Архетипы юнга психология: описание и виды, что позволяет знание и влияние на жизнь

Содержание

Архетипы по Юнгу и парапсихология: как связаны между собой символы бессознательного

Архетипы по Юнгу представляют нам возможность невероятного путешествия по волнам бессознательного. В статье расскажем о 10-ти самых популярных архетипах в трактовке Карла Густова Юнга.

Архетипы по Юнгу: точка отсчета

Начнем с того, что архетипы по Юнгу представляют собой пустой сосуд или форму, которая может быть заполнена различным содержанием психики. Сами по себе психические структуры формировались в нас тысячелетиями, поэтому и есть возможность выделить схожие повторяющиеся паттерны, которые содержатся в бессознательном.

А значит архетипов можно выделить бесчисленное множество, — по крайней мере, так считал сам Юнг. Для того, чтобы перейти к описанию самых популярных архетипов, которые лично описывал известный швейцарский психоаналитик, начнем с небольшой предыстории.

«А научна ли психология?»

Прежде чем мы начнем погружение в тему бессознательного, нужно понять, что психология как отдельная наука начала формироваться около 100 лет назад. А это значит, что многие открытия в этой области психологам только предстоит совершить.

К тому же, сама научность психологии, как и в целом сама ценность гуманитарного знания, нередко ставится под сомнение со стороны представителей точных наук — физиков, математиков, медиков. Ведь психику невозможно извлечь и продемонстрировать наглядно процессы, которые в ней происходят, знание такого рода субъективно и действительно граничит в какой-то степени с эзотерикой и парапсихологией.

Некоторые исследователи считают, что психология сейчас находится на допарадигмальной стадии формирования, как это было когда-то со многими другими науками, поскольку общего единого представления о психологии как таковой нет в каждой отдельно взятой психологической школе.

Соответственно, нет и опоры на неизменную укоренившеюся базу или фундамент, одни психологи сомневаются в методах другой школы. Несмотря на некоторую поверхностную схожесть, каждое психологическое направление сегодня может стоять особняком от другого. И на самом деле так было всегда.

Хотя в большинстве своем цель, которая стоит за развитием психологии и отдельных психологических школ, гуманная — повысить качество жизни клиента.

Как связаны между собой архетипы и парапсихология

Архетипы — это некие устойчивые структуры, которые существуют в психике. По Юнгу, они могут быть заполнены различным содержанием. Архетипы — это то, что больше и сильнее нас, это и наш потенциал, и угроза для самих себя. Описание архетипов — это некоторые формы, через которые мы стремимся объяснить себе, как все-таки функционирует наша психика.

Юнг, как и многие другие психологи, очень тесно изучал мифологию и символы различных культур. В одной из своих книг он описывает случай, когда клиент на одном из сеансов рисует символ, который ему часто снится, однако никак не мог расшифровать значение. Сон казался бессмысленным набором несвязанных друг с другом деталей как для клиента, так и для психотерапевта.

Через несколько лет Юнг встретил этот символ из сна клиента снова, но уже в жизни, изучая одну из древних культур, и тогда пазл в его голове сложился, и он смог расшифровать, что же означал тот сон для клиента. Сам же молодой человек, обратившийся к Юнгу за консультацией, как оказалось, имел корни, связанные с той самой народностью, но никогда не изучал ни язык, ни их рисунки.

Или наверняка тебе удавалось слышать, что после тяжелой катастрофы или удара молнией ребенок или взрослый человек начинают говорить на языке, которого никогда не знали, при этом забывая свой родной язык.

Как объяснить эти процессы, когда человек способен заговорить на новом языке, которого не учил? Откуда в его психике могут взяться символы малоизвестной народности, если прежде он их никогда не видел?

С этой точки зрения, психология близка к парапсихологии, поскольку вещи, о которых мы говорим, пока еще не поддаются объяснению на все сто процентов. Иногда это возможно только частично, иногда вообще не объяснимо. Такие знания пока можно причислить сегодня к области эзотерики, и это будет происходить до тех пор, пока процессы не будут изучены в достаточной степени.

Факты и проверка временем

Необходимо подкрепление проверяемыми объективными фактами. Например, родной язык человек, переживший травму, может забыть от стресса, а на языке, которого он вроде бы никогда не знал, в далеком прошлом говорил кто-то из его родных или знакомых.

Психология — наука очень молодая, чтобы выдвигать фундаментальные и нерушимые тезисы. И все же некоторые предположения вызывают в обществе сильный резонанс. И пока не доказано обратное, противостоять какой-либо теории бывает сложно.

Здесь же истории о «пользе» запрещенных веществ и их связи с трансперсональным опытом, когда по факту человек, заигравшийся с этой темой, только лишает себя раз за разом рассудка и приобретает пагубную зависимость. Увлечение такими веществами — это тяга к смерти и самоуничтожению в буквальном смысле. Может ли такой человек считаться здоровым? Ответ очевиден.

Или из более прозаичного: пока не доказано обратное об отсутствии пользы или вреде чего-либо, оно имеет право на существование. Ты же помнишь, что были времена, когда продукты распада радиационных веществ добавляли в косметику еще в начале XX века?

Есть только одно «но»: если после применения «радиационной» косметики у девушек начали отпадать носы, то с ошибками в психологических теориях не все так очевидно. А значит прятать их можно гораздо дольше.

Что же такое архетипы

Как мы уже говорили в этой статье, архетипы — это попытка трактовки бессознательного через специфические символы, присущие всему человечеству. При этом всем нужно помнить о том, что само по себе бессознательное только условно можно разграничить на отдельные области, поскольку оно все-таки представляет единое и нетрактуемое целое.

Почти как нагваль у Кастанеды, в той связке, что это в принципе нечто необъяснимое, то, к чему нет прямого доступа, но при этом существующее. Которое присутствует наравне со всем тем, что мы способны осознавать в подконтрольной нам реальности.

Архетипы — это то, как мы можем «узнать» некоторые фрагменты нашего бессознательного, а точнее, объяснить психические процессы для себя. В своей книге «Архетипы и коллективное бессознательное» Карл Густав Юнг пишет следующее на эту тему:

«Архетип» – объяснительная парафраза платоновского эйдос (с древнегреческого εϊδος — вид, образ, облик). Для наших целей использование термина «архетип» в высшей степени уместно и целесообразно: он подразумевает, что, говоря о содержании коллективного бессознательного, мы имеем в виду древнейшие или, лучше сказать, первозданные элементы этого содержания, то есть универсальные образы, существующие с незапамятных времен.

Кстати, эйдос — это понятие античной философии, которое изначально означало «всё видимое», и в дальнейшем получившее более глубокий смысл в качестве «конкретного представления об абстрактном». По сути эйдос и архетип — это синонимы.

Отметим, что поскольку архетипов и трактовок на эту тему может существовать бесчисленное количество, таро также можно отнести к попытке интерпретировать наше бессознательное через образы.

10 архетипов по Юнгу и связь между ними

Юнг считал, что архетипов может быть бесконечно большое количество, и не вел их строгий учет. Мы не можем ограничить круг архетипов конкретным числом, поэтому рассмотрим наиболее часто упоминаемые архетипы.

1. Персона

Персона — это такой архетип, который включает в себя всё, что связано с социализацией человека в обществе: это и стереотипы, принятые как данность, и потребность соответствовать общественному мнению, получать поощрение от социума в том, что ты делаешь.

Маски и роли, которые мы отыгрываем, ежедневно находясь в контакте с другими, — это и есть персона. Задача этого архетипа — сдержать «темные» проявления личности, поэтому, когда мы совершаем нечто, что выходит за рамки наших собственных представлений о себе, мы испытываем стыд. В нашей голове уже есть роль, которую мы бессознательно для себя утвердили и которой мы стремимся соответствовать.

В чем сила архетипа:

персона отвечает за логичность, последовательность и адекватность наших поступков, это рациональная часть, то, какими мы хотим казаться и должны быть по нашим ощущениям. Этот архетип позволяет нам быть встроенными в социальную систему и существовать в ней в мире и гармонии, следовать своим целям, демонстрировать свои принципы.

Архетип персоны включает нас в активное взаимодействие с другими людьми. И все же в этом архетипе есть место и для античеловеческого проявления, которое иногда сложно заметить сразу.

В чем опасность архетипа:

если человек ассоциирует себя исключительно с архетипом персоны, то возникает конфликт, схожий с тем, что может произойти между человеком и куклой. В персоне нет места для всего иррационального, ей присуща исключительно логика, разум и выгода. Человек, который вживается в персону до глубины души, уже не сможет снять эту маску, становится ее марионеткой.

В этом и заключается опасность этого архетипа.

Человек не способен быть машиной, а машина человеком, кстати, наши рассуждения на тему «почему это так» ты можешь прочитать в этой статье. Опасность архетипа — стать исключительно функцией, так и не добравшись до более глубоких уровней самосознания. Многие исследователи связывают как раз массовую «персонификацию» людей с возросшим числом депрессивных и других расстройств психики.

К тому же, персона, как и другие архетипичные системы, обладает собственными «инстинктами». В этом случае ее основной инстинкт — не позволить человеку снять с себя ту самую маску персоны, а опасность для человека вжиться в нее окончательно и бесповоротно.

2. Анима

Это следующий по важности после персоны архетип, связанный со способностью любить и быть любимым. Анима по Юнгу — это бессознательная женская часть в мужчине, которая связана с представлениями о феминности, наследственности женского образа, «женская, или хтоническая часть души».

Как правило, представления о женственности закладываются в психике мужчины еще с раннего детства через образ его матери. Каждый раз, когда мужчина влюбляется, он находит отражение в глазах возлюбленной своей анимы. Женщина в жизни мужчины становится воплощенной частью его «женской» стороны души, это такой коллективный образ женщины, который позволяет мужчине постичь женский мир.

В чем сила архетипа:

к архетипу анимы традиционно относят пророческие озарения, интуицию, восприимчивость к иррациональным сторонам, способность любить, контактировать с собственным подсознанием, способность к единению. Потеря связи с анимой ведет к утрате человечности и жизненности, а вот воссоединение с ней, наоборот, ведет к обретению творческого нестандартного подхода, освобождению от оков регидности и оцепенения.

В чем опасность архетипа: 

мужчина, который попал под влияние анимы, может неосознанно приобрести излишне феминные черты, архетип анимы может изнежить его, сделать капризным и ревнивым, тщеславным и раздражительным. В крайних случаях он даже может приобрести склонность к гомосексуализму.

3. Анимус

Анима и анимус — это два схожих понятия, которые обычно рассматрваются параллельно друг с другом. Анимус — это все мужское в женщине, архитипический образ мужчины в ней. При этом, если анима способствует раскрытию чувственности, эмоциональности мужчины, это «иррациональное чувство», как писал Юнг, то анимус ведет к появлению мыслей, это «иррациональное суждение».

Анима имеет эротический, эмоциональный характер, а анимус рассудетелен и даже критичен. Этот архетип помогает женщине понять все мужское и маскулинное. Интересно, что Юнг отмечает, что анимус — это представление о совокупности мужчин, а анима — представление об одной женщине.

В чем сила архетипа:

архетип анимуса направлен на обособление и независимость, а значит, помогает женщине раскрывать свою природу в полной мере, причем не только с чувственной, исконно феминной стороны.

В чем опасность архетипа: 

считается, что женщина, которую захватила власть анимуса, может потерять свою феминность, контакт с чувтсвенностью и сексуальностью, быть излишне критичной к себе. Постижение собственной анимы или анимуса ведет к приобретению самости.

4. Самость

Самость — это архетип, символизирующий цельность человека, обретение гармонии и самоактуализации. По Юнгу, это самый важный в жизни каждого человека архетип, отвечающий за цельность личности и ее структуру.

Самость — это самоактуализация личности во всей ее красе, это в какой-то степени прообраз божественного и осуществление заложенного в человеке по замыслу Создателя потенциала. Это то самое ядро личности каждого человека, скрытое глубоко в бессознательном.

Архетип самости по Юнгу — это непостижимая сущность, которую в итоге мы приобретаем. Человек перестает быть орудием в руках других и возвращается «к себе».

В чем сила архетипа:

приобретение единства личности и потенциала человека, которое происходит в процессе индивидуализации человека.

В чем опасность архетипа: 

по мнению критиков, самость — это только мысленный конструкт, достижение которого невозможно из-за отсутсвия конкретных шагов по направлению к самости. Если эти шаги невозможно обозначить, то невозможно подтвердить, что подобная структура действительно существует в психике.

5. Мудрец

Мудрец — это архитипический образ пророка, мудрого и зрелого человека с обширным жизненным опытом. Архетип мудреца включает в себя склонность к приобретению знаний, развитие ума и интуиции.

Этот архетип может выступать как в роли мужской, так и женской части психики. Это и отшельник, гуру, старец с точки зрения мужского образа, так и прорицательница, травница и знахарка с точки зрения женского.

Это тот архетип, который нам необходим в тяжелые моменты, когда традиционных методов для решения проблем нам уже не хватает. Глубинная мудрость, к которой в себе может прикоснуться каждый человек, интуитивное знание.

В чем сила архетипа: 

доступ к интуитивному знанию, верным решениям, многовековая мудрость всех поколений.

В чем опасность архетипа:

у мудреца есть и теневая сторона, которая может проявиться в одержимости безумием, крайних формах затворничества, характеризующихся замкнутостью, одиночеством и покинутостью.

6. Бог

Архетип бога не подтверждает его сущестование, но говорит многое о нашей собственной природе. Это всевидящее или солнечное око, которое есть в каждом из нас, итоговая реализация внутренней психической реальности, спроецированная на внешний мир. Этот архетип во многом перекликается с архетипом самости.

В книге «Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения» Карл Густав Юнг пишет об этом архетипе следующее:

«Бог как психический факт есть типичный автономизм, коллективный архетип. Поэтому он характеризует не только все высшие формы религии, но спонтанно возникает и в индивидуальных сновидениях. Архетип как таковой является бессознательным психическим образом, но он обладает реальностью, независимой от установки сознательного разума».

Это живой божественный образ, который содержит в себе наша психика, независимо от наличия или отсутствия в нас веры.

В чем сила архетипа: 

по Юнгу, обретение этого архетипа и есть обретение подлинной любви.

В чем опасность архетипа:

Юнг отмечает, что подобный акцент на духе, особенно с точки зрения многих традиционных религий, в центре которых находится страдание и самоистязание на благо других, однозначно приведет человека «к невыносимому обесцениванию физической стороны жизни», а значит, создаст «оптимистическую карикатуру» относительно человеческой природы.

7. Тень или трикстер

Тень — это все бессознательно отзеркаленные стереотипы и установки, которые есть в нас, всё неприемлемое, аморальное, вытесняемое за пределы психики. Тень является образом, противопоставленным архетипу бога и персоне. Тень — это образ дьявола, тот самый трикстер.

Подробно об архетипе трикстера или тени и о самых популярных персонажах, которые несут в себе этот образ, мы уже писали здесь.

В чем сила архетипа: 

спасает психику от разрушения и самоуничтожения, является формой психологической защиты, направленной на сохранение психики. Образ преследователя, Мефистофеля по Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

В чем опасность архетипа: 

сложность с самостоятельным совладанием над защитными механизмами в ситуациях, которые уже не угрожают жизни. Повторение, «зацикливание» психики на защитных импульсах, преследование кошмарами, парасомния и т.д.

Подробнее о сонном параличе и других видах парасомнии, о том, почему нам снятся кошмары, а также о сущностях, которые ими управляют по древним народным представлениям, читай в этой статье.

8. Мать

Образ матери представляет собой начало всех начал, первородную силу. Имеет как созидательный, так и разрушительный аспект. Как не существует полностью «хорошей» матери, так и нет полностью «плохой».

В положительном проявлении — это мать-хранительница очага, гармоничная во всех отношениях. Та, которая способна дать тепло и поддержку, приготовить обед и позаботиться о близких. Негативное проявление — это злая и хитрая мачеха. В первые годы жизни ребенка архетип матери сливается с анимой.

В чем сила архетипа:

забота, сочувствие, мягкость, сердечность, поддержка, желание опекать, «взять под крыло».

В чем опасность архетипа:

например, при доминировании этого архетипа у женщины в паре возможны отношения «мать и сын», что приведет к проблемам в сексуальной сфере пары.

9. Отец

Архетипу отца свойственны динамика и активность, защита, власть и контроль. Этот архетип также может иметь положительные и отрицательные стороны. Архетип отца близок в первые годы жизни ребенка к архетипу анимуса, сливается с ним.

Есть несколько возможных трактовок этого архетипа. Юнг, например, предлагает целых три варианта:

  • Отец-Уран — мощный, глубокий ум, проницательность, интеллект, но может уходить в себя, что ведет к ощущению безысходности;
  • Отец-Зевс — власть, авторитет, управление, патриархальные взгляды;
  • Отец-Кронос — агрессия, бесконтрольная власть, манипуляции, диктатор, дьявол, образ врага для ребенка.

В чем сила архетипа:

чувство защищенности, приземленности, мощь, жизненная опора.

В чем опасность архетипа:

существуют сложные системы комплексов, связанные с образом отца, когда, например, вместо архетипа отца в психике начинает превозобладать божественная или демоническая фигура.

10. Ребенок

С точки зрения Юнга, в этом архетипе соединено женское и мужское начало, есть как запас силы для преодоления трудностей, так и слабости.

Есть 2 основных типа ребенка:

  • грядущий ребенок — это тот, который способен переносить испытания свыше, «ребенок-неожиданность» в эпосе, который должен пройти серию преград и достичь цели;
  • обиженный ребенок — такой, который нуждается в защите и поддержке, нуждается в присутствии взрослого, который может быть найден как во вне, так и внутри.

В чем сила архетипа:

контакт с творческой энергией, жизненной силой, эмоциональной сферой, живость, активность.

В чем опасность архетипа:

с точки зрения обиженного ребенка, это чувство брошенности и ненужности, сложность с поиском своего места в жизни, формулировании целей и желаний. Трудности становятся непреодолимыми, есть необходимость во взрослой фигуре рядом, инфантильность, отсутствие ответственности и невозможность взять ее.

Читай также:

  • Архетип трикстера — что это: 5 персонажей в литературе и кино
  • Как бессознательные желания определяют нашу сознательную жизнь
  • Всё дело в сексе: 5 ошибок Зигмунда Фрейда

Концепция архетипов Карла Густава Юнга — NovaInfo 47

NovaInfo 47, с.288-293, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 58
CC BY-NC

Аннотация

В статье дается характеристика психологии Карла Густава Юнга. Особое внимание уделяется его концепции архетипов.

Ключевые слова

АРХЕТИП, ИНФАНТИЛИЗМ, ЛИЧНОСТЬ

Текст научной работы

Одной из центральных категорий глубинной психологии является учение Юнга об архетипах. «Архетип» переводится с греческого языка как первообраз. Юнг под архетипами подразумевал врожденные модели восприятия мира и поведения людей. Это базовые матрицы психики являются формой человеческого проявления «коллективного бессознательного». Юнг обнаружил их в рисунках пациентов психиатрической больницы. В этих рисунках повторялись одни и те же сюжеты и образы. Но самое главное заключалось в том, что они были тождественны у всех пациентов независимо от их национальности, вероисповедания и цвета кожи, пола и образования. Более того, они встречались в мифах разных народов, религиозных и астрологических символах, учениях алхимиков. Их онтологические основания следует искать вне человеческой психики. Одни авторы считают их проявлением устоявшихся в культуре образов и моделей поведения (Е.М. Мелетинский), другие полагают, что они являются проявлением над психических, надсоциальных и надматериальных структур, пронизывающих всю Вселенную. Думается, самого Юнга следует отнести к второй группе. На это, в частности, указывают некоторые места из его произведений «Понятие архетипа ˂…˃ указывает на то, что в психике существуют в наличности определенные формы, которые распространены вездесущно и повсюду», – пишет Юнг [1, c. 10]. Далее он замечает, что «феномен архетипического вида – данность более тонкая, нежели психическая, – основан на существовании некоего психоидного базиса, т. е. чего-то лишь обусловленного психическим, но принадлежащего соответственного к иной форме существования» [1, c. 31]. Ученица и секретарь Юнга Аниела Яффе также подтверждает эту идею: «Концепция всеединой реальности ˂…˃ была названа Юнгом unus munus (мир, в котором материя и психика ещё не различимы или не реализованы по отдельности). Подготавливая подобную монадическую точку зрения, он указывал на «психоидную» природу архетипов (т.е. не чисто психическую, а близкую к материальной) в тех случаях, когда они появляются в синхронно происходящих событиях» [2, c. 310-311]. Юнг сам указывал на идентичность своего учения об архетипах с платоновской онтологией: «В былые времена без особых затруднений понимали мысль Платона о том, что всякой феноменальности предшествует и надстоит идея. «Архетип» – не что иное, как уже в античности встречающееся выражение, синомоничное «идее» в платоновском смысле» [1, с. 30]. Этой точке зрения придерживается и профессор Р.Ю. Рахматуллин [3; 4; 5]. Мотивы такого объяснения природы творчества можно найти и в работах А. И. Столетова [5; 6].

Рассмотрим основные архетипы по Юнгу.

Самые важные из архетипов, выделенные Карлом Юнгом, следующие:

  1. Самость. Этот архетип выдающийся психотерапевт относил к самому важному из всех. Это центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы все остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности, а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека.
  2. Мудрец. Здесь Юнг выделил часть личности, которая стремится к познанию. Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно этот архетип «включается» в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний.
  3. Бог. Здесь психоаналитик подразумевал высший этап психической деятельности, когда человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и внешнего, который его окружает. Именно поэтому архетипу предшествует «Мудрец», который толкает человека к пониманию ключевых моментов жизни, однако при «включении» архетипа «Бог» осознается целостная взаимосвязь, основанная на определенных законах между внутренним его содержанием и внешним окружением.
  4. Анима и Анимус. Анима представляет собой бессознательную женскую сторону личности мужчины, а анимус – бессознательную мужскую сторону личности женщины. Анима/анимус представляет собой «истинное Я», служит основным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание анимы и анимуса именуется сизигией, или божественной парой. Сизигия воплощает завершенность и целостность.
  5. Персона. Персона – это то, как мы представляем себя миру. Слово «персона» происходит от латинского слова, которое означает «маска». Сам по себе данный архетип представляет собой совокупность социальных масок, которыми мы пользуемся в различных группах и ситуациях [8]. Его задача – уберечь эго от возможного проявления своих негативных сторон. По мнению Юнга, персона может также появляться во сне и принимать различные формы.

Юнг предположил, что количество архетипов не следует ограничивать. Он утверждал, что многие из них могут перекрывать друг друга или, напротив, сочетаться. Такие, как, например, Отец (авторитет, сила, мощь), Мать (стремление дать утешение) и Инфант (ребенок, незрелость, тоска по невинности) или Мудрец (знания, мудрость) и Герой (защитник, спаситель).

Хотелось бы остановиться на архетипе, который стал определяющим для сформировавшегося современного общества потребления, заразив сразу несколько поколений. И имя этому явлению – инфантилизм.

В соответствии с определением, данным Карлом Юнгом, ИНФАНТ – это взрослый по паспорту человек, но с детскими ценностями и установками. А страшен инфантилизм тем, что не позволяет человеку дорасти до нормальной личности.

Представления о мире, людях, жизни у инфанта упрощенно-уплощенные. И если нормальная личность живет в реальном мире, то инфант – в иллюзорном. Нормальная личность видит жизнь сложной и многомерной, а инфант представляет ее чем-то вроде киндер-сюрприза: надо только понять, с какой стороны разворачивать, а дальше тебя ждет сплошной шоколад и «миленький» подарочек внутри.

Нормальная личность учится на своих и чужих ошибках, а инфант, наступая на те же грабли, каждый раз удивляется. Нормальная личность пытается постичь законы жизни, инфант же жаждет рецептов, советов и схем. Личность хочет понять, что является счастьем именно для нее, в то время как инфант руководствуется принципом «так принято». Нормальная личность с годами становится все глубже, интереснее, умнее, а инфант не меняется. Нормальная личность свою жизнь создает, инфант же умеет только подражать. Поэтому все инфанты под завязку набиты штампами на разные случаи жизни: от простого (что надеть) до серьезного (что думать и как жить).

Поистине, наше сытое и спокойное время породило большое количество клонов, благодаря чему «человек разумный» стремительно переродился в «человека стандартного». Психологи и социологи утверждают, что количество инфантов на постсоветском пространстве выросло в разы – инфантильность реально стала массовым явлением среди населения в возрасте от 20 лет до конца жизни.

Если проанализировать, найдем целый комплекс отличительных черт инфантильного человека:

Мозаичное мировоззрение и детский эгоизм, эгоцентризм

Если нормальная личность имеет более-менее ЦЕЛОСТНОЕ представление о том, что такое мир, в котором он живет, так как он видит в нем основные причинно-следственные связи, инфантильный человек имеет мозаичное мировоззрение – картинку, сложенную из представлений «о том, о сем», основанную на чужих, готовых знаниях и выводах. Кроме того, «Я» для инфанта является центром вселенной – на все и на всех он смотрит только относительно себя.

Косность представлений о себе и окружающем мире

Если взрослая личность смогла, методом проб и ошибок, и обучения и самообучения, найти причинно-следственные связи в этом мире, и связать свое мировоззрение в единое целое, найдя свое место в нем и постоянно развиваясь, совершенствуясь, инфант упорно этого не делает, считая, что и так все знает. Иначе говоря, инфантильная личность практически не меняется, оставаясь в рамках тех знаний, которые были приобретены в детстве. На практике это проявляется в том, что он постоянно наступает на одни и те же грабли – делает одинаковые ошибки в жизни, не исправляя их и не учась на них, используя лишь готовые способы жизни, рецепты действий и поведения. Взрослый, пытаясь понять себя, ищет СВОЕ счастье и СВОЮ жизнь, у инфанта сильно развито подражание – он вечно пытается копировать найденного себе кумира.

«Я никому ничего не должен и не обязан»

Еще одна отличительная черта инфантилизма: отсутствие обязательности и долженствования. Я никому ничего и никогда не должен и не обязан – это, буквально, жизненное кредо и стойкое представление инфанта. Если взросление человека связано с все большим и большим ощущением своего долга перед собой и перед людьми за надлежащее выполнение все возрастающих обязательств перед жизнью, собой и людьми, инфант с детской непосредственностью становится лишь потребителем жизни. «Я никому ничего не должен, не обязан, а мне должны все, – ведь я такой особенный». Правильней было бы сказать «ведь я такой маленький», – но инфант и сам не допускает мыслей о своей инфантильности, и ни с кем не согласится, если ему сообщат об этом, а тем более, упрекнут.

Почему же общество и государство не обеспокоено данным явлением? А причина простая: в настоящее время, в обществе потребления инфантилизм стал и социально, и государственно востребован. Иметь человека, и потребителя, и исполнителя, и избирателя власти, в качестве ребенка – это мечта капиталистического государства. Ведь адекватному взрослому человеку очень тяжело осмыслить и психически переносить те социальные условия существования, в которых он пребывает сейчас. Например, фактор социальной незащищенности – отсутствие работы, боязнь ее потерять, нищета, бесправие и произвол «хозяев жизни» инфантильному человеку переносить значительно легче, чем адекватному взрослому. Да и уговорить купить новый гаджет, как и новый «модный прикид», машину инфанта ничего не стоит, потому что он не размышляет, нужно ли ему это на самом деле, а руководствуется навязанными извне стереотипами «модно», «стильно», «круто». Вот почему обществу потребления, государству нужны люди, которые пребывают во взрослом телесном состоянии, но в своем сознании по-прежнему остаются детьми – такими очень легко управлять. Государству выгодно иметь и потребителя, и исполнителя, и избирателя власти, в качестве ребенка, который все делает так, потому что «все так делают».

Можно ли победить инфантилизм?

Инфантильность – качество, в той или иной мере присущее каждому. И, конечно, стоит с ним бороться, чтобы, по выражению А.Чехова, «по капли выдавливать из себя раба». Однако же большинство современных психологов считает, что инфант никогда не станет взрослым. Иначе говоря, инфантильность непобедима – сформированную к 18-20 годам личность переделать нельзя. Она способна развиваться лишь в русле имеющихся у нее свойств и качеств, но надеяться, что инфантильность перейдет во взрослость, бессмысленно, ибо «это не черта и даже не свойство личности, а это и есть сама личность инфантильного человека». Вернее, одна из возможных форм личности человека.

Однако сам Юнг не был столь категоричным. Инфант вполне может переродиться в Личность, если и не благодаря спонтанной работе над собой, то при вынужденной переоценке ценностей при столкновении с «суровыми реалиями жизни» – вполне возможно. При условии, что победит в себе чудовищный эгоцентризм и зацикленность на себе, что является одним из главных качеств Инфанта.

Читайте также

Список литературы

  1. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 1996. 269 с.
  2. Яффе А. Наука и подсознание // Юнг К. Г. и др. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. С. 303-312.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-1 (57). С. 145-147.
  4. Рахматуллин Р.Ю. Об онтологических основаниях логического мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-2 (47). С. 148-150.
  5. Рахматуллин Р.Ю. AL-GHAZALI’S GNOSEOLOGY // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 147-156.
  6. Столетов А.И. Творчество как основание личности // Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2005. 228 с.
  7. Столетов А.И. К построению философской концепции креативности // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 462-472.
  8. Рахматуллин Р.Ю. Личностный образец как фактор социализации // Вест-ник ВЭГУ. 2013. № 3 (65). С. 114-121.

Цитировать

Спиридонова, Е.М. Концепция архетипов Карла Густава Юнга / Е.М. Спиридонова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 288-293. — URL: https://novainfo.ru/article/6575 (дата обращения: 17.02.2023).

Поделиться

Определение и 25 примеров

Архетипы Карла Юнга представляют коллективное бессознательное общества. Это то, что объединяет всех людей, независимо от их культуры, биологического пола или периода, в котором они жили, по словам швейцарского психоаналитика и ученика, ставшего врагом противоречивого Зигмунда Фрейда.

В этой статье мы определяем архетип и приводим 13 примеров общих архетипических персонажей и событий, которые Юнг предлагает в своем анализе популярных историй, мифов и других форм искусства. Помимо обычного применения этой теории, мы также обсудим 12 архетипов брендов, созданных Марком и Пирсоном.

  • 12 стилей обучения, которые существуют согласно психологии

Каковы архетипы Карла Юнга?

Согласно Карлу Густаву Юнгу (1875–1961), архетипы – это модели , которые повторяются в коллективном бессознательном людей. Это могут быть сны, истории, искусство или даже мифы (в том числе религиозные), которые, кажется, не имеют культурных границ. Тогда они рассматриваются как универсальные и, таким образом, воплощают наследственный фактор человеческой психики.

Первые открытия Юнга связывают архетипы с когнитивными, эмоциональными и поведенческими тенденциями, которые становятся более очевидными в определенные моменты времени. Однако то, проявляются ли у человека эти черты, во многом зависит от культуры, в которой он вырос.

Карл Юнг опровергает эту теорию в своей книге «Архетипы и коллективное бессознательное». В этой публикации подробно рассматривается коллективное бессознательное  , которое, по мнению этого автора, является общим для всех людей на протяжении всей истории человечества. Кроме того, вы найдете анализ популярных историй и других культурных и художественных представлений, таких как, например, мандала.

  • Мандала: значение и 5 простых раскрасок

10 архетипов персонажей

Наиболее распространенные архетипы — это персонажи или фигуры, представляющие определенные социальные роли или психические состояния. Некоторые из них являются фундаментальными для терапии Карла Юнга, аналитической психологии, в то время как другие просто связаны с определенными установками или культурными продуктами.

1. Персона

Наряду с Тенью, Анимой и Анимусом Персона является одним из наиболее важных архетипов, упомянутых в его книге и юнгианской терапии. В своем определении этот психоаналитик подчеркивает отношение Персоны к различным ролям, которые мы берем на себя. Например, каждая профессия связана с различным поведенческим паттерном.

«Персона» (что означает «маска» на классическом греческом языке) представляет собой то, как мы изображаем себя   публично перед другими. Однако это также часто присутствует в нашем видении самих себя, которое обычно далеко не соответствует действительности. Функция Персоны часто состоит в том, чтобы скрыть нежелательные аспекты нашей личности от нас самих и нашей психики.

2. Тень

Тень состоит из подавленных мыслей , инстинктов (сексуальных, агрессивных и других типов), желаний и слабостей, и это лишь некоторые из них. Имея это в виду, понятие личного бессознательного, описанное Фрейдом в его работах, можно было бы считать эквивалентным.

Тень — это та часть Самости, которую мы находим неприемлемой и которую раскрываем только через негативные характеристики, которые проецируем на других. Согласно Юнгу, принять Тень — это колоссальный вызов, но абсолютно необходимо обрести самопознание.

3. Анима и Анимус

На поверхностном уровне Анима и Анимус представляют женский и мужской архетипы соответственно. Чтобы быть более конкретным, Юнг описывает Аниму как женский образ в мужской психике, в то время как Анимус — это мужественность, обнаруженную в женском.

Примечательно, что Карл Юнг описывает, как Анимус работает над балансом женского разума, способствуя творчеству и рациональности. Тем не менее, было бы неплохо рассмотреть всю эту идею Анимы и Анимуса в перспективе, учитывая крайне шовинистическое общество, в котором жил этот психоаналитик. назвать несколько граней этой фигуры. Ассоциируется с порядком, доминированием и продуктивностью — в рассказах Король часто изображает этого персонажа.

5. Мать

Архетип матери олицетворяет безусловную любовь, заботливую и сострадательную. В детских книгах эта фигура часто предстает в образе феи-крестной, обладающей магическими способностями. С другой стороны, темная сторона этой матроны — злая мачеха.

6. Ребенок

Ребенок может принимать разные формы, от вечного ребенка до puer aeternus ,  ( как у Питера Пэна) , или сирота (Оливер Твист) или раненый ребенок, связанный с детскими травмами — например, Риган, главная героиня Экзорцист .

7. Мудрый старец

Мудрый старец — это знание, истина и нравственность, воплощенные. Эта мужская фигура, выступающая в роли проводника, часто встречается в художественных произведениях всех временных периодов. Гэндальф из «Властелина колец» — отличный пример этого архетипа.

8. Герой

Герой, также известный как «воин», имеет как положительные, так и отрицательные характеристики. Эта фигура ассоциируется с храбростью, силой и талантом, а также с высокомерием, агрессивностью и конкурентоспособностью. Люк Скайуокер, Симба и Джон Сноу — несколько примеров этой модели.

9. Дева

Дева ассоциируется с невинностью, чистотой и целомудрием, ожидаемыми от женщин, особенно от молодых женщин, во многих культурах.

10. Трикстер

Трикстер появляется как шут, фокусник, а иногда даже как персонаж, который сошёл с ума. Эта цифра является символом интеллекта и знания секретов, используемых для обмана других или нарушения установленных правил.

Трикстер широко известен в древней мифологии по всему миру. Эта фигура часто связана с животными и известна как оборотень. В скандинавских мифах этот персонаж представляет Локи, тогда как в некоторых районах Африки эту роль играет Ананси, паук, а в Северной Америке — Койот.

  • Послеродовая депрессия: симптомы и лечение

3 Архетипические события

Помимо персонажей, некоторые архетипические события повторяются в мифологии, а также в других произведениях, созданных различными группами людей. Вот три наиболее важных из них: сотворение, апокалипсис и потоп. И они появляются не только в христианском мифологическом цикле; эти события присутствуют в религиозных историях повсюду.

1. Создание

Мифы о сотворении мира являются фундаментальной частью практически всех религий. Все они включают метафоры, которые можно интерпретировать по-разному, буквально или нет. Эти мифы объясняют происхождение Земли с помощью таких символов, как , божество-создатель, первозданные воды или космическое яйцо.

2. Апокалипсис

Архетип апокалипсиса (конца света) — это то, о чем думает большинство людей, и он часто используется в вымышленных повествованиях всех видов.

Стоит отметить, что апокалипсис не всегда воспринимается в негативном свете , даже если он подразумевает смерть. Происходит это потому, что в учениях многих религий люди узнают, что если они имеют веру, то при смерти им воздастся, как в классическом Раю.

3. Потоп

Это событие тесно связано с апокалипсисом . Однако в этом случае очищающий и обновляющий аспекты этого явления имеют большее значение. Помимо хорошо известной христианской сказки, арки Ноя, примеры можно найти в греческих, скандинавских, американских, месопотамских и индуистских мифах.

12 Архетипы брендов

Книга Маргарет Марк и Кэрол С. Персон «Герой и преступник: создание выдающихся брендов с помощью силы архетипов» сделала юнгианские архетипы чрезвычайно популярными в мире маркетинга и брендинга.

Эти авторы предполагают, что использование символов коллективного бессознательного может быть отличным инструментом для создания образа и определения индивидуальности бренда. Марк и Пирсон перечисляют 12 архетипов брендинга, которые хорошо работают для всех видов продуктов, в зависимости от целей и ценностей каждого бренда.

1. Герой

Такие бренды, как Nike, представляют Героя, показывая персонажей, которые достигают невозможного благодаря своей силе и мастерству в своих рекламных роликах.

2. Преступник

Архетип преступника   выступает за восстание против установленных норм. Итак, в брендинге ключевым моментом является демонстрация инноваций и избавление от того, что не работает.

Бренд Apple (с упором на Стива Джобса) получил большую известность, связав свой продукт с этим изображением. Apple приобрела особую аудиторию, используя эту стратегию брендинга.

3. Создатель

Бренды, которые хотят подчеркнуть креативность и совершенство своего продукта, обычно следуют этому архетипу. Рекламные ролики часов используют эту стратегию , вообще говоря.

4. Правитель

Правитель подобен архетипу Отца или царя, о котором мы упоминали ранее. Эксклюзивные люксовые бренды с долгой и успешной бизнес-историей используют эту тактику.

5. Мудрец

Университеты, средства массовой информации и компании, занимающиеся мультимедийным контентом (например, Google), могут использовать образ Мудреца для укрепления своего бренда.

6. Фокусник

Бренды, которые хотят «воплотить мечты в реальность», выбирают этот архетип. Конечно, Disney — лучший пример этой стратегии брендинга.

7. Невинный

Архетип Невинный фокусируется на создании образа простоты, оптимизма и ностальгии как части этого маркетингового метода. Рекламные ролики Coca-Cola и McDonald’s обычно привлекают публику, используя эту тактику брендинга.

8. Caregiver

Товары для дома и семьи используют этот подход к брендингу. Отличным примером компании, использующей эту стратегию, является Johnson & Johnson.

9. Любовник

Компании, которые хотят ассоциироваться с удовольствием  , используют этот символ в своем брендинге — бренды шоколада и мороженого, которые хотят усилить ваше желание потреблять их продукт, используют его довольно часто.

10. Исследователь

Исследователь олицетворяет свободу. Рекламные ролики, демонстрирующие автомобили, несущиеся по открытой местности, просто ожидающие, чтобы их исследовали, — фантастические примеры такого подхода.

11. Обыватель

Этот архетип идеален для брендов с широкой целевой аудиторией, брендинг которых ориентирован на равенство покупателей. Продуктовые магазины могли бы преуспеть, используя эту стратегию.

12. Шут

Наконец, Шут — это архетип, который бренды используют, когда юмор является частью их маркетинговой схемы.  

Old Spice, компания по производству дезодорантов, стала популярной в Интернете, используя этот тип брендинга в своих рекламных роликах.

К. Г. Юнг и глубинная психология

Закономерности в природе помогают нам предсказать, что может произойти, и дают нам чувство уверенности в том, что всегда произойдет. Вода всегда будет течь вниз, гравитация не даст нам уплыть, испарение воды приведет к образованию облаков, и в конце концов выпадет дождь.

  • Слово «архетип» было придумано К.Г. Юнга для обозначения любого вечного персонажа, процесса, образа или повествовательной модели, которые проявляются во все времена и в любом месте в искусстве, литературе, человеческих мечтах и ​​фантазиях и человеческих творениях.
  • Архетипы присутствуют у всех представителей нашего вида, возможно, через нашу ДНК или через коллективное бессознательное. Мы можем видеть их следы в искусстве, литературе, в наших собственных установках и поведении, а также в нравах групп и в культуре в целом.
Карта психики Карла Юнга

На личном уровне вы можете предположить, что друг, который чудесным образом помогает, может выражать достоинства архетипа Заботливого. Это может помочь вам узнать, чего ожидать от ваших будущих взаимодействий с этим человеком, поскольку он или она могут постоянно жить в соответствии с повествованием о Заботливом человеке, получая чувство удовлетворения от того, что вы даете. Однако, поскольку большинство людей обладают более чем одним активным архетипом, вы можете заметить, что ваш друг также прилежен, что выглядит, по крайней мере, на первый взгляд, как выражение архетипа Мудреца. Таким образом, ваш друг может не захотеть помогать вам, если это мешает ей или его учебе, успеху и самореализации.

Один или несколько архетипов могут быть связаны с вашей сущностью, в то время как другие могут меняться со временем. Некоторые архетипы могут быть не такими позитивными, как, например, в архетипических отношениях между Жертвой и Угнетателем. Те, с кем вы познакомитесь в Системе 12 архетипов, были выбраны, потому что они помогают нам в решении задачи полной реализации и зрелости человека. Например, Воин помогает нам говорить «нет», бороться за себя и устанавливать границы; Попечитель, чтобы быть щедрым и заботливым и, в целом, хорошим, заботливым человеком; и Мудрец, чтобы иметь постоянное желание учиться и расти. У каждого также есть обратная сторона, которой мы можем научиться избегать: Воин может быть безжалостным; Опекун может быть страдающим мучеником; Мудрец может быть догматиком или идеологом.

Какие бы архетипы ни были активны в вас и в других, они обеспечивают линзы, через которые вы и они интерпретируете мир и, следовательно, определяете, что замечается, а что отфильтровывается. Например, когда в вас активен Опекун, вы можете войти в комнату и сразу же найти того, кто кажется неудобным, потерянным или иным образом нуждающимся в чем-то. Если Шут активен, вы можете искать возможность развлечься, а если активен Воин, шансы поспорить или посоревноваться, а также столкнуться с какой-либо опасностью.

«Архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашей душевной конституции, но не в формах образов, наполненных содержанием, а сначала только как формы без содержания, представляющие лишь возможность определенного типа восприятия и действия».
— Карл Юнг

Из наблюдаемых аспектов того, что вы или другие делаете, сознательный разум может выяснить, какой архетип может кого-то мотивировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *