Потенциал. Что такое «Потенциал»? Понятие и определение термина «Потенциал» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Потенциал (лат. potentia – сила, возможности) – совокупность имеющихся средств. Термин широко используется в различных сферах, из-за чего более точное определение может варьироваться. В философии, например, понятие потенциала неразрывно связано с терминами «возможность» и «действительность». Эти две категории характеризуются взаимным переходом, который носит название «актуализация потенции». В психологии распространен термин «потенциал личности», который определяет способность человека умножать свои внутренние возможности. В этом значении в качестве синонима выступает понятие ресурсов организма, благодаря чему говорят и о максимальном проявлении потенциала – резерве психики.
Для определения потенциала конкретного индивида изучаются ряд внутренних и внешних показателей. Внутренние показатели – это психическое и душевное здоровье, наличие интересов и увлечений, интеллектуальные и эмоциональные способности. Внешние показатели представляют собой развитие внутренних – ответственность, независимость, внутренняя культура человека и психологическая свобода. Человек с низким потенциалом или его полным отсутствием представляет собой подобие пустышки. Напротив, человек с высоким личностным потенциалом являет собой духовно обогащенную, состоявшуюся личность.
< Поступок
Потребность >
Популярные термины
Потенциал
Как мы можем по-настоящему самореализоваться?
Самореализация гораздо важнее, чем поиски счастья, уверен философ Мишель Лакруа. В интервью Psychologies он размышляет о том, как освободиться от сковывающих нас страхов и реализовать свой жизненный потенциал.
Новости СМИ2
новое на сайте
- Начальник — самодур? Как правильно себя вести: советы эксперта по общению
- «Я не умею сочувствовать другим. Не ощущаю даже любви к близким»
- 7 способов избежать рака яичников
- Дети солнца: что делать, если ребенок родился с синдромом Дауна
- Синдром родительского отчуждения: почему дети занимают сторону матери или отца при разводе — психологический разбор
- «Три тысячи раз готовила мужу плов, а он этого не помнит. Как такое возможно?»
- «У меня все хорошо, но будущее исчезло. Как строить планы на жизнь?»
- Роковая дата для брака — 8 лет: почему пары распадаются?
Сегодня читают
- «У меня все хорошо, но будущее исчезло. Как строить планы на жизнь?»
- Свингеры: кто и почему меняется партнерами — разбор с психологами
- Елена Блиновская: что известно о задержании — неуплата налогов, пересечение границы, обыск и взятка
- «Три тысячи раз готовила мужу плов, а он этого не помнит. Как такое возможно?»
Psychologies приглашает
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
личностный потенциал — зачем, что и как?
ПОЛЕ СМЫСЛОВ
Три мишени:
личностный потенциал — зачем, что и как?*
* Работа выполнена при поддержке
Российского научного фонда, проект № 16−18−10 439
«Системно-динамический анализ регуляции
деятельности».
Дмитрий Леонтьев
д. п. н., профессор НИУ ВШЭ и МГУ им. Ломоносова
Зачем нужно понятие ЛП?
Понятие личности довольно часто используют как универсальную ёмкость, в которую складывается всё — и наследственность, и темперамент, и характер, и мотивация, и внутренний мир смыслов. Ещё в самой первой попытке описать структуру личности (Леонтьев, 1993) я разделил экспрессивно-инструментальную оболочку личности (характер, способности и роли), внутренний мир (смысловую сферу) и ядерные структуры личности (жизненную позицию, механизмы свободы и ответственности). Последние были описаны тогда довольно поверхностно. В течение 1990-х годов я работал преимущественно над анализом природы смысла и строения смысловой реальности. Выпустив обобщающую монографию на эту тему (Леонтьев, 1999), я вернулся к проблеме ядерных структур, стержня личности, того, что можно было бы назвать личностным в личности, и именно тогда в этой связи прозвучало словосочетание «личностный потенциал» (Леонтьев, 2002), ещё не проработанное как научное понятие.
Во многом переломным моментом стало осознание мною роли саморегуляции как сути работы личности и понимание личностного потенциала как потенциала саморегуляции (Леонтьев, 2006), как того, что помогает личности преодолеть навязчивое воздействие внутренних импульсов и внешних давлений и прокладывать свой непрямой путь в изменчивом мире, руководствуясь своими целями и смыслами. К этому времени сформировалась исследовательская группа, силами которой были выпущены два специальных журнальных выпуска по теме «Диагностика личностного потенциала» (2007, 2010) и фундаментальная коллективная монография «Личностный потенциал: структура и диагностика» (Леонтьев, 2011).
Понятие личностного потенциала было построено как синтетическое, обобщающее некоторую сложную реальность, но недостаточно отграниченное от других понятий и не оформленное в виде строго операционализируемых переменных. Это ставит передо мной новую задачу, новый вызов — реконструировать это понятие и осмыслить его на новом витке, на котором оно стало бы более пригодным для использования не только в исследованиях, но и в практике, прежде всего образовательной.
Любое развитие, образование, обучение основывается на развитии не только и не столько познавательных, но в первую очередь личностных структур. Сейчас уже понятно, что просто «загрузка» содержания, контента в головы учеников механическим образом не работает, если не сопровождается развитием личности. Знания остаются мёртвым грузом, не интегрируются в картину мира. Познание не самодостаточно, оно лишь средство, а не самоцель.
Даже в исследованиях креативности, не говоря уже о других областях, подтверждается, что от личности и мотивации в конечном итоге зависит больше, чем от интеллекта и одарённости (Amabile, 2001). Одарённость в отрыве от личностного развития служит источником кризисов и проблем, причём чем больше одарённость, тем сильнее кризисы. Есть люди, которые не справляются со своей одарённостью, если личность за ней не поспевает. Проблемы Л П поэтому надо рассматривать в более широком контексте проблем развития личности.
Новый вызов — реконструировать понятие ЛП и осмыслить его на новом витке
Если максимально обобщить современные представления о развитии личности, можно выделить три измерения, три вектора этого развития, характеризующихся своими механизмами, критериями и динамикой (Леонтьев, 2013).
Каждый из нас является живым существом, биологической единицей. Как все живые существа, мы обречены заниматься тем же, что и всё живое: актуализировать то, что в нас заложено, и взаимодействовать с окружающей средой в соответствии с заложенной биологической программой — всё это сводится к решению задач самосохранения, обмена веществ и прокреации, то есть размножения. Конечная цель этого развития — морфологическое и функциональное созревание и биологическое приспособление к тем условиям, в которые нам повезло или не повезло попасть. Это РАЗВИТИЕ 1 — созревание в соответствии с заложенной биологической программой, итогом которой является зрелый и хорошо функционирующий организм.
Во-вторых, каждый из нас (это общее у всех людей, в отличие от других живых существ) есть социальное существо, являющееся не вполне самостоятельной частью социальной системы, даже не одной, а многих. И главная задача, которую мы решаем, — достичь гармонии с социальными группами, к которым мы принадлежим, или, по крайней мере, удовлетворительной адаптации к ним. Это задача социализации, аспект развития, который связан с усвоением социального опыта, ожиданий, требований и позволяет индивиду вписаться в группу. РАЗВИТИЕ 2 — социализация в соответствии с социальными матрицами. Итогом этого развития выступает социальный индивид — индивидуальный отпечаток социальных матриц.
Третье измерение развития касается уже собственно личностного в личности. Оно более индивидуально и касается всех, но не в одинаковой мере. В этом измерении человек выступает как автономный субъект, личность, решающая задачи выбора и самодетерминации собственной жизни, которая уникальна, как и личность. Суть того, что происходит в этом измерении, — постепенное развитие механизмов взаимодействия с миром, механизмов саморегуляции в широком смысле слова (подробнее о них ниже).
И это третье измерение делится на два этапа.
РАЗВИТИЕ 3А — до совершеннолетия — это развитие механизмов личностной саморегуляции, становление вменяемого субъекта. Управление собой в соответствии с требованиями своей культуры и в её интересах. Этот этап является более или менее обязательным или универсальным, потому что мы не можем быть хорошими, добропорядочными гражданами, если не усвоим механизмы самоконтроля, подчинения сигналам: останавливаться на красный свет светофора, ходить на выборы и опускать бюллетень. Мы должны научиться предсказуемо реагировать на социальные ожидания и требования, социальные сигналы так, как ожидают от нас данная культура и данное сообщество.
Личностное развитие после совершеннолетия — РАЗВИТИЕ 3Б — становится личным делом в собственных интересах, необязательным, факультативным, исключительно по личному выбору. Цель этого развития — стать субъектом собственной жизни и прожить собственную жизнь, а не просто какую-нибудь.
Три описанных измерения развития личности соотносятся как длина, ширина и высота трёхмерного тела, дополняя друг друга. Основное содержание Развития 3 на обоих его этапах и есть развитие личностного потенциала.
Чем ЛП не является?
ЛП — обобщающее понятие. К примеру, есть такое понятие, как «погода». Мы можем достаточно точно определить, погода хорошая или плохая, и прийти к консенсусу по этому вопросу. Мы можем выразить в точных цифрах температуру, скорость ветра, осадки и так далее, но измерить погоду в целом нельзя, её можно только экспертно оценить. Так же обстоит дело и с ЛП — оценить его в целом можно только экспертно.
Прежде всего, к ЛП не относятся способности, знания, умения, компетенции, интеллект. Всё это хорошо, полезно, но не является решающим, потому что по всем этим параметрам мы заведомо проигрываем искусственному интеллекту. ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности. Таланты, способности могут лежать мёртвым грузом, более того, могут создавать их обладателю одни проблемы. В экономике известно понятие «ресурсное проклятие». Им характеризуются государства, обладающие огромными природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, которые «подсаживаются» на свои ресурсы и перестают развивать экономику, довольствуясь извлечением ренты из этих природных ресурсов. То же может происходить с людьми. Человек, который заранее обозначен как имеющий способности, может на всю жизнь остаться человеком со способностями, потому что если есть способности, есть ресурсы, есть таланты, то что ещё надо? Всё хорошо — можно расслабиться.
Скорее, ЛП может усиливать эффект способностей и других ресурсов или компенсировать их недостачу. К примеру, теннисисты Марат Сафин и Николай Давыденко в 2000-е годы достигли примерно одинаковых успехов в спортивной карьере. Сафин имел яркие способности, был одним из самых талантливых теннисистов своего времени, но блестящие победы у него всё время чередовались с провалами и срывами. Он не мог справиться со своими способностями и ушел из тенниса несколько раньше, чем мог бы. Личность у него не поспевала за компетенциями. Николай Давыденко — обратная картина. У него был достаточно умеренный потолок возможностей. Он не хватал звёзд с неба, но выжимал максимум из того уровня, которым владел, благодаря организации своей личности, самодисциплине, самоуправлению. Хотя он так и не поднялся до самых вершин, но на протяжении почти десяти лет был одним из самых стабильных теннисистов в первой десятке мирового рейтинга.
Есть данные, убедительно подтверждающие, что самодисциплина лучше предсказывает академические успехи, чем уровень интеллекта, причём, в отличие от интеллекта, способна предсказать не только их стабильность, но и их изменения (Duckworth, Seligman, 1985).
ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности
То, о чём сейчас шла речь, можно обобщить понятием «ресурсы». Ресурсы — это понятие не объяснительное, а описательное. Это средства, наличие или достаточность которых способствует достижению цели и поддержанию благополучия, а отсутствие или недостаточность — затрудняет (см. Иванова и др., 2018). Наличие ресурсов коррелирует с успешностью достижения конкретных целей, но не предсказывает её однозначно, тем более не предсказывает благополучия.
Ту же природу имеет вошедшее в психологический обиход в последнее время понятие капитала (социального капитала, психологического капитала, человеческого капитала). Капитал — это совокупность ресурсов. Однако в соответствии с исходным экономическим смыслом этого понятия капитал нуждается в умелом инвесторе, ведь капитал сам себя никуда не вкладывает. Вспомним библейскую притчу о двух рабах, каждый из которых получил от своего хозяина по таланту, то есть капитал. Рабы обошлись с этим ресурсом по-разному. Один зарыл его в землю, а другой пустил в оборот и в результате извлёк из него прибыль. Одними и теми же ресурсами можно распоряжаться по-разному. Не так важно, сколько у вас ресурсов. Если вы не знаете, как их использовать, их всегда будет недостаточно.
ЛП не тождествен ресурсам личности, потому что это понятие характеризует не «капитал», а скорее «инвестора», который им управляет. Человек как носитель ЛП распоряжается собой как носителем человеческого капитала. Говоря про человеческий капитал, мы рассматриваем человека как средство для кого-то другого. А ЛП — это то, что позволяет нам самим стать хозяином себя самого как собственного ресурса. При развитом ЛП наши ресурсы становятся нашими ресурсами, то есть происходит приватизация собственного человеческого капитала. При низком ЛП его ресурсы пропадают или используются другими.
И ещё один момент, важный для понимания ЛП: диагностически значимо не столько текущее состояние того, что мы изучаем (например, личности), сколько динамические тенденции, способности развития. Куда идёт траектория? Как отметил С. Кьеркегор в книге «Болезнь к смерти» здоровье может вести к жизни или к смерти, и болезнь тоже может вести к смерти или к жизни. Важно быть на траектории выздоровления, а не на траектории умирания. Известно, что профессиональные спортсмены в спорте высших достижений, как правило, далеко не самые здоровые люди, а их перспективы продолжительности жизни после завершения спортивной карьеры гораздо хуже, чем у физически менее развитых людей. Это пример «здоровья к смерти», а есть и примеры обратные. Например, в случае жара не рекомендуется сбивать температуру. Организм борется — это «болезнь к жизни». Это примеры того, что значимо не столько состояние, сколько некоторые перспективы. ЛП не предсказывает поведение, он предсказывает возможности поведения, его перспективы, точно так же, как если интеллект характеризует сиюминутный уровень, то мышление, в отличие от него, предсказывает динамическую перспективу.
Что же такое личностный потенциал?
Если капитал — понятие, заимствованное из экономики, то потенциал — понятие, заимствованное из физики, физико-энергетическая метафора. Потенциальная энергия — это, как известно из школьного курса физики, способность выполнять работу. ЛП — это способность выполнять работу личности. Пьер Жане писал, что личность и есть работа личности. Многие авторы писали про разные виды такой работы: Л. С. Выготский — про труд восприятия искусства; З. Фрейд — про работу бессознательного; Э. Линдеманн — про работу горя; Ф. Василюк — про работу переживания и т. д. Все эти виды работы — это различные формы саморегуляции.
Саморегуляция сопряжена с энергозатратами. В частности, когда человек решает какую-то задачу, связанную с саморегуляцией, снижается его способность выполнять физические усилия, и наоборот, приложение физических усилий снижает способность выполнять работу саморегуляции, поскольку и то и другое основано на одних и тех же источниках энергии (Baumeister a. o., 1998).
Личностный потенциал — это потенциал саморегуляции, система индивидуальных различий, связанных с успешностью управления психологической энергетикой.
Саморегуляция — это универсальный объяснительный принцип активности живых и квазиживых систем, направляемых целями или другими высшими критериями желательного, альтернатива идее линейной причинности (см. Леонтьев, 2011; 2016). Основа саморегуляции — механизм целесообразной коррекции активности в движении от менее благоприятных к более благоприятным результатам. Это движение, которое постоянно управляется нашим контактом с реальностью. Для саморегуляции нужен передаточный механизм от наших желаний и намерений к действиям. Этот механизм нарушается в случае выученной беспомощности (разрыв связи между усилиями и результатом). Необходимо также постоянное тестирование реальности, контакт с реальностью, понимание того, что есть на самом деле, — то, чего очень не хватает в современном мире. Не случайно одна из самых острых проблем массового сознания — проблема размывания реальности, трудность различения того, что является истиной, реальностью, а что — фейком.
Когда младенец появляется на свет, у него есть способность воспринимать внешнюю стимуляцию, если у него всё в порядке с органами чувств, есть способность делать спонтанные движения, есть внутренние ощущения, которые вызывают у ребёнка плач, если что-то не так, но все они не связаны между собой. Система саморегуляции возникает, когда все они связаны воедино, когда ребёнок уже в состоянии связать свои внутренние чувства, которые идут от желудка или откуда-то ещё, с той стимуляцией, которая приходит из внешнего мира, и с теми действиями, которые делаются для того, чтобы сначала спонтанно, а потом постепенно более и более целенаправленно избавиться от неприятных ощущений и приобрести приятные. Другими словами, саморегуляция — это складывающаяся при жизни функциональная система, соединяющая воедино разные компоненты наших отношений с миром. Соответственно, ЛП является складывающимся прижизненно системным образованием, но не формируемым, а эмерджентным, складывающимся в ходе самоорганизации. Саморегуляцию и ЛП нельзя сформировать, но можно поддержать этот процесс (или помешать ему).
Личностный потенциал — это те особенности личности, которые стоят за хорошей саморегуляцией и позволяют предсказывать успешную саморегуляцию. При хорошей саморегуляции система непрерывно совершенствуется до полного исчерпания ресурсов, которые определяются понятиями «старость» и «смерть». Плохая саморегуляция приводит к саморазрушению системы при достаточных ресурсах.
Обобщая, можно определить ЛП как систему динамического управления психологической энергией, её распределения и перераспределения. Начать действие, изменить, скорректировать, притормозить, отказаться, выждать, развернуться, сконцентрироваться, расслабиться, не идя на поводу ни у собственных импульсов, ни у внешних стимулов, — это всё проявления результата работы нашего ЛП. При высоком ЛП всё работает в системной взаимосвязи, а при низком отдельные действия и функции между собой не увязаны.
Людям с высоким ЛП присущи такие психологические характеристики, как активность, продуктивность, субъектность (agency), резилентность и продуктивное совладание (coping), самодетерминация, целенаправленность, гибкость. Соответственно, для людей с низким ЛП характерна пассивность, зависимость, конформность, уязвимость (vulnerability), виктимность, непродуктивные защиты, ригидность (Леонтьев, 2011б).
Некоторые данные, полученные мной и моими коллегами (Гордеева, Леонтьев, Осин, 2011), говорят о том, что специфика ЛП в сфере академических достижений проявляется в том, что учащиеся с высоким ЛП способны одновременно достичь успехов в учёбе и психологического благополучия. Люди с низким ЛП могут достигать успеха, но платят за это высокую цену. Они не могут быть успешны и счастливы одновременно. Или субъективное благополучие, или успех. ЛП не предсказывает благополучие напрямую, но опосредует влияние на него других ресурсов, а также благоприятных и неблагоприятных условий.
ЛП в образовательной практике
В последние лет двадцать заслуженную популярность получила прекрасная и мудрая молитва, которую приписывают разным авторам: «Господи, дай мне терпение принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого». То, что просит автор этой молитвы, и есть личностный потенциал.
Каждому приходится сталкиваться с проблемными ситуациями трёх типов:
Ситуация неопределённости, когда мы не знаем, что делать. Мы не можем выбрать направление собственных действий, приложения усилий.
Ситуация, когда нам дана цель и надо её достичь.
Ситуация, когда нам ничего не нужно, но при наличии угрозы или давления нам необходимо с ними справиться, сохранить себя.
Этим трём типам ситуаций соответствуют три главные функции саморегуляции:
Функция самоопределения в ситуации неопределенности. При неудачном самоопределении остается только подчиняться внешним требованиям или спонтанным импульсам.
Функция достижения и реализации при наличии цели. При неспособности достичь цели возникает бессилие.
Функция сохранения в ситуации давления. Если не удаётся себя сохранить в условиях давления, возникает травма.
Недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость»
Во власти конкретных школ и образовательных систем — обогащение образовательной среды, среды возможностей. Выше говорилось, что ЛП предсказывает использование нами тех возможностей, которые у нас есть. Там, где возможности заведомо ограниченны, от ЛП зависит мало. Его роль и значение во многом зависят от тех возможностей, тех вызовов, которые предъявляет среда.
Второе, что может быть предметом развивающей практики, — это навыки работы личности, «заботы о себе» (см. Иванченко, 2009), которые по мере их использования и практического совершенствования будут кристаллизоваться в структурах личностного потенциала. Школьные уроки труда давали практически каждому начальные основы деятельности по изготовлению тех или иных предметов, пусть даже у большинства ничего не получалось и они не стремились совершенствоваться в этом дальше. По аналогии с ними тренинги заботы о себе могут принести пользу всем, хотя размер этой пользы может сильно различаться.
Из концепции личностного потенциала вытекают три мишени практической работы этого рода.
Первая мишень относится к потенциалу самоопределения. Стоит задача разработать средства и инструменты, которые помогут человеку поддержать его автономию, способность и умение делать выбор в конкретной ситуации. Вторая мишень — потенциал достижения, продуктивность в осуществлении цели. Неудача оставляет субъекта в состоянии бессилия. Вопросами содействия в целедостижении, в частности психологическими тренингами, направленными на повышение эффективности достижения, занимается огромное число специалистов в разных сферах практики.
Третья мишень работы, относящаяся к потенциалу сохранения в ситуации давления, — резилентность. Сам термин заимствован из физики упругих деформаций, где он означает способность упругого тела (например, резинового мячика) после прекращения нажима на него возвращаться в прежнее состояние. Соответственно, недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость». Одной из наиболее богатых концепций резилентности является теория жизнестойкости (hardiness) американского психолога Сальваторе Мадди, который, в частности, разработал и проводит тренинги жизнестойкости (см. Рассказова, Леонтьев, 2016).
Эти три мишени отчасти независимы друг от друга. Человек может обладать достаточно хорошей способностью ориентироваться, выбирать, решать задачи на смысл, но плохо достигать тех целей, к которым он стремится. Или наоборот: человек может быть идеальным исполнителем и прекрасно решать любые задачи, но он может решать только чужие задачи. Он не может сам ставить себе цели и ставить под сомнение те задачи, которые ему спускают. Вместе с тем они имеют отчасти единую основу, и хорошо развитый личностный потенциал проявляется в решении всех трёх классов задач.
Соответственно, можно ставить задачу разработки трёх мини-школ, обучающих трём видам работы личности: школы выбора и самоопределения; школы достижения; школы жизнестойкости.
Заключение
Задачей данной статьи была систематизация и уточнение основных положений концепции личностного потенциала в расчёте на специалистов-практиков, прежде всего в сфере образования. Наряду с ранее сформулированными представлениями о личностном потенциале как ядре личности, связанном со способностью к саморегуляции и имеющем трёхчленную структуру, а также о соотношении личностного потенциала с психологическими ресурсами были развёрнуты положения, которым ранее не уделялось внимания или которые звучали лишь мимоходом, — о системной природе личностного потенциала. Особое внимание было уделено ограничениям и возможностям развивающей работы с личностным потенциалом, что позволяет вписать эту концепцию в контекст обсуждения образовательной политики. Вместе с тем изложенные в статье идеи продолжают оставаться ещё на ранней стадии разработки, не говоря уже о практическом применении. Можно рассчитывать, что резко усилившийся за последние два года интерес к этим идеям послужит двигателем их дальнейшего развития и оформления в подходы и методы, ориентированные на прикладное применение.
Литература
- Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642−668.
- Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. № 1. С. 85−121.
- Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
- Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002а. С. 56−65.
- Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, вып. 2 / под ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2006. С. 85−105.
- Леонтьев Д.А. Промежуточные итоги: от идеи к концепции, от переменных к системной модели, от вопросов к новым вопросам // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011б. С. 669−675.
- Леонтьев Д.А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип // психология саморегуляции в XXI в. / Под ред. В. И. Моросановой. СПб.; М.: Нестор-История, 2011 В. С. 74−89.
- Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 67−80.
- Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18−37.
- Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011а.
- Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А. Жизнестойкость и её диагностика. М.: Смысл, 2016.
- Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн Иванов Фербер, 2013.
- Amabile T.M. Beyond Talent: John Irving and the Passionate Craft of Creativity // American Psychologist, 2001, vol. 56, no. 4, p. 333−336.
- Baumeister, R. F., Bratslavsky, E., Muraven, M., Tice, D. M. Ego depletion: Is the active self a limited resource? // Journal of Personality and Social Psychology, 1998, 74(5), 1252−1265.
- Csikszentmihalyi M. Good Business: Leadership, Flow, and the Making of Meaning. — N.Y.: Penguin, 2003.
- Duckworth A.L., Seligman M.E.P. Self-discipline outdoes IQ predicting academic performance in adolescents. // Psychological Science, 2005, 16(12), 939−944.
Комментировать |
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!
Возможное определение и значение — Merriam-Webster
1 из 2потенциальный pə-ten(t)-shəl
1
: существующий в возможности : способный к развитию в действительность
потенциальные выгоды
2
: выражающие возможность
конкретно :
потенциальный
2 из 2
1
а
: то, что может развиться или стать реальностью
возможность насилия
б
: смысл обещания 2
2
а
: любая из различных функций, по которым можно легко вычислить интенсивность или скорость в любой точке поля
б: работа, необходимая для перемещения единичного положительного заряда из исходной точки (находящейся в бесконечности) в рассматриваемую точку
с
: разность потенциалов
Знаете ли вы?
Потенциал может быть как хорошим, так и плохим. Усердная учеба увеличивает шансы на успех, но мокрые дороги увеличивают вероятность несчастных случаев. Но когда у человека или вещи «есть потенциал», мы всегда ждем от него чего-то хорошего в будущем. В качестве прилагательного (например, «потенциальные потери», «потенциальные выгоды» и т. д.) потенциальный обычно означает просто «возможный». Однако в науке прилагательное имеет особое значение: Потенциальная энергия — это тип накопленной энергии, которой обладает валун, стоящий на вершине утеса (противоположность кинетической энергии, , которой он обладает, когда катится со скалы).
Синонимы
Прилагательное
- неявное
- возможно
Существительное
- возможность
- возможность
- возможность
- потенциал
- проспект
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Прилагательное Врачи в восторге от нового препарата потенциальных преимуществ.
Последние примеры в Интернете
Во время своего двухчасового пути домой Аутман мысленно просматривал свой прогресс и обдумывал потенциальных настроек. — Джек Харрис, Los Angeles Times , 9 апреля 2023 г.
В интервью Business Today Рассел сравнивает угрозу нерегулируемого ИИ с потенциал Чернобыльское событие.
— Тим Ньюкомб, Popular Mechanics , 9 апреля 2023 г.
Тем не менее, чем больше программа, тем больше потенциальных рисков ответственности.
— Александра Штернлихт, , Fortune , 8 апреля 2023 г.
Никаких других подробностей, таких как кастинг или потенциальные даты выхода , о фильмах Мангольда или Филони не было раскрыто.
— Джон Блистейн, 9 лет.0069 Rolling Stone , 7 апреля 2023 г.
К счастью, потенциальный третий сезон уже не за горами.
— Уэсли Стензел, EW.com , 6 апреля 2023 г. В электронном письме, отправленном сотрудникам и студентам UF поздно вечером в среду, никто не должен использовать TikTok через университетскую сеть из-за
В то время как кости дома были в основном целы, требовалось не мало воображения, чтобы увидеть его потенциал . — Карлос Мота, ELLE Decor , 22 апреля 2023 г. Многие выступают против этой идеи, и тем не менее игры остаются важной частью активности в сети — и сектором с огромным потенциалом . — Марко Кирос-Гутьеррес, Fortune Crypto , 21 апреля 2023 г. Не решить проблему было бы пустой тратой производительности потенциала в мире невероятно быстрых процессоров и графических процессоров. — Мэтью Баззи, PCMAG , 20 апреля 2023 г. Препятствие лучшим ученикам во имя справедливости обязательно исключает возможность полного раскрытия потенциала всех учащихся ; то же самое относится и к отказу объединять отстающих учеников вместе, чтобы оказать им дополнительную поддержку. — The Editors, National Review , 19 апреля 2023 г. Миллер верит, что у Levis много профессионалов потенциально , однако. — Райан Блэк, The Courier-Journal , 18 апреля 2023 г. Из-за умеренного паводка с потенциалом Национальная метеорологическая служба выпустила наблюдение за паводком с полудня субботы до утра понедельника в районе Тахо, на некоторых склонах в округах Лассен и Плумас и в некоторых частях Невады, включая некоторые предгорья возле Рино. — Джерри Диас, San Francisco Chronicle , 15 апр. 2023 г. Образование — это ключ к раскрытию вашего потенциала . — Джилл Глисон, Country Living , 10 апреля 2023 г. Тачдаун Робби Эшфорда на семь ярдов под дождем во время первой четверти субботнего матча A-Day Оберна, который закончился ничьей 24-24, продемонстрировал потенциальных квотербека. —Нубияс Уилборн | , al , 9 апреля 2023 г. Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «потенциал». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
Прилагательное
Среднеанглийское potencial , от позднелатинского potencial , от potentia potency , от латыни, power , от potent-, potens
Первое известное использование
Прилагательное
90 218 14 век, в значении, определенном в смысле 1Существительное
1587, в значении, определенном в смысле 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование потенциала было в 14 веке
Посмотреть другие слова из того же века мощный контрпотент
потенциал
потенциальный барьер
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Потенциал».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/potential. По состоянию на 28 апреля 2023 г.Копия цитирования
Детское определение
потенциал
1 из 2 прилагательное
потенциальный pə-ten-chəl
: способно стать реальным : возможно
осознает потенциальных опасностей в схеме
потенциально
-линь-(ə-)lē
наречие
потенциал
2 из 2 сущ.
1
а
: то, что может развиться или стать реальностью : возможность
потенциал для травмы
б
: обещание запись 1 смысл 3
изобретение с большим потенциалом
2
а
: работа, необходимая для перемещения одного положительного заряда из исходной точки (находящейся в бесконечности) в рассматриваемую точку
б
: разность потенциалов
Медицинское определение
потенциал
1 из 2 прилагательное
потенциальный pə-ten-chəl
: существующий в возможности : способный к развитию в действительность
потенциально
-линь-(ə-)lē
наречие
потенциал
2 из 2 существительное
1
: то, что может развиться или стать реальностью
2
а
: любая из различных функций, по которым можно легко вычислить интенсивность или скорость в любой точке поля
конкретно : электрический потенциал
б
: разность потенциалов
Еще от Merriam-Webster о потенциале
Английский: Перевод потенциал для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод 9006 9 потенциальных для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Потенциальная энергия | Определение, примеры и факты
потенциальная и кинетическая энергия
Смотреть все СМИ
- Связанные темы:
- энергия энергия деформации кривая потенциальной энергии гравитационно потенциальная энергия обмен энергией 904:00
См. весь связанный контент →
потенциальная энергия , накопленная энергия, которая зависит от относительного положения различных частей системы. Пружина имеет больше потенциальной энергии, когда она сжата или растянута. Стальной шар имеет больше потенциальной энергии, поднятой над землей, чем после падения на Землю. В поднятом положении он способен выполнять больше работы. Потенциальная энергия является свойством системы, а не отдельного тела или частицы; например, система, состоящая из Земли и поднятого шара, имеет больше потенциальной энергии, поскольку они находятся дальше друг от друга.
Потенциальная энергия возникает в системах с частями, которые воздействуют друг на друга с величиной, зависящей от конфигурации или относительного положения частей. В случае системы Земля-шар сила тяжести между ними зависит только от разделяющего их расстояния. Работа, совершаемая при их дальнейшем разделении или при поднятии шара, передает дополнительную энергию системе, где она запасается в виде гравитационной потенциальной энергии.
Британская викторина
27 правильных или неверных вопросов из самых сложных научных викторин Britannica
Узнайте, как вода, сдерживаемая Асуанской плотиной в Египте, превращает турбины в электроэнергию.
Просмотреть все видео к этой статье. Энергия, запасенная между пластинами заряженного конденсатора, представляет собой электрическую потенциальную энергию. То, что обычно называют химической энергией, т. е. способностью вещества совершать работу или выделять тепло при изменении состава, можно рассматривать как потенциальную энергию, являющуюся результатом взаимных сил между его молекулами и атомами. Ядерная энергия также является формой потенциальной энергии.Потенциальная энергия системы частиц зависит только от их начальной и конечной конфигурации; это не зависит от пути, по которому движутся частицы. В случае стального шара и Земли, если начальное положение шара находится на уровне земли, а конечное положение — на высоте 10 футов над землей, потенциальная энергия одинакова, независимо от того, как и по какому пути был поднят шар. Значение потенциальной энергии произвольно и зависит от выбора точки отсчета. В приведенном выше случае потенциальная энергия системы была бы в два раза больше, если бы начальное положение было на дне ямы глубиной 10 футов.
Гравитационная потенциальная энергия у поверхности Земли может быть вычислена путем умножения веса объекта на его расстояние над контрольной точкой. В связанных системах, таких как атомы, в которых электроны удерживаются электрической силой притяжения к ядрам, нулевой отсчет потенциальной энергии — это расстояние от ядра настолько большое, что электрическая сила не обнаруживается. При этом связанные электроны имеют отрицательную потенциальную энергию, а те, что находятся очень далеко, имеют нулевую потенциальную энергию.
Потенциальная энергия может быть преобразована в энергию движения, называемую кинетической энергией, и, в свою очередь, в другие формы, такие как электрическая энергия. Таким образом, вода за плотиной течет на нижние уровни через турбины, которые вращают электрические генераторы, производя электроэнергию плюс некоторую бесполезную тепловую энергию, возникающую в результате турбулентности и трения.