными вещами и всегда будет чем выручить друга, спешащего на бал в честь уборки урожая.
Принцип «одно платье в дом — одно из дома»
Здесь все просто: совершили покупку — освободите для нее вешалку. Вашему шкафу, так же как и вам, нужен ритм большого города и ощущение свежести.
Магазины и интернет-сообщества
1. «Своя полка»
2. Meet my Ex
3. Second Friend Store
4. Благотворительный магазин «Лавка радостей»
5. Your stuff 4 cash
Благотворительные организации, которые принимают одежду
1. «Благотворительный бутик».
Принимает хорошие вещи в соответствующем состоянии, их можно передать через фонды «Вера» и «Подари жизнь».
2. Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.
Принимает одежду и обувь в хорошем состоянии.
3. Благотворительный фонд «Созидание».
Принимает обувь, любые детские вещи и бытовую технику.
4. Центры социального обслуживания
Принимают все.
5. Комитет «Гражданское содействие»
Принимает одежду и обувь. Особенно требуются большие размеры.
Если у вас совсем нет времени, можно оставить вещи в сумке около помойки. Там действует своя, более гибкая система благотворительности: вещи не обязательно предварительно относить в химчистку или утюжить. Дворники за 20 минут разберут их и раздадут, кому надо.
Уборка как ритуал очищения
Как покупать меньше и не накапливать хлам?
Во-первых, это приятно. Вы будете чувствовать себя лучше, взяв за правило избавляться от вещей, которые не приносят пользы и не навевают приятных воспоминаний, сокращают свободное пространство и вызывают тоску своим убогим экстерьером. Любой иногородний студент блаженен в своем кристальном понимании сути вещей: для жизни правда не нужно ничего, кроме розетки, рельсы для одежды и матраса. Итак, приступая к ритуальной уборке, оценивайте каждую вещь по следующим параметрам:
— Когда вы в последний раз пользовались вещью?
— Есть ли у вас более современный вариант этой вещи?
— Нужны ли вам два экземпляра?
— Какие эмоции вызывает у вас вещь?
— Можете ли вы обойтись без нее?
По результатам ревизии вещь определяется в одну из категорий: переделать или отремонтировать, отдать другим людям, прибегнуть к помощи закона коробки или сразу выбросить.
Вопросы, на которые стоит ответить перед покупкой, чтобы исключить влияние импульса:
— Как часто я буду пользоваться этой вещью?
— Есть ли у меня подобное? Если да, то чем хуже нового?
— Где я буду это хранить?
— Почувствую ли я себя лучше от обладания?
— Станет ли мой быт более комфортным?
Если вы уже совершили покупку, но поняли, что ошиблись, воспользуйтесь правом покупателя на обмен и возврат товара.
Что еще поможет избежать помешательства?
— Не покупайте ничего только из-за скидки. Когда вы делаете это, система отрыгивает вашим духом.
— Отдавайте предпочтение качественным товарам. Однажды купленный крепкий и недешевый журнальный стол переживет вечеринки и переезды, тогда как копеечный картонный «Лакк» из «Икеи» придется покупать заново каждые полгода.
— Не тащите в дом сувениры, халявный мерч и канцтовары. Вы же не представитель дикого племени, поклоняющегося пробке от кока-колы.
— Не покупайте вещь сразу. Дайте себе подумать сутки.
Что делать, если ваш партнер не готов к аскезе?
Если партнер — Плюшкин
Плюшкин ничего не выбрасывает. Он сортирует вещи одному ему понятным способом: винтики в коробок, коробок в вазу, вазу на полку. Одежда, которую он не надевал десять лет, сложена в отдельный особо почитаемый могильник. Но даже на него можно влиять.
Способ первый:
дневник коробки
Соберите в одну коробку все эти замечательные вещи, которыми партнер не пользуется, но зато они здорово мозолят вам глаза. Расположите коробку в центре интерьерного ансамбля и попросите в течение месяца отмечать, чем из ее содержимого тот воспользовался. Скорее всего, по итогам наблюдений он позволит выбросить клад целиком.
Способ второй:
радикальный
Выбрасывайте все тайно и небольшими частями, чтобы не привлекать внимания. Через пару месяцев вам удастся устранить завалы, а Плюшкин даже не заметит изменений. Но, решаясь на этот шаг, вы должны быть уверены в дисфункциональности вещи на все сто процентов, иначе скандала не миновать.
Если партнер — коллекционер
Коллекционеры — особые люди. Начав собирать что-то одно, они не в состоянии остановиться и вновь и вновь заводят все новые коллекции. Метод один — каталогизация и поддержание порядка. Напоминайте партнеру о том, как важно содержать сокровища в чистоте, строгости и крайне тщательно отбирать новые образцы. Устраивайте демонстративную полировку витрины и сдувание пыли. Он оценит вашу заботу, и ценность коллекции, а заодно и ваша — как экземпляра, автоматически повысится.
Что делать, если ваш партнер — аскет, а вы нет?
Будьте готовы к систематическим пляскам вокруг костра, в котором аскет сжигает свои вещи. Там он перезагружает свою систему, чтобы не порасти мхом. Следите за порядком на журнальном столе и прочих поверхностях, никогда не оставляйте мокнуть в раковине до завтра то, что можно вымыть сегодня. От вида беспорядка аскету трудно сосредоточится и он впадает в тихое бешенство. Систематизируйте дорогой вашему сердце хлам, иначе все вещи, не нашедшие своего места, будут считаны аскетом как дисфункциональный мусор. При этом его не пугают многолюдные домашние вечеринки с битьем бокалов и он наравне со всеми готов разгромить квартиру. Главное, устранить все разрушения оперативно.
Молитва и аскеза в повседневной жизни
09.03.2021 0 комментариев Прочитать
Перед началом Великого поста 2021 года у меня появилась привычка оправдывать свои слабости, самой большой из которых было: «Я мог бы иметь духовную жизнь, которую хочу, если бы у меня не было трое детей, муж и домашнее хозяйство занимают все мое время!» Во время Великого поста в этом году я решил подражать святой Франциске и взять страницу из ее сборника пьес, включив больше молитвы в свою повседневную работу и добавив аскетические практики, которые реалистичны для моего нынешнего этапа жизни. У меня есть определенное время дня для медитативной и личной молитвы с Богом, которую я стараюсь соблюдать каждый день, но в дополнение к этому я стараюсь, когда это возможно, совмещать работу, молитву и аскетизм. Вместо того, чтобы слушать подкасты о текущих событиях, когда я мою посуду, я использую один из этих кухонных четок в стиле счетов, чтобы я мог молиться во время работы и чтобы я мог отслеживать, где я должен был остановиться, когда меня прервал звонок. потребности моих детей. Вместо того, чтобы листать соцсети или бесцельно копаться в телефоне, пока я кормлю ребенка, я пробираюсь через 9 часов святого Игнатия Лойолы.0018 Личные письма . Возможно, я не могу в полной мере участвовать в Великом посте из-за моего грудного ребенка, но я могу избегать перекусов, когда это возможно, и когда мне приходится смотреть, как мои дети едят мои любимые батончики мюсли, в то время как мой желудок начинает урчать, я стараюсь предлагаю это как молитву и напоминаю себе, что маленькие акты самоотречения подготавливают нас к большим актам самоотречения. Другие идеи для малых аскетических практик, которые мы можем добавить к нашим обетованиям Великого поста (или пятницам в обычное время), включают в себя: принятие холодного или прохладного душа вместо горячего, отказ от сладостей или десертов, отказ от использования подушки на ночь и принятие большего количества пищи. дни недели, когда мы воздерживаемся от мяса. Цитируется высказывание святой Франциски Римской: «Замужняя женщина должна, когда ее призовут, оставить свою преданность Богу у алтаря, чтобы найти Его в своих домашних делах». Это определенно верно для меня; стирать, готовить еду и давать уроки чтения — мои обязанности. Я могу показать свою любовь к Богу, любя свою семью и принося эти скромные жертвы вместо того, чтобы пренебрегать своими обязанностями ради ежедневного выполнения произвольного набора молитв. Пока мы продолжаем наши постные путешествия, я призываю вас подумать о том, как вы можете включить больше молитвы и аскезы в свой распорядок дня. Для получения дополнительных материалов, которые будут сопровождать вас в этот Великий пост, нажмите здесь. Для получения дополнительной информации о браке и семье щелкните здесь.
Делиться 0 комментариев | Детали Архивы февраль 2023 г. январь 2021 г. декабрь 2020 г. ноябрь 2020 г. октябрь 2020 г. сентябрь 2020 г. август 2020 г. июль 2020 г. июнь 2020 г. май 2020 г. апрель 2020 г. март 2020 г. Февраль 2020 г. январь 2020 г. декабрь 2019 г. ноябрь 2019 г. Октябрь 2019 г. сентябрь 2019 г. август 2019 г. июль 2019 г. июнь 2019 г. май 2019 г. Апрель 2019 г. март 2019 г. Февраль 2019 г. январь 2019 г. Декабрь 2018 г. ноябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. сентябрь 2018 г. август 2018 г. июль 2018 г. июнь 2018 г. май 2018 г. Апрель 2018 г. март 2018 г. Февраль 2018 г. январь 2018 г. Декабрь 2017 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. сентябрь 2017 г. август 2017 г. июль 2017 г. июнь 2017 г. май 2017 г. Апрель 2017 г. март 2017 г. Февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 г. Ноябрь 2016 г. Октябрь 2016 г. сентябрь 2016 г. август 2016 г. июль 2016 г. июнь 2016 г. май 2016 г. Апрель 2016 г. март 2016 г. Февраль 2016 г. январь 2016 г. Декабрь 2015 г. ноябрь 2015 г. Октябрь 2015 г. сентябрь 2015 г. август 2015 г. июль 2015 г. июнь 2015 г. май 2015 г. апрель 2015 г. март 2015 г. Февраль 2015 г. январь 2015 г. Декабрь 2014 г. ноябрь 2014 г. Октябрь 2014 г. сентябрь 2014 г. август 2014 г. июль 2014 г. июнь 2014 г. май 2014 г. апрель 2014 г. март 2014 г. Февраль 2014 г. январь 2014 г. Декабрь 2013 г. ноябрь 2013 г. Октябрь 2013 г. сентябрь 2013 г. август 2013 г. июль 2013 г. июнь 2013 г. май 2013 г. апрель 2013 г. март 2013 г. Февраль 2013 г. январь 2013 г. Декабрь 2012 г. ноябрь 2012 г. Октябрь 2012 г. июнь 2012 г. май 2012 г. апрель 2012 г. март 2012 г. Февраль 2012 г. январь 2012 г. Октябрь 2011 г. Категории Все Новостная лента |
Аскетизм и монашество — сообщество Нортумбрии
Статья, написанная Тревором Миллером для Нового богословского словаря.
А. Аскетизм и монашество
Подвижничество и монашество – почти синонимы, так как истоки подвижнической жизни – истоки монашества. Аскетизм (от греческого: askesis — практика, обучение или упражнение) описывает систему духовных практик, предназначенных для поощрения внутренней бдительности, чтобы бороться с пороками и развивать добродетели посредством самодисциплины и самопознания в контексте поиска Бога. Главное его занятие — стремление овладеть низшей природой и обрести свободу от беспорядочных страстей через отречение от мира и плоти в рамках великой борьбы с дьяволом. Религиозная практика отказа от мирских занятий, чтобы всецело посвятить свою жизнь духовному труду, описывает и монашество (от греч.: 9).0018 monachos — одинокий, одинокий) и встречается во многих религиях.
Аскетизм практиковался в библейские времена, и такие события, как искушения Иисуса в пустыне и образ жизни Иоанна Крестителя в пустыне, позже стали считаться полезными моделями, когда монашество стало ведущим представлением аскетизма.
В качестве примера раннего подвижничества Евсевий Кесарийский (ум. 339) называет первых преемников апостолов последовавшими совету Господа раздать свое имущество бедным и стать странствующими проповедниками Евангелия. Эти проповедники часто были безбрачными, и к середине второго века они составляли четко обособленную группу в Церкви, наряду с теми, кто должен был жениться. К третьему веку церковные писатели, такие как Климент Александрийский и Ориген, давали духовное руководство для безбрачных и девственниц с добровольной бедностью, самоотречением и послушанием местному епископу, рассматриваемому как нормальная христианская жизнь.
Практика уединения от мира, чтобы лучше практиковать аскетические идеалы, была известна в третьем веке, но только после беседы с Константином она стала общепринятой. К началу четвертого века в Церкви было введено новое выражение подвижнической жизни в двух формах – отшельническое и общежительное монашество.
Христианское монашество впервые возникло как отдельное движение в начале четвертого века, но оно было не столько нововведением, сколько свежим выражением аскетического духа, присутствовавшего в христианстве с самого начала. Каллистос Уэр, Оксфордская история христианства, Оксфорд, 1990, стр. 139
Рост монашества в это время объясняется огромными изменениями в церкви, вызванными обращением императора Константина. К ним относятся принятие христианства в качестве основной римской религии и последующая распущенность после перестройки церкви по более материальным и политическим направлениям. Прекращение преследований также означало, что мученичество по крови больше не было способом доказать свою благочестивость, и вместо этого обычным явлением стало многолетнее «мученичество» подвижника.
B. Развитие монашества
История монашества начинается с Антония Египетского (251-356), так как он был первым монахом, о котором что-либо было написано. Он был пионером отшельнического монашества, уединенной жизни отшельника. После многих лет уединенного существования в Нижнем Египте он сформировал колонию отшельников и взялся организовать монахов, которые искали его для духовного руководства и стали его учениками.
Монашество вскоре приняло более общинную форму, и двумя великими основателями этой формы монашеской жизни являются Пахомий Египетский (286–346) и Василий Великий из Кесарии (330–379).). «Общевая» форма монашества получила распространение прежде всего в Египте и Малой Азии. Общины Пахомия были обнаружены вокруг Таббенниси в Фиваиде, у Нила и в районах Египта, менее отдаленных, чем Антоний. Одаренный организатор, его идея была аскетической койнонией, основанной на первобытной иерусалимской общине, где монастыри были самодостаточными колониями, развитыми по военному принципу. Предполагались целомудрие и бедность, и к ним Пахомий добавил послушание как необходимое условие жизни в общине. Организация требовала послушания, поэтому было введено Правило жизни.
В Малой Азии Василий также всячески поощрял общежительную форму монашества как более подходящую для большинства людей, чем отшельнический стиль. Его модель монашеской общины как братства любви и служения противодействовала его опасениям, что отшельническая жизнь может привести к пренебрежению евангельским призывом к милосердию, филантропии и вопросам социальной справедливости. Он также настаивал на монашеском послушании в качестве проверки тех, кто чрезмерно проявлял крайние аскетические практики, наносившие дурную славу монашескому движению. Его более неформальные советы превратились в аскетическое правило, или Ascetica, правило, которое до сих пор используется Восточной Православной Церковью, патриархом которой он является.
В то время как Пахомий и Василий установили образец монашества, самой важной фигурой в его развитии был Бенедикт Нурсийский (480-547), создавший свой знаменитый Устав в своем монастыре в Монте-Кассино, Италия (529). В значительной степени под влиянием современного, но анонимного Устава Учителя , а также писаний Василия и Пахомия, Бенедикт смягчил суровость примитивных аскетических практик раннего монашества и сделал его более практичным жизненным выбором. Бенедиктинский аскетизм безмолвия, послушания, уединения, смирения, физического труда и литургической молитвы был призван соединить людей со Христом и друг с другом. Его желание сделать монастыри «семьей, домом для ищущих Бога» оказалось более подходящим для народов и условий Запада.
Менее чем через полвека после смерти Бенедикта Августин и его собратья-монахи в 597 году установили в Англии правление бенедиктинцев. Однако они обнаружили уже установленную систему монашества; несущий в себе характеристики основных черт египетской модели; а именно, ирландское кельтское монашество.
Характерной чертой их сурового подвижничества был упор на миссионерскую деятельность – добровольное изгнание в скитания ради любви к Богу (перегринати). Например, Колумбан (540–615) был уроженцем Ирландии, но его добровольное изгнание привело его в Галлию, Бургундию и, наконец, в северную Италию. Он основал монастыри Люксея в Галлии, Святого Галла в современной Швейцарии, затем Боббио в северной Италии. Они унесли с собой свое правление и свою культуру, основав монастыри под единоличным руководством аббата. Колумбан написал более строгое правило, которое существовало рядом с правилом Бенедикта в Люксейле и Боббио, но к середине седьмого века перестало существовать как отдельное правило.
C. Распространение на Запад
Много тех, кто сформировал монашеское движение и его возможное распространение на Запад, но среди них Афанасий (ум. 373), чья Жизнь Антония стала классикой при его жизни. Евагрий Понтийский (ум. 399), который учил аскетической жизни в Нитрии, среди его учеников были Палладий и Руфин. А также такие светила, как Амвросий в Милане (ум. 397), который в качестве епископа насаждал монастыри, ученый Иероним в Риме (ум. 419), отстаивавший подвижническую жизнь и переведший правило Пахомия на латынь. Августин Гиппопотамский в Северной Африке (ум. 430), который основал монастырь в Гиппоне и стал епископом в 39 г.6 превращение епископского дома в монашескую общину, тем самым распространяя монашескую жизнь. Мартин Турский, пионер в Галлии, основал монастырь в Лигуге (около 361 г.), а затем в Мармутье, недалеко от Тура в 371 г., где он стал епископом. Также Иоанн Кассиан (ум. 435), основавший монастырь в Марселе. Он был экспертом по египетскому аскетизму и (опираясь на Евагрия) написал свои институтов и конференций (ок. 415-30), которые повлияли на бенедиктинское правление. Наряду с записанными советами, известными как «изречения отцов-пустынников» о подвижнической жизни, труды Кассиана веками считались классикой.
В течение следующих трех столетий бенедиктинские монастыри стали центрами обучения и культуры в Европе, а их миссионерская деятельность стала основной причиной распространения христианства по всей Европе. До XI века почти все монахи на Западе были бенедиктинцами, но институционализация монашеской традиции к тому времени привела к серьезному ослаблению примитивных идеалов бедности, целомудрия и послушания. Растущее давление национальных государств и монархий также угрожало богатству и могуществу орденов. Система рухнула в одиннадцатом и двенадцатом веках, когда религия стала гораздо меньше прерогативой религиозной элиты. В одиннадцатом-тринадцатом веках был начат ряд реформ, в результате чего примерно в это же время возникли новые монашеские ордена, большинство из которых возникло во Франции или Италии.
Среди них были цистерцианцы, начавшие в Сито во Франции в 1098 году (лат. = Cistercium) и приступившие к «интерпретации правила в духе отцов-пустынников». Они расширились при Бернаре Клервоском (ум. 1153), который организовал шестьдесят пять монашеских домов только во Франции. Францисканцы начали свою деятельность в 1209 году, подавая пример простоты и бедности во времена большого духовного богатства. Доминиканцы зародились в 1216 году как орден учителей и проповедников, следовавший правилу августинцев.
После Черной смерти (1346-49) депопуляция Западной Европы была слишком велика, чтобы поддерживать монашество в больших масштабах, и ордена стали уменьшаться. Ко времени Реформации многие монастыри пришли в упадок, а их земли и имущество были захвачены без особого сопротивления. В то же время многие ведущие реформаторы, особенно Мартин Лютер, были монахами, покинувшими монастырь. Они отказались от традиционных форм монашеского благочестия, но стремились восстановить лежащие в их основе духовные идеалы способом, который не был откровенно аскетичным.
D. Новые проявления монашеского сердца
В последующие века по всему миру распространились религиозные ордена как для мужчин, так и для женщин (сочетающие аспекты созерцательных и активных орденов). К середине двадцатого века в отклонении от традиционных порядков появилось множество различных выражений монашеской «общежития». В 1938 году Джордж Маклеод в Шотландии основал сообщество Iona. В 1946 году Роже Шютц, известный как Брат Роже, основал во Франции Общину Тэзе как независимый религиозный орден. В 1947 Мать Базилея Шлинк основала Лютеранское евангелическое сестричество Марии в Дармштадте, Германия. Популярность сочинений монаха-трапписта Томаса Мертона (1915-68) принесла монашество в более широкую Церковь и в более широкий мир. Монашеская духовность жила вне монастыря как община сердца. Это было продолжено в Соединенных Штатах цистерцианскими монахами Томасом Китингом и Бэзилом Пеннингтоном и бенедиктинским монахом Джоном Мейном (ум. 1982). Наряду с другими они инициировали монашеское обновление, затрагивающее современный светский мир. В результате этого нового интереса к монашеству в конце двадцатого века возникло движение, которое часто называют «новым монашеством». Цитируя Дитриха Бонхёффера Совместная жизнь (1938 г.), письменный отчет о его экспериментальной христианской общине в Финкенвальде в то время и его более раннее заявление о том, что «обновление церкви произойдет из нового типа монашества», они рассматривали аскетизм с точки зрения повседневной духовной жизни. дисциплины, необходимые для выполнения «одного необходимого» поиска Бога посреди жизни.
Кажется неслучайным, что эти монашеские выражения появились во время огромных социальных потрясений, поскольку церковь переживает изгнание в обществе и растет недовольство проникающей массовой культурой. Это контекст, в котором процветает новое монашество, поскольку христиане искали альтернативный способ быть вместе в мире, подобно первым основателям монашества.