Герберт фон Караян и другие «яны» — Армянский музей Москвы и культуры наций
Валерия Олюнинакультура наций, музыка
Валерия Олюнинакультура наций, музыка
Культуролог Никол Саркисян считает, что фамилии на «ян» стали официально регистрироваться у армян с XIX века. В средние века и раньше фамилии носили только аристократы. Обычных людей, обычных крестьян с одинаковыми именами отличали между собой по именам отцов, например, сын Рубена —Армен. Сегодня, согласно установленному порядку, любой может поменять свои имя и фамилию. Но были упоминания о таких фамилиях в IX- X веках, которые, в основном относятся к документу под названием «Гаанамак». Здесь говорится о разных княжеских родах, чьи фамилии оканчиваются на «енац». Когда последняя «ц» редуцировалась, осталось только окончание «еан», которое впоследствии превратилось в «ян».
Как известно, фамилии, оканчивающиеся на «ян», есть не только у армян. Есть они и у курдов езидов, их отличает наличие гласной перед «ян» Алоян, Мстоян. Героем очерка Армянского музея Москвы уже был знаменитый боксер Миша Алоян. Говорят, что есть похожие и персидские фамилии, только пишутся они не «ян», а «иан».
Есть и еврейские фамилии. Связано это с тем, что в войны многие евреи брали армянские фамилии, чтобы спастись от преследования. Мы знаем народного артиста СССР, одного из ведущих актеров БДТ, Ефима Захаровича Копеляна – он исполнил яркую роль в «Неуловимых мстителях» режиссера Эдмонда Кеосаяна. Среди известных евреев с фамилией на «ян» российский критик Евгения Вежлян.
Кроме того, некоторые молдавские фамилии тоже могут оканчиваться на -ян, например: Мунтян (Монтян), Унгурян, Букурян, Меринтян, Райлян, Подолян. У этих фамилий есть аналоги, оканчивающиеся на -яну: Мунтяну, Унгуряну, Букуряну. Фамилия «Мунтян-Мунтяну» означает «горец».
Пожалуй, самым известным неармянином с фамилией на «ян» является выдающийся дирижер Герберт фон Караян, на протяжении 35 лет работавший с Берлинским филармоническим оркестром. Именно за свои выступления в Берлине он получил прозвище «волшебник Караян». По происхождению Караян грек, из провинции Македония. Разумеется, есть гипотеза об армянском происхождении музыканта. На армянских форумах до сих пор идут ожесточенные споры о том, нужно ли причислять Караяна к армянам, если он сам это отрицал или тщательно скрывал.
Отец Герберта, работая в больнице Зальцбурга, играл в консерватории имени Моцарта. С 1916 года по 1926 год молодой Караян учился в консерватории Моцартеум в Зальцбурге, где получил импульс к изучению искусства дирижирования. Кстати, сегодня в этом престижном учебном заведении на родине Моцарта учится один из лучших молодых гобоистов мира Артемий Чолокян, о котором Армянский музей вам рассказывал.
Герберт поступив в Академию Вены параллельно обучается в Музыкальной Академии.
Наиболее частым упреком в адрес гения является его служение идеалам Третьего Рейха, что по сути не было таковым. Он служил только Музыке. Вступив в нацистскую партию, он избежал преследования. Караян чрезвычайно удачно вписался в контекст новой Германии — белокурый, с резкими чертами лица и пронзительным взглядом, он служил рекламным лицом нацистской культуры. Когда его пригласили в Берлинскую филармонию, многие музыканты не смогли его полюбить, но зато все уважали. Караян по стилю работы был авторитарен, за это его часто сравнивали с Гитлером. Такие еврейские музыканты, как Исаак Стерн и Ицхак Перлман отказывались играть в одних концертах с Караяном.
Было распространено мнение, что Герберту фон Караяну очень близок дух музыки Вагнера. Жаль, что творчество и композитора, и дирижера часто рассматривалась в контексте фашистской доктрины. Этого не избежал и выдающийся мыслитель польского происхождения Фридрих Ницше, который долгое время дружил с Вагнером, но пути их разошлись.
Биограф Караяна писал: «Ему было сорок три года, когда он появился в Байройте. Никогда прежде столь молодому дирижеру не поручали полностью «Кольцо Нибелунгов» и «Мейстерзингеров» в один год и «Тристана и Изольду» — на следующий. Но Караян очень быстро зарекомендовал себя самым интересным интерпретатором Вагнера за послевоенный период. Его «Мейстерзингеры», записанные в Байройте непосредственно со сцены и выпущенные на пластинках, и по сегодняшний день считаются эталоном».Работал Караян не только в Берлине, но и с Лондонской филармонией, и Венским симфоническим оркестром. В миланской Ла Скале в сопровождении его оркестра пела великая Мария Каллас. Тот, кому посчастливилось видеть Караяна на сцене и почувствовать его «контролируемый экстаз» на всю жизнь запоминал, как Караян размахивал палочкой с закрытыми глазами, при этом ноты на его пюпитре почти никогда не лежали.
Некоторые критики, в особенности британский критик Норман Лебрехт, вменяют Караяну в вину то, что он раскрутил разрушительную инфляционную спираль, требуя огромных гонораров за исполнение. Но так или иначе одним из достижений Караяна стала организация Пасхального фестиваля. Его участие в Зальцбургском фестивале навсегда изменило музыкальный мир. «У Караяна была феноменальная способность раскрыть оркестр во всем профессиональном блеске, привести слушателей в состояние восторженного напряжения», писал автор книги о дирижере Пол Робинсон. Сам Караян достигал этого предельной лаконичностью, его обращение к музыкантам стало легендарным: «А теперь возьмите эти четыре ноты и вдохните в них Жизнь».
Источники:
1. «А теперь возьмите эти четыре ноты и вдохните в них Жизнь». www. style.rbc.ru/view/57163cf09a7947413601fe46
2. Герберт фон Караян. www. musicseasons.org/gerbert-fon-karayan/
Валерия Олюнина
Герберт фон Караян и другие «яны»Герберт фон Караян: имя знаменитого дирижера – давно не имя, а миф, символ профессии
«Те, кто достиг всего, вероятно, ставили свои цели слишком низко». Герберт фон Караян
Герберта фон Караяна по праву внесли в десятку лучших дирижеров всех времен и народов. Настоящий маэстро, кумир публики имел отточенные жесты и покорил мир своим волевым искусством, загадочностью и миллионными тиражами грамзаписей. Маэстро пришел к популярности небезупречным путем, но стал примером того, как многие гении — рабы собственного неуемного уникального дара — ради него готовы на все.
Герберт родился в Зальцбурге в апреле 1908 года в семье врача. Из-за звучания фамилии многие ошибочно полагали и полагают, что по национальности он армянин. На армянских форумах до сих пор идут ожесточенные споры о том, нужно ли причислять Караяна к армянам.
На самом деле Караян имеет греческих предков, которые когда-то жили в Македонии. Приставка фон в инициалах его потомков появилась в XVIII столетии. Дед музыканта был обеспеченным торговцем, его звали Георгий Караяннис, но, когда мужчине присвоили в Саксонии рыцарский титул, фамилию сократили до Караян и прибавили то самое «фон», указывающее на его аристократическое происхождение.
Фамильный герб фон Караянов
Дар фон Караяна заметили уже в детстве, а потому долгих размышлений об учебном заведении ни у него, ни у его родителей не было. В Зальцбурге он поступил в местную консерваторию Моцартеум и уже в 21 год получил хорошее место в немецком театре Ульма, впоследствии (в 27 лет) став самым молодым капельмейстером Германии.
А в 1933 году он добровольно вступил в… нацистскую партию, что сильно ударило по его карьере после войны. Но в этом поступке были и смягчающие обстоятельства: вторая супруга Караяна была на четверть еврейкой, а он женился на ней при нацизме, демонстрируя самостоятельность. (Правда, он развелся в 1958 году, чтобы в 50 лет взять в подруги жизни 19-летнюю Эльетт, модель Christian Dior, от которой у Караяна родились две любимые дочери, Изабель и Анабель.) Те, кто знал маэстро, утверждали, что, исполняя перед концертами нацистский гимн «Хорст Вессель», дирижер хотел подстраховать свою карьеру. Да, его обожали Геринг и Геббельс, но партийный значок неофита валялся вместе с ластиками и точилками.
В 1945-м году, незадолго до окончания войны Караян решает бежать из страны, хотя и имел в Германии большое количество поклонников, в том числе среди военных. В то время слава фон Караяна ходила уже далеко за пределами одной страны, и многие театры и оперы мечтали заполучить талантливого музыканта в свои ряды. Он стал худруком Общества друзей музыки, руководил Венской оперой, выступал с Венским филармоническим оркестром и лондонским оркестром «Филармония». Сто двадцать раз сотрудничал с миланским театром Ла Скала — в спектаклях Караяна пела сама Мария Каллас,
Но именно за свои выступления в Берлине дирижер и заслужил прозвище «Волшебник Караян».
«У Караяна была феноменальная способность раскрыть оркестр во всем профессиональном блеске, привести слушателей в состояние восторженного напряжения», писал автор книги о дирижере Пол Робинсон.
Сам Караян достигал этого предельной лаконичностью, его обращение к музыкантам стало легендарным: «А теперь возьмите эти четыре ноты и вдохните в них Жизнь».Публика после его концертов часто не могла заснуть от волнения, восхищалась безбрежной широтой репертуара и его феноменальной музыкальной памятью: Караян часто размахивал палочкой с закрытыми глазами, а ноты на его пюпитре почти никогда не лежали. «Если это и трюк, то он почему-то не удается почти никакому другому дирижеру», писали поклонники. Нравилась его манера держаться за пультом – необыкновенная пластичность рук. Как писала «Нью-Йорк таймс»: «Когда господин фон Караян дирижирует, создается полное впечатление, что в его теле нет костей».
Так или иначе, но со временем прошлое дирижера забылось. Его обожали простые граждане, профессиональные музыканты и политики, которые с восхищением высказывались о любой работе Караяна.
Послевоенные пластинки, в частности «Немецкий реквием» Брамса, сделали Караяна очень популярным. Дирижера «открыл» директор EMI Вальтер Летте. Ему случайно попалась старая запись увертюры «Летучей мыши» Штрауса, которой дирижировал Караян. Она произвела такое впечатление, что директор немедленно подписал контракт с дирижером и выбил для опального — после войны — Караяна официальное разрешение на грамзаписи.
Биограф Караяна писал: «Ему было сорок три года, когда он появился в Байройте. Никогда прежде столь молодому дирижеру не поручали полностью «Кольцо Нибелунгов» и «Мейстерзингеров» в один год и «Тристана и Изольду» — на следующий. Но Караян очень быстро зарекомендовал себя самым интересным интерпретатором Вагнера за послевоенный период. Его «Мейстерзингеры», записанные в Байройте непосредственно со сцены и выпущенные на пластинках, и по сегодняшний день считаются эталоном».
В мемуарах современников звучат слова о чувстве юмора, бескорыстной помощи молодым музыкантам и… мании величия. Вот характерное описание Караяна: «когда он дирижировал …в Метрополитен опера, он поднял дирижерский подиум, чтобы быть на виду у публики. В пренебрежение всеми правилами дорожного движения, его машина должна подаваться прямо к выходу из здания. В постоянной свите состоял боксер-тяжеловес, несколько телохранителей, бесчисленное количество помощников, собственные фотографы. А отношение к музыкантам балансировало между полным участием, – шеф посещал свадьбы и юбилеи подчиненных – и ненависти в периоды яростных припадков».
Караян был удостоен четырех премий Граммофон Awards и трех «Грэмми», ценил технику в музыке и вокруг нее, понимал возможности грамзаписи для коммерции и славы. Маэстро выпускал фильмы-оперы (снимаясь в эпизодах), пропагандировал цифровую запись, а в начале 1980-х выступил консультантом при разработке нового формата – компакт-диска. Это был взаимный интерес: его имя продвигало новые технологии SONY и Philips, а компании, в свою очередь, гарантировали массовые тиражи.
Герберт фон Карая скончался 16 июля 1989 года там же, где и родился — в Австрии, в возрасте 81 года от инфаркта миокарда. Он до последнего дня продолжал дирижировать, выступал с Берлинским филармоническим оркестром.
P. S.
Именем Караяна названы площади в Вене и Зальцбурге. Он по сей день остается самым продаваемым дирижером (более 200 миллионов дисков), чьи альбомы переиздаются и продаются и поныне. Караян – давно не имя, а миф, символ профессии. Никто из знаменитых и талантливых коллег не смогли так крепко удержаться в памяти потомков. Правда, по результатам опроса «Лучший дирижер двадцатого века» среди ста дирижеров в 2010 году, Караян занял лишь четвертое место – после Карлоса Кляйбера, Леонарда Бернстайна и Клаудио Аббадо. Но спросите сегодня даже посетителей консерваторий, кто такой Кляйбер. Много ли людей ответят? А Караяна вспомнят сразу, можно не сомневаться.
В публикации использованы материалы style.rbc.ru, operanews и musicseasons.org.
Интервью вдовы Герберта фон Караяна
Сегодня мы публикуем интервью вдовы Герберта фон Караяна журналисту Риккардо Ленци. Полагаем, что в этом тексте наш читатель найдет для себя много интересного.
Скромная калитка отделяет вход на маленькое и заброшенное кладбище в Анифе, в нескольких километрах от Зальцбурга, от могилы Маэстро. Останки музыканта, самого любимого, популярного, но также могущественного, богатого (200 миллионов фунтов стерлингов, оставленных жене Элиэтт), по мнению престижной Rough Guide to Opera 2002, предмета зависти в течение всего послевоенного периода, покоятся в маленькой могиле. Согласно завещанию, «без вспомоществования государства». Металлический двойной греческий крест блестит под утренним солнцем в окружении белых и красных цикламенов. На надгробном камне – даты рождения и смерти, имя и фамилия: Герберт фон Караян.
Многие помнят лицо Караяна, когда он дирижировал шестой частью Немецкого реквиема Брамса. Его словно высеченное из камня лицо, отмеченное временем и страданием: его мучила ужасная болезнь спины. Его порой отчаянный взгляд. Но, несмотря на все это, его жест оставался решительным, вместе с хором он наизусть декламировал стихи Апокалипсиса. Этот драматический и символический образ, кажется, унаследовала от него жена Элиэтт, которая приняла корреспондента в стенах строгой, в спартанском духе виллы в Анифе.
Встреча в Сан-Тропе. Любовь в Лондоне. Успех. Вдова самого знаменитого дирижера рассказывает о триумфах и разочарованиях великого музыканта. С Элиэтт фон Караян беседует Риккардо Ленци.
Mадам Элиэтт, Маэстро верил в Бога?
Он думал, что одного существования недостаточно для оправдания и окончания собственного творчества. В одном я полностью уверена: его сердце, его жизненный выбор, его видение жизни все еще живы во мне.
Каким образом?
Мое присутствие на Зальцбургском фестивале – вид гарантии, как с точки зрения уровня, так и с точки зрения качества исполнителей. В Вене существует Центр Караяна. Там хранятся звуковой архив и фотографические документы. Для австрийской столицы Центр Караяна стал незаменимым местом культурных дебатов. Кроме того, я основала Фонд Элиэтт фон Караян, который располагает призовым фондом для молодых художников. Наконец, 2004-ый год положит начало новым инициативам, которые коснутся Центра Искусств Альберта Вилара в замке Аренберг. Там Венский Филармонический Оркестр и Академия Караяна будут способствовать формированию молодых музыкантов.
Каким был Караян в частной жизни?
О нем ходило множество легенд, не имеющих ничего общего с действительностью. Он был прост, наделен живейшим чувством юмора. Необычайно предан двум своим дочерям, Изабель и Анабель. Никогда не посещал так называемого высшего общества и всегда предпочитал контакт с природой, с собственной семьей, которая отвечала его строгому стилю поведения.
Как Вы встретились с Караяном?
В первый раз в Южной Франции, в Сан-Тропе. Потом в 1952-ом году в Лондоне: я работала фотомоделью для фирмы Кристиан Диор. По национальности я француженка, родилась в Ницце. В ту пору мне было восемнадцать. Один мой друг попросил меня сопровождать его на концерт Караяна в Роял Фестиваль Холле. Про мнению моего друга, дирижер Караян и врач, миссионер и музыковед Альберт Швейцер были на тот момент самыми интересными людьми. Я слушала музыку, сидя в тринадцатом ряду. В конце концерта Герберт повернулся к публике, и мне показалось, что его взгляд на мгновение встретился с моим. После концерта моему другу не терпелось получить автограф, и он попросил меня меня пройти с ним в артистическую. Караян очень мало дорожил условностями. Потом я узнала, что он дал своему секретарю распоряжение пропустить к нему только девушку-блондинку. Так родилась дружба.
А любовь?
Мы гостили в Лондоне у Элизабет Шварцкопф и ее мужа, знаменитого продюсера фирмы EMI Вальтера Легге. Ужинали у камина. Удивительные голубые глаза Герберта отражали пламя: в тот момент я окончательно поняла, что родилась любовь. Несколько месяцев спустя мы с Гербертом, Элизабет с Вальтером слушали органный концерт Швейцера при закрытых дверях. Это было, как если бы мечта материализовалась.
Ваши дочери?
Изабель – актриса, Арабель – музыкант. Они выбрали для себя элитарную публику и элитарную форму художественного выражения, замкнутый образ жизни.
Критики часто спорили о Караяне. В пятидесятые годы, во главе важных музыкальных мероприятий Вены, Берлина, Зальцбурга, Милана и Лондона, он был кем-то вроде генерального музикдиректора Европы. Было неизбежно, что многое написанное о нем не отличалось любезностью…
Может быть. Но я могу гарантировать, что Герберт этого даже не читал. Очень часто то, что писали, имело под собой политическую почву. Он всегда хотел находиться на вершине, выше любой мелочности и подлости. У него было много друзей среди музыкантов, режиссеров, сценографов, и он, как правило, общался с людьми, с которыми работал, даже с самыми простыми. Его внимание было обращено к музыке, и с этой точки зрения его слух был безупречен.
В 1977-ом году его отношения с Италией прервались. Караян потребовал от главного инденданта Ла Скала Паоло Грасси соблюдения условий контрактов некоторых артистов в отношении телевидения.
Бюрократия – не только итальянская проблема. Когда художник начинает чувствовать, что мешают его творческому полету, отношения с собеседником портятся.
В 1967-ом году Караян основал Пасхальный фестиваль в Зальцбурге. Сегодня фестиваль изменился. К лучшему или к худшему?
Клаудио Аббадо работал отлично. Но каждый из нас – дитя своего времени. Герберт один, или со своими сотрудниками, выступал в роли музыкального руководителя, режиссера и сценографа. И в качестве компенсации за всю эту непомерную деятельность требовал символический шиллинг. Нахожу нормальным, что он, концентрируя в своих руках также и организационную власть, умел ускорить темп работы и выпуска дисков.
Он был также первым, кто поставил кино на службу дирижеру, расширив свою деятельность художника-интерпретатора.
Именно я представила ему выдающегося режиссера Анри-Жоржа Клузо, с которым впоследствии он продуктивно работал. Это был интеллектуальный союз, который продлился всю жизнь. Конечно, они ссорились, что естественно между такими мощными личностями. Но, так как Анри хорошо знал музыку, их эстетические и творческие цели совпадали.
Во времена холодной войны Караян выступал с оркестрами ГДР и советскими артистами. Кто-нибудь из них Вам особенно нравился?
Пианист Евгений Кисин. Как-то раз, случайно, мы пошли в Фестшпильхаус в Зальцбурге. Евгений репетировал произведения Равеля: он должен был играть на прослушивании. Он нас даже не заметил. Его звук, такой нервозный, интровертивный, беспокойный, очаровал нас. Герберт – что для него очень редко – разволновался. «Это гений»,- шепнул он мне в полумраке, и по его щеке скатилась слеза. Караян был первым, кто пригласил Кисина выступать на Западе.
В последние годы жизни Маэстро часто обращался к симфониям Брукнера. Почему?
Думаю, что его привлекало брукнеровское чувство структуры, монументальная архитектура, которые заставляли его чувствовать ближе к тому что «выше» жизни, человеческого существования. Помню, что как-то раз, после концерта, посвященного музыке великого композитора, мы посетили подземелья аббатства в Санкт-Флориане, неподалеку от Ансфельдена, где Брукнер учился, играл и где был похоронен, прямо под большим органом. В Санкт-Флориане есть кладбище, похожее на крипты братьев-капуцинов в Палермо или Риме: огромное количество костей, выложенных в геометрических формах. Это был момент глубокого, душераздирающего волнения.
Караян был также великим интерпретатором музыки Сибелиуса…
То, что связывает Сибелиуса с Брукнером, так же как Море Дебюсси с Альпийской симфонией Рихарда Штрауса, — глубокое чувство природы и ее звуков. Но Караян-пантеист мог бы стать героем отдельной книги.
Не говоря уже о его Бетховене. В распространенном представлении образ художника и образ интерпретатора часто сливаются. Запись девяти бетховенских симфоний, сделанная в 1963-ем году, разошлась в Италии в количестве 55 тысяч экземпляров.
Не думаю, что существует другой исполнитель, который имел бы подобный успех тогда, когда с момента его смерти прошло пятнадцать лет. А также до сих пор служил бы примером молодым поколениям.
Может быть, Фрэнк Синатра.
Он очень симпатичный. И действительно обаятельный.
Во время традиционного венского новогоднего концерта 1987-ого года Караян поразил всех своей ностальгической интерпретацией вальсов и полек. Казалось, что музыка Штраусов, отца и сына, была услышана в духе Пруста…
Герберт всегда стремился очистить от банальности самые известные вещи. Тремоло струнных в вальсе На прекрасном голубом Дунае напоминает больше о Брукнере, чем о Вене времен больших балов. Еще одним проявлением его юмора было, когда он, импровизируя, приблизился к микрофону, чтобы пожелать счатья в Новом Году. По техническим проблемам микрофон не работал. «Год начинается просто отлично»,- сказал он, вызвав чувство радости у публики. С того момента все дирижеры, которые сменяли друг друга по этому торжественному случаю, искали возможность продемонстрировать собственное остроумие. Но они не обладали спонтанностью и легкостью Караяна. Все казалось обычным, задуманным заранее.
Если бы Караян прожил больше, какие замыслы он бы осуществил?
Он всегда смотрел в будущее. Хотел дирижировать Нормой Беллини, Второй симфоний Малера, Кармина Бурана Орфа. Последнюю вещь он исполнил в Ла Скала, но не записал. И потом, он хотел записать в Торонто некоторые концерты Баха с Гленом Гульдом и Берлинским Филармоническим.
Это не осуществилось, потому что Гульд умер.
Какие коллеги пользовались его уважением?
Среди прочих, Клаудио Аббадо. Но особенные уважение и нежность он питал к японцу Сейджи Озава.
Какими писателями и художниками восхищался Ваш муж?
Если я назову только несколько имен, я не смогу выразить смысл его выбора. О его литературных вкусах можно было бы написать целую книгу.
Отношения Караяна с Вильгельмом Фуртвенглером, его предшественником на посту руководителя Берлинского Филармонического?
Об этом много написано, может быть, слишком много. Могу сказать, что Герберт очень любил его как дирижера.
Очень нелегкий вопрос: всегда думали, что Караян стал членом нацисткой партии не потому, что был согласен с нацистской идеологией, но чтобы иметь возможность продолжать свою дирижерскую деятельность. Каково Ваше мнение?
Не могу ответить. В то время, в 1935-ом году, я была слишком маленькой и не была свидетелем этого факта.
Мадам Элиэтт, сожалеете ли Вы о чем-либо?
Я считаю, что на мою долю выпало огромное счастье встретить этого человека. Я никогда бы не смогла пожаловаться на то, что подарила мне жизнь.
Интервью с Элиэтт фон Караян опубликовано в журнале L’Espresso
Перевод с итальянского Ирины Сорокиной*
На фото:
Герберт фон Караян
могила Караяна
Две стороны Герберта фон Караяна
Classic FM исследует увлекательную личную и общественную жизнь легендарного дирижера Герберта фон Караяна
Однажды услышав, никогда не забудешь — это звук Герберта фон Караяна. Сейчас вы услышите это только в записи (легендарный немецкий дирижер великого Берлинского филармонического оркестра умер в 1989), но это так ясно и непосредственно, как будто оркестр каким-то образом трансформировался с компакт-диска, чтобы выступать перед вами вживую.
И какая невероятная игра… Используя массивную струнную секцию в качестве эмоционального центра оркестра, подкрепленную обжигающими медными духовыми инструментами и литаврами, дополненную жидкими деревянными духовыми инструментами, все тонко настроенные и смешанные до совершенства, Караян добился результатов, которые были столь же соблазнительны, как и экзотические. духи.
Вдохновленный годами занятий медитацией и йогой, Караджан создал чувственную паутину звуков, плавно перетекающую из одного момента в другой, как будто приостанавливая само время.
Интерпретации Караяна были похожи на самого человека: уверенные, сложные, лирические, напористые, чувственные. Все человеческие эмоции были в нем, потому что Караян не знал границ, проживая свою жизнь на полную катушку и открывая нам ее многоликость. Маэстро, диктатор (по крайней мере, в некоторых глазах), плейбой, бизнесмен и семьянин — не было никого, похожего на Караджана.
Большую часть времени он дирижировал с закрытыми стальными голубыми глазами. Нижняя половина его тела почти не двигалась, в то время как его руки и руки парили над оркестром с гипнотическим эффектом. В более напористой музыке он излучал львиную силу, увлекавшую за собой музыкантов. Как и у всех по-настоящему великих дирижеров, малейшего движения с кафедры было достаточно, чтобы оркестр мгновенно изменил свое звучание. Связь между даже крошечными изменениями темпа и его собственной частотой сердечных сокращений (которая соответственно колебалась) была настолько тесной, что он счел невозможным дирижировать на большой высоте, поскольку его учащенное дыхание противоречило естественному течению музыки.
Благодаря сочетанию дальновидного музыкального чутья, политической смекалки и тщательно культивируемой самооценки, он вдохновил последователей культа, с которым при жизни мог соперничать только Леонард Бернстайн. У руля двух лучших в мире оркестров — Берлинского филармонического и Венского филармонического — записи Караяна продавались в беспрецедентных количествах, а его концерты проходили при аншлаге.
Хотя в более позднем возрасте за кулисами раздавались критические слухи о его расточительном образе жизни, связях с нацистской партией и деспотичных манерах, его статус кинозвезды и харизма сделали его любимцем музыкальной Европы.
Центральная австро-германская традиция – Бетховен, Брамс, Брукнер, Вагнер и Штраус – была главным охотничьим угодьем Караяна. Но он также добился выдающихся результатов в русском, итальянском и французском репертуаре, будь то концертный зал или оперный театр, где он проводил почти столько же времени, работая с певцами, как и с оркестром. Ему даже удалось превратить такие революционные фигуры, как Шёнберг, Берг и Веберн, в бестселлеры.
Караян руководил съемками своего репертуара, сначала с Unitel, а затем со своей собственной продюсерской компанией Telemondial в течение 19-го века.80-е годы. Они были спланированы и поставлены самим Караяном и снимались в основном в Берлинской филармонии, художественном комплексе, в создании которого он также помогал. Все это требовало огромных сумм денег, полученных от беспрецедентных гонораров, которые Караян распоряжался не только для себя, но и для своих музыкантов и певцов.
Жизнь Караяна вдали от дирижерского пульта была одновременно гламурной и требовательной. Разрушая представление о немецких музыкальных режиссерах как о суровых и нефотогеничных, он носил дизайнерские свитера с высоким воротником и элегантно зачесанные назад волосы. В то немногое свободное время, которое у него было, Караджан предавался ряду плейбойских занятий, к которым он применял те же самые высокие стандарты, на которых настаивал во время работы.
После концерта ему больше всего нравилось сесть за руль своего Порше. Сидя за штурвалом своей яхты, Караян вел корабль, как солист во время концерта, реагируя на каждый прилив и отлив с эмпатической точностью. Его пожизненная преданность принципам дзэн помогла ему подняться на более высокие уровни существования, будь то глубоководное погружение, катание на лыжах, альпинизм или пилотирование реактивного самолета. Он стремился к такому же совершенству, держа в руках джойстик, как и дубинку.
Увлечение Караяна механическими устройствами и технологическими достижениями распространилось и на его создание музыки. В 1962 году, когда многие из его коллег все еще пытались примириться с достижениями в технологии звукозаписи, Караян проницательно создал первый полный цикл симфонических симфоний Бетховена в стереоформате.
Он также полностью принял цифровую эру с ее революционно новым звуковым носителем – компакт-диском. Это вдохновило его на серию знаковых записей произведений, которые он ранее никогда не записывал, включая «Альпийскую симфонию» Штрауса и «Парсифаль» Вагнера. Эти и бесчисленное множество других отмеченных наградами релизов продолжают очаровывать и восхищать слушателей и устанавливают золотой стандарт, по которому неизменно оценивают других. Со смертью Караяна в 19 г.89 (и Бернштейн годом позже) золотой век королей дирижеров закончился.
Приветствую короля Караджана!
1908 Родился в Зальцбурге 5 апреля
1933 Дебют на Зальцбургском фестивале
1934 Дебют Венской филармонии
1937 г. Дебют Венской государственной оперы
1938 г. Дебют Берлинской филармонии
1947 Дебют Филармонического оркестра
1948 Дебют миланского театра Ла Скала
1955 г. Пожизненно назначен главным дирижером Берлинской филармонии
1956 Назначен художественным руководителем Зальцбургского фестиваля
1957 Назначен художественным руководителем Венской государственной оперы
1967 г. Основание Зальцбургского Пасхального фестиваля
1969 Учреждение Фонда Герберта фон Караяна
1981 Официальная реклама компакт-диска на Пасхальном фестивале в Зальцбурге
1989 Умер в Зальцбурге 16 июля
The Essential Karajan и Берлинская филармония
Симфония Малера № 9
Berlin Philharmonic/Karajan
Для прочтения, которое рассматривает Девятую симфонию как закат венской симфонической традиции, Караян «вживую» остается непревзойденным.
ДГ 439 0242
Puccini La Bohème
Mirella Freni (sop), Luciano Pavarotti (десять), Berlin Philharmonic/Karajan Потрясающий актерский состав, наэлектризованная игра – это оставит ваши эмоции в клочьях.
Декка 421 0492
Симфонии Чайковского №№ 4–6
Берлинский филармонический оркестр/Караян
Горячие добела чтения Караяна с обжигающей игрой разрушительной власти и воздействия.
ДГ 073 4384 (ДВД)
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Л. Х. 8624, Л.Х. 8625, Л.Х. 8626, Л.Х. 8627 | Шуман* – Дину Липатти и Оркестр Филармонии* под управлением Герберта фон Караяна | Шуман* – Дину Липатти и Филармонический оркестр* под управлением Герберта фон Караяна – Концерт ля минор соч. 54 (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
ММ-778, ММ 778 | Венский филармонический оркестр* Дирижер Герберт фон Караян | credits a):not(.artist_in_title a)»> Венский филармонический оркестр* под управлением Герберта фон Караяна — Симфония № 33 си-бемоль мажор (К. 319) (3xShellac, 12″, Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
LX. 8595, LX.8596, LX.8597, LX.8598, LX.8599, LX.8600, LX.8601, LX.8602, LX.8603, LX.8604 | Брамс* – Венский филармонический оркестр*, Герберт фон Караян | Брамс* – Венский филармонический оркестр*, Герберт фон Караян – Немецкий реквием Op.45 (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
мл 4299 | Чайковский*, Герберт фон Караян, Венский филармонический оркестр* | mr_toggler»> Чайковский*, Герберт фон Караян, Венский филармонический оркестр* — Симфония № 6 си минор, соч. 74 «Патетическая» (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
мл 4370, мл 54370 | Моцарт*, Герберт фон Караян, Венский филармонический оркестр* | mr_toggler»> Моцарт*, Герберт фон Караян, Венский филармонический оркестр* — Eine Kleine Nachtmusic (K. 525) (Серенада соль мажор), Адажио и фуга до минор (K. 546) / Симфония № 33 си-бемоль мажор (K. 319)) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Название | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
мл 4456 | Бела Барток — Герберт фон Караян, Филармонический оркестр, The* | mr_toggler»> Бела Барток — Герберт фон Караян, Филармонический оркестр, The* — Музыка для струнных, перкуссии и челесты | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
СЛ-116 | Вагнер* / Герберт фон Караян / Байройтерский фестивальный оркестр* / Байройтерский фестивальный хор* / Астрид Варней / Сигурд Бьёрлинг | mr_toggler»> Вагнер* / Герберт фон Караян / Байройтерский фестивальный оркестр* / Байройтерский фестивальный хор* / Астрид Варней / Сигурд Бьёрлинг — Валькирия, акт III (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
СЛ-117 | Вагнер* / Герберт фон Караян / Элизабет Шварцкопф / Отто Эдельманн / Эрих Кунц и другие выдающиеся солисты / Байройтский фестивальный оркестр* | mr_toggler»> Вагнер* / Герберт фон Караян / Элизабет Шварцкопф / Отто Эдельманн / Эрих Кунц и другие выдающиеся солисты / Байройтский фестивальный оркестр* — Die Meistersinger V Nürnberg, Полная опера в трех действиях (Альбом, Комп) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
мл 4431 | Григ* — Вальтер Гизекинг, Герберт фон Караян, Филармонический оркестр* | mr_toggler»> Григ* — Вальтер Гизекинг, Герберт фон Караян, Филармонический оркестр* — Клавирконцерт ля минор соч. 16 (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
СЛ-115 | Моцарт*, Антон Дермота, Сена Юринац, Эрих Кунц, Вильма Липп, Джордж Лондон (2), Эмми Лус, Людвиг Вебер, Ирмгард Зеефрид, Герберт фон Караян | mr_toggler»> Моцарт*, Антон Дермота, Сена Юринак, Эрих Кунц, Вильма Липп, Джордж Лондон (2), Эмми Лус, Людвиг Вебер, Ирмгард Зеефрид, Герберт фон Караян — Волшебная флейта (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
СЛ-114 | Моцарт* : Шварцкопф*, Юринац*, Зеефрид*, Кунц*, Лондон* С хором Венской государственной оперы*, Венским филармоническим оркестром* ; Герберт фон Караян | mr_toggler»> Моцарт*: Шварцкопф*, Юринац*, Зеефрид*, Кунц*, Лондон* с Хором Венской государственной оперы*, Венским филармоническим оркестром*; Герберт фон Караян. Свадьба Фигаро: Опера в 4-х действиях (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
33JCX1033, 33CX1099 | Гендель* / Чайковский* — Герберт фон Караян — Филармонический оркестр | mr_toggler»> Гендель* / Чайковский* — Герберт фон Караян — Филармонический оркестр — Музыка на воде / Casse-Noisette Suite (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
33 WC 1007, 33 WC-So 1007, C 70085 | Людвиг ван Бетховен — Вальтер Гизекинг (клавир) Und Das Philharmonia Orchestra London* ‧ Дирижер: Герберт фон Караян | mr_toggler»> Людвиг ван Бетховен — Вальтер Гизекинг (клавир) и Лондонский филармонический оркестр* ‧ Дирижер: Герберт фон Караян — Концерт № 4 соль мажор для фортепиано с оркестром, соч. 58 (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
33 WCX 1021 | Рихард Вагнер, Герберт фон Караян, Байройтский фестивальный хор* и оркестр* | credits a):not(.artist_in_title a)»> Рихард Вагнер, Герберт фон Караян, Байройтский фестивальный хор* и оркестр* — Die Meistersinger фон Нюрнберг (LP, Моно) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
33 ФКХ 164 | Гендель* / Чайковский* — Герберт фон Караян — Филармонический оркестр | credits a):not(.artist_in_title a)»> Гендель* / Чайковский* — Герберт фон Караян — Филармонический оркестр — Музыка на воде / Casse-Noisette Suite (LP, Альбом, Моно, Искусство) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
35005 | Людвиг ван Бетховен, Герберт фон Караян, Филармонический оркестр | mr_toggler»> Людвиг ван Бетховен, Герберт фон Караян, Филармонический оркестр — Симфония № 7 ля мажор, соч. 92 (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
35000 | Бетховен*, Герберт фон Караян дирижирует Филармоническим оркестром* | mr_toggler»> Бетховен*, Герберт фон Караян, дирижирующий Филармоническим оркестром* — Симфония № 3 («Героическая») (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
33CX 1054 | Бела Барток, Герберт фон Караян, Филармонический оркестр | mr_toggler»> Бела Барток, Герберт фон Караян, Филармонический оркестр — Концерт для оркестра (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
УГОЛ 35015, УГОЛ 35016, УГОЛ 35017 | Бах* — Хор* и оркестр, Общество любителей музыки, Вена* / Герберт фон Караян | mr_toggler»> Бах* — Хор* и оркестр, Общество любителей музыки, Вена* / Герберт фон Караян — Месса си минор (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
33CX 1065 | Чайковский* / Филармонический оркестр, Герберт фон Караян | mr_toggler»> Чайковский* / Филармонический оркестр, Герберт фон Караян — Спящая красавица и Лебединое озеро (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
ДЛ 9513 | Моцарт*, Караян*, Йохум* | credits a):not(.artist_in_title a)»> Моцарт*, Караян*, Йохум* — Симфония № 35 «Хаффнер»; Серенада KV 525 «Eine Kleine Nachtmusik» (LP, Моно) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
35097 | Бетховен*, Филармонический оркестр, Герберт фон Караян | mr_toggler»> Бетховен*, Филармонический оркестр, Герберт фон Караян — Симфония № 1 до мажор, соч. 21 / Эгмонт Увертюра, соч. 84 / Леонора № 3 Увертюра, соч. 72А | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
33 СХ 1053 | Брамс*, Караян*, Филармонический оркестр | mr_toggler»> Брамс*, Караян*, Филармонический оркестр — Симфония №1 до минор Op.68 | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
3 CBX 68, XAX 450 | Бенджамин Бриттен, Воан Уильямс*, Герберт фон Караян, Филармонический оркестр | mr_toggler»> Бенджамин Бриттен, Воан Уильямс*, Герберт фон Караян, Филармонический оркестр — Вариации на тему Фрэнка Бриджа / Фантазия на тему Томаса Таллиса (Альбом) | Продать эту версию | |||||
Изображение | Титул | Этикетка | Каталожный номер | Год | В вашей коллекции, списке желаний или инвентаре | Действия | ||
33 ФКХ 322 | Шуман* — Григ* — Дину Липатти, Оркестр Филармонии*, Герберт фон Караян, Alceo Galliera | mr_toggler»> Шуман* — Григ* — Дину Липатти, Филармонический оркестр*, Герберт фон Караян, Альсео Гальера — Фортепианные концерты (Альбом, Комп) | Продать эту версию |
Проблемы с Караяном | Классическая музыка
Сопрано Криста Людвиг описала его как «Le bon Dieu’, а множество музыкантов, обозревателей и слушателей уже давно считают его просто неприкасаемым в искусстве дирижирования. Однако многое в Герберте фон Караяне было явно богоподобным. Безжалостно амбициозный в молодости и мрачно автократичный в последние годы жизни, его история жизни отмечена ожесточенным соперничеством, междоусобицами и, что наиболее печально известно, членством в нацистской партии.
Но тогда просто послушайте результаты. Удивительно наблюдать за карьерой, полемикой и достижениями дирижера, который по-прежнему интригует поклонников и недоброжелателей, как никакой другой музыкант, даже после своей смерти.
• Дирижирование Караяном: пять фантастических моментов Караяна
Ранняя карьера Герберта фон Караяна по-прежнему вызывает споры.
Был ли он ярым нацистом или честолюбивым оппортунистом? Если бы он был ревностным членом партии, должны ли мы почитать его записи так, как мы это делаем? В какой степени моральная ответственность должна перевешивать музыкальные достижения Караяна? И какую свободу мы можем предоставить людям, которые так щедро пожертвовали в творческом плане?
Караян не одинок в этой неудобной ситуации в ту эпоху. Подобные дебаты окружают Рихарда Штрауса , Карла Орфа и Карла Бема. Действительно, Вагнер также вызывает в определенных кругах враждебность по поводу его расовых чувств.
Когда Адольф Гитлер пришел к власти в январе 1933 года , 24-летний австриец Герберт фон Караян уже провел почти четыре сезона в качестве подающего надежды оперного дирижера в южногерманском городе Ульм.
Родился в Зальцбурге в 1908 году в зажиточной семье. Во время учебы в Вене проявил способности пианиста и дирижера. После окончания учебы его дебютный оркестровый концерт с Зальцбургским оркестром Моцартеум в январе 1929 года, в котором были представлены произведения Р. Штрауса, Моцарта и Чайковского, произвел местную сенсацию и помог ему заключить контракт в Ульме.
Караян ухватился за возможность изучить свое ремесло в Ульме и опробовать большую часть оперного репертуара от Моцарта и Бетховена до Пуччини и Р. Штрауса, включая оперу Schwanda der Dudelsacker чешского еврейского композитора Яромира Вайнбергера.
Однако после прихода к власти нацистов будущее Караяна не было гарантировано.
Дирижер Саймон Рэттл о своей первой встрече с Гербертом фон Караяном протекционистская политика по ограничению занятости не немцев.
Больше похоже на это
В этом контексте решение Караяна вступить в нацистскую партию в Зальцбурге 19 апреля33 следует понимать как оппортунистический шаг, который, вероятно, был разработан для защиты его позиций в Ульме. Открыто для предположений, свидетельствует ли это также об энтузиазме в отношении нацистской политики, хотя он, несомненно, надеялся, что силовые методы нацистов принесут культурную стабильность в Германию.
Караян сохранил свою работу в Ульме еще на один сезон, в течение которого он расширил свой репертуар, включив в него похвальную версию оперы Штрауса «Арабелла». Но в марте 1934 года его уволили за профессиональные интриги с участием потенциального соперника-еврея.
Ему не пришлось долго ждать нового поста. Три месяца спустя он был назначен генеральным музыкальным директором в Аахене.
Работа в более крупном театре позволила Караяну заняться более амбициозным репертуаром, таким как цикл «Кольцо» Вагнера, «Отелло» Верди и «Электра» Штрауса. Он также укрепил свою репутацию в концертном зале, взяв на себя ответственность за ежегодный сезон оркестровых и хоровых концертов в Аахене. Одним из предварительных условий для принятия было то, что он должен повторно подать заявку на членство в нацистской партии, поскольку его предыдущее членство в Зальцбурге истекло. Это было подтверждено 19 марта.35.
Хотя на суде по делу о денацификации в марте 1946 г. Караян утверждал, что вступил в партию, чтобы продолжить свою карьеру, он не мог уклониться от своего обязательства в качестве главного музыкального директора Аахена обеспечивать музыкальное сопровождение политических мероприятий.
29 июня 1935 года он принял участие в большом оркестровом и хоровом концерте под открытым небом, посвященном Дню партии НСДАП, а четыре года спустя на аналогичной церемонии дирижировал завершением оперы Вагнера «Мейстерзингер». Но его концертные программы казались незапятнанными политическим вмешательством — произведения Дебюсси, Равеля, Кодая и Стравинского соседствовали с немецкими. В 1938 он нарушил закон, запрограммировав Ученика чародея Дюка. Партийные власти, должно быть, упустили из виду, что Дюка был еврейского происхождения.
Караян дирижирует Симфонией № 9 Дворжака «Новый мир» в исполнении Венского филармонического оркестра.
В специальном выпуске, посвященном дирижерскому наследию Германии, журнал Die Musik назвал его человеком, который «может возглавить новую организацию нашей культурной жизни в духе и направлении, которых требует национал-социализм». Концертные выступления в Гетеборге, Вене, Амстердаме, Брюсселе и Стокгольме помогли распространить его имя за пределы Германии.
Но несмотря на все это, Караян поставил перед собой еще более высокие цели, надеясь оказать влияние в Берлине. Это стремление было реализовано в 1938 году с концертом «Сила через радость» с Берлинским филармоническим оркестром и участием в качестве дирижера в Берлинской государственной опере в опере Вагнера «Тристан и Изольда» в октябре того же года.
Караян, возможно, не ожидал, что с его переездом в Берлин он вступит в политический котел, над которым у него будет мало контроля.
Все началось с рецензии на его «Тристан», опубликованной в «Берлинер цайтунг». Под заголовком «Чудо Караян» критик Эдвин фон дер Нюль расточал похвалу спектаклю, предположив, что, дирижируя по памяти партитуру Вагнера, 30-летний дирижер добился «чего-то, чему могли бы позавидовать наши великие люди в возрасте пятидесяти лет». Это было рассчитано на то, чтобы оскорбить дирижера Вильгельма Фуртвенглера, который ранее руководил балом в том же театре. Караян был создан как пешка в борьбе за контроль над культурными учреждениями Берлина между министром пропаганды Йозефом Геббельсом, сторонником Фуртвенглера, и министром внутренних дел Германом Герингом, покровителем Берлинской государственной оперы.
В июне 1939 года Караян дирижировал оперой Вагнера «Мейстерзингеры» в Государственной опере без партитуры. Спектакль сорвался, когда баритон, пьяный Рудольф Бокельманн, допустил серьезную ошибку. Увы, Гитлер в зале был в ярости, вместо этого обвиняя Караяна в недостаточно германском подходе к Вагнеру, дирижируя по памяти.
Дальнейшие проблемы возникли из-за его женитьбы в 1942 году на четверть еврейке Аните Гютерманн, что формально противоречило закону.
Тем не менее, несмотря на это, а также на продолжающуюся враждебность и подозрительность Геббельса, Гитлера и зависти Фуртвенглера, его карьера во время войны процветала. Он дирижировал мессой си минор Баха в Париже для немецких солдат-оккупантов в 1919 г.40 и вернулся во французскую столицу в 1941 году, чтобы представить свой спектакль «Тристан» в Берлинской государственной опере.
С 1940 выступал в Италии, давал концерты в Румынии и Венгрии. Важным достижением стало обеспечение популярности оперы Орфа «Кармина Бурана», партитура, которая вызвала некоторую враждебность со стороны нацистской иерархии во время своего первого исполнения в 1937 году до выступлений Караяна в Аахене и Берлине в начале 1940-х годов.