Метафоры для чего используются: ❶ Что такое метафора 🚩 Лингвистика

Содержание

❶ Что такое метафора 🚩 Лингвистика

Любовь. Что это такое? У каждого определение чувства «любви» всегда разное. Порыв души, состояние, когда хочется петь, когда не можешь дышать. Когда ради любимого человека готов пойти на все, сделать все что угодно для нее ей или для него. Любовь нельзя увидеть, потрогать руками или попробовать на вкус, но каждый из нас со временем познает все ее прелести и разочарования. Она есть. Любовь в данном случае и есть метафора, которая приобрела больший смысл со своим названием и значением.Жизнь. Слово, которое также можно использовать в качестве метафоры, принимающей различные значения. Жизнь, как мы ее понимаем – отрезок времени, который проживает человек от рождения до смерти. Но, используя это слово как метафору, можно сказать, что Жизнь – есть путешествие, с определенными событиями, целями и результатами. Можно найти и третий смысл этого замечательного слова: Жизнь – книга, рассказ о существовании, о дороге человека которую он уже прошел, или только собирается пройти. Книга с достижениями, поступками и идеологическими представлениями. Очень часто метафоры встречаются в поэзии, музыке и даже живописи. В поэзии с их помощью к первоначальным словам добавляется более сильная эмоциональная окраска их смысла. В живописи метафора достигается путем присвоения определенным предметам качеств, им несвойственных. Как правило, изменяются формы объекта, его функции, текстура. В музыке метафоры могут быть более сложными. В своей основе это изменение общей структуры композиции, привычной игры на инструменте, это смена ритмов и размеров. Тексты песен так же становятся более насыщены сравнительными характеристиками. Тут можно подумать, что текст в песне относится к поэзии, но это не так. Песня, как композиция, состоит из нескольких частей: текста, мелодии, структуры и ритма. Для появления музыкальной метафоры может использоваться любой из названных пунктов. Иногда один, иногда все сразу.Использовать метафору доступно любому человеку. Нужно лишь прислушиваться к своим чувствам и иметь желание делиться своими мыслями с другими.
А когда возникнут сложности по этому вопросу, используйте метафору!

что это такое и примеры из литературы

Добрый день, друзья-читатели и сочинители!

С вами Елена Никитина, и сегодня на повестке дня метафора. Поговорим о том, что это такое, как ее обнаружить в тексте и для чего используется этот художественный прием.

Пишущая публика сталкивается с необходимостью сделать свое творчество более привлекательным. Для этого применяются различные средства выразительности, или тропы.

Тропы (от древнегреческого τρόπος — оборот) — фразы, употребленные в переносном значении (объект описания наделяется свойством другого объекта). Они используются для создания художественной образности.

Основными тропами считаются метафора и метонимия. Кроме этого, существует аллегория, иносказание, эпитет, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, ирония, катахреза.

Первые три из них многие ученые склонны рассматривать как частные случаи нашего предмета рассмотрения. Теперь о том, что означает слово «метафора».

Значение термина

Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.

Метафора — это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии.

Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.

 

Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего

. Говоря кратко, уподобление по сходству.

Вот пример с объяснением:

Гуляет ветреный кистень

По золотому войску нив… (В. Хлебников)

Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.

Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт)

В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы:

в плеске прибоя.

Метафора «в чистом виде» не называет сравниваемый объект, но он легко восстанавливается из контекста, как показано выше. Иногда (в данном случае — чтобы показать нарастание тактильных ощущений персонажа) ей предшествует сравнение — его легко можно обнаружить по союзам как, словно, будто и др.

Вдруг, неожиданно для себя, обернулся Барыба и, стиснув челюсти, запустил глубоко руки в мягкое что-то, как тесто (сравнение).

– Ах ты етакой, а? Да ты что ж это, вон что, а? Ну, так уж и быть, для тебя согрешу, для сиротинки.

Потонул Барыба в жарком и сладком тесте (метафора). (Е. Замятин)

Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.

Классификация

На самом деле, существуют разные виды метафор, и образная – та самая, о которой ведем речь, – лишь кусочек пирога. Но зато самый лакомый.

Образ – это отражение внешнего мира в нашем сознании. В сознании поэтов он отображается несколько иначе – потому-то мы не перестаем удивляться яркости, неожиданности их метафор:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. (Б. Пастернак)

Чем более удалены друг от друга, не похожи между собой предметы, сопоставленные в метафоре, тем более сочной и запоминающейся она получается.

Образ здесь может вмещаться в слово, выражаться словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством (смысловым отрывком текста, состоящим из одного или нескольких абзацев, скрепленных общей темой), распространяться на главу или даже разворачиваться в пределах большого произведения (как, например, представление людей как марионеток в романе У.

Теккерея «Ярмарка тщеславия»).

Вот тут мы подходим к видам метафор.

По восприятию выразительности выделяют резкую (живую: крылья огня) и стертую (забытую, неосознаваемую: ножка стула) метафору. К последней близка метафора в виде формулы – она представляет собой застывшее выражение: книга жизни, чаша бытия.

В отдельный вид (и это уже по объему) просится развернутая метафора, которая охватывает весь фрагмент речи, как в стихотворении:

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя,

И волна, проблистав белизной в вышине,

Точно конь, распаленный от бега и боя,

В напряженье предсмертном домчалась ко мне.

И за нею другие, как белые кони,

Разметав свои гривы, несутся, бегут,

Замирают от ужаса дикой погони,

И себя торопливостью жадною жгут.

Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево,-

И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,

На песке умирают в дрожании гнева

Языки обессиленных белых огней.  (К. Бальмонт)

Реализованная метафора используется для создания комической ситуации, часто представляет собой понимаемый буквально фразеологизм:

Чтобы стала жизнь, как мед,

Счастье выпало большое,

Молодежь свое возьмет,

Прихватив еще чужое. (Е. Запяткин, творящий под псевдонимом ЗЕВС)

Или вот еще: Ушел в себя, вернусь не скоро.

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

  • Эмоционально-оценочная

Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.

  • Номинативная (назывная)

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку

и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

  • Познавательная

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

  • Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

История метафоры

Если углубляться в историю языка, все наши переносные и вторые словарные значения, такие как ручка двери и горлышко бутылки в прошлом были метафорами. Первый произнесший их художник слова, как и его слушатели, осознавал образность фразы. И настолько всем она понравилась, что прочно закрепилась в языке и утвердилась в качестве единственно возможного варианта наименования предмета.

Более того, так образовывалось едва ли не каждое привычное нам слово. Так, выдающийся ученый А. А. Потебня приводит в пример слово окно: когда-то оно образовалось от слова око, т. е. в поэтическом представлении наших предков связывалось с очами дома.

Именно это метафорическое представление о слове (названное Потебней внутренней формой) и закрепилось в русском языке (а также в чешском, польском, словенском, словацком), в отличие, например, от английского window, образованного от wind (ветер). Кстати, в родственном нам болгарском окно звучит как прозорец, что тоже передает идею взгляда.

И сейчас, как во все времена, метафора принимает живое участие в творении повседневной речи, а вместе с ней – и реальности. Ибо, как сказал В.

Гумбольдт, мы воспринимаем мир не иначе как сквозь призму языка, на котором говорим. Да-да, язык не только выражает, но и формирует наши понятия. Кому интересно подробнее, почитайте в интернете о языковой картине мира этноса.

Возвращаясь к теме, напомню, что наименования таких знакомых предметов, как компьютерная мышь и значка @ (собака) – тоже метафоры, только стертые, неосознаваемые как образные выражения. Тем более, поэтичность совсем забудется, когда проводные мышки окончательно исчезнут из употребления.

В разные времена метафора может осознаваться по-разному. Может утрачивать, а может приобретать выразительность.

Так, в повторяющейся строчке из гомеровской «Одиссеи»:

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос… (Перевод В. Жуковского)

для нашего восприятия заря в образе молодой девушки и солнечные лучи в виде ее пальцев определенно метафоричны. Но для древних греков все было иначе. Их божества вначале отождествлялись с природными стихиями, а затем стали антропоморфны (приняли человеческий облик).

