что это такое и чем они плохи?
На протяжении жизни мы накапливаем множество стереотипов. Сначала они мешают нам учиться, потом – завязывать отношения, работать, общаться. Поэтому отношение к понятию часто бывает негативным. Но кто выдумал эти шаблоны мышления? Зачем они нужны, если они не оставляют нам свободы действий? И как научиться распознавать свои стереотипы? В одной статье рассказать обо всех шаблонах мышления не получится. Но можно поговорить о самых популярных.
Что такое стереотип?
Стереотип — это шаблонное мнение о человеке, явлении, социальной группе или событии. Шаблоны мышления – результат эволюции. Они есть у всех людей, поэтому лучше принимать их как данность. В нашем мозге заложен определенный лимит познания, внимания, творческого размышления. Чтобы экономить энергию мозг упрощает картину мира, делает ее более понятной.
Стереотипы — это установленные в нашем мозге автоматизированные программы, которые аккумулируют генетический и приобретенный опыт. То есть наша генетика – это некий фундамент для шаблонов мышления. Но сами стереотипы не являются чем-то врожденным. Они возникают из информации, которую дают нам родители и окружение.
Нашим пращурам шаблоны мышления помогали не только жить, но и выживать. Когда к мохнатому предку приближался враг, ему некогда было философствовать: бежать или поразмышлять. Кто побежал – выжил, философы были съедены. Так что исторически деление по цвету кожи, религии, полу, способу общения было полностью оправдано. Многие люди и сегодня остаются консерваторами: чтят старые традиции, не признают чужаков и учат всему этому детей.
Наша жизнь меняется так быстро, что стереотипы, которые мы переняли у наших предков, перестают нас защищать. Иногда предубеждения завладевают нами настолько, что приобретают негативную окраску и заметно искажают реальность.
Пройти тест на характер человека
Примеры стереотипов:
- Женщины мечтают о любви, а мужчины хотят только секса.
- Женщины любят только богатых/мужчины любят длинноногих блондинок.
- Все богатеи – воры.
- Заработать много денег честным трудом невозможно.
- Бьет – значит любит.
- Самое дорогое – самое качественное.
Но есть и хорошая новость: стереотипы не являются чем-то постоянным, они могут разрушаться. Например, после переезда в другую страну, рассеиваются многие культурные, этнические или расовые предубеждения. Многие, но не все.
История понятия «стереотип».
Слово стереотип произошло от двух греческих слов: «твердый» и «удар». В переводе значит «след от удара» или «твердый отпечаток». Впервые было использовано в 1796 году в типографском деле, где стереотипом называли монолитную печатную форму или клише, с помощью которой можно было печатать страницу целиком. В метафорическом смысле стереотип – это зафиксированный вариант чего-либо, сложившийся стандарт.
В 1922 году американский писатель, журналист Уолтер Липпман (1889-1974) ввел термин «социальный стереотип» – эмоционально окрашенный, устойчивый образ группы, который переносится на всех ее представителей. В такой модели беспорядочный, многообразный мир представляется четким и разделенным на категории. Такое своеобразное «расчленение» общества – это защитный механизм, без которого людям было трудно сосуществовать.
У. Липпман описал четыре свойства шаблонного мышления:
- Упрощение реальности. Предубеждения описывают окружающий мир двумя-тремя словами (например: все мужики – козлы/ все бабы – стервы).
- Ложное утверждение. У каждого народа или нации есть исторически сложившиеся шаблоны относительно чужой культуры, представителей других народов. Например, англичан многие представляют аристократичными снобами, а индусов – худыми йогами в позе лотоса. Но англичанин или индус не обязан соответствовать нашим представлениям о нем.
- Воплощение чужого жизненного опыта. Когда мы взрослеем, мы впитываем чужие стереотипы, не подвергая их переосмыслению, критике.
- Неизменность. Предубеждения сильнее реальности. Если женщина убеждена, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», она будет кормить каждого знакомого. И если встретит равнодушного к еде мужчину, решит, что это был единственный в мире мужчина, который не любит поесть.
Позже благодаря работам американского философа Хилари Патнэма (1926-2016) стереотип активно изучается в лингвистике. Патнэм развивал гипотезу разделения языкового труда, согласно которой в каждом трудовом коллективе формируются термины, определения и языковые обороты, понятные только членам этой группы. Например, на своем особом языке говорят программисты, врачи, юристы. Причем они используют не только терминологию, но и свои профессиональные анекдоты, шутки.
Стереотипизация многопланова. Она проявляется в разных сферах деятельности человека и изучается многими науками: социологией, политологией, культурологией, этнографией, психологией, лингвистикой, когнитивистикой. Жесткие шаблоны мышления порождают предрассудки к людям с особыми потребностями, с разным цветом кожи, к представителям сексуальных меньшинств или религиозных конфессий. Они активно обсуждаются и осуждаются в обществе. С предубеждениями воюют феминистки, политические и общественные деятели, международные организации ООН и ЮНЕСКО.
Но существуют шаблоны восприятия, которые являются частью нас самих. Они срастаются с нами настолько, что мы даже не догадываемся об их существовании. Бороться со своими стереотипами приходится самостоятельно.
Пройти тест на тип восприятия
5 стереотипов, которые мешают нам жить.
Негативная сторона стереотипов – предрассудки. Когда мы предвзято смотрим на окружающих, часто действуем несправедливо или вредим сами себе, своему будущему.
Этностереотипы.
Этностереотипы – это шаблонные представлениях о своем и других народах. Они существовали всегда и продолжают существовать. В большинстве случаев этностереотипы вредят взаимопониманию и приводят к нерадостным последствиям. Но если предубеждения против «чужаков» признаются нормой, они становятся благодатной почвой для расизма, терроризма, крайнего национализма, дискриминации. Если задать себе вопрос о жителях других стран, воображение сразу рисует образ «типичного» представителя:
- «Типичный американец»: дружелюбный, трудолюбивый, самоуверенный, вечно спешащий.
- «Типичный китаец»: низкорослый, бесцеремонный, шумный, жующий один только рис.
- «Типичный англичанин»: сдержанный, пренебрежительный, держащий чашку чая в одно руке, тарелку овсянки в другой.
- «Типичный француз»: самодовольный, модный, любвеобильный, любящий поедать улиток и лягушек.
Мы смеемся с анекдотов про чукчей или армянское радио, любим пошутить о неторопливости финнов или скупости евреев. Разумеется, этностереотипам, на которых строятся анекдоты, можно не придавать особого значения. Но повседневные стереотипы о представителях других культур в первую очередь вредят нам самим. Этнические предрассудки можно сравнить с шорами, которые сужают наш кругозор, мешают знакомиться, влюбляться, общаться, наслаждаться культурой других стран.
Гендер или пол.
Гендерные стереотипы – это устоявшиеся искаженные представления о женских и мужских образах. Представления о мужчинах и женщинах формировались на протяжении всей истории, начиная со времен мужчин-охотников и женщин-хранительниц домашних традиций. Дополнительных штрихов к портрету добавили античные мифы, романтические баллады. В XXI веке гендерные роли изменились, но мифы о «Альфа-самце» и «Нежной нимфе» все так же популярны. Перечислим те самые, набившие оскомину:
- Мужики не плачут.
- Роль женщины 3К: киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь).
- Все блондинки – глупые.
- Домашняя работа для мужика – позор.
Звучит бредово, правда? Но именно на этом воспитывались многие из нас. Такое шаблонное мышление действует как увеличительное стекло, которое еще больше подчеркивает различия между мужчиной и женщиной. Зато если не противопоставлять мужское женскому, отношения станут более интересными, красочными и разноплановыми.
Отношения и семейная жизнь.
- Он изменится после свадьбы.
- Своего человека я узнаю с первого взгляда.
- Настоящая любовь – это всегда праздник.
- В отношениях не должно быть обязательств.
- Противоположности притягиваются.
Иногда отношения рушатся из-за ерунды и время спустя мы вздыхаем: «почему я позволил(ла) своим предубеждениям мной руководить». Шаблоны часто помогают нам в разных жизненных ситуациях, но в основном – мешают. Ведь культурные и гендерные коды постоянно меняются.
То, что было нормой для наших родителей, уже не всегда применимо в нашей жизни.Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель
Реклама.
В 2012 году законом запретили рекламу лекарств «людьми в белых халатах». Потому что людям, напоминающим докторов, мы доверяем безотговорочно. Легче было ввести запрет на законодательном уровне, Чем попытаться развенчать этот стереотип. Стереотипы потребителей – это, как правило, общепринятые предубеждения. Это могут быть образы, люди, фразы, интерьеры. Используя свои стереотипы, мы сами «дорисовываем» недостающее и начинаем верить:
- В то, что ежики носят на спине спелые яблоки прямо на завод (хотя ежи поедают жуков и червей).
- В то, что вкусную сметану и кефир готовит бабушка в глиняном горшочке (типичный стереотип деревенской жизни).
- В то, что наручные часы носят преуспевающие бизнесмены или искусные соблазнители, привлекающие женщин (использование гендерного стереотипа).
- В то, что советам пожилой женщины можно доверять (знаменитая тетя Ася и бабушка мистера Пропера).
Стереотипы в рекламе – массовое явление. Их используют небольшие компании и крупные бренды. При разработке рекламы подключают психологов, поэтому мы регулярно попадаемся на новые уловки или манипуляции. Противостоять такому напору сложно, но реально. Стоит подключить здравый смысл и исходить из своих потребностей, а не из обещаний.
Питание и ЗОЖ.
Здоровый образ жизни сегодня в моде. И это прекрасно. Но кроме пропаганды правильного питания и спорта нам предлагают очередные стереотипы, в которые мы охотно верим. Еще недавно популярно было мнение о «широкой кости», которая не дает похудеть. Потом в почете были белковые или безуглеводные диеты, без которых сбросить вес было немыслимо. На волне современного энтузиазма мы покупаем беговые кроссовки и мультиварку, но почему-то снова не худеем. Возможно, в этом виновны наши предубеждения:
- Похудение невозможно без клизмы.
- Чем меньше ешь, тем быстрее похудеешь.
- Можно похудеть, если не есть после 6 часов вечера.
- Экзотические фрукты и овощи лучше, чем родные.
- Самые полезные продукты – обезжиренные.
Иногда мы сами себя обманываем и верим только тому, чему хотим верить. Но чаще – попадаемся на рекламные уловки или обещания мгновенного похудения. Но, прежде чем закупать диетическую газировку или соевое молоко, стоит подключить здравый смысл и интуицию. Ведь стереотипы относительно здорового образа жизни могут стоить нам слишком дорого. Здоровые продукты оказываются не такими уж здоровыми, хотя стоят в разы дороже аналогов.
Выводы:
- С точки зрения психологии стереотип – это мыслительный робот, который сортирует информацию, поступающую в наш мозг.
- Стереотипы – это хорошо. Они экономят мыслительную энергию, помогают нам мгновенно реагировать на происходящее.
- Стереотипы – это плохо. Они ограничивают наши возможности, делают действительность более примитивной.
- Со стереотипами жизнь спокойнее, а без них – интереснее.
- Шаблоны мышления – не врожденные. Они могут меняться под действием обстоятельств или с усилием воли.
- Негативная сторона стереотипов – предрассудки, которые усложняют нашу жизнь.
- Шаблоны мышления не учитывают индивидуальных различий между людьми, поэтому могут стать причиной социального расслоения или дискриминации.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Стереотип | это… Что такое Стереотип?
У этого термина существуют и другие значения, см. Стереотип (значения).
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный[1] + τύπος — отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.
В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.
Содержание
|
Западная традиция (У. Липпман)
Обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык[2].
Экономия усилий
Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.
Разметка мира
Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.
Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.
Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.
Стереотипы и предрассудки
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.
В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[3], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Гадамера Г. Г. «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков и показано, что предрассудки бывают и позитивными).
Динамика стереотипов
Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.
Половые стереотипы
Основная статья: Гендерные стереотипы
Половые стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.
Советская традиция
Схема стереотипа
В 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.
Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула[4].
Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.
На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.
Примечания
- ↑ Древнегреческо-русский словарь под ред. И. Х. Дворецкого. В 2 томах. — М., 1958. — На сегодняшний день самый объемный древнегреческо-русский словарь.
- ↑ Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах…
- ↑ Стереотип это не всегда нечто отрицательное
- ↑ Судаков К. В. Динамические стереотипы…
Литература
- Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
- Судаков К. В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
- Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность, 2006, № 4, C. 125—141.
- Рябова, Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований / Т. Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. — 2003. — Т. V. Вып. 1-2 (15-16).- С. 120—139.
См. также
- Абстракция
- Архетип
- Гендерная роль
- Социальная роль
- Стереотип поведения
- Этностереотип
Стереотип Определение и значение | YourDictionary
stĕrē-ə-tīp, stîr-
стереотипный, стереотипный, стереотипный
существительное
стереотипный
То, что рассматривается как воплощение или соответствие заданному образу или типу.
Американское наследие
Стереотипия.
Новый мир Вебстера
Фиксированное или общепринятое понятие или концепция, относящаяся к социальной или этнической группе.
Новый мир Вебстера
Цельная печатная форма, отлитая из литого металла из литейной формы ( матрица ), снятая с печатной поверхности, в виде страницы наборного типа.
Webster’s New World
Стереотип — это хорошо известная идея или образ человека или идея, которой придерживается определенное количество людей.
Примером стереотипа является то, что светловолосые женщины глупы.
YourDictionary
Синонимы:
Синонимы: учреждениемодаусловное понятиеусловиетрюизмбанальностьобыденностьклише бромбанальность
Противопоставления:
Противопоставления: разность
Реклама
глагол
стереотипный, стереотипы, стереотипный
Сделать стереотип.
Новый мир Вебстера
Характеризовать стереотипом.
Американское наследие
Воспринимать в терминах стереотипа или относиться к нему.
Новый мир Вебстера
Чтобы придать фиксированную, неизменную форму.
Американское наследие
Для печати со стереотипных пластин.
Webster’s New World
Synonyms:
Synonyms: stamppigeonholecategorizetypecaststandardpatternmoldconventiondefineinstitutionalizecataloguenormalizeprejudgestandardizepigeon-hole
Antonyms:
Antonyms: dissimilatedifferentiate
Advertisement
Другие формы слова стереотип
Имя существительное
Единственное число:
стереотип
Множественное число:
стереотипы
Происхождение стереотипа
Французский Стереотип Стереотипная печать Стерео- SOLID ( от Грека Стерео- ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( (). из Поздняя латиница typus type)
Из Словарь английского языка американского наследия, 5-е издание
Произведено от французского стереотипа .
Из Викисловарь
Реклама
Найдите похожие слова
Найдите похожие слова на стереотип с помощью кнопок ниже.
Слова, близкие к стереотипным, в словаре
- стереотаксис
- стереотаксис
- стереотомический
- стереотомический
- stereotrode
- stereotropism
- stereotype
- stereotype tax
- stereotyped
- stereotyper
- stereotypic
- stereotypical
Stereotypes, Prejudice and Discrimination – Culture and Psychology
Как обсуждалось ранее, социальные группы, к которым мы принадлежим, помогают формировать нашу идентичность (Tajfel, 1974), и люди часто предвзято относятся к другим людям, не входящим в их собственную социальную группу (чужие группы), проявляя предубеждения (эмоциональные предубеждения), стереотипы (когнитивные предвзятость) и дискриминация (поведенческая предвзятость). Эти три аспекта предвзятости связаны, но каждый из них может возникать отдельно от других (Dovidio & Gaertner, 2010; Fiske, 19).98).
[Изображение предоставлено Noba Project]
Стереотипы
Стереотип — это определенное убеждение или предположение (мысли) о людях, основанное исключительно на их принадлежности к группе, независимо от их индивидуальных характеристик. Стереотипы могут быть положительными или отрицательными, и в случае чрезмерного обобщения они применяются ко всем членам группы. Например, стереотип модельного меньшинства об американцах азиатского происхождения как об очень умных, прилежных и хорошо разбирающихся в математике может нанести ущерб в профессиональном и академическом плане (Trytten et al., 2012). Эти убеждения чрезмерно распространены на всех членов группы, даже если многие из отдельных членов группы на самом деле могут испытывать трудности в учебе и профессиональном плане.
Другой пример широко известного стереотипа касается представлений о расовых различиях среди спортсменов. Как отмечают Hodge, Burden, Robinson и Bennett (2008), чернокожие спортсмены-мужчины часто считаются более спортивными, но менее умными, чем их белые коллеги-мужчины. Эти убеждения сохраняются, несмотря на ряд громких примеров обратного. К сожалению, такие убеждения часто влияют на то, как к этим спортсменам относятся другие и как они оценивают себя и свои способности. Стереотипы универсальны. Согласны ли вы со стереотипом или нет, содержание стереотипов, как правило, хорошо известно в данной культуре (Девайн, 1989).
Стереотипы универсальны, и содержание стереотипов обычно хорошо известно в данной культуре. [Изображение: Stereotype Keira McPhee, предоставлено Noba Project].
Предубеждение
Предубеждение — это негативное отношение и чувство к человеку, основанное исключительно на его принадлежности к определенной социальной группе (Allport, 1954; Brown, 2010). Предубеждение распространено против людей, которые являются членами незнакомой культурной группы. Примером предубеждения является негативное отношение к людям, которые не родились в Соединенных Штатах. Хотя люди, придерживающиеся такого предвзятого отношения, не знают всех людей, которые не родились в Соединенных Штатах, они не любят их из-за их статуса иностранцев.
Явные предубеждения, негативные чувства по отношению к чужой группе, которые открыто признаются, очень трудно измерить, потому что это, как правило, социально неприемлемо. Это означает, что тесты и инструменты для измерения предубеждений могут быть восприимчивы к социально желательным ответам (глава 2). Чтобы устранить эту предвзятость в исследованиях, психологи разработали несколько способов измерения имплицитных предубеждений, которые представляют собой относительно автоматические и бессознательные групповые предпочтения. Наиболее известным используемым инструментом является тест имплицитных ассоциаций (IAT; Greenwald, Banaji, Rudman, Farnham, Nosek, & Mellott, 2002; Greenwald, McGhee, & Schwartz, 19). 98). IAT выполняется на компьютере и измеряет, насколько быстро вы можете сортировать слова или изображения по разным категориям. Люди могут открыто отрицать предубеждения, но когда им дают компьютерную задачу классифицировать людей из этих чужих групп, в тесте проявится автоматическая или бессознательная нерешительность (результат смешанных оценок чужой группы). Многочисленные исследования показали, что люди, как правило, быстрее объединяют свою группу с хорошими категориями по сравнению с группами других людей. На самом деле, этот вывод обычно справедлив независимо от того, измеряется ли чья-то группа по расе, возрасту, религии, национальности и даже по временному, незначительному членству. Автоматические ассоциации и бессознательные реакции часто обусловлены общественными стереотипами и могут привести к дискриминации, например к выделению меньшего количества ресурсов нелюбимым чужим группам (Rudman & Ashmore, 2009).).
Дискриминация
Когда кто-то действует на основе предвзятого отношения к группе людей, это называется дискриминацией. Дискриминация — негативное действие по отношению к человеку в результате его принадлежности к определенной группе (Allport, 1954; Dovidio & Gaertner, 2004). В результате наличия негативных убеждений (стереотипов) и негативных установок (предубеждений) в отношении определенной группы люди часто плохо относятся к объекту предубеждений. Дискриминация может распространяться на институты или социальные и политические системы.
Институциональная дискриминация относится к практикам (на социальном уровне), которые служат укреплению социальных норм предпочтения, привилегий и ограниченного доступа к услугам и ресурсам. В Соединенных Штатах афроамериканцы имеют более низкую ожидаемую продолжительность жизни, более высокий риск сердечных приступов и более высокий уровень тревоги и депрессии, чем представители других расовых и этнических групп в Соединенных Штатах (Williams, 1999; Williams & Mohammed, 2009). У коренных американцев уровень травматизма выше, чем у представителей других этнических и расовых групп (Уильямс, 19 лет).