И эллины верили, что каждое утро сама богиня Эос показывается над горизонтом, а тонкие розовые облачка – ее персты.

Сфера применения

Метафора — главный из тропов, т. к. она рождает яркие, интересные, неожиданные образы.

Перенос значения глубже и тоньше передает чувства, эмоции, ощущения героя (иногда равного автору), а потому широко используется в литературе и публицистике.

Однако не стоит думать, что этими сферами ее употребление ограничено. Человеку свойственна потребность в образности – недаром ей богато украшены народные пословицы и поговорки:

  • В каждой бочке затычка.
  • Моя хата с краю.
  • В тихом омуте черти водятся.

Неизменным успехом у слушателей пользуются рассказчики, уснащающие свою речь различными тропами. Следовательно, в разговорной речи без них не обойтись. Метафора проникает даже в жаргон: получить по тыкве.

В ораторском искусстве для влияния на аудиторию этот прием незаменим. Что уж говорить о рекламе!

Чем ярче образ товара, тем сильнее он воздействует на потребителя. В рекламе важно задействовать именно чувственное восприятие целевой аудитории, что и достигается при помощи данного тропа.

К примеру, слоган — Тамада грузинских вин, придуманный для вина фирмы “Тамада”, создает богатый ассоциативный ряд с щедрым застольем, весельем, знаменитым грузинским гостеприимством, широтой души и т. д., попутно метафорически представляя названную марку как главаря пиршества.

Способ обнаружения

Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:

  • Прочитайте текст.

Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора. Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)

  • Найдите слова в переносном значении.

Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.

  • Установите, что скрыто за переносным значением.

Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.

  • В “классической” метафоре сравниваемый предмет не называется.

Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна. (С. Есенин)

С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.

Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:

Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды…

Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.

  • Подумайте, по какому признаку сопоставлены два понятия.

Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.

Повседневная польза

Метафора существует не только на страницах книг. Она живет в воображении своего создателя. Чем более развито воображение, тем более метафорично мыслит и живет человек. Зачастую такой способ мировосприятия помогает творить не только художественные произведения, но и собственную реальность. Как минимум – формировать отношение к окружающей действительности.

Помню, в студенческие годы мне было проще переносить различные неурядицы, осознавая свою жизнь как кино. Что характерно, такая ассоциация у меня присутствовала и в детстве (под влиянием модных «мыльных опер»), только не совсем отчетливо понималась.

Рожденный примерно на втором курсе «манифест актрисы», неоднократно вспоминаемый впоследствии, помогал мне справляться с разными стрессами:

Моя жизнь — как кадры кинофильма,

Как еще не снятый сериал.

Непонятно только, кто всесильный

Для меня сценарий написал.

Я снимаюсь только в главной роли –

Иногда, к несчастью, не в своей –

В окруженье множества героев

И эпизодических ролей…

Метафоры стимулируют правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Емкий образ вызывает в сознании чувственно воспринимаемые ассоциации. Это не только способствует творческому развитию, но и помогает решить трудные логические задачи. Так наши предки соорудили сложные технические механизмы, наблюдая за строением животных и птиц. Используя метафоры и аналогии, мы порой неожиданно для себя находим выход из ситуации.

Это выразительное средство помогает погрузить человека в транс и наладить общение с ним. Не случайно на метафорах основаны различные магические тексты, например, заговоры:

Месяц в небе, солнце в дубе, червяк в зубе. Аминь, аминь, аминь.

В межличностном общении использование пословиц, поговорок (не без участия данного тропа) помогает выразить свою мысль твердо, не обижая собеседника:

  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Под лежачий камень вода не течет.

На уроках литературы подмечается, как троп раскрывает внутренний мир автора:

Ах, как птицы поют – так в неволе не спеть.

Это сладкое слово «свобода»!

Соловьи, соловьи, я б хотел умереть

Под акафист подобного рода! (Иеромонах Роман (Матюшин))

В одном емком слове акафист (радостная хвалебная песнь в честь святых) и мировосприятие, и жизненный путь поэта-монаха.

Но ведь люди пользуются метафорами и в обычной жизни. Наблюдение за излюбленными выражениями собеседника, пусть не его собственными, позволяет сделать выводы о его характере, темпераменте, ценностях, кругозоре.

Так, использование «военных» терминов (победа, поражение, атака, наступление): мама меня атакует, я сегодня победил математичку – получил «пятерку». – и т. д. говорит о важности физической и моральной силы для человека.

Изучив речевое поведение собеседника (т. е. его частые выражения, темп и характер высказываний (конструкцию предложений, их объем)), мы можем немного подстроиться под него для облегчения диалога. Мне помогало в работе с умственно отсталыми детьми.

Не случайно метафоры используются в притчах, помогая создать сильные, понятные и запоминающиеся образы, и в детских жанрах фольклора – для развития образного мышления малышей.

Кузница метафор

Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.

Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?

По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.

Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.

Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.

Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.

Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.

Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.

Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.

Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.

Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.

Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.

Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут… (С. Есенин)

Или:

Как озера, глаза твои синие…

В тех озерах — такая синь!

Горизонта теряется линия

В запределье хрустальных глубин. (Динислам Алтынгузин, современный поэт из Башкортостана)

И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.

Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.

Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:

Не мигают, слезятся от ветра

Безнадежные карие вишни… (А. Вознесенский)

Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)

Кстати, интересно, какие ассоциации с глазами родятся у вас. Делитесь в комментариях!

В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:

Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него,-

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Где светит вольная зарница,

Где вечный облачный прибой

Бежит по бездне голубой. (К. Бальмонт)

Примеры метафоры: в литературе, стихах и как найти метафору

Метафора — это вид тропа, уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном смысле.

Автор, который использует метафору, говорит не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между собой, как в примерах ниже.

Метафора Пояснение
Каменное сердце Сердце словно камень. Черта, которая присуща камню, — отсутствие жизни. Имеется в виду, что человек бесчувственный, не склонный испытывать эмоции
Кот наплакал Наплакал словно кот. Слёзная жидкость нужна кошкам, только чтобы защищать роговицу. От эмоций они не плачут. Метафора означает малое количество чего-то, практически отсутствие
Золотые слова Слова как золото, то есть правильные, умные
Откладывать на чёрный день День словно чернота наступила. То есть трудное, бедное время
Затянуть пояс потуже

В прямом смысле это означало бы, чтобы не дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам, недостатке в еде

Загнать (кого-то) в угол Не в прямом смысле, а в переносном — то есть не дать человеку выхода из ситуации
Старость — вечер жизни После вечера наступает ночь, а затем день «умирает» и приходит следующие. Поэтому старость сравнивается с вечером, т. к. жизнь близка к завершению
Выкурить трубку мира Когда индейцы курили трубку, это означало что войн между племенами больше не будет. Метафора означает пожать руки, прийти к мирному соглашению
Флагов золотые рыбки Флаги на ветру развиваются как хвосты у золотых рыбок
Язык природы Природа словно разговаривает (как человек)
Царственный жест Величественный жест, словно жест самого царя
Весомое доказательство Доказательство, которое будто бы имеет вес. Значит убедительное доказательство
Заразительный смех Смех словно зараза. Один засмеялся, и уже все смеются
Невозмутимая тишина Тишина не возмущается как будто, молчит. То есть полная тишина

Что такое метафора в литературе

Это скрытое сравнение, слова «как» или «словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.

Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

Примеры метафоры из литературы

«Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох».

«Пятая годовщина», И. А. Бродский

«И взгляда острая пчела«.

«Шаман и Венера», В. В. Хлебников

«Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра«.

«Баллада о рыбном промысле», Ф. А. Искандер

«Светились чуть медузы облаков».

«PAYSAGE D’ENFER», Б. Ю. Поплавский

«Надежды — радужные рыбы, снова попадают на крючки».

«Женщина — особенное море», Е. А. Евтушенко

«Наполовину прикрыв тусклые глаза воспалёнными раковинами век».

«Всходы новые», И. А. Бунин

«Проклят будь, о Рим, о лютый тигр«.

«Хлеба и зрелищ!», А. Н. Майков

«Отцепись, сомненья клещ!».

«Рождественские пожелания и подарки» (К оглавлению), В. В. Маяковский

«Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?».

М. Цветаева

«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времён. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей».

«Настольные лампы», Б. Ш. Окуджава

«Да ты не ершись, я тебе не в укор говорю…».

А. Островский «Волки и овцы»

«Истинная красота коренится внутри человека, ложная — вовне».

А. П. Чехов

Примеры метафоры в стихах

«Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«С добрым утром».

С. А. Есенин «С добрый утром!»

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Узнайте больше про Олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?…

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус» (Белеет парус одинокий)».

Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.

«Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь…»

Владимир Маяковский «Лиличка»

Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.

«Так окрылённо, так напевно
Царевна пела о весне».

А. Блок «Так окрыленно, так напевно…»

Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.

«И женский смех
Вокруг весёлый и игристый«.

А. Щеглов

Узнайте больше про Метонимию.

Как найти метафору в тексте?

Для этого нужно:

  1. Найти слова, которые автор использует в переносном значении.
  2. Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении.
  3. Найти скрытое сравнение между этими двумя словами.
  4. Если это получилось — вы нашли метафору.

Например: у него были золотые руки

  1. Слово в переносном значении —‌ золотые.
  2. Синоним в прямом значении — бесценные.
  3. Сравнение между «золотые» и «бесценные», значит «им цены нет» или «цена им — золото».
  4. Золотые руки — метафора.

Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением

Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.

Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.

Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.

«Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза».
«Из слез, дистиллированных зрачком…», И. А. Бродский

«Была её душа — Дум грустных улей«
«Царская невеста», В. Хлебников

«Грубые брёвна построим над человеческим роем«
«Признание», В. Хлебников

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Узнайте больше про Метафору и Эпитет.

Что такое метафора и где она используется

Среди художественных средств, которыми располагает любой автор вне завистимости от жанра, в котором он пишет, особое место занимает метафора. Она позволяет обогатить речь и окрасить в нужные эмоциональные оттенки практически любое произведение, наиболее точно передать образ того или иного объекта или явления. Что такое метафора? Это перенесение свойств одного предмета или явления на другой, основанное на их сходстве, то есть что-то вроде сравнения, только скрытого, без слова «как» и ему подобных, но при этом читатель полностью понимает, что это именно сравнение.

Это может быть использование названия одного объекта для того, чтобы описать свойства другого. Примером могут служить строки из многих стихотворных произведений, например, «Пешеходов морда дождя обсосала» у Маяковского – понятно, что несчастных граждан никто не обсасывал, а просто они попали под сильный дождь, но образ получился очень ярким и понятным – если бы автор написал более прямо, получилось бы гораздо менее выразительно. Иногда для того, чтобы точно определить, метафора это или эпитет, нужно четко понимать, что такое метафора и что такое эпитет, да и то это помогает не всегда. В первую очередь, это касается прилагательных, например, «золотая осень» – слово «золотая» здесь можно рассматривать и как метафору, и как эпитет.

Также функции метафоры могут нести целые образы героев произведений: в частности, это присуще произведениям Горького, например, образу матери в одноименном произведении. Также значение метафоры имеют практически все пословицы и поговорки: например, «у семи нянек дитя без глазу» применяется отнюдь не только по отношению к довольно редкой ситуации, когда имеется семь гувернанток на одного несчастного ребенка.

Чтобы понять, что такое метафора, можно представить ситуацию, когда один человек пытается долго и нудно объяснить другому то, как он видит то или иное явление – как мы знаем, это довольно непросто, но в этом случае можно обратиться к выразительному образу, и тогда все сразу встанет на свои места. То есть в функции метафоры входит быстрая и понятная передача эмоции или ощущения.

На самом деле не обязательно знать, что такое метафора, чтобы ей пользоваться. Мы сталкиваемся с ними далеко не только в высокохудожественных произведениях. Например, образы сновидений – это практически всегда метафора, именно поэтому они являются одним из первых и любимых предметов изучения психологов и психиатров. Кстати, сами эти специалисты в своей работе тоже частенько используют метафоры – это помогает им находить более тонкий подход к пациентам.

Также и мы: часто в повседневной жизни случаются такие ситуации, когда бывает неуместным заявить что-то прямо, и приходится искать слова, передающие желаемый смысл, но по сути совершенно другие: как мы уже знаем, это тоже метафора.

Очень широко метафора используется в рекламе: большинство рекламных слоганов – метафоры. В самом деле, если воспринимать их буквально – чаще всего получается какая-то ерунда, но, тем не менее, они находят отклик именно у тех, кому адресованы, и ведь они далеко не всегда задумываются, что такое метафора, и тем более, что обращена она именно к ним.

Таким образом, метафора – это один из самых распространенных языковых приемов, который давно вышел за рамки литературы и с успехом используется каждым из нас в повседневной жизни. Метафора позволяет человеку вместо долгих и путаных объяснений наиболее точно передать то, что он хочет сказать, в любой ситуации. Без этого художественного средства было бы гораздо сложнее находить отклик в других сердцах не только поэтам и писателям, но и всем нам. Это такая уникальная вещь, которая помогает всем, вне зависимости от того, знают ли они, что такое метафора.

это… Функции, виды и роль метафоры в языке и жизни

Сложно представить, каким «тусклым», «бедным» и скудным был бы наш язык, если бы в нем не было таких ярких образных элементов, как тропы, одним из которых является метафора. Определение этого понятия в самом обобщенном виде можно сформулировать так: метафора – переносное значение слова, любое употребление слов в непрямом значении. Если сформулировать более образно, то метафора — это диалог смыслов, в результате которого рождается новый смысл. Тропы – универсальное явление, они встречаются во всех языках мира и во все времена. Метафоризация – один из главных и неиссякаемых источников языкового развития, благодаря которому создаются яркие образы, так как образность лежит в ее основе. Основной принцип создания метафоры – сравнение, но не обычное, а аналогия, т.е. сравнение объектов принципиально несходных, разноплановых.

Функции метафоры

Чтобы сопоставлять мало сопоставимые объекты и смыслы, создавая при этом яркие и емкие образы, обогащающие речь, нужно обладать особым поэтическим даром. Неслучайно людей, способных на это, часто называют поэтами, даже если к написанию стихов они отношения не имеют. Действительно, одна из основных функций, которую выполняет метафора – это придание речи образно-экспрессивной окраски, сочетающейся с аффективностью, ярко выраженной эмоциональной оценкой.

Еще одна функция метафоры — номинативная. Она заключается в пополнении языка лексическими и фразеологическими конструкциями. В русском языке их много, например, излучина реки, барабанит дождь, горный хребет и другие.

Метафора выполняет также концептуальную функцию. Концептуальная метафора – это использование переносных значений слов для выражения непредметных смыслов в научной и общественно-политической речи, например, поле эксперимента, фундамент государства, круг понятий.

Помимо основных функций, метафора выполняет еще множество других: образно-наглядную, репрезентативную, предсказательную, орнаментальную и т.д.

Виды метафор

Принято выделять два основных вида метафор. Первый – стертая метафора – это настолько общепринятое и часто употребляемое выражение, что его переносное значение не улавливается. Например, пришла зима, лег снег, пошел дождь.

Второй вид – резкая метафора, когда сопоставляют явно не сопоставимые понятия. Данный вид наиболее часто встречается в художественной литературе и является характеристикой идиостиля писателя.

Помимо этих двух, есть еще другие виды метафор. Например, метафора-формула, которая близка по виду к стертой метафоре, но она настолько стереотипна, что употребить фразу в прямом значении уже проблематично, например, колесо фортуны.

Развернутая метафора состоит из большого текстового фрагмента, на протяжении которого разворачивается ее метафорический смысл. В художественной литературе и поэзии очень часто развернутой метафорой является целое законченной произведение, стихотворение, притча, небольшой рассказ.

Роль метафоры в повседневной жизни

Образность и эмоциональная окрашенность метафоры настолько глубоки, что ее часто используют для воздействия на сознание и подсознание человека. В своей практике психологи и психотерапевты часто применяют метафорические приемы, чтобы, влияя на психику пациента, помочь разобраться ему во внутриличностных проблемах. Широко известна роль метафоры в рекламной деятельности. Визуальные, звуковые и обонятельные образы, созданные с ее помощью, будят воображение, развивают фантазию, помогая потребителю без видимого давления извне сделать определенный выбор. Подобные техники называются манипулятивными. В этой связи также следует упомянуть и о роли метафоры в политической сфере, где очень возрос, особенно в последнее время, интерес к проблеме и способам манипулирования человеком, и метафора здесь выполняет очень действенную роль.

что это такое и как использовать метафоры?

Как иногда бывает трудно выразить свои чувства, пересказать фильм, поразить собеседника точным сравнением. В таких случаях на помощь приходит метафора. Она делает нашу речь живой, эмоциональной, объемной, драйвовой. Как образные сравнения помогают нам общаться? Когда используется в кино или рекламе? Зачем психотерапевты сочиняют сказки? Возможно, пришла пора напрячь извилины мозга и погрузиться в мир иносказаний.

Что такое метафора?

Метафоры — это слова или целые выражения в переносном значении, в которых собираются свойства далеких друг от друга предметов: оттенки, формы, предназначения, происхождение, характер.  Они делают речь живой, насыщенной, яркой, сочной. С помощью аналогии они помогают добиться эффекта глубины описания: ясные очи, золотые лучи, тяжелый взгляд, бархатная ночь. Без метафор мы были бы вынуждены беспрерывно выдумывать все новые слова и перегружать свою память тяжелым грузом. А наше общение было бы похоже на цитирование словаря или пересказ нормативных актов.

Термин происходит от греческого слова «metaphora» и переводится как «перенос». Основанная на ярких, неожиданных аналогиях метафора создает некое «ощущение подобия», которое вызывает в воображении ассоциации, создает образы. Благодаря этому человеческий мозг быстрее находит взаимосвязь между описанным предметом и своим личным опытом.

Большинство людей воспринимает метафоры как поэтическое или литературное средство украшения речи, которое мало используется для бытового общения. Это не совсем верно.  Метафоры используются везде: для объяснения материала на уроке, разрешения конфликта, ведения переговоров, публичных выступлениях.

  • Метафора помогает понять характер человека или его поступки: душа поет, душа болит, железные нервы.
  • Она удерживает внимание на самых важных вещах: перекресток жизни, излить душу, вывернуться наизнанку.
  • Она прекрасно работает в школьном образовании и общении с детьми: селезенка – это депо крови, снег похож на белое покрывало.
  • Она помогает отточить чувство юмора: во время сна кора мозга мирно дрыхнет, а на вахту заступает подкорка.

Пройти тест на характер человека

Метафора усиливает конкурентные преимущества человека по сравнению с собеседником. Человек, умеющий образно говорить, быстро адаптируется и производит впечатление в любой компании, добивается желаемого.

Эволюция метафоры.

В разговорной речи мы настолько часто используем метафоры, что сами этого не осознаем. Кажется, что они существовали всегда. Точной даты или автора первого иносказания назвать невозможно. Но известно, что первая концепция была дана Аристотелем. Он вообще считал жизнь одной объемной метафорой. Цицерон придал высказыванию категоричность: «Метафора есть сравнение, сокращенное до единственного слова».

Неудивительно, что самые древние иносказания и красивые обороты речи, которые мы используем сегодня, родом из Античного мира:

Ахиллесова пята – уязвимое место человека.

Ящик Пандоры – источник множества проблем.

Прокрустово ложе – одна мерка для всех.

В древнерусской литературе метафоры были культурными скрепами, которые увязывали между собой народный быт и культуру:

Река жизни – вся жизнь.

Мутная вода – символ нечестных действий.

Поникшая трава – олицетворение скорби.

Серебряные нити – седые волосы.

Метафоры присутствуют в названиях растений (пастушья сумка, белокрыльник болотный), описании знаковых дат (тещин четверг, прощеное воскресенье) или природных явлений (хрустальная вода, лютые морозы). Некоторые выражения настолько трансформировались, что объединили несколько слов и стали единым целым: громоотвод, бесхребетный, столбенеть, афишировать.

Функции метафоры.

Создатели красочных иносказаний – поэты, писатели, журналисты. Однако образные речевые обороты привлекают исследователей из разных научных направлений: риторики, философии, логики, лингвистики, когнитивной психологии, кинематографии. Люди, владеющие искусством образной речи, считаются прекрасными собеседниками или рассказчиками. Они умеют говорить на чистом языке без повторений, банальщины или «словесного мусора» и буквально гипнотизируют слушателей своими словами.

Кроме определения метафоры лингвисты также описывают ее функции. В 1992 году доктор филологических наук, профессор Харченко В. К. опубликовала научное исследование, согласно которого есть 15 функций метафорических оборотов. Остановимся на пяти основных:

  1. Информативная – цель передать информацию подробно и фигурально.
  2. Стилеобразующая – принимает участие в построении узнаваемого литературного стиля.
  3. Текстообразующая – используется для усиления образа, особенно отслеживаются в лирических стихотворениях.
  4. Жанрообразующая – участвует в создании того или иного жанра.
  5. Эмоционально-оценочная – создает фон произведения, помогает автору передать свое отношение к ситуации, герою или его поступкам.

Самые цитируемые мастера метафорических оборотов – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В. Маяковский. Но не только классики славятся образной речью. Современные авторы активно применяют эти приемы в своих творениях. Автор книг о «Гарри Поттере» Джоан Роулинг поведала, что болезнь профессора-оборотня Люпина в переносном значении указывала на ВИЧ. А деление на маглов (простых людей), грязнокровок и чистокровных волшебников метафорически описывает ксенофобию.

Виды метафор.

Лингвисты разделяют метафоры на 6 видов:

Стертые (эпифоры)

Они так давно вошли в наш лексикон, что даже не относятся к художественной речи:

Горлышко бутылки.

Рукав реки.

Ревущий океан.

Ножка стула.

Золотые руки.

Резкие (диафоры)

Они объединяют контрастные слова для усиления эффекта от иносказания:

Взрыв эмоций.

Медоточивые уста.

Горькая правда.

Преувеличения

С их помощью мы намеренно увеличиваем масштаб происходящего:

Огромный, как скала.

Я тебе тысячу раз напоминал.

Я уже сто лет не ел.

Олицетворение

Когда неодушевленному предмету приписываем черты характера или поведение человека:

Луна спряталась за тучку.

Ветер выл сильнее волка.

«Ревет и стонет Днепр широкий…», — Т. Шевченко.

Замена (метонимия)

Замена одного слова смежными понятиями:

Столовое серебро  – вместо посуда из серебра.

Пью зверобой – вместо пью настойку зверобоя.

Выпил три бутылки молока – вместо выпил литр молока.

Развернутые

Они, как правило, используются в литературе и могут разворачиваться на протяжении целого предложения или абзаца:

«…Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован,

Легкой цепью пуховой…», – писал в стихотворении «Чародейкою зимою» Ф. И. Тютчев.

Меткие метафоры преобразовались в афоризмы, которыми многие описывают свою жизнь. Или ставят статусы в соцсети:

Не умеешь петь, не пей.

Единственный способ жить хорошо – уходить оттуда, где плохо.

Бояться нужно не смерти, а пустой жизни.

Метафоры в искусстве.

Чаще всего метафоры используются в литературе для художественной красоты. Но используются они и в других видах искусства: живописи, архитектуре, музыке, кино.

В архитектуре самым ярким примером метафорического изображения считаются Атланты и Кариатиды, поддерживающие крыши, балконы. Опоры в виде человеческих фигур сделаны не просто так. Мужские фигуры ассоциируются с силой, женские – со стройностью.

В живописи визуальные иносказания считаются загадкой для зрителя. Например, о картинах «Постоянство памяти» С. Дали и «Черный квадрат» Малевича и сегодня спорят искусствоведы. А полотна Н. Рериха или Босха переполнены образами и иносказаниями.

В киноиндустрии меткие метафоры используют для названий фильмов. Это «Человек дождя», «Горячие головы» или «Грязные танцы». В самих кинолентах тонкие иносказания передают настроение и тональность, привлекают внимание к незаметным элементам, намекают и интригуют.

В рекламе метафоры усиливают желание покупателя, вызвать приятные ассоциации именно с этим продуктом:

Аромат жизни – дезодорант.

Жизненная сила – Черный Жемчуг.

Материнская любовь – шоколадки Киндер.

Магия цвета – краска для волос.

Вкус природы – леденцы.

Пройти тест на полушария мозга

Применение метафор в  психотерапии.

Психотерапевты обращаются к метафоре, чтобы помочь клиенту осознать или пережить личную проблему. Особенно на первых встречах, когда клиент не умеет формулировать запрос, рассказывает «много и ни о чем». В таком случае психотерапевт вспоминает или придумывает историю из своей жизни и предлагает собеседнику продолжить ее, выразить свое отношение. Цель таких историй – инициировать ассоциации, которые помогут психоаналитику понять проблему клиента.

Иногда метафорические иносказания побуждают клиента самого найти решение проблемы. Например, ему предлагается поучаствовать в придуманной истории. Клиент ассоциирует себя по очереди со всеми участниками сценки, даже с неодушевленными (деревом или стулом). Погружение в каждую роль помогает ему взглянуть на проблему со стороны и отыскать решение. Такая психологическая «подводка» с ассоциациями намного действенней, чем прямые советы.

Метафоры – это основной прием психотерапии с детьми или подростками. Малыша трех-пяти лет невозможно заставить высказаться о чем-либо. Иногда правду просто невозможно отличить от детских фантазий. Чтобы разобраться в проблеме психолог предлагает поиграть, порисовать или заняться лепкой. Например, чтобы выяснить отношение к родителям, братьям или сестрам, ребенку предлагают нарисовать их или слепить из пластилина. Если одного из родителей ребенок лепит червяком, а другого драконом, становится понятно – кого он боится или недолюбливает.

Кроме того красивая, запоминающаяся, живая речь терапевта помогает наладить общение с клиентом.

Сказкотерапия: сказка обо мне самом.

Бывает, что жизненную проблему решить логически не получается. Когда рациональная часть мозга устает, на помощь приходит сказкотерапия, способная увлечь, развеселить  и вылечить одновременно.  Иногда она помогает решить тупиковую ситуацию. Неудивительно, ведь сказки, легенды и пословицы издавна использовались для обучения человека с помощью переносных значений. Потом они стали инструментом детского обучения и плавно перешли в психотерапию.

На сеансе сказкотерапии терапевт предлагает клиенту придумать сказку о себе и внимательно слушает. Если на каком-то сюжете рассказчик запинается, высказывает тревогу, психотерапевт помогает прояснить механизм сбоя. Если рассказ обрывается на неприятном событии, психолог предлагает альтернативы решения, помогает клиенту обойти ловушки и неприятные ситуации.

В работе с детьми основным рассказчиком является терапевт. Он предлагает историю и следит за реакцией ребенка. Иногда проводят групповые сеансы с костюмами, куклами, декорациями.

Выводы:

  • Метафоры строятся на внешней или внутренней схожести двух понятий, порождают нужные ассоциации.
  • Знание известных метафорических выражений помогает сохранить национальную идентичность.
  • Силу терапевтические метафоры используют в психотерапии, чтобы помочь человеку найти собственные ресурсы и решение личной проблемы.
  • Сказкотерапия приходит на помощь тогда, когда логика не помогает.

Пройти тест на тип восприятия

Что такое метафора? Определение и примеры в литературе и кино

Метафора Значение

Разрушение метафор

По сути, метафора — это сравнение двух непохожих друг на друга вещей, предполагающее сходство. Есть много типов метафор и еще больше способов их использования, чтобы пробудить интерес и воображение читателя. Прежде чем перейти к примерам, давайте определимся с метафорой.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТАФОРА

Что такое метафора?

Метафора — это фигура речи, в которой слово или фраза, обозначающие один вид объекта или идеи, используются вместо другого, чтобы предложить сходство или аналогию между ними.Метафоры тесно связаны с аналогиями и сравнениями, которые мы объясним через минуту. Подтипы включают аллегории, гиперболы и притчи.

Примеры метафор:

  • Он тонет в деньгах.
  • Смех — лучшее лекарство.
  • Вы всего лишь гончая.

Это метафорическое определение может показаться несколько сухим, поэтому вот краткое изложение от профессора Тима Дженсена из Университета Орегона.

Что такое метафора Литературное определение

Значение метафоры

Метафора против сравнения против аналогии

Время от времени литературные приемы могут казаться несколько излишними.Например, мы все помним из школьного английского, что сравнения, аналогии и метафоры очень похожи.

В чем разница между сравнением и метафорой? Они оба сравнивают два совершенно разных предмета. Если сравнение использует «подобное» или «как» для сравнения, метафора откровенно заявляет о чем-то как о «существующем».

Для быстрого примера: когда Форрест Гамп говорит: «Жизнь подобна коробке конфет», он использует сравнение. Если бы он сказал: «Жизнь — это коробка конфет», это было бы метафорой.

Чтобы подчеркнуть эти различия, эта инфографика дает нам больше примеров различий сравнения и метафоры.

Сравнение против метафоры

Теперь вы знаете разницу между сравнением и метафорой, давайте посмотрим на разницу между аналогией и метафорой. Аналогия — это сравнение двух или иным образом непохожих друг на друга вещей, основанное на сходстве определенного аспекта.

Аналогия против метафоры

Теперь, когда мы знаем, что метафора не является , давайте рассмотрим различные типы и способы их использования для жуж в своем скрипте!

Примеры метафор

Использование расширенных метафор

Расширенные метафоры — отличный инструмент для писателей любого жанра.Каждый фильм должен быть о чем-то более грандиозном, чем история, об универсальной правде. В этом отношении удобны расширенные метафоры.

Они потрясающе привносят смысл, но при этом не кажутся чересчур навязчивыми или проповедующими о вашем тематическом материале. Более того, расширенные метафоры могут заинтересовать вашу аудиторию, глубже заглянув в вашу историю в поисках ее тематического значения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСШИРЕННОЙ МЕТАФОРЫ

Что такое расширенная метафора?

Расширенная метафора — это сравнение двух непохожих друг на друга вещей, продолжающееся серией предложений, строк стихотворения или даже целого романа.Расширенная метафора может служить отличным способом показать тему фильма.

Пример расширенной метафоры может включать в себя тщеславие (сложная и далеко идущая метафора) или аллегорию (представление абстрактных идей персонажами или событиями в повествовательной форме). Чтобы лучше понять тщеславие и аллегорию, давайте обратимся к шедевру 2019 года, Parasite .

Для наших целей давайте рассмотрим тематические элементы фильма Бон Джун Хо как расширенную метафору. В фильме Хо бедный слой сравнивается с паразитами, которые прячутся в подвалах и забытых бункерах, питаясь богатыми (или наоборот).Это пример тщеславия, далеко идущая метафора.

Как насчет аллегории? Посмотрите эту сцену, где Ким Ки Тэк спасает сусок, или ученый камень, от наводнения. Сусок является аллегорией надежды семьи на то, что удача скоро исправит их удачу.

Камень ученого, расширенная метафора

Как сценарист, критика номер один, которую вы услышите, — это шоу, не говори . Использование расширенной метафоры, такой как тщеславие или аллегория, может показать вашу тему способами, которые вдохновят вашу аудиторию.

Сравнений, которых следует избегать

Использование мертвых метафор

Мертвую метафору обычно можно рассматривать как нечто клише. Конечно, наша работа как сценаристов — быть максимально оригинальными. Отсюда следует, что мы не хотели бы использовать мертвую метафору, такую ​​как … ну, например, смерть.

У мертвых метафор есть свое время и место. Идите вперед и найдите уникальный способ использовать мертвую метафору, раскрывающую вашего персонажа. Если ваш персонаж имеет изъяны , пусть она так говорит.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕРТВОЙ МЕТАФОРЫ

Что такое мертвая метафора?

мертвая метафора — это слово или фраза, утратившие свое влияние. Это может произойти, когда со временем происходит семантический сдвиг и исходные изображения теряются из-за чрезмерного использования. Использование мертвой метафоры похоже на «избиение мертвой лошади», что само по себе также является мертвой метафорой. Мертвые метафоры по-прежнему полезны, когда используются специально (например, когда у вас есть персонаж, который склонен говорить клише).

На первый взгляд это может показаться головной болью.Мертвую метафору также можно рассматривать как версию «клише» или вещей, которые со временем утратили свое первоначальное значение из-за чрезмерного использования.

Примеры мертвых метафор:

  • Этот тест прошел очень легко.
  • Время на исходе.
  • Он чокается.

Как сценаристу важно не поддаваться клише. Клише и мертвые метафоры имеют тенденцию показаться читателю плохим письмом или, что еще хуже, скучным. Не давайте им ни одной причины, по которой руководитель отложит ваш сценарий! Если вы хотите перепроверить, чтобы убедиться, что ваш сценарий «свободен от клише», вот основные клише, которых следует избегать.

Гибридные сравнения

Использование смешанных метафор

Смешанная метафора может показаться тем, чего стоит избегать. Но этот уникальный шрифт на самом деле имеет большую ценность, особенно для сценаристов. Смешанная метафора может раскрыть о персонаже больше, чем самая царственная метафора, которую вы можете придумать.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЕШАННОЙ МЕТАФОРЫ

Что такое смешанная метафора?

Смешанная метафора — комбинация двух или более несовместимых метафор, производящая смешной эффект.Двумя способами использования смешанными метафорами в диалоге персонажи могут быть намеренные или непреднамеренные. Другими словами, если персонаж понимает, что объединяет две фразы, он может показаться остроумным. Если они просто не знают лучшего, они могут показаться невежественными.

Смешанная метафора может сбить читателя с толку, прежде всего, относительно сути сравнения. Однако нельзя сказать, что смешанная метафора не может быть успешной. Например, он может передавать тон.

Возьмем, к примеру, эту сцену из сценария The Social Network , где у Шона Паркера возникает неловкий момент после ночного секса.Обратите внимание, как сценарист Аарон Соркин использует смешанную метафору (стол перевернулся, а туфля стоит другой ногой), чтобы сделать тон разговора между персонажами неловким и неуклюжим на следующее утро.

Неловкий обмен • Прочтите всю сцену

Смешанная метафора может творить чудеса, показывая характер. Например, возьмите эту сцену из сценария Большой Лебовски , где Джеки Трихорн допрашивает Чувака.

Умная смешанная метафора • Прочтите всю сцену

«Папа гадит в лесу?» Здесь братья Коэны передают безумное душевное состояние чувака, используя смешанную метафору.Это отличный способ передать черты характера и образцы речи даже в самом небольшом диалоге.

Визуальные сравнения

Использование визуальных метафор

Легендарный гуру сценаристов Сид Филд говорит: «Сценарий — это история, рассказанная с помощью картинок». Когда дело доходит до сценария художественного фильма, вам нужно быть максимально наглядным. Введите визуальные метафоры. Они, конечно же, служат золотому кредо «показывать, а не рассказывать». Более того, они обладают способностью объединить суть темы вашей истории в едином изображении.Что может быть сильнее этого?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ

Что такое визуальная метафора?

Визуальная метафора — это представление существительного через визуальный образ, который предполагает определенную ассоциацию или сходство. Вы можете часто видеть это в политических карикатурах, где метафорические сравнения сделаны визуально. Визуальные метафоры тесно связаны с символами, но не полностью идентичны (первая предназначена для сравнения двух идей в изображении, вторая предназначена для представления идеи).

Спросите кого угодно, фильм — это визуальное средство. Для сценаристов жизненно важно воплотить нашу историю в наглядном виде. Часто это достигается с помощью визуальной метафоры.

Одним из самых ярких примеров последних лет является микс Питера Квилла (также известного как Звездный Лорд) «Awesome Mix Vol. 1. ” В качестве визуальной метафоры эта лента объединяет происхождение Квилла, смерть его матери, по сути, всю его предысторию в один неповторимый и неповторимый символ.

Используя устаревшую форму СМИ, наше понимание связи Петра с прошлым несложно и легко для понимания.

Пример визуальной метафоры • Mixtape Звездного Лорда

Когда эти визуальные метафоры используются последовательно, они могут стать мотивами. Чтобы узнать больше о привязке тем к визуальным элементам, вы можете понять, как работают мотивы. Действительно великолепным и недавним примером этой идеи могут быть визуальные мотивы в Jojo Rabbit .

Важность для сценаристов

Применение метафор в сценарии

Теперь, когда вы видели примеры метафор, какую пользу вы бы получили от их применения в своем сценарии?

Метафора передает больше информации меньшим количеством слов.На странице выбор слов, экономия и пустое пространство являются важными факторами, позволяющими хорошо читать ваш сценарий. Если мне нужно описать жадного персонажа, я могу сделать это в длинном описании, перечисляя все его проявления жадности, или я могу использовать визуальное сравнение.

Вместо «Тодд жадный» попробуйте «Тодд — корабельная крыса, собирающая сыр». Теперь это творческий, визуальный и, что самое главное, привлекающий внимание!

Наконец, расширенные метафоры могут передать тему вашей истории. Повторяющиеся изображения, диалоги и элементы рассказа подсказывают читателям, что важно в вашей истории.

Итак, что такое метафора? Это чрезвычайно полезный литературный инструмент, который может значительно улучшить ваш сценарий.

ВВЕРХ СЛЕДУЮЩИЙ

Понимание драматической иронии

Поскольку вы осваиваете литературные термины, почему бы не взглянуть на один из самых важных инструментов в ящике рассказчика: иронию. Ирония не только опровергает ожидания публики, но и делает это таким образом, чтобы внушать упорядоченность и целенаправленность вашей истории. В частности, драматическая ирония невероятно полезна, чтобы удивить нас и ваших персонажей.

Наверх Следующее: Драматическая ирония →

Что такое расширенная метафора? (с иллюстрациями)

Метафора — это литературный прием, в котором что-то, будь то объект или что-то более абстрактное, считается чем-то другим. В расширенной метафоре, также известной как тщеславие, это сравнение продолжается довольно долгое время в конкретном литературном произведении. В некоторых случаях расширенная метафора будет использоваться в одном предложении или абзаце, в то время как в других случаях она будет продолжена на протяжении всего фрагмента.Метафоры заставляют читателя взглянуть на данный предмет по-другому. В некоторых случаях дается конкретное представление абстрактного понятия, в то время как в других случаях конкретное приравнивается к чему-то более глубокому и абстрактному.

Метафоры, расширенные и другие, обычно используются во всех формах литературы, но особенно распространены в поэзии и художественной литературе.

Несмотря на то, что существует множество различных способов создания расширенной метафоры, многие авторы начинают с одного основного сравнения, прежде чем обсуждать, как другие идеи вписываются в это сравнение. Основная идея в расширенной метафоре могла бы, например, сравнить человека с деревом. Дальнейшее обсуждение могло бы дать более конкретное метафорическое значение ветвям, стволу, корню и другим элементам дерева. Обычная метафора может прекратиться после сравнения человека с деревом, но тщеславие должно расширить сравнение.Эффективная расширенная метафора может значительно прояснить идеи, которые автор хочет передать, в то время как плохая метафора может просто сбить с толку читателя, вводя слишком много новых сравнений.

Существует множество способов использования расширенных метафор в литературных произведениях.

Писатель может использовать расширенную метафору по-разному. В некоторых случаях вся история будет рассказана метафорически, часто для того, чтобы проиллюстрировать точку зрения или преподать моральный урок в той или иной форме. В других случаях такие метафоры используются только для более глубокого описания одного конкретного действия, объекта или персонажа. Метафоры, расширенные и другие, обычно используются во всех формах литературы, но особенно распространены в поэзии и художественной литературе.Например, довольно часто встречаются целые стихи, основанные на одной метафоре.

Расширенные метафоры можно эффективно использовать по разным причинам. Во многих случаях они просто используются как средство описания, когда конкретных терминов недостаточно или когда автор хочет добавить в текст риторический изящество.Литературная техника также широко используется в философских и политических сочинениях. Во многих случаях концепции, рассматриваемые в таких предметах, могут быть чрезвычайно трудными для понимания без описания, основанного на более общих идеях, поэтому для пояснения необходимо использовать метафоры. Метафоры иногда даже используются в науке, поскольку некоторые темы химии, физики и биологии легче объяснить в терминах легко визуализируемых явлений, а не посредством точного описания реальных процессов.

Что такое подразумеваемая метафора? (с иллюстрациями)

Метафора — это фигура речи, которая сравнивает две разные вещи. Когда это сравнение проводится косвенно, без использования конкретного термина для сравнения, оно называется подразумеваемой метафорой.Одним из примеров является предложение «Джон скакал до конца тротуара», в котором слово «скакал» предполагает, что Джон двигался, как лошадь, без прямого сравнения.

«Держите свои карты близко к груди» — пример подразумеваемой метафоры.

Любое сравнение, в котором материальный или простой объект используется как представитель чего-то более абстрактного, называется метафорой.В заявлении «Его любовь была океаном», например, используется образ океана, чтобы сказать, что его любовь огромна, широка и глубока. Подобная метафора может сказать: «Он тонул в любви». Лингвисты классифицировали и другие типы метафор, включая расширенные, мертвые и смешанные.

Подразумеваемые метафоры используются в письме и поэзии.

Самые простые метафоры принимают форму утверждений о «бытии», таких как «Петр — змея в траве». С другой стороны, подразумеваемая метафора может проводить сравнение по-разному. Например, «Подойдя к ней, Петр прошипел:« Ты можешь мне доверять »». В этом предложении используются глагол и причастие, чтобы показать, что Питер подобен змее, даже не произнося этого конкретно.

Одна из целей метафоры — кратко передать информацию. Метафоры показывают, о чем говорит автор, вместо того, чтобы рассказывать их списком прилагательных и наречий. Без них автор мог бы написать: «Мэри понравился подарок. Она была счастлива и довольна, глядя на это.Та же информация дается с подразумеваемой метафорой в предложении: «Мэри промурлыкала над подарком».

Авторы могут добиться разнообразия, используя метафоры, если эти метафоры не используются чрезмерно. Такие фразы, как «держите карты при себе» и «в канализацию», — это фразы, которые использовались настолько часто, что утратили свою силу сравнения.Пословица «Птица в руке стоит двух в кустах», например, больше не напоминает людям об охоте. Хорошие писатели по возможности избегают клише.

Подразумеваемые метафоры часто путают с синекдохой и метонимией. В то время как метафоры используют разные объекты для обозначения сходства, синекдоха и метонимия используют эти объекты для представления чего-то совершенно другого.«Корона прибыла в Виндзорский замок прошлой ночью» — это пример метонимии, поскольку в ней используется слово «корона» вместо имен членов королевской семьи.

Смайлики могут использоваться для обозначения эмоций или мыслей.

Каковы различные способы использования метафор в рекламе?

Использование метафор широко распространено в английском языке.Эта фигура речи проводит сравнение двух отдельных идей или вещей, которые по иронии судьбы имеют общий смысл. Использование метафор в рекламе — распространенный способ маркетологов донести точку зрения до демографических групп. Рекламодатели часто используют метафоры со словами или визуально с изображениями.

Использование определенных метафор в рекламе продуктов питания может в конечном итоге привести к ложной рекламе.

В рекламном бизнесе важно быть точным в любых заявлениях, чтобы сообщение не было истолковано неправильно. В противном случае маркетологи могут нести ответственность за ложную рекламу. В результате, когда в рекламе используются метафоры, маркетологи часто творчески обходят истину. Один из способов сделать это — использовать только фразы с существительными вместо полных предложений при включении метафор в сообщение.

Визуальная метафора, состоящая из часов со знаком доллара, может использоваться как способ выражения словесной метафоры «время — деньги».»

Метафоры в рекламе лучше всего, когда термин является оригинальным и нигде больше не использовался. Визуальные метафоры в рекламе могут быть наиболее эффективными, когда они являются частью глобальной маркетинговой кампании. Использование метафор в рекламе может вызвать у аудитории определенные эмоции и сделать сообщение запоминающимся, что является результатом успешной рекламной кампании.В идеале визуальная метафора привлечет внимание демографической группы и приведет к продажам продукта или получению дохода каким-либо иным образом.

Риск использования метафор любого типа в рекламе, будь то заголовок, текст сообщения или изображение, заключается в том, что аудитория может неправильно понять суть.Картинные метафоры, как правило, наиболее очевидны, и чем точнее метафора в печатном виде, тем больше вероятность того, что желаемая аудитория интерпретирует сообщение ясно. Успех печатной метафоры в рекламе может зависеть от того, понимает ли контрольная группа истинное значение используемого языка.

Создание метафоры, которая правильно идентифицирует бренд компании, продукт или человека, — это процесс.Рекламодатель часто рискует, что аудитория правильно истолкует сравнение или ярлык, помещаемый на предмет. Один из способов начать творческий процесс — это начать с написания сравнения. Сравнение — это сравнение, в котором используется слово «подобное», чтобы сходство было очевидным. После определения того, что на самом деле «нравится» теме, рекламодатель может создать иллюстрацию или фразу, которая является метафорой и выводит сообщение на еще более высокий уровень.

Примеры и определение метафоры

Определение метафоры

Метафора — это фигура речи, которая сравнивает две разные вещи. Как литературный прием, метафора создает неявные сравнения без явного использования слов «подобное» или «как». Метафора — это средство утверждения, что две вещи идентичны в сравнении, а не просто похожи.Это полезно в литературе для использования определенных изображений или концепций для утверждения абстрактных истин.

Например, одна из самых известных метафор в литературе представлена ​​в этой строчке из романа Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» : Какой свет проникает через то окно? Это Восток, и Джульетта, солнце! В этой метафоре Джульетту сравнивают с солнцем. Фактически, эта фигура речи утверждает, что Джульетта — это солнце. Конечно, читатель понимает, что Ромео не верит, что Джульетта — буквально солнце.Вместо этого сравнение демонстрирует идею о том, что Ромео приравнивает Джульетту к красоте, трепету и животворной силе солнца. Для Ромео Джульетта и солнце символически — одно и то же.

Общие примеры метафор

В повседневном разговоре и письме есть много общих примеров метафоры. Вот несколько хорошо известных случаев использования этой фигуры речи:

  • Смех — лучшее лекарство.
  • Она только что поздно цветет.
  • Есть ли в вашей семье паршивая овца?
  • Его каменное сердце удивило меня.
  • Я чувствую запах успеха в этом здании.
  • Он похоронен в море документов.
  • У меня на плече груз.
  • Время — деньги.
  • Ни один человек — не остров.
  • Этот актер — большой глоток воды.
  • Возраст — это состояние души.
  • Прошлой ночью я уснул сном мертвых.
  • В глазах новых родителей были звезды.
  • У преступника руки в крови.
  • Перед ее лицом сад.
  • Наша семья — это лоскутное одеяло.
  • Она жила в пузыре.
  • Ваш аргумент — скользкая дорожка.
  • Мы нашли его под одеялом из песка.
  • Рад познакомиться с вашей второй половинкой.

Примеры метафоры в строках фильма

Некоторые из самых известных строк в фильмах содержат метафору. Вот несколько запоминающихся строк из фильмов, которые демонстрируют метафору как действенный прием:

  • Мечта — это желание, которое загадывает ваше сердце. (Уолта Диснея Золушка )
  • Дождь на моей машине — это крещение.( Скажи что-нибудь )
  • Жизнь — это боль, ваше высочество. Тот, кто говорит иначе, что-то продает. ( Принцесса-невеста )
  • Пристегните ремни; ночь будет ухабистой. ( All About Eve )
  • Жизнь — это кабаре, старый приятель. ( Cabaret )
  • Передай привет моему маленькому другу. ( Scarface )
  • Это зверь убил красавица. ( Кинг Конг )
  • Ад — девочка-подросток. ( Jennifer’s Body )
  • Вы сидите на троне лжи.( Elf )
  • Я пью твой молочный коктейль. ( Там будет кровь )

Известные примеры метафор

Метафора также встречается во многих известных примерах поэзии, прозы, драмы, лирики и даже умных цитат. Вот несколько известных примеров метафор:

  • Ваше сердце — моя пиньята. (Чак Паланик)
  • Жизнь — шоссе. (Том Кокрейн)
  • Ибо женщина — это инь, внутренняя тьма, в которой лежат несдержанные страсти. (Эми Тан)
  • Любовь — это поле битвы.(Пэт Бенатар)
  • Каждый друг представляет в нас мир. (Анаис Нин)
  • Ты солнечный свет, а я луна. ( Мисс Сайгон, )
  • Если музыка — пища любви, поиграйте (Уильям Шекспир)
  • Взрослые — это просто устаревшие дети и к черту их. (Доктор Сьюз)
  • Время — это наркотик. Слишком много его убивает. (Терри Пратчет)
  • Надежда — это вещь с перьями (Эмили Дикинсон)

Различие между метафорой и сравнением

В некоторых случаях бывает трудно отличить метафору от сравнения как литературных приемов.Оба являются фигурами речи, предназначенными для сравнения. Фактически, сравнение — это разновидность метафор. Однако они отличаются наличием одного из двух слов: «как» и «как». Метафоры создают прямые сравнения без использования этих слов. При сравнении используются сравнения как или как .

Хороший пример различения этих двух литературных приемов — это экранизация романа Уинстона Грума Форрест Гамп .Одна из тем фильма основана на сравнении жизни и коробки конфет. Главный герой, Форрест Гамп, цитирует свою мать: «Жизнь подобна коробке шоколадных конфет. Никогда не знаешь, что получишь ». В этом случае сравнение между жизнью и коробкой конфет является сравнением из-за наличия слова like.

В другой сцене зрители слышат, как мать Форреста говорит: «Жизнь — это коробка конфет, Форрест. Никогда не знаешь, что получишь.Это сравнение является метафорой из-за отсутствия слова , например (или as). Обе цитаты содержат сравнительные обороты речи. Однако использование метафоры и сравнения создает тонкие различия в значении сравнения жизни с коробкой шоколадных конфет.

Написание метафоры

В целом, как литературный прием, метафора функционирует как средство создания прямого сравнения между

Расширенная метафора — Примеры и определение

Расширенное определение метафоры

Термин «расширенная метафора» относится к сравнению между два непохожих на вещи, которые продолжаются в серии предложений в абзаце или строках в стихотворении.Часто он состоит из более чем одного предложения, а иногда и из целого абзаца.

Примеры расширенных метафор в прозе

Пример № 1: Охват ночи (Автор Дин Кунц)

«Бобби Холлоуэй говорит, что мое воображение — это цирк из трехсот колец. В настоящее время я был в кольце двести девяносто девятом, с танцующими слонами, колесами клоунов и тиграми, прыгающими через огненные кольца. Пришло время отступить, выйти из основной палатки, пойти купить попкорна и колы, развлечься, остыть.

(Дин Кунц, Захвати ночь . Бантам, 1999)

Здесь видно, что «цирк» сравнивают с «воображением автора».

Пример № 2: Союз полицейских на идише (Майкл Чабон)

«Когда они собираются вместе, не требуется больше нескольких минут, чтобы все вернулись к естественному состоянию, как вечеринка, оставленная кораблекрушение. Вот что такое семья. Также шторм на море, корабль и неизвестный берег.А еще шляпы и кубы для виски, которые вы делаете из бамбука и кокосов. И огонь, который ты зажигаешь, чтобы отпугнуть зверей ».

(Майкл Чабон, Союз полицейских на идише . Харпер, 2007)

В приведенном выше отрывке автор сравнил «семью» с «кораблекрушением».

Пример № 3: Жизнь на Миссисипи (Марк Твен)

«Однажды [Mr. Биксби] неожиданно обратился ко мне с этим поселенцем:
«Какая форма Уолнат-Бенд?»

«Он мог бы с таким же успехом спросить меня, что моя бабушка думает о протоплазме.Я почтительно подумал, а затем сказал, что не знаю, что у него какая-то особая форма. Мой начальник порохового пистолета, конечно, выстрелил с треском, а затем продолжал заряжать и стрелять, пока у него не закончились прилагательные ».

«Я давно узнал, что у него было только такое количество патронов, и он наверняка превратился в очень умиротворяющую и даже старую гладкоствольную винтовку, как только они все ушли».

(Марк Твен, Жизнь на Миссисипи, . Webster, 1883)

Здесь видно, что автор использует такие метафоры, как «пороховой пистолет», «стрельба» и «боеприпасы» для описания «Гнев» г.Биксби.

Пример № 4: Как вам это понравится (Уильям Шекспир)

«Весь мир — сцена, и все мужчины и женщины — просто игроки;
У них есть свои выходы и свои входы; И один человек в свое время играет много ролей ».

Шекспир замечательно сравнил «землю» со «сценой» в упомянутом выше отрывке.

Пример № 5: Ромео и Джульетта (Уильям Шекспир)

«Но мягко! Какой свет вон вон вон разбивается?
Это Восток, а Джульетта — солнце!
Встань, прекрасное солнце, и убей завистливую луну,
Который уже болен и бледен от горя.

Здесь Шекспир снова использовал расширенную метафору, сравнивая «Джульетту» с «солнцем».

Пример расширенной метафоры в поэзии

Пример № 6: Надежда — это вещь с перьями (Эмили Дикенсон)

«Надежда — это вещь с перьями»
Что сидит в душе,
И поет мелодию — без слов,
И никогда не останавливается,

«И самое сладкое в буре слышно;
И, должно быть, болезненна буря
Которая смущает птичку
Которая согревает столько.

«Я слышал это на самой холодной земле,
И на самом странном море;
Тем не менее, никогда, в крайнем случае,
Он просил у меня кроху ».

В приведенном выше стихотворении Эмили Дикинсон замечательно использовала инструмент расширенной метафоры, сравнивая «надежду» с «маленькой птичкой».

Пример расширенной метафоры в хип-хопе

«Но если бы ты был Леброном Джеймсом, то я был бы Дуэйном Уэйдом.
Мы оба одновременно закончили один и тот же класс.
Он был руководителем класса, Телевидение с участием знаменитостей,
Но чемпионский ринг был одной вещью, которую вы никогда не могли понять,
Я был немного ниже в рейтинге, мне пришлось бороться, чтобы получить доступ
, и это могло бы сделать меня медленнее
, но теперь я взял более
И я ‘ м внизу, в Майами Хит,
воплощая мечты моего детства
И чтобы ты сделал то, что сделал я,
тебе нужно присоединиться к МОЕЙ команде! »

(Железный Соломон)

В приведенном выше отрывке Железный Соломон сравнивает «Леброн Джеймс» и «Дуэйн Уэйд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